ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ
методическая разработка (младшая группа) на тему

Конобрицкая Татьяна Юрьевна

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ

 

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_4.docx52.79 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ

 

  

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ И СЕМЬЕ

1. РЕЖИМ - ОСНОВА ЖИЗНИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Важнейшим условием правильного развития детей является четкий, соответствующий возрасту и индивидуальным особенностям режим дня. Большинство педагогов, физиологов, медиков (Н.М.Щелованов, Н.М.Аксарина, И.А.Аршавский, Н.М.Фонарев и другие) определяют режим как основу жизни маленького ребенка. Что же такое режим?

Режим-это рациональное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей организма ребенка (сон, прием пищи, бодрствование), а также смена видов деятельности.

Бодрствование - это деятельное состояние коры головного мозга, которое поддерживается раздражителями из внешнего мира (И.П.Павлов).

Сон - это также активный процесс, поскольку многие нервные клетки во время сна находятся в активном состоянии. Но деятельность органов чувств в это время заторможена. Сон возникает в результате естественной усталости после достаточного по длительности (в соответствии с возрастом) бодрствования. Чередование сна и бодрствования - важное условие нормальной психической деятельности человека.

Сон и бодрствование - это два сопряженных состояния. От того, насколько активным был ребенок во время бодрствования, зависят характер засыпания, глубина и длительность сна. Если ребенок хорошо выспался, то бодрствование его, как правило, протекает активно.

Если ребенка укладывать спать, кормить, организовывать бодрствование в одно и то же время, то у него формируется система условных рефлексов на время приема пищи, укладывания на сон, активной деятельности.

Эта система условных рефлексов на время, которую И.П.Павлов назвал динамическим стереотипом, и составляет физиологическую основу режима. Сложившийся динамический стереотип заранее подготавливает организм к приему пищи в определенное время, сну, активной деятельности и тем самым экономит нервную энергию ребенка.

При составлении режима за основу берется предел работоспособности нервной системы ребенка, который меняется на протяжении раннего возраста многократно. Предел работоспособности нервной системы в разные возрастные периоды и определяет длительность бодрствования, количество дневного и ночного сна. При определении промежутков между кормлениями учитываются потребность в пище в том или ином возрастном периоде и особенности работы пищеварительной системы (см. табл.).

Распределение бодрствования, сна в течение суток


 

 

 

Возраст

Кормление

Бодрствование

Сон

кол-вораз

перерывы между кормлениями, ч

максимальное,длительность, ч

кол-вопериодов

дневной, ч

ночной,ч

всего всутки, ч

От1 до

2,5-3 мес.

7

3

1-1,5

4

2-1,5

11

18-17,5

От 2,5-3

до 5-6 мес.

6

3,5

1,5-2

3

2-1,5

10-11

17-16,5

От 5-6 до 9-10 мес.

5

4

2-2,5

3

2-1,5

10-11

16,5-16,5

От9-10мес.

до 1года

5-4

4,5-3,5

2,5-3,5

2

Первый-2,5,второй-2

10-11

15,5-14,5

От 1 года до 1 года 6 мес.

4

4,5-3,5

3,5-4

2

Первый-

2,5-2,второй-1,5-1

10-11

14,5-13,5

От 1 года 6 мес. до 2 лет

4

4,5-3,5

5-5,5

1

3

10-11

13,5-13

От 2 до

3 лет

4

4,5-3,5

5,5-6,5

1

2,5-2

10-11

12,5-12

 

На протяжении всего периода раннего детства режим меняется многократно. Так, на 1-м году он меняется 4 раза. На 2-м - 2 раза. На 3-м году режим не меняется в течение года, но для проведения всех режимных процессов дети делятся на две подгруппы. В первую (младшую) подгруппу входят дети в возрасте с 2 лет до 2 лет 6 месяцев, а также ослабленные дети.

Во вторую (старшую) подгруппу входят дети в возрасте от 2 лет 6 месяцев до 3 лет. Все режимные процессы с первой подгруппой проводятся в первую очередь.

В условиях семьи и детского учреждения при составлении режима дня должны учитываться следующие моменты:

  1. Возраст ребенка.
  2. Здоровье и уровень физического и психического развития. (Дети ослабленные живут на режиме более младших детей.)
  3. Сезонные изменения.

Режим должен обеспечить суточное количество сна и бодрствования. Для детей, посещающих детское учреждение, режим составляется не только на время пребывания малыша в детском саду, но и для дома, т.е. на сутки. Четким соблюдением суточного режима в семье и детском учреждении и обеспечивается суточное количество сна (ночной, дневной) и бодрствования. Родителям необходимо обеспечить ребенку достаточное количество ночного сна и обязательно предупредить воспитателя группы. Если сон малыша был по какой-либо причине нарушен, нужно увеличить дневной сон в детском саду, предупредив об этом педагога.

Показатели правильно составленного режима:

  1. Отсутствие у ребенка отрицательных эмоций (плача, капризов, негативных реакций и т.д.).
  2. Уровень деятельности малыша соответствует возрасту.
  3. Ребенок спокойно переходит от одного состояния к другому (от бодрствования ко сну и наоборот), от одного вида деятельности к другому.
  4. У ребенка хороший аппетит, глубокий сон.
  5. Малыш принимает активное участие во всех режимных процессах и положительно к ним относится. Сложным моментом в организации режима дня детей раннего возраста как в условиях семьи, так и в условиях детского учреждения является перевод детей на новый режим. Особенно труден переход с режима с двукратным сном на режим с однократным дневным сном, так как при этом меняется не только ритм, но и последовательность проведения всех режимных процессов. Перевод на новый режим должен осуществляться постепенно. Сначала сокращается длительность сна и увеличивается длительность бодрствования внутри старого режима, а затем сокращается количество дневных снов, но увеличивается их длительность. Перевод детей на один дневной сон осуществляется после 1 года 6 месяцев.

