Программа дополнительного образования для детей младшей группы (3-4 лет) "Умные пальчики"
рабочая программа (младшая группа) на тему

Болдырева Юлия Викторовна

Данная программа позволяет проводить кружковую работу по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mladshaya_gruppa.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. Можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука»

И.П.Павлов

Введение. Пояснительная записка

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать,  гладить и пробовать на вкус! Исследования многих отечественных ученых (В.М.Бехтеров, Н.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальце рук способствует не только обучению письму и рисованию, но тесно связано с развитием речи.

Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

В раннем и младшем дошкольном  возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой ручной моторики. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Цель

Способствовать развитию мелкой моторики рук для общего физического и психического развития ребенка

Задачи

  1. Содействовать освоению детьми сенсорных эталонов формы, величины, цвета
  2. Развивать координацию движений у ребенка
  3. Развивать тактильную чувствительность, мелкую и среднюю моторику рук, глазомер, память
  4. Стимулировать речевое развитие ребенка
  5. Учить ориентироваться в задании (анализировать условия работы), контролировать свои действия (определять правильность действий, результатов, оценивать качество)
  6. Укреплять мышечный тонус кистей рук.

Формы организации обучения

  • Специально организованное занятие
  • Совместная работа воспитателей с детьми вне занятий
  • Совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи

Методы и приемы обучения

План занятий

1 раз в неделю, 32 занятия в год, продолжительность 10-15 минут

Формы работы с родителями

  • Собрания
  • Консультации
  • Рекомендации
  • Практикумы
  • Анкетирование
  • Совместные поделки

Ожидаемые результаты

  • Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту.
  • Овладение разными видами трудовой деятельности.
  • Умение создавать художественный образ своего изделия.
  • Овладение приемами работы с разными инструментами.
  • Овладение нормами этики поведения.

Перспективный план работы на год

Месяц

№ занятия

Название занятия

Содержание занятия

Материалы

ОКТЯБРЬ

1.

  1. Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги
  2. "Бусы для мамы". 
  3. "Ножками потопаем
  4. Игры в “сухом бассейне”

Цветная бумага, на каждого ребенка лист бумаги с нарисованной линией (ниточка бус), пальчиковая гуашь, контейнер с пробками для игр в «сухом бассейне

2.

  1. Катание по столу, между ладонями шишек.
  2. Разрывание бумаги (путем отщипывания от листа)
  3. "Веселые лягушки" (ребенок «прыгает" всеми пятью пальчиками правой и левой руки по цветкам)
  4. Пальчиковая гимнастика. 

Шишки сосновые, еловые; бумага; на каждого ребенка лист бумаги с нарисованными цветами

3.

«Овощи-фрукты»

  1. . "Пластилиновый салат" лепка разноцветных шариков (красных – "помидоров", зеленых -  "огурцов»)
  2. Пальчиковая гимнастика «Прогулка»
  3. Физминутка «Прогулка»
  4. . "Выкладывание дорожки в огороде, саду"" (выкладывание из мозайки)

Пластилин, мозайка,

4.

«Шишки-орехи»

  1. Пальчиковая гимнастика «Прогулка», «Сидит белочка в тележке»
  2. «Мишка с шишками играет» (перекатывание шишки между ладонями
  3. «Угостим мишку витаминками»(игры с фасолью)

Еловые шишки, емкость с фасолью, тарелочки для каждого ребенка

НОЯБРЬ

5.

«Овощи-фрукты»

  1. Пальчиковая гимнастика «Прогулка», «Горошинки»
  2. . "Лепим ягоды" Дать возможность ребенку самостоятельно слепить (скатать) красные и зеленые шарики ("вишня" и "крыжовник").

3.«Ягоды на ветках» (взрослому наколоть ягоды на веточки; срывать ягоды по одной правой рукой, левой придерживать скрепку)

4. "Я по садику гуляла". умение ориентироваться на плоскости и определять местонахождение предметов; 

Пластилин красного и зеленого цвета; натянутая веревка с разогнутыми скрепками; вырезанная по контуру из картона корзинка, 5 маленьких овалов синего цвета ("сливы"), 5 больших красных кругов ("яблоки").  

6.

«Овощи-фрукты»

1. "Готовим салат вместе с мамой". 

