конспект НОД адаптация
план-конспект занятия на тему

Лабзина Светлана Владимировна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_adaptatsiya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия "Мыльные пузыри" с детьми 2–4 лет в период адаптации к детскому саду

Цель: развитие чувства эмпатии, самоконтроля, умения работать рядом.

Задачи:

• способствовать снижению эмоционального напряжения, излишней двигательной активности, импульсивности;

• обучать детей устанавливать контакт друг с другом, способствовать сплочению группы;

• совершенствовать умение согласовывать свои действия с действиями других детей;

• способствовать развитию общей и мелкой моторики;

• развивать внимание, речь, воображение.

Количество человек: 6.

Длительность: 20–25 мин.

Материалы: разноцветные мячи; маракас (или колокольчик); набор для выдувания мыльных пузырей (2 шт.); палочки для выдувания пузырей (по количеству детей); гуашевые краски, кисточки; прозрачный мольберт.

Музыкальное сопровождение: плавная музыка.

Комментарий для педагога-психолога. Дошкольникам вообще и особенно детям раннего возраста очень не хватает тактильного контакта. Поэтому в данной НОД использовались такие игры и упражнения, которые дают возможность тактильно контактировать. Например, упражнения на поглаживания: "Поделись добротой!", "Теплые ладошки".

Упражнения в парах помогают детям устанавливать контакт друг с другом, согласованно выполнять действия, способствуют сплочению группы.

Важную роль играют упражнения на развитие самоконтроля, когда нужно сдерживать свои порывы (рассматривание пузырей, в то время когда их пускает педагог-психолог); соблюдать очередность. Дает осознание своей силы и значимости выполнение упражнение "Сдуй меня!", когда воспитанники "сдувают" педагога-психолога.

Особую роль играет использование на занятии прозрачного мольберта из небьющегося стекла. В отличие от рисования на бумаге стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения, дает обогащение сенсорного опыта. Рисование гуашевыми красками разноцветных кругов на прозрачном мольберте нравится детям, их захватывает процесс необычного рисования, кроме того, он дает возможность увидеть, как это делают другие.

Использование релаксационной паузы, позволяет детям успокоиться и способствует снятию психо-мышечного напряжения. Двигательная активность в течение занятия удовлетворяется в полной мере с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста.

Ход НОД

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

1. Ритуал приветствия

Инструкция. Дети становятся в круг. Педагог-психолог произносит слова приветствия и показывает движения. Дети повторяют за ним слова и поднимают руки вверх, опускают вниз, берутся все за руки.

Здравствуй, небо!

Здравствуй, земля!

Здравствуйте, мои друзья!

2. Упражнение "Поделись добротой!"

Инструкция. Слово педагога-психолога: "Ребята, какие вы сегодня необычайно симпатичные. У вас очень добрые, теплые и ласковые улыбки. Давайте поделимся своей добротой и скажем любезные, приятные слова, назовем положительные черты каждого из вас...".

Дети по очереди поглаживают одного из воспитанников по спине, произнося: "(Имя) хорошая, красивая, добрая, умная, ласковая, милая" и т. д.

II. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Упражнение "Знакомимся с мыльными пузырями"

Инструкция. Дети садятся на стоящие полукругом стульчики. Слово педагога-психолога:

"Подарили мне игрушку –

Не машинку, не хлопушку,

Просто тюбик. А внутри

Притаились пузыри.

(Показывает набор для выдувания мыльных пузырей.)

Ребята, что это за пузыри такие?.. Правильно, мыльные пузыри! А теперь посмотрите внимательно на пузыри, которые я выдую. Не вскакивайте, не хватайте их, а внимательно рассмотрите. Какие они?.." (Выдувает пузыри.)

Вопросы:

• Сколько пузырей я для вас выдула? (Много.)

• Какой они формы? (Круглые.)

• Какого размера были пузыри? (Маленькие и большие.)

• Какого цвета пузыри вы видели? (Зеленые, желтые, белые, голубые, розовые, красные. Они переливались разными цветами. Пузыри были разноцветные.)

• Что делали пузыри? (Летали, кружились, опускались, поднимались, сталкивались,

лопались.)

III. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

1. Упражнение "Нарисуй в воздухе. Нарисуй ножкой"

Инструкция педагога-психолога: "Ребята, давайте представим, что у нас в руках мелок. Попробуем нарисовать в воздухе сначала маленькие пузыри-круги, потом побольше и большие. А очень большие нарисуем двумя руками. (Дети рисуют круги в воздухе.)

Теперь попробуем ногой нарисовать на полу пузыри-круги разного размера: маленькие, побольше и большие. (Дети рисуют ногой круги на полу.)

2. Игра "Надувайся, пузырь!"

Инструкция педагога-психолога: "Теперь представим, что мы с вами один большой мыльный пузырь. Давайте встанем все в один маленький круг, прижимаясь, друг к другу плечом и поиграем в игру "Надувайся, пузырь!". (Дети берутся за руки и образуют маленький круг, стоя плечом к плечу.)

Надувайся, пузырь,

Раздувайся большой.

Оставайся такой,

Да не лопайся!"

Рассказывая стихотворение, педагог-психолог вместе с детьми маленькими шажками отступает назад. Круг медленно расширяется под стихотворение, увеличиваясь в размере, пока педагог-психолог не скажет: "Хлоп! Лопнул пузырь!". Дети хлопают в ладоши, затем снова становятся в маленький круг и берутся за руки. Игра повторяется несколько раз.

3. Игра "Сдуйте меня!"