О необходимости перевода ребенка на новый режим можно судить по его поведению:

  1. Ребенок перестает спать днем; медленно засыпает, рано просыпается; засыпает перед кормлением или в период кормления.
  2. Теряет аппетит.
  3. Негативно относится к предложениям взрослого; неадекватно отвечает на них.

Ведущими педагогами (Н.М.Аксариной, Г.М.Ляминой, М.Ю.Кистяковской и др.) были сформулированы основные методические правила проведения режимных процессов. Какие же это правила?

  1. Все режимные процессы должны быть направлены на своевременное и полное удовлетворение органических потребностей организма ребенка. Внимание взрослых сосредоточивается на воспитании положительного отношения ребенка ко всем режимным процессам (к приему пищи, гигиеническим процедурам, занятиям, движениям, к укладыванию на сон и т.д.). Для этого требования взрослого должны всегда совпадать с потребностями ребенка. Взрослый предлагает ребенку принимать пищу тогда, когда малыш голоден, предлагает спать, когда он устал, и т.д.
  2. Интерес к режимному процессу у ребенка увеличивается, если он принимает посильное активное участие в нем. Например, в 10-11 месяцев держит ложку и пытается зачерпнуть пищу во время еды, в 2 года ест самостоятельно; в 1-6 месяцев стягивает с себя носки, шапку и т.п. В 2-3 года пытается самостоятельно раздеться, одеться и т.п.

Активно участвуя в режимных процессах, малыш может ошибаться, делать не так, как требует взрослый. Чаще всего это происходит от недостатка опыта, знаний малыша. Очень важно, чтобы взрослый не заострял внимание детей на неправильных поступках, а учил, как надо сделать правильно. Например, во время кормления воспитатель заметил, что ребенок берет пищу из тарелки не ложкой, а рукой. Он подходит к ребенку и тихо говорит:

«Миша, возьми ложку и кушай. Вот, какой ты молодец, правильно держишь ложку».

3. Все режимные процессы должны использоваться взрослыми для воспитания ребенка.

Жизнь ребенка проходит в постоянном чередовании сна, бодрствования, кормления. Важно все это использовать для развития малыша. С этой целью необходимо обговаривать все действия взрослого и ребенка, называть свойства предметов, явлений. Формировать нужные привычки и навыки поведения. Например, во время кормления взрослый не только формирует у ребенка правила поведения, но и обогащает словарь названием блюд, их качеств (кисель сладкий, молоко теплое - горячее и т.д.).

4. Организация режима в детском учреждении предполагает постепенное вовлечение детей в тот или иной режимный процесс (принцип постепенности). Например, при организации кормления воспитатель предлагает 2-3 детям убрать игрушки и вымыть руки, после чего дети садятся за стол и им тут же подают пищу, а в это время другие 2-3 детей моют руки и садятся за стол и т.д.

5. Перед каждым режимным процессом воспитатель дает установку. Например: «Скоро будем обедать. Сережа, Маша, уберите игрушки на место и пойдем мыть руки».
Установка должна даваться за несколько минут до начала режимного процесса, с тем чтобы дети могли переключиться на новый вид деятельности.

Организуя режимные процессы, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Например, при организации сна в первую очередь уложить ослабленных детей, детей, быстро засыпающих, тех, кто спокойно ведет себя перед сном. Детей возбудимых, беспокойных при засыпании следует укладывать в последнюю очередь, с тем чтобы уделить им больше внимания (посидеть около них, погладить и т.д.).

При кормлении в первую очередь необходимо посадить за стол детей с повышенной пищевой возбудимостью. Детей с плохим аппетитом лучше сажать за стол с детьми, активно принимающими пищу.

Для того чтобы правильно организовать режим в условиях дошкольного учреждения, необходимо четко распределить обязанности между воспитателем и помощником воспитателя группы.

Воспитатель выполняет режим дня группы, учитывая состояния отдельных детей, своевременно сообщает старшему воспитателю, медицинскому работнику детского сада о необходимости изменения режима отдельных детей и группы в целом.

Осуществляет гигиенический уход, оздоровительные мероприятия (умывание, закаливающие процедуры).

Проводит кормление, прогулку, укладывание спать, следит за сном и пробуждением, обеспечивает полное удовлетворение потребностей ребенка, хорошее его самочувствие и своевременное формирование навыков, умений. Организует самостоятельную деятельность детей, проводит занятия, как индивидуальные, так и подгрупповые; обеспечивает активное поведение, своевременное развитие и воспитание положительных форм поведения детей.

Помощник воспитателя работает в группе под непосредственным руководством воспитателя, помогает во всей работе с детьми при кормлении, укладывании на сон, подъеме со сна, туалете, на прогулке и при возвращении с нее, а также при проведении игр и занятий; отвечает за чистоту помещения, проводит уборку группы, проветривание и т.п.; выполняет всю техническую работу, необходимую для организации всех режимных процессов.

Итак, при организации режимных процессов ведущая роль принадлежит взрослому. Он создает условия, действует совместно с ребенком, подсказывает, показывает, как правильно сделать, поощряет, подбадривает его. Именно от взрослых (воспитателей, родителей) зависит, как будет развиваться ребенок, какое у него будет поведение, будет ли онорганизованным, самостоятельным, активным или наоборот.

 

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ

2.1. Организация сна

Нервная система ребенка раннего возраста отличается малой выносливостью и быстрой утомляемостью. Вот почему в этом возрасте большое внимание уделяется правильной организации сна. Во время сна ребенок должен полностью восстановить свои силы. А для этого сон должен быть полноценным, глубоким.

В дошкольном учреждении важно создать правильные условия для сна детей. Помещение, в котором спят дети, должно быть тщательно проветрено, температура воздуха не должна превышать 18°С. Идеально, когда дети спят на свежем воздухе.