  1. "Посмотри, кто спрятался в комочке?" (разглаживание смятых комочков из бумаги, скомканных в шарики овощей и фруктов). 
  2. "Кто больше соберет фасоли?" (собрать фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком. Закручивание пробок на бутылочках)
  3. "Мы – листики осенние". 

овощи (помидор, огурец), коробка с отверстиями с боков для правой и левой руки; комочки бумаги на каждого ребенка; емкость с фасолью, бутылочки с широкими и узкими горлышками

7.

«Овощи-фрукты»

1. "Варим компот"(нанизывание на проволоку яблок и слив)

2. "Чудесный мешочек" ( овощи и фрукты определить на ощупь).

3. "Найди вторую половинку" (разрезные картинки)

4. "На прогулку" (развитие  общей координации движений)

мягкая проволока, любые фрукты, кружки синего и красного цвета с дырочкой посередине; муляжи овощей и фруктов

8.

«Одежда»

  1. Пальчиковая гимнастика «Сидит белочка в тележке», «Горошины»
  2. "Большая стирка" ( предложить ребенку положить мыло в ладошки и покатать ("намылить") ладошками)
  3. «Развешиваем белье»
  4.  "Гости".(развивать общую координацию движений).

тазик с водой, кусочки мыла – "шарик", "кирпичик"; одежда, прищепки, веревка.

ДЕКАБРЬ

9.

1. Игры с шишками

1. "Вытягиваем ленточку".(предложить сначала двумя, потом тремя пальчиками вытянуть ленточку определенного цвета).

3. "Шнуровки" (продевание шнурка в отверстие по подражанию),

Сосновые и еловые шишки; банка с проделанными в крышке отверстиями, ленточки четырех цветов (синяя, желтая, зеленая и красная).

10.

«Одежда»

Пальчиковая гимнастика «Прогулка», «Горошины» 2. "Веселые подружки"(ребенок "прыгает" пальчиками по пуговкам – "камушкам" слева направо)

2. "Платье в горох".   (захватывание мелких предметов и выкладывание их на трафарет)

3. "Застегни одежду" – на пуговицы, липучки, молнии. 

4. "Мы скачем по дорожке". (развитие координации общей моторики)

трафарет из пуговиц, пришитых к ткани; кружочки разного цвета; трафарет платья

11.

«Зима»

1.Пальчиковая гимнастика "Зима". 

2. "Новогодняя елка".(лепка круглых предметов)

3. "Елка из лесу пришла". 

(выкладывание из счетных палочек контура елки по картинке, предложенной ребенку).

4. "Зайка "(развитие общей моторики).

"зимняя" картинка с изображением играющих детей; пластилин разных цветов, трафарет елки из зеленого картона; счетные палочки

12.

«Зима»

1. Пальчиковая гимнастика "Пальчик – мальчик". 

2. "Лепим лыжные палки для Вани". 

3. "Санки"(выкладывание из фасоли) 

4. "Снежинки" (развитие общей моторики)

пластилин, картинка с зимним пейзажем. На картинке нарисован мальчик Ваня, стоящий на горке

ЯНВАРЬ

13.

14.

«Дом»

1. Пальчиковая гимнастик "Домик"  «Прогулка»

2. "Это что за теремок?"  (предложить ребенку нанизать колечки на стержень

3. "Выложи дом из цветных геометрических фигур". 

  1. "Дом большой, дом маленький" (развитие общей моторики)

пирамидка с ровным стержнем и тремя колечками одинаковой величины; пирамидка с пятью кольцами, но разными по величине; геометрические фигуры разного цвета и величины.

ФЕВРАЛЬ

15.

«Животные»

1. Пальчиковая игра "Коза и козленок".

2. "Чудесный мешочек"

3. "Хоровод зверей в лесу"(нанизывание на шнурок животных)

4. Динамическое упражнение "Медвежата" (развитие общей моторики)

мешочек затягивающий, игрушки домашних и диких животных из разного материала; фигурки зверей (зайца, медведя, лисы), вырезанные из цветного картона, из флаконов из-под шампуня; шнурок для нанизывания.

16.

