Взаимодействие семьи и дошкольного учереждения
статья на тему

Клименок Елена Юрьевна

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения «Мы вместе».

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того, чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и социальных педагогов, охотно будут устанавливать с ними контакт.

Нашим учреждением накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечение всестороннего развития личности.

Цель нашей работы с семьями воспитанников:  создание единого образовательного и оздоровительного пространства в процессе вовлечения родителей в педагогическую деятельность учреждения. Коллективом детского сада составлена программа,  основная идея  которой – превратить интерес детского сада к учебно-воспитательному процессу в интерес семейный, сплотить не только детскую группу в коллектив единомышленников, но и их родителей сделать своими союзниками, помочь современной семье в деле воспитания и образования детей.

Разработанная нами примерная модель  позволяет выстроить систему  взаимодействия, где ребенок станет ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми, но содружественно-конструктивными.

       

Построение модели взаимодействия родителей и педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения предполагает решение следующих задач:

- активизировать воспитательные возможности родителей;

-привлечь  родителей к участию  в образовательном процессе дошкольного учреждения;

- использовать опыт семейного воспитания для реализации образовательных программ;

- способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия посредством деятельности,  ее преобразования и изменения.

 

Деятельность в рамках предложенной модели взаимодействия детского сада и семьи предполагает:

-формирование банка данных социальных характеристик семей;

-составление программы изучения семьи (ее структуры, психологического климата, принципов семейных отношений, стиля жизни, социального статуса отца и матери, особенностей домашней педагогической системы);

-изучение (посредством анкетирования) потребностей родителей в участии жизнедеятельности дошкольного учреждения;

-оборудование помещений для общения с родителями;

-систематическое проведение дней открытых дверей для семей воспитанников (мамы, папы, бабушки, дедушки);

-создание семейных клубов по интересам (педагогическим возможностям);

-изучение педагогических инициатив родителей, представление возможностей поделиться своим мнением по проблемам воспитания и образования детей, взаимодействия с педагогами;

-составление картотек «Педагогическая копилка: родители для педагогов»;

-обобщение опыта участия родителей в жизнедеятельности дошкольного учреждения.

 

Каждый сотрудник детского сада  участвует  в организации работы с родителями, выработке совместно с родителями общих целей и задач деятельности. Эта работа требует больших личностных усилий от педагогов, постоянного творческого поиска, пополнения имеющегося багажа знаний.  

На основе систематизированного сбора информации и полученных результатов, мы попытались выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

 

Формы работы

Традиционные

Инновационные

Родительское собрание.

День открытых дверей.

Совместные дела семьи и учреждения.

Родительские конференции, сходы, съезды.

Консультации (тематические и индивидуальные).

Семейные праздники.

Посещение на дому.

Организация библиотеки для родителей.

Анкетирования родителей.

 

Семинары для родителей.

Групповые тренинги.

Семейный клуб.

Родительский клуб.

Социально-психологические тренинги.

Диспут-размышление.

Выпуск педагогического журнала.

Круглые столы.

Вечера вопросов и ответов.

 

В тесном сотрудничестве  ОУ и семьи, были проведены следующие мероприятия:   

*  Акции: «Покорми птиц зимой», «Кормушка для пичужки»;

*  Развлечение с участием родителей «День матери в детском саду»;

 *  Акция «Никто не забыт, ничто не забыто» (посвящённая Дню Победы);

 *   Конкурс творческих работ «Пасхальная радость»;

 *    Акция «Подари цветок земле»;

 *    Спортивное развлечение с  элементами футбола» (с участием пап);

 *     День открытых дверей;

 *    Родительское собрание в группе на тему: «Жестокое обращение с детьми»;

 *    Творческий проект, посвящённый Дню матери, «Милой мамочке моей…»;

 *     Совместная творческая деятельность «Книжка-малышка» своими руками;

 *     Консультация на тему: «Счастливые дети – здоровые дети!».

 

От разработанной нами модели взаимодействия семьи и ОУ, мы ожидаем:

*   Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада как субъектов этого процесса;

*   Повышение педагогической культуры родителей и воспитателей;

*   Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения,  воспитания и развития  детей дошкольного возраста;

*   Создание условий для успешной социализации  детей дошкольного возраста;

*   Психическое и личностное развитие всех участников проекта;

* Создание качественно новых взаимообогащающих отношений между родителями, детьми и педагогами;

 

* Увеличение числа активных родителей, искренне заинтересованных в соучастии  в воспитательно-образовательном процессе;

 

*  Улучшение качества усвоения детьми программных материалов;

 

*  Изменение общественного мнения и осознание престижности родительства;

 

*  Повышение уровня компетентности педагогов;

 

* Востребованность другими дошкольными учреждениями материалов разработанной модели партнерства.

 

Список используемой литературы:

1.                    Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994.

2.                   Волкова, Е.М. Трудные дети или трудные родители? - М., 1991.

3.                   Доронова Т.Н.и др. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждения и родителей/- М..:Просвещение,2005.

4.                   Солодянкина О.В.Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ.-М.:Аркти,2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения как условие гармоничного развития ребенка.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Ведь семья – самый первый и наиболее долго действующий фактор, формирующий личность ребенка. Именно в семье пере...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

В данной публикации рассматривается вопрос о становлении личности ребенка, его детской компетентности. Старший дошкольный возраст благоприятен для появлений основных психологических новообразований (п...

Совершенствование взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения посредством проектной деятельности (из опыта работы)

Совершенствование взаимодействия семьи и     дошколь­ного  образовательного учреждения посредством проектной деятельности     ...

Нетрадиционные формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.

Нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей....

Консультация для родителей "Совместная деятельность семьи и дошкольного учереждения"

Как прошло детство ребенка, от этого зависит каким человеком он станет....

Взаимодействие семьи и дошкольной организации. Мастер класс : «Дед Мороз в каждую семью»

В основе взаимодействия детского сада и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций и уважительное отношение друг к другу.Полноценное воспитание и развитие...