Детские кроватки должны быть удобными для сна: с небольшим подъемом изголовья (плоская подушка), матрац умеренно мягкий. Воспитателю необходимо создать правильную обстановку перед укладыванием на сон. Надо исключить излишнее возбуждение детей (крик, шумные игры и т.п.). Важно заранее дать установку на сон: «Скоро будем спать. Давайте уберем игрушки. Они тоже устали и хотят отдохнуть. Молодец, Катенька, - уложила куклу спать...» и т.п.

Уже с полутора лет дети могут принимать посильное участие в приготовлении ко сну. Однообразные, спокойные действия, связанные с раздеванием, успокаивают их. Воспитатель ласковым, спокойным голосом также настраивает на сон: «Какой Вовочка молодец, аккуратно сложил одежду. Иди ложись в кроватку».

Воспитатель следит, чтобы дети приняли удобную позу в кроватке, помогает укрыться одеялом, следит, чтобы руки малыша лежали поверх одеяла.

Поскольку дети не все засыпают сразу, то педагог помогает им заснуть: «Закрой глазки, Машенька, и тихо-тихо полежи. Повернись на бочок, Алешенька, и закрой глазки. Вот молодец». Так постепенно все дети засыпают.

Во время сна дети должны находиться под постоянным наблюдением взрослых. Воспитатель наблюдает, как спят малыши, спокоен ли их сон. Хороший крепкий сон - показатель здоровья ребенка. Частые пробуждения, стон, разговор во время сна должны насторожить взрослых. Это может быть сигналом нездоровья ребенка, нарушения возбудимости нервной системы.

Важно не только как засыпают и спят дети, но и то, как они пробуждаются.

Дети не всегда и не все просыпаются бодрыми, веселыми. Есть малыши, которые просыпаются медленно, с плохим настроением. Таких детей надо подбодрить, повысить их настроение приветливыми словами, улыбкой: «Машенька проснулась, хорошо отдохнула, вот как у нее глазки блестят».

Процесс подъема детей после сна должен быть постепенным. По мере пробуждения воспитатель предлагает детям потихоньку вставать, одеваться и идти в группу.

 

2.2. Общие требования к организации умывания, кормления, одевания

Развитие и воспитание личности в раннем возрасте происходит в так называемой «бытовой» деятельности: в различных режимных моментах (умывание, кормление, одевание и раздевание).

Создавая условия для этой деятельности и общаясь с ребенком, педагог решает ряд задач:

  • воспитание самостоятельности как относительной не зависимости от взрослого (предпосылкой ее является формирование на эмоциональной и наглядной основе элементарных орудийных действий);
  • накопление опыта самостоятельных действий в бытовых процессах способствует развитию самоуважения, чувства собственного достоинства. Через действия с предметами быта (полотенце, мыло, посуда, предметы одежды и обуви и др.) закладываются основы будущей культуры труда, бережливости;

-воспитание навыков опрятности, культуры еды, что принято называть культурно-гигиеническими навыками. Они предохраняют здоровье ребенка, связаны с воспитанием его общей культуры;

- воспитание доброжелательного отношения друг к другу, так как в условиях детского сада при выполнении процессов самообслуживания возникает множество ситуаций,
требующих от малышей личностных и «деловых» контактов.

Педагогу важно создать определенные условия для успешного решения вышеназванных задач.

Вся обстановка для выполнения бытовых процессов должна быть приспособлена к росту ребенка. Все предметы, оборудование для элементарных трудовых действий (клеенка, фартучки, варежки, тряпочки и т.п.) должны иметь определенное место хранения, которое знают дети. Все это будет способствовать самостоятельности детей.

Участие ребенка во всех процессах должно сопровождаться положительными эмоциями, иначе ребенок становится невосприимчивым к педагогическим воздействиям. Поэтому важно, чтобы вода для умывания была теплой, а кран - на таком уровне, чтобы вода не затекала в рукав; мыло - такого размера, чтобы ребенок смог его удержать в своих еще очень неумелых руках; посуда для еды привлекала своим внешним видом и т. п.

Все режимные моменты должны быть продуманы с точки зрения постепенного включения детей в процесс (индивидуально или по 2-3 человека), чтобы максимально обеспечить индивидуальный подход к детям. Важно учесть, что есть дети медлительные или, наоборот, подвижные, и педагогу надо обеспечить каждому ребенку время, необходимое для самостоятельных действий.

Для обучения детей действиям с предметами быта необходимо самому педагогу четко представлять те способы действия, которые он будет давать детям. Все взрослые (педагоги и родители) должны знать эти действия, чтобы быть едиными в требованиях к ним. Для успешного обучения детей действию важно расчленить его на отдельные операции и показывать их в последовательности и неторопливо.

Взрослые должны взять за правило: сначала ребенок пробует совершать действие сам и только в случае его неудачной попытки оказывать помощь малышу. Во многихдействиях с предметами быта ребенок испытывает затруднения потому, что он еще слабо владеет собственным телом, движениями своего тела (например, выдергивает руку из рукава одежды, не сгибая ее в локте и т.п.).

Помощь взрослого прежде всего заключается в том, чтобы показать ребенку, как согнуть руку, куда поставить пальчики (например, при застегивании пуговицы), как ладонями обхватить переносимый предмет (например, тарелку, чашку), чтобы его не уронить, и т.п. Совершая с ребенком совместное действие, надо дать ему почувствовать «рисунок» движения руки (ладони, пальцев и др.). Кинестетическое чувство поможет ребенку затем самому контролировать характер, силу, направление «рабочего движения» (А.М.Сеченов) и будет способствовать развитию ловкости, сноровистости, что немаловажно для успеха в любой практической деятельности.