«Животные»

1. «Кошка с шишкою играет» (массаж кистей рук шишками)

2.Пальчиковая гимнастика "Кошка и собаки"

2. "Следы в лесу" ( рисование пальчиком). .

3. "Покормим ежика" (с фасолью и горохом)

4. Динамическое упражнение "Котята" (развитие общей моторики) 



 



бумага, краска, игрушки: медведь, заяц, белка; таз с водой, салфетки; игрушка ежа, емкость с фасолью и горохом

17.

«Животные»

  1. Пальчиковая гимнастика "Мышка", «Коготки»

2. "Мышка в норке, спряталась от кошки" ( рвать бумагу пальцами на мелкие кусочки; строить из кусочков бумаги "норку" для мышки),

3. "Посыпаем дорожки" (предложить посыпать "песком" (пшеном, рисом) дорожку на столе шириной 3-5 см; ограничить ее полосками бумаги).

4. "Мышки" (прошагивание пальчиками по кружкам)

бумага тонкая цветная, игрушка (мышка, кошка), красивое глубокое блюдце с чистым песком, пшеном, рисом, полоски бумаги.

18.

«Птицы»

1. Пальчиковая гимнастика "Птичка" 2. Массаж «Птичка с шишкою играет»

2. "Посмотри, кто спрятался в комочке?" ( разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображенными на них контурами птиц)

3. "Лебединое озеро" (рисование ладошками)

4 Динамическое упражнение "Воробушки" (развитие общей моторики)

лист голубого тона большого формата, белая гуашь, таз с водой, салфетки; скомканные листы бумаги

МАРТ

19.

«Птицы»

1. Пальчиковая гимнастика "Птички»

2. Массаж «Птичка с шишкою играет»

3. "Угощение для птиц" (сортировка семян тыквы и подсолнечника;.отщипывание маленьких комочков пластилина и складывание их на кормушку.

4. "Птичка» (лепка)

5. Динамическое упражнение "Руки подняли…" (развитие общей моторики)

Сосновые и еловые шишки; семена тыквы, подсолнечника, большой лист бумаги, пластилин, птицы, кормушка; пластилин, игрушки, природный материал –горошинки.

20.

«Транспорт»

  1. Пальчиковая гимнастика. "Транспорт". 

2. "Что у кого?" (разглаживание скомканных шариков листов бумаги с изображениями автобуса, машины).

3. "Колеса для машины" (лепка)

4. "Машина» (развитие общей моторики).


Скомканные листы бумаги; пластилин, трафарет машины без колес из картона.

21.

«Транспорт»

.1. Пальчиковая гимнастика «Паровоз», "Как живешь?" – пальчиковая игра. 

2. "Веселый автобус" («прошагивание» пальчиками по дорожке)

3. "Составим из палочек машину".

 4. "Самолет" (развитие общей моторики):

картинка с нарисованными автобусом и извилистой дорожкой. палочки цветные; предметные картинки с изображением машины, кружки для колес.

22.

«Транспорт»

1.Пальчиковая гимнастика "Шел Саша по шоссе"

2. "Собери колеса для машины" (игра на нанизывание). 

3. "Самолет" ( лепка)

4. "Пролетает самолет" (развитие общей моторики)

4 пуговицы – "колеса" (две большие, две поменьше) разного цвета, 2 нарисованные машины разного размера с приклеенными на месте колес канцелярскими кнопками; пластилин; игрушка – самолет для рассматривания, салфетка.

23.

«Мебель»

1. Пальчиковая игра "Здравствуй, пальчик!" – игра. .

2. " Кровать" (выкладывание фасоли на графическое изображение кровати).

Материал: фасоль, предметная картинка с изображением кровати, схема выкладывания.

3. "Игра с геометрической мозаикой" ( выкладывание кровати и стула).

4. "Мы по комнате гуляли" (развитие общей моторики)

24

«Мебель»

  1. Пальчиковая гимнастика "Прогулка", «Стул», «Стол»

2. "Табурет» (составление из палочек табурета на графическом изображении

3. "Стол, скамейка" (игра с геометрической мозаикой).

4. "Ходьба" (развитие общей моторики)

палочки цветные, предметная картинка табурета и схема выкладывания палочками; геометрическая мозаика..

