Тема по самообразованию: « Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»
учебно-методический материал (средняя группа) на тему

Зотеева Ирина Александровна

Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию:

 « Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»

Актуальность: Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.

В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполнили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты»

Цель: Создание оптимальных педагогических условий по формированию связной речи дошкольников средствами малых форм фольклора.

Задачи:

  1. Определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения.
  2. Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.
  3. Развивать фантазию, творческие способности, умение находить средства выражения образа в мимике, жестах.
  4. Создать условия для развития у детей эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.
  5. Обогатить словарный запас детей. Развивать образную и связную речь дошкольников.
  6. Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

Литература:

  1. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду - М.: Просвещение, 1972
  2. Корнеева Е.И. «Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников» Москва 1995 год
  3. Мельников М. Н. «Русский детский фольклор» - М.: Просвещение, 1987 год
  4. «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду/ Под ред. А. В. Орловой. – Владимир.: Академия, 1995 год.
  5. Загрутдинова М., Гавриш Н. «Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание. – 1991г. №9
  6. путешествие по стране загадок / Сост. : Шайдурова Н. В. Барнаул: БГПУ, 2000
  7. Ресурсы интернета.

Месяц

          Тема

Содержание работы

Практический выход

сентябрь

Изучение литературы

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сказок, загадок, потешек, песенок, считалок…

октябрь

Работа с детьми

Работа с родителями

Знакомство с темой: «Развитие речи дошкольников средствами малых форм фольклора»

Подбор материала для работы

Создание уголка речевого развития, пополнение уголка ряжения.

Фольклорный праздник «Осенины»

Оформление папки передвижки

ноябрь

Работа с детьми

Работа с родителями

Подготовка к развлечению «Экологическая сказка» с использованием малых фольклорных форм

Привлечь к подготовке развлечения : оформление зала, помощь в пошиве костюмов, рисование схем с правилами

Показ развлечения родителям

декабрь

Работа с детьми

Работа с родителями

Подготовить атрибуты к

дид.играм: «Один начинает, другой продолжает»,

«Продолжи пословицу»,

«Изобрази пословицу пантомимой»

Помощь  в заучивании пословиц, песен, стихов к новогоднему празднику

Зимние гуляния на прогулке

Консультация на тему:»Роль фольклора в развитии детей»

январь

Работа с детьми

Работа с родителями

Пополнение библиотеки новой литературой: Русскими народными сказками, потешками, небылицами.

Изготовление «Волшебной книги»

Вечер загадок и пословиц

Консультация:

«Влияние загадок на развитие речи детей дошкольного возраста»

февраль

Работа с детьми

Работа с родителями

Создание альбома: «Пословицы, поговорки, заклички, народные приметы в рисунках

 

Помощь детям в подборе материала, рисунков.

Презентация альбома в группе

Выставка альбомов в родительском уголке

март

Работа с детьми

Работа с родителями

Подготовка фольклорного праздника «Масленица»

Помощь педагогам, детям в

подготовке к празднику

Фольклорный праздник

«Масленица»

Консультация:

«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»

апрель

Работа с детьми

Работа с родителями

Чтение и обыгрывание эпизодов из русских народных сказок.

Д/И: »Угадай сказку»

Изготовление шапочек для

подвижных народных игр.

Подготовка костюмов, декораций.

Анкетирование по теме:

«Роль фольклора в жизни ребенка»

Игра – драматизация для  детей мл. и ср. групп по сказке» Заюшкина избушка»

Оформление уголка по теме:

«Устное народное творчество»

май

 Работа с детьми

Работа с родителями

Настольно – печатные игры по русским народным сказкам

(разрезные картинки, лото,

скороговорки, чистоговорки

Подготовка к собранию

Литературная викторина по сказкам

Поместить в уголок приглашение на собрание, тему, краткое содержание собрания

Представление методического продукта

Подготовка к выпускному вечеру, работа над выразительностью речи детей.

Выпускной вечер

Форма отчетности

Отчет о работе по теме: «Развитие речи детей средствами малых фольклорных норм» на  родительском собрании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая карта обследования речевых умений детей старшего возраста средствами малых форм фольклора

Данная диагностическая карта разрабртана на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е.Струниной. Она позволяет выявить уровень владения детьми-логопатами малыми формами фольклора, умение испо...

Методика работы по формированию математических представлений старших дошкольников через малые формы фольклора и художественное слово

Предмет математики  настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.Б.Паскаль...

ДОКЛАД" Речевое развитие младших дошкольников средствами малых форм фольклора "

"Речевое развитие младших дошкольников средствами малых форм фольклора "  ...

Проект «Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»

Проект«Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»...

Развитие словесного творчества старших дошкольников через малые формы фольклора (загадки)

laquo;Русский фольклор – богатейшая сокровищница народной мудрости и загадка – одна из ее ярчайших жемчужин».Цель: содействие развитию словесного творчества детей через приобщ...