Общение взрослого с ребенком должно быть направлено и на элементарное осознание выполняемых действий. Несмотря на малый возраст, ребенок на эмоциональном уровне воспринимает слова педагога о значимости чистоты рук, опрятности одежды и т.п. Это способствует формированию потребности быть чистым, опрятным. Общение так же должно способствовать тому, чтобы ребенок установил связь между способом действия и получаемым от него результатом, что в дальнейшем будет основой для самостоятельного контроля за совершаемым действием. Педагог обеспечивает положительный эмоциональный фон выполнения бытовых процессов, к месту и вовремя используя художественное слово. Большое значение в решении задач воспитания имеют игровые приемы поощрения правильных действий, упражнения в действиях на специальном материале (например, рамочки с застежками,пуговицы, кнопки, шнурки и т.п.).

Содержание и методика проведения режимных процессов в детском саду и в семье одинаковы. Особенности зависят от числа детей. Подробно методика их проведения в условиях дошкольных учреждений изложена в работах Н.М.Аксариной, Г.М.Ляминой.

Исходя из общих подходов к проведению разных процессов в дошкольном учреждении, ниже приводятся конкретные рекомендации родителям из программы «Кроха». Этими рекомендациями могут воспользоваться и педагоги.

 

2.3. «Пробую есть сам» (кормление ребенка от 1 года до 2 лет)

Что же нового появляется в процедуре кормления ребенка 2-го года жизни? Это возраст, когда ребенок начинает есть самостоятельно. Некоторые дети могут есть ложкой довольно хорошо даже в 1 год. Но начиная с 1 года - 1 года 3 месяцев большинство детей активно стремятся делать это сами. Предоставьте ребенку такую возможность. Не упустите это время, иначе в 2 года вы ему скажете: «Ты уже большой и должен есть сам», а ребенок начнет капризничать и требовать, чтобы его кормили.

Итак, с 1 года - 1 года 3 месяцев побуждайте ребенка есть самостоятельно и не запрещайте, если он стремится к этому сам. Учите его правильным действиям:

  • держать ложку в правой руке, а хлеб в левой;
  • пищи на ложку брать немного, хлеб откусывать небольшими кусочками;
  • слегка наклоняться над тарелкой;
  • опускать ложку в тарелку плавно, не стуча о край
  • вытирать рот салфеткой в случае необходимости вовремя еды и по ее окончании;
  • намыливать руки мылом и мыть их круговыми движениями;
  • вытирать руки полотенцем.

Садитесь есть вместе с ребенком, но перед этим скажите: «Сейчас мы с тобой будем обедать, но сначала руки вымоем». Выполняйте умывание в замедленном темпе, пусть ребенок видит ваши действия, называйте их. Демонстрируйте ребенку и прием пищи, пусть ваше поведение будет ему примером.

Используйте совместное действие, обучая ребенка держать ложку, брать ею пищу и т.д. Возьмите его ручку в свою и выполняйте нужное движение, пусть малыш почувствует его «рисунок». При этом приговаривайте: «Вот как Мишенька сам ест... пьет из чашки, намыливает ручки» и т.п.

Ребенок этого возраста, особенно до 1 года 6 месяцев, очень быстро устает, каждое из перечисленных действий требует от него больших усилий, физических и психических, поэтому внимательно следите за ним во время еды и умывания и, заметив признаки напряжения, усталости, помогите ему: докормите сами, домойте руки сами.

Обратите внимание и на такое поведение ребенка: сначала он ест с аппетитом, ничто его не отвлекает, но вот он начинает играть ложкой, стучать ею по тарелке, даже переворачивать тарелку, уже не так охотно открывает рот, когда вы подаете ему пищу. Как поступить? Прежде всего, не раздражайтесь и не ругайте ребенка, это может привести к потере аппетита. Такое поведение малыша говорит о том, что он уже не так голоден, как вначале. Последуем совету доктора Б.Спока: «Если ребенок перестает обращать внимание на еду, стоящую перед ним, считайте, что он съел достаточно, уберите тарелку и спустите ребенка на пол. Если ребенок немедленно начинает хныкать, чтобы еду не убирали, как будто хочет сказать: «Вы меня не поняли, я еще не наелся», дайте ему еще одну возможность. Если вы всегда будете убирать еду, как только ребенок потеряет интерес к ней, он не будет играть раньше, чем насытится».

Родителей часто огорчает плохой аппетит ребенка. В чем же дело, почему малыш плохо ест? Если ребенок здоров, то потеря его аппетита - результат ваших ошибок.

Что же надо делать, чтобы аппетит ребенка не вызывал у вас огорчений? Прежде всего постарайтесь каждый раз готовить его к приему пищи за несколько минут до кормления:доброжелательно, ласково скажите малышу, что сейчас он будет есть. Если ребенок играет, не прерывайте его игры, а попробуйте сделать кормление ее продолжением: «Оленька, твоя дочка проголодалась, давай пригласим ее поесть с нами. Только не забудь помыть ей ручки».

Ребенок должен сесть за стол с хорошим настроением, не огорчайте его перед едой.

Сервируйте стол красиво: постелите чистую салфетку, поставьте вазочку с бумажными салфетками, используйте красивую детскую посуду, желательно с рисунком. Все это привлекает внимание детей и повышает их аппетит. Если ребенок отказывается от еды или ест плохо - не пытайтесь накормить его насильно. Помните, что пища, съеденная без аппетита, не приносит пользы. И в этом случае попробуйте использовать игровые приемы: «Машенька, давай доедим кашку и посмотрим, не улетела ли птичка» (имеется в виду рисунок на донышке тарелки).

Не забывайте, что кормление вы можете использовать для развития ребенка. Ведь во время его ваш малыш без специальных занятий овладевает необходимыми в жизни познаниями. Он узнает названия блюд, их вкусовые качества (кислое, сладкое, соленое), физические свойства (холодное, горячее, теплое), цвет, форму и т.д., если обговариваются действия, называются блюда, их качества. «Попробуй, Машенька, кисель. Он из клюквы, сладкий, розовый», «Посмотри, Сережа, какой помидор круглый, красный, а огурчик зеленый, длинный».