25

«Мебель, посуда»

1.Пальчиковая гимнастика «Стол», «Стул»
2. "Телевизор" (собрать телевизор по графическому изображению (рисунку);

.

3. "Помоги Федоре" (объединение частей в целое»

Материал: предметные картинки посуды, разрезанные на две части предметные картинки посуды.

4. "Посуда" (развитие общей моторики)

предметные картинки посуды, разрезанные на две части предметные картинки посуды;

цветные палочки, предметная картинка с изображением телевизора и схема выкладывания.

26

«Посуда»

1. Пальчиковая гимнастика "Все, что только захотим"

2. "Догадайся, что спрятано в комочке?" (разглаживание смятых комочков бумаги)

3. "Чайный сервиз" ( рисование красками) 

4. "Красивая чашка в горох" (обводка трафарета чашки и наклеивание на него приготовленных цветных кружков)

5. "Солнышко" (развитие общей моторики)

бумажные комочки с контурным изображением посуды, мебели;

силуэты чайного сервиза (чашки, чайник, блюдца), кисти, гуашь двух цветов, образцы посуды.

27

«Растительный мир»

  1. Пальчиковая гимнастика , «Дерево»"Цветок"
  2. «Мишка с шишкою играет» (упражнения с еловыми и сосновыми шишками)

3. "Каждому листочку – свое место" (закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки) 

4. "Волшебный цветок" – рисование ладонью)

5. "По узенькой дорожке" (развитие общей моторики)

Еловые и сосновые шишки; карточки с листочками березы, тополя, клена, рябины, дуба; отдельно листочки от этих деревьев. картинки с изображением сказочных декоративных цветов, таз с водой, салфетки, гуашь.

28

«Растительный мир»

1. Пальчиковая гимнастика "Цветок» (в разных вариантах)

2. "Собери цветок" (накладывание лепестка на рисунок (брать двумя пальцами),

3. "Одуванчики на полянке" (лепка)

4. "Красивый одуванчик" – втыкание спичек в пластилиновый комочек.

5. "Выросли цветы" (развитие общей моторики)

на листе бумаги сделан цветок (аппликация), отдельно лепестки, поднос4 пластилин на каждого ребенка, спички

29

  1. Пальчиковая гимнастика "Две сороконожки"

2.  «Кораблик" (составление из палочек)

3. "Шарики" (рисование) 

4. "Лиса" (развитие общей моторики)

палочки цветные, предметная картинка с изображением кораблика и схема выкладывания; листы с изображением разноцветных воздушных шариков, гуашь.

30

  1. Пальчиковая гимнастика

2. "Дождик" («прошагивание» пальчиками по дорожкам)

3. "Разрезные картинки"  (собирание картинки игрушек из 3-4 частей)

4. "Составь пирамидку" (собирание пирамидки из четырех-пяти колец одного цвета),

5. "Прогулка" (развитие общей моторики)

картинка (нарисована тучка, из тучки идет дождь, дети убегают от дождя по дорожке); картинки игрушек: мяч, пирамидка, машина, матрешка и разрезные картинки этих предметов;

лист чистой бумаги, пирамидки из картона (кольца) четырех основных цветов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования для детей средней группы (4-5 лет) "Умные пальчики"

Данная программа составлена для детей среднего дошкольного возраста по развитию у детей мелкой моторики...

Программа дополнительного образования для детей старшей группы (5-6 лет) "Умные пальчики"

Данная программа предназначена воспитателям детских садов по развитию у детей 5-6 лет мелкой моторики...

Программа дополнительного образования для детей подготовительной группы (6-7 лет) "Умные пальчики"

Данная программа предназначена воспитателям в работе с детьми 6-7 лет по развитию мелкой моторики, графических умений...

Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию

Данная программа включает в себя цикл занятий по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста и составлена на основе программы "Социокультурные истоки" И. А. Кузьмина...

Программа дополнительного образования «Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

Программа дополнительного образования«Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»...

Программа дополнительного образования в 1 младшей группе «Кнопочки» 2021-2022 учебный год

Цель - способствовать развитию мелкой моторики рук, накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, понимание речи; гармоничное развитие д...

Программа дополнительного образования в 1 младшей группе «Кнопочки»

Цель - способствовать развитию мелкой моторики рук, накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, понимание речи; гармоничное развитие д...