Занятие по развитию элементов логического мышления " Подбор родового понятия к видовым" (подготовительная группа)
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

Миронова Ольга Васильевна

Занятие разработано с учетом задач программы «Развитие+»  (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.). В конспект включены  игры, упражнения, сюрпризные  моменты, так нравящиеся детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logika.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию элементов логического мышления  

Тема: Подбор родового понятия к видовым.

Цель: продолжать учить детей устанавливать и графически отображать отношения между понятиями, использовать условные обозначения понятия;

развитие мышления, внимания;

воспитывать умение работать в коллективе.

Материал:

  •  Демонстрационный: картинка - Незнайка, карточки с изображением деревьев (берёза, дуб, сосна, ель), карточки к игре «Четвёртый лишний», графические модели, мяч.
  • Раздаточный: листы с моделью, карточки с условным обозначением деревьев, карточки с изображением сосны, ели, дуба, берёзы;  «солнышки» и  «тучки» (по числу детей).

Ход занятия:

  1. Организационный момент

- Ребята, отгадайте, кто пришёл сегодня к нам на занятие.

Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа. (Незнайка)

«Здравствуйте, ребята!

Я на шаре пролетал, и ваш садик увидал.

Решил приземлиться на поляне,

Чтобы проверить ваши знанья».

Готовы?

  1. Повторение материала.

1. Начнём с разминки.

Предлагаю вам  игру “Назови одним словом” (в проведении игры используется мяч).

А) чашка, ложка, тарелка – посуда;

Б) юла, мяч, кукла – игрушки;

В) капуста, лук, помидор – овощи;

Г) туфли, сапоги, кроссовки – обувь;

Д) роза, ромашка, тюльпан – цветы.

2. Следующая игра называется  «Что лишнее».

- Ребята, Незнайка специально нарисовал лишнюю картинку и хочет посмотреть, какие вы наблюдательные. Назовите, что лишнее и почему?

3. А теперь игра посложнее.

– Ребята, необходимо расшифровать модели. Вот эта большая точка будет животные, которые живут в лесу, а вот эти маленькие точки как будут называться?

(Дети называют точки: лиса, заяц, волк, белка, медведь)

– А теперь я буду называть маленькие точки, а вы назовете большую точку.

(Свинья, корова, овца, собака, кошка – это домашние животные).

  1. Работа по теме занятия

«Когда ваш детский пытался я найти,

Много интересного увидел по пути.

Угадайте, что это было?»

Загадка про берёзу

Клейкие почки

Зеленые листочки

С белой корой

Стоит под горой. /Береза/

Загадка про ель

Её всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем. /Ель/

Загадка про дуб

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

 Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок. /Дуб/

Загадка про сосну

У меня длинней иголки,

Чем у елки. Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви – только на макушке. /Сосна/

  • Правильно, ребята, вы отгадали, а как  можно назвать все эти предметы одним словом? /Деревья/.
  •  Как вы думаете, что общего у всех этих деревьев, которые вы видите на иллюстрациях. /Строение: корни, ствол, ветки/. А чем они отличаются друг от друга? /У одних деревьев - листочки, у других — иголки/. Вы совершенно правы.

Значит, на какие две группы можно разделить все деревья? (лиственные и хвойные).

                 - А теперь давайте обозначим схематично все разделенные группы, чтобы Незнайке было понятней (один ребёнок у доски, остальные у себя за столом).

Проверка.

        

                        Д

                       

                           Л                               Х

                                   

                       Б            Д           Е           С

   

           

           

Незнайка предлагает вам намного отдохнуть.

  1. Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё выше, выше, выше.

  1. Закрепление материала

«Почти все мои загадки вы разгадали,

Самую сложную оставил вам я».

Гриб растёт не под берёзой и не под сосной. Цветок растёт не под елью и не под берёзой. Под каким деревом растёт земляника? Что где растёт? Нарисуйте.

   

  1. Итог занятия. Рефлексия

«Вот и настала пора

Прощаться с вами, друзья».

А теперь оцените свою работу на занятии. Если у вас хорошее настроение, вам было интересно на занятии, у вас все получалось, то поднимите «солнышко», а если вы чувствовали себя неуютно, у вас что-то не получалось, тогда – «тучку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию элементов логического мышления в старшей группе. Тема: «Конкурс мудрецов»

Занятие  по развитию элементов логического мышления в старшей группе.Тема: «Конкурс мудрецов»...

Сценарий открытого занятия по развитию элементов логического мышления в подготовительной группе «Моя семья»

Сценарий открытого занятия по развитию элементов логического мышления в подготовительной группе «Моя семья»...

Сценарий открытого занятия по развитию элементов логического мышления в подготовительной группе «Моя семья»

Сценарий открытого занятия по развитию элементов логического мышления в подготовительной группе «Моя семья»...

Сценарий открытого занятия по развитию элементов логического мышления в старшей группе «Моя семья»

Цели: Освоение действий по построению и использованию графической модели классификационных отношений (на примере семьи). Развитие представлений о содержании понятий....

Сценарий открытого занятия по развитию элементов логического мышления в подготовительной группе «Моя семья»

Сценарий открытого занятия по развитию элементов логического мышления в подготовительной группе «Моя семья»...

Сценарий открытого занятия по развитию элементов логического мышления в подготовительной группе «Моя семья»

Сценарий открытого занятия по развитию элементов логического мышления в подготовительной группе «Моя семья»Конспект открытого занятия по развитию элементов логического мышления в подг...