Итак, при правильном воспитании ребенок в 2 года:

  • перед едой идет мыть руки, моет их сам, хотя, может быть, не всегда умело;
  • ест сам ложкой жидкую и густую пищу;
  • обращает внимание на свое грязное лицо, руки, нос, дает взрослому знать об этом или сам пытается вытереться бумажной салфеткой, умыться;
  • требует устранения непорядка за столом (постелил салфетку, убрать крошки и т. п.).

 

2.4. «Умываюсь и ем сам!»

(кормление ребенка на 3-м году жизни) :

Дети этого возраста стремятся к самостоятельности и могут быть самостоятельными. Для этого нужны определенные условия.

Для умывания поставить к умывальнику скамеечку или табуретку, стоя на которой малыш сможет достать кран; полотенце дать короткое, чтобы ребенку легче было им вытираться; повесить его на высоте, доступной для ребенка, чтобы он мог снять и повесить его сам. Умывание должно вызывать у малыша приятные эмоции: вода должна быть не очень холодная и не затекать ему в рукава.

Для кормления поставить маленькие, по росту ребенка, стол и стулья; найти доступное для него место хранения предметов сервировки стола: салфеток (скатерти), посуды и др.

Ребенок может сидеть и за общим столом, когда вся семья в сборе. В этом случае он, разумеется, ощущает значительность ситуации. Покажите ему пример культуры поведения за столом, не делайте замечаний при какой-либо его неудаче, неловком действии, незаметно помогите малышу, похвалите за самостоятельность и аккуратность.

Привлекайте ребенка к участию в приготовлениях к еде: предложите ему поставить стул к столу, принести и постелить салфетку, принести тарелку, ложку и т.п. Выполнение этих действий создает у ребенка «установку» на прием пищи, положительно влияет на аппетит. Участие малыша в приготовлениях к еде имеет и другую положительную сторону - приучает его к труду и самостоятельности.

При кормлении продолжайте придерживаться тех же правил, что и на 2-м году жизни, но обратите внимание на культуру поведения за столом.

К 3-м годам ребенок может:

  • есть спокойно, не торопясь и не отвлекаясь, соблюдая правила культуры еды;
  • спокойно ждать, когда подадут следующее блюдо (но и вы не злоупотребляйте длинными паузами!);

-выражать свои просьбы словами («Подай, пожалуйстаa, салфетку», «Налей еще чаю» и т.п.);

-говорить «спасибо» после еды.

 

2.5. «Я одеваюсь сам»

Весь процесс предыдущего взаимодействия с малышом подготавливал его позицию «я сам». Когда ему было всего 7-8 месяцев, он научился находить в ближайшем пространстве предметы одежды и обуви и пытался натягивать шапочку на голову, а ботинок на ногу, хотя из этого, конечно, мало что получалось. Малыш уже соотносил предмет и его назначение.

В 1 год 3 месяца - 1 год 6 месяцев ребенок активно «помогал» взрослому при одевании и раздевании: подавал руку, чтобы надеть варежку, поднимал голову при надевании шапки, платка, подавал маме вещи.

К 2-м годам активность ребенка возрастает: он поднимает ручки, когда вы надеваете на него платье, свитер, просовывает руки в рукава пальто, которое вы держите, ноги - в чулки, колготки, носки, придерживаемые вами. Малыш может самостоятельно снимать некоторые предметы одежды (шапку, платок, развязанный вами, носки, колготки), но очень неумело.

К 3-3,5 годам ребенок может сам одеться и раздеться.

Но некоторые родители думают: да зачем это ему, еще такому маленькому? Мама сама все сделает быстрее и лучше, а вот он вырастет, и все само придет. И получается, что в 3 года ребенок заявляет «я сам», но мы ему не позволяем сделать самому то, о чем в 5-6 говорим: «Ты уже большой, сам одевайся», а ребенок капризничает, требует, чтобы его одевали-раздевали, сам делает это небрежно, плохо.

Вы, конечно, замечали, как ваша кроха, застегивая пуговицу или снимая платье, высовывает язык, пыхтит или, наоборот, задерживает дыхание, «помогает» себе всем телом? Безусловно, ему нелегко, ведь руки еще так непослушны, а действия так сложны и в то же время так интересны. Хочется с ними справиться самому!

Не пропустите благоприятный период, когда ребенок хочет действовать сам, когда его привлекают действия с предметами, когда он испытывает удовлетворение от самостоятельно выполненного действия. Наверстать упущенное будет очень сложно.

Эти, на первый взгляд элементарные, действия самообслуживания создают большие возможности для развития малыша:

- крепнет его рука, она «учится» сгибаться и разгибаться во всех сочленениях, совершенствуется мелкая моторика кисти;

-развивается умение фиксировать взглядом движения рук, контролировать совершаемое движение зрительно, а затем и кинестезически, через «мышечное чувство»;

- ребенок учится различать и сравнивать особенности совершаемых действий, оценивать их качество, отличать правильное от неправильного, а значит, и исправлять их;

-развивается умение устанавливать связь между совершаемым действием и получаемым результатом.

Все перечисленные умения, приобретаемые ребенком в самообслуживании, важны для успешного его участия в любой продуктивной деятельности.