Инструкция педагога-психолога: "Ребята, теперь представьте себе, что я – большой мыльный пузырь. Постарайтесь сдуть меня. А для этого нужно дуть на меня очень сильно и всем вместе!".

Дети сидят на расставленных полукругом стульчиках. Педагог-психолог стоит напротив дующих на него детей и изображает движение, имитирующее потерю равновесия от сильного порыва ветра. Игра повторяется 2–3 раза.

4. Игра "Пузыри, не разлетайтесь, в баночку собирайтесь!"

Инструкция. Дети стоят в кругу. В руках у педагога-психолога маракас (или колокольчик). Слово педагога-психолога: "Ребята, только что я была в роли мыльного пузыря. Теперь вы будете пузырями, а я вашей баночкой. Когда я скажу: "Раз, два, три, надуваю пузыри!" и вы услышите такой звук (звенит маракасом), можете свободно "летать" по комнате, изображая полет пузырей. А когда звук затихнет, вы должны вернуться в баночку: "Ну-ка, пузыри, собирайтесь в баночку!".

Дети свободно передвигаются по комнате, надув щечки и изображая полет пузырей, пока слышат звучание маракаса. Когда звук затихнет, дети возвращаются в тесную баночку, которую изображает педагог-психолог, обнимая всю группу детей. Игра повторяется 2–3 раза.

5. Релаксация

Инструкция. Педагог-психолог говорит о том, что "пузыри устали, долго так летали" и предлагает детям лечь на ковер и немного отдохнуть. Звучит плавная музыка. Педагог-психолог предлагает детям удобно расположиться на ковре, закрыть глазки и отдохнуть. Спустя время детям предлагается проснуться, открыть глазки, глубоко вдохнуть и выдохнуть, выпрямиться, потянуться и почувствовать себя спокойными, довольными и отдохнувшими.

6. Упражнение "Вместе держи и не урони!"

Инструкция педагога-психолога: "Дети, давайте встанем по парам лицом друг к другу. Я дам вам один мяч на двоих. (Раздавая детям мячи, педагог-психолог спрашивает, какого цвета мяч они получили.) Представьте, что мяч – это мыльный пузырь, который ни в коем случае нельзя уронить, а то он лопнет. Держите мяч вдвоем и выполняйте движения: поднимите руки вверх; опустите; присядьте; встаньте; пошагайте".

7. Рисование на прозрачном мольберте

Слово педагога-психолога: "Ребята, конечно мыльные пузыри имеют цвет, но они выглядят очень необычно, так как прозрачны. Поэтому мы сегодня с вами попробуем нарисовать их не на бумаге, а на прозрачном мольберте".

Инструкция. Дети рисуют гуашевыми красками разноцветные круги на прозрачном мольберте из небьющегося стекла.

8. Выдувание пузырей

Инструкция педагога-психолога: "Дети, я предлагаю вам самим попускать сейчас мыльные пузыри. Только вот есть небольшая проблема: палочек для выдувания пузырей хватит всем, а вот баночки, в которые их нужно окунуть, у меня только две. Поэтому постарайтесь окунать свои палочки по очереди, давая возможность это сделать каждому".

Примечание. В этом упражнении дети учатся договариваться друг с другом, соблюдать очередность.

IV. РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП

Педагог-психолог: "Ребята, вспомните, какие игры и упражнения мы с вами провели? Что вам больше всего понравилось?..".

1. Упражнение "Хлопки"

Инструкция педагога-психолога: "Какие мы с вами молодцы! Давайте в благодарность друг другу сначала тихо похлопаем одним пальчиком, затем громче двумя, теперь тремя, четырьмя и всеми пальчиками громко!".

2. Упражнение "Теплые ладошки"

Инструкция педагога-психолога: "Как всегда, мы поделимся частичкой своей доброты. Трем свои ладоши так сильно, чтобы они стали очень теплыми и передаем свое тепло и доброту стоящим рядом".

Дети стоят в кругу и трут свои ладошки, чтобы разогреть их и они стали очень теплыми. Затем заводят руки за спины друг друга и поглаживают одновременно стоящих рядом детей по спине, передавая тепло своих ладоней. Упражнение повторяется 2–3 раза.

Заключительное слово педагога-психолога: "Спасибо, ребята за ваше тепло и доброту, которую вы подарили друг другу! До свидания, мои хорошие! Я вас люблю!".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект психологического занятия с детьми 2-3лет в период адаптации к детскому саду

Тема занятия:"Мячики"Цель занятия:развитие коммуникативных навыков,ориентации в собственном теле ,зрительного восприятия и снятие эмоционального и мышечного напряжения.Материал для занятия:Большой кра...

Адаптация и прогноз адаптации

В этом материале вы найдеёте:- что такое адаптация;- какие существуют типы адаптации;- как оценить течение адаптации ребёнка;- как помочь ребёнку в период адаптации;- развитие ребёнка от 1,6-2 лет;- м...

Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.

Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....

Адаптация ребенка к ДОУ: игры в период адаптации. Во что играть дома в период адаптации к ДОУ

Материалы для родителей и педагогов адаптационных групп.1. Игра "Режим дня" с картинками2. Игра "Детский сад" с игрушками...

Консультации для воспитателей младших групп «Роль воспитателя в период адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению»: -Основные особенности нормально текущего периода адаптации; - Как облегчить адаптацию.

Основная роль в успешной адаптации ребёнка в детском саду ложиться на плечи воспитателя. Всё зависит от его профессионализма, чуткости, умения найти подход к каждому ребёнку, уметь сопереживать...