Итак, ребенок хочет, но еще не умеет действовать с предметами - одеждой или обувью. Все его внимание направлено на результат, а не на способ действия, поэтому он стаскиваетс себя платье (колготки, рубашку), а не снимает. Вот как ребенок снимает колготки: взявшись за резинку, спускает их до колен и, не выпуская резинки из рук, стоя выдергивает из чулка сначала одну, потом другую ногу. В результате один или оба чулка обязательно вывернутся наизнанку. Если оба, то колготки хоть надеть можно. А если один? Как их надеть, когда один чулок «смотрит» вниз, а другой вверх? Взрослый, естественно, берет вещь из рук ребенка и сам начинает выворачивать ее и надевать на малыша. Поэтому, если мы хотим, чтобы ребенок действовал сам и на положительном эмоциональном фоне, надо придерживаться принципа: раздевание должно «готовить» одевание, т. е. одежда и обувь должны быть сняты и положены таким образом, чтобы облегчить ребенку последующее одевание.

Ну и как же, например, снять и положить колготки, чтобы максимально подготовить самостоятельное их одевание? Прежде всего подчеркнем, что у ребенка должны быть стульчик, на котором он одевается и раздевается перед сном или идя на прогулку, а также вешалка для верхней одежды на уровне его роста.

Итак, снимаем колготки:

- стоя около стульчика спиной к сиденью, двумя руками держась за резинку, малыш спускает их ниже колен;

-садится на стул;

- берется одной рукой за пятку, а другой за носок чулка (вы, конечно, рассмотрите с ним, что на колготках есть пятка и носок);

- тянет поочередно чулки вниз.

Чтобы надеть колготки без проблем, надо определенным образом положить их на сиденье стула. Оказывается, если положить колготки на сиденье стула резинкой к краю и одним швом вверх (или резинкой к спинке стула и двумя швами вверх), то стоит взять их двумя руками за резинку и сесть на стульчик (не вертя в руках), то левый чулок окажется обязательно у левой ноги, а правый у правой. Теперь смело можно всовывать поочередно ноги в чулки, ошибок не будет.

Мы не случайно так подробно расписали, как проходят снятие и надевание колготок. Обратите внимание, сколько разных действий надо совершить, да таких, которые не позволят колготкам вывернуться наизнанку и не потребуют мучительных поисков, где левый, где правый чулок. Да еще надо знать, где у колготок резинка, чулки, пятка, носок, шов.

Если мы, взрослые, продумаем все действия ребенка, то облегчим очень сложный для него процесс, поможем ему стать самостоятельным! Ведь это нам, взрослым, легко из любого положения, не глядя, взять и надеть любой предмет одежды. Вот еще несколько советов, как действовать с одеждой и обувью.

 

 

 

 

 

 

Порядок

действий

ребенка

Способы

действий

ребенка

Место ре-

бенка, рас-

положение вещей

Действия

взрослого

в помощь ребенку

Платье

снять и

повесить

Потянуть платье за

ворот двумя руками

вперед-вверх, вы-

свобождая голову.

Затем потянуть рукав за обшлаг, за

конец рукава (не за

плечо!) вниз сначала с одной руки, потом с другой. Рукава и все платье не должны приэтом выворачиваться наизнанку

Стоя за

спинкой

стула, повесить на

спинку стула подолом

вниз, застежкой

вверх (если

она сзади)

Расстегните пуговицы, если самостоятельные

попытки ребенка оказались безрезультатными,направляйте

движения руки ребенка

вперед-вниз при стягивании платья; вниз -при стягивании рукава. Покажите, как взять(за плечевые швы)вещь застежкой к себе или от себя, повесьте вещь совместным сребенком действием, разглаживайте ее, приговаривая: «Не сомнется платьице, пока Оля спит»

Рубашку (мальчику) снять и повесить

Расстегнуть двеверхние пуговицы;дальше - как платье девочки

Так же, как платье

Такая же помощь, какдевочке

Пальто снять

Расстегнуть пуговицы, начиная с нижней (!); приспустить пальто сплеч; выдернуть одну руку из рукава, затем потянуть за обшлаг другой рукав свободной рукой

Стоя у вешалки, пальто повесить на отдельныйкрючок

Расстегните одну-две верхние пуговицы.Приспустите пальто с плеч сами; придержите пальто за спущенный рукав; помогите найти петельку, за которуюнадо вешать пальто

Обувь снять и поставить

Ноги в обуви поставить вместе; наклонясь, развязать шнурки (отстегнуть застежку и т.п.); ноги поочередно вынуть из обуви и поставить рядом с обувью так, чтобы обувь оказалась между ступнями ног

Наклонившись и не вставая состула, рукойзадвинуть под стулсразу пару обуви

Помогите расстегнуть обувь, если самостоятельные попытки ребенка не приводят к результату, покажитедвижение, каким задвигается обувь под стул

Платье(рубашку) надеть

«Влезть» в платье(рубашку): ребенок, не снимая вещи со спинки стула (!), наклоняется и просовывает голову в ворот платья; затемвыпрямляется и поочередно просовывает руки в рукава

Стоя за спинкойстула

Придержите подол, помогите ребенку сделать нужное движение руками, чтобы попасть в рукава

Обувь

надеть

Выдвинуть обувь из-под стула одновременно (!); поставить между ступнями ног; вставить ноги в обувь; застегнуть

Сидя на стуле

Покажите, как выдвинуть обувь и поставить ее; как застегнуть

 

Не отступайте от принятого порядка и способов действий, поощряйте, хвалите ребенка за то, что он делает все правильно: «Вот как Машенька положила колготки на сиденье стула, резиночкой на краешек стула, шов наверху». За те действия, которые ребенок начинает выполнять без напряжения, без усилия, хвалить не надо.

На первых порах малышу еще нужна помощь, но такая, чтобы не подавить у него стремления к самостоятельности. Совместным действием с ним чуть-чуть подправляйте движения ребенка. Он должен почувствовать «рисунок» движения, которое приведет к желаемому результату.

Обратите внимание: сначала действие совершается ребенком и лишь после неудавшейся его попытки вы приходите на помощь. Причем не делая за него, а способствуя самостоятельному действию.

Проявите терпение! Скоро вы увидите, что ребенок справляется с одеванием и раздеванием все более самостоятельно.

Постарайтесь сделать процесс одевания и раздевания приятным для ребенка. Поощряйте его стремление к самостоятельности. Называйте предметы одежды, обуви. Можно прочесть соответственно действию потешку, называя имя ребенка:

 

А баиньки, баиньки,

Купим Маше (Оле) валенки,

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке.

Будет Машенька ходить,

Новы валенки носить.

 

***

Маша варежку надела
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал».
Маша варежку сняла:
«Поглядите-ка, нашла!
Ищешь-ищешь и найдешь.
Здравствуй, пальчик,
Как живешь?»

***

Лизонька (Оленька и т.д.) маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Лиза чернобровая.

 

***

У девочек и мальчиков

Зимою мерзнут пальчики.

Чтобы пальчики согреть,

Что на ручки нам надеть?

Обыгрывайте действия ребенка. Например: «Тянем, потянем, вытянули ножку. Эту ножку в этот домик, эту ножку в другой домик» (надеваем туфли) и т.д.

Все это сделает процесс одевания и раздевания приятным для малыша и вызовет желание действовать самому. Обязательно демонстрируйте ребенку бережное отношение к его вещам. Например, расправьте платье на стуле: «Вот как повесим платье, чтобы не смялось. Красивое у Маши платье». Делайте это в самом раннем возрасте. Не думайте, что если ребенок еще не говорит, то он не поймет вас. По интонации голоса, по движениям рук с вещью ребенок эмоционально уловит ваше отношение к ней.

Итак, ваш малыш к 3-3,5 годам:

- охотно обслуживает себя сам, одевается, раздевается, не капризничает, не требует, чтобы за него это сделали вы;

-стремится к активности: «Я сам!», не позволяет вам сделать то, что он умеет;

- знает место каждой вещи и аккуратно их складывает определенным способом;

-бережно обращается с вещами, аккуратно ставит, кладет, вешает на место.

Все это - результат того, что вы, любя своего малыша, правильно себя вели:

  • проявили терпение, внимание и доброжелательность;
  • отвели специальное время для процессов самообслуживания и сделали их самоценным событием жизни
    ребенка;

-для каждой вещи определили постоянное место, способ хранения и действия с ней;

  • оказывали помощь только в тех случаях, когда ребенок еще не мог справиться сам, руководствуясь правилом: я помогу тебе сделать самому;
  • хвалили ребенка только тогда, когда он достигал результата, прилагая усилия с определенным напряжением;
  • замечали любое новое действие, освоенное ребенком, и хвалили за самостоятельность;

-выражали своим поведением бережное отношение к вещам.

 

 

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ В РЕЖИМЕ ДНЯ

Психическое и личностное развитие детей идет не только в бытовой деятельности, организованной в режимных процессах, но и в условиях обучения на занятиях. Занятия как одна из форм организации обучения занимают определенное место в режиме дня.

Психолого-педагогические исследования доказали не только возможность обучения детей раннего возраста, но и исключительную восприимчивость их к усвоению учебного материала, способность воспринимать и решать учебные задачи, если они предлагаются в доступной игровой форме.

Основной, наиболее эффективной формой обучения детей раннего возраста являются занятия. Занятия обеспечивают целенаправленное развитие ребенка, так как проводятся они в соответствии с программой, с учетом их индивидуального развития. На занятиях под руководством воспитателя дети приобретают знания об окружающей жизни, умения, навыки. Уних развиваются все психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, речь. Уже в раннем возрасте на занятиях малыши приобретают элементарные учебные навыки. Они учатся внимательно слушать воспитателя, воспринимать задание, действовать в соответствии с ним. На занятиях дети приобретают некоторые знания и навыки жизни в детском сообществе (не мешать друг другу, заниматься со своей игрушкой, подождать, пока взрослый занимается с другим ребенком, и т.п.).

Занятия, организованные воспитателем, должны быть направлены на приобретение прежде всего тех знаний и умений, которые имеют наибольшее значение для развития детей и которые не могут своевременно сформироваться без специального обучения. Они также должны быть направлены на углубление и уточнение знаний и совершенствование умений, которые дети получают в повседневной жизни и в самостоятельной деятельности.

В условиях детского учреждения занятия проводятся с подгруппой детей, численный состав которой зависит от возраста. Чем младше дети, тем меньше подгруппа. Так, на 2-м году в подгруппу объединяют сначала 2-3 ребенка, затем 5-6, 6-8, а на 3-м году делят группу пополам.

Объединяя детей в подгруппы, воспитатель должен учитывать не только их возраст, но и уровень развития. Поскольку темп развития у детей разный, то и состав подгруппы не может быть постоянным в течение года.

У детей раннего возраста преобладает непроизвольное внимание. Малышам трудно заниматься тем, что не вызывает у них интерес. Поэтому первостепенная задача воспитателя - вызвать и поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия.

С этой целью педагог может использовать сюрпризные моменты. Обычно они используются в начале занятия. Например, неожиданное появление предмета (раздается стук в дверь. Воспитатель предлагает детям: «Ребятки, давайте сядем на стульчики и посмотрим, кто пришел к нам в гости!» Дверь открывается и появляется кукла: «Вот какая красивая кукла Маша пришла к нам в гости» и т.д.). Сюрпризные моменты могут быть использованы и в середине занятия, когда воспитатель видит, что внимание детей снижается.

Однако, используя сюрпризные моменты, необходимо соблюдать чувство меры и не забывать о педагогической задаче. Важно, чтобы педагогическая задача и методика ее решения соответствовали фактическому уровню развития детей, их возрастным возможностям. Если задание, которое предлагает педагог ребенку очень простое или, наоборот, слишком сложное, то интерес к нему у ребенка падает.

Интерес детей к занятию поддерживается эмоциональным отношением педагога к тому, что он показывает, о чем рассказывает. Эмоциональное отношение взрослого к занятию чаще всего выражается через мимику, речь. Важно менять интонацию, выделять с ее помощью главное, на что педагог хочет обратить внимание детей. Речь воспитателя должна быть доступной пониманию детей, четкой, грамотной, фразы - короткими. Там, где необходимо, педагог использует художественное слово.

Большую роль при проведении занятий с детьми раннего возраста играют предметы, пособия, которые педагог использует в занятии. Они должны быть яркими, привлекательными, вызывать интерес у детей.

Но маленьким детям недостаточно только видеть предмет. У них всегда есть желание потрогать его, обследовать, подействовать с ним. Вот почему в раннем возрасте ведущим методом обучения является наглядно-действенный. При использовании данного метода детям представляется возможность не только смотреть, слушать, но и действовать спредметом, отвечать на вопросы, т.е. проявлять активность, самостоятельность, эмоциональное отношение к предмету.

Организуя занятия с детьми, педагог должен помнить что, чем больше анализаторов (зрительный, тактильный, слуховой, двигательный) участвует в восприятии и чем активнее ребенок, тем глубже впечатление и прочнее запоминание, а следовательно, выше обучающий эффект занятия.

Дети 2-го и 3-го года жизни не сразу усваивают программные задачи занятия. Чтобы это произошло, необходимо одно и то же содержание повторять несколько раз. Однако повторение без изменения может снизить интерес детей к занятию. Педагог должен учесть это и при одном и том же программном содержании использовать разный наглядный материал. Например, формировать у детей представление о величине можно на разных предметах (матрешки - большая и маленькая, шар - большой и маленький, машина - большая и маленькая и т.п.).

Занятие с одним и тем же содержанием можно повторять до четырех раз. Затем рекомендуется сделать перерыв не более двух недель и вновь вернуться к этому содержанию для более прочного закрепления. В этом случае у детей формируются более устойчивые знания и умения.

Нервная система детей раннего возраста характеризуется слабой выносливостью, быстрой утомляемостью. Поэтому занятия в группах раннего возраста не должны превышать 5-10 мин на 2-м году жизни и 5-20 мин на 3-м.

Во время занятия необходимо следить за состоянием детей и при первых же признаках утомления (двигательное беспокойство, неадекватность ответных реакций, отвлечение, покраснение или побледнение кожи, легкое покашливание и т.п.) воспитатель должен принять меры: сменить позу детей, вызвать интерес с помощью сюрпризных моментов, дать двигательное задание и т.п. Если эти меры не помогают, то занятие лучше прекратить. Ни в коем случае нельзя насильно заставлять детей заниматься. Иначе невозможно воспитать у детей положительное отношение к занятиям. Эффективность занятий определяется умением детей применять полученные знания в самостоятельной деятельности.

В детском саду с детьми раннего возраста проводят два занятия в утренний и вечерний отрезки бодрствования.

С детьми 2-го года жизни проводят занятия:

  • по развитию речи и ознакомлению детей с окружающим;
  • по сенсорному развитию и развитию действий с предметами;
  • по развитию движений;
  • музыкальные занятия;
  • игры-развлечения.
  •  

От 2-х до 3-х лет проводят занятия:

  • по развитию речи и расширению ориентировки в окружающем;
  • по развитию движений (физкультурные занятия);
  • по развитию изобразительной и конструктивной деятельности;
  • по развитию элементарной трудовой деятельности;
  • музыкальные занятия;
  • дидактические игры (по сенсорике).

В семье также необходимо заниматься с детьми. Родители должны знать, какие занятия можно проводить с детьми и как это делать. Какие методы и приемы использовать, сколько времени можно заниматься и т.п. Родителям необходимо знать, что нервная система детей невыносливая и поэтому они быстро утомляются. Воспитатель может научить родителей приемам снятия утомления.

Зная уровень развития каждого ребенка, воспитатель подсказывает родителям, на что особенно надо обратить внимание. Педагог может предложить содержание занятий для каждого отдельного ребенка в соответствии с уровнем его развития. Можно пригласить родителей на открытое занятие, где они могут познакомиться с приемами обучения, общения с малышами.

Целесообразно воспитателям проводить беседы с отдельными родителями, вызывать их на откровенный разговор. В процессе беседы выясняется, какие трудности они испытывают, занимаясь с детьми, что у них хорошо получается, в чем они чувствуют затруднение и т.д. Только доверительные отношения между воспитателем и родителями, постоянная связь между ними и взаимопомощь помогут решить важную проблему воспитания и обучения маленького ребенка.

Таким образом, жизнь детей и в семье, и в дошкольных учреждениях проходит в разных режимных моментах. Продуманные взрослыми формы организации жизни ребенка в детском саду и в семье оптимизируют процесс социализации ребенка и обеспечивают его целенаправленное развитие.

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи (текст)

quot;Организация образовательного процесса в группе  компенсирующей  направленности для  детей  с  нарушением  речи"...

Организация образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи (презентация)

Построение системы коррекционно-развивающей работы через интеграцию действий специалистов МБДОУ и родителей воспитанников...

«Организация коррекционно - образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»

Презентация «Организация коррекционно -образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в группе общеразвивающей направленности для детей 7 - го года жизни Тема: «Путешествие по родному краю».

Тема: «Путешествие по родному краю». Возрастная группа: дети 7-го года жизни. Приоритетная образовательная область: познавательное развитие. Интеграция видов деятельности: коммуникативная, дв...

Организация коррекционно-образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

В статье раскрываются функции логопеда и воспитателя в процессе коррекционной работе, представлены направления каждого педага в зависимости от этапов работы, а так же задачи взаимодействия логопеда и ...