Психолого-педагогическая модель адаптации детей к детскому саду
методическая разработка (младшая группа) на тему

Конобрицкая Татьяна Юрьевна

Психолого-педагогическая модель адаптации детей к детскому саду 

Содержание

 

Введение.

1.Теоретическая часть.

1.1 Теоретические основы проблемы психолого-педагогической адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

1.2. Основные факторы, определяющие особенности адаптации ребенка к детскому саду.

2.Практическая часть.

2.1. Психолого-педагогическая модель адаптации детей к детскому саду.

2.2.     Содержание, формы, методы организации адаптации детей раннего возраста.

Заключение.

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_5.docx41.82 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА№ 52

АСБЕСТОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Психолого-педагогическая модель

адаптации детей к детскому саду

Выполнила: Конобрицкая Т.Ю.

           Должность: воспитатель

г. Асбест, 2014г.

Содержание

Введение.

1.Теоретическая часть.

1.1 Теоретические основы проблемы психолого-педагогической адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

1.2. Основные факторы, определяющие особенности адаптации ребенка к детскому саду.

2.Практическая часть.

2.1. Психолого-педагогическая модель адаптации детей к детскому саду.

  1. Содержание, формы, методы организации адаптации.

детей раннего возраста.

Заключение.

Список используемой литературы.

Введение.

«Пусть детский сад подарит тебе Дом.

Дом, где есть тепло и много света,

где в окне приветная свеча,

где есть лад, открытость и секреты,

где не обижают сгоряча».

Одной из причин ухудшения здоровья современных детей врачи считают сложность адаптации малышей к детскому саду. Медики уверены, что отрицательное воздействие адаптации на организм ребенка усиливается: разлучаясь с матерью, малыши переживают «эмоциональный стресс» со всеми его негативными последствиями.

Вместе с тем, научные исследования показали, что характер адаптации ребенка раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка при его адаптации не только к детскому саду, но и к школе. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками ДОУ и родителями.

Поступление в детский сад относят к нормативным стрессам семьи, т.е. таким стрессам, которые переживает большинство семей. В связи с этим важно разработать комплексную системную модель комфортной адаптации детей к образовательным учреждениям.

В педагогической литературе имеется описание разных методик адаптации маленького ребенка к условиям общественного воспитания (сохранение режима, уклада семьи,  характера питания и т.п.), но все они являются полумерами адаптации детей к детскому саду (Н.М. Аксарина, Р.И. Тонкова-Ямпольская, Э.Л. Фрухт, К.Л. Печора, Н.Д. Ватутина и др.).

Специалисты утверждают, что 80% детей испытывают психологический дискомфорт при поступлении из семьи в детский сад. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих передо мной. Но и родители испытывают стресс при поступлении ребенком в детский сад. Соответственно, моя задача как педагога заключается в решении вопроса об адаптации детей раннего возраста к детскому саду; в оказании помощи в построении взаимоотношений между детьми, родителями. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения. Осуществляется это через систему психолого-педагогической модели, включающую в себя прогноз вероятной степени адаптации ребенка, консультирование родителей.

Актуальность, наличие теоретических и практических предпосылок решения поставленной проблемы, и вместе с тем, недостаточно системная ее разработанность определили направление моей деятельности разработка и внедрение психолого-педагогической модели организации адаптационного периода как средства сохранения психического и физического здоровья детей младшего дошкольного возраста.

Таким образом, цель работы: создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Задачи:

1. Разработать и внедрить модель организации адаптационного периода.

2. Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.

3. Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.

4. Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг другу.

5. Создать систему взаимодействия с родителями.

6. Организовать воспитательно-образовательный процесс в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.

1.Теоретическая часть

1.1 Теоретические основы проблемы психолого-педагогической адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Адаптация относится к разряду междисциплинарных научных понятий. Большой вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной (М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский, А.А. Реан и др.) и зарубежной психологии (А. Маслоу, Г. Селье, К. Роджерс, Т. Шибутани, Х. Хартманн и др.). В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах (Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, И.П. Подласый и др.).

Если психологическая наука преимущественно изучает адаптивные свойства личности, характер адаптивных процессов и механизмы приспособления личности к социальной среде, то педагогику интересуют вопросы управления и педагогической поддержки социальной адаптации подрастающего поколения, поиск средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов адаптации, роль различных институтов социализации в адаптации детей и молодежи.

При рассмотрении теоретических проблем, относящихся к психологии и педагогике развития личности, адаптация рассматривается как фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность (Э.В. Ильенков, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн). Развитие личности здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптация и, в конце концов, интеграция с ней.

Выделяя этапы развития личности, А.В. Петровский первую фазу считает фазой адаптации, где предполагается усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Субъект, входя в новую социальную общность, еще не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие нормы. Если индивиду не удается преодолеть трудности адаптации, у него складываются качества, приводящие к серьезной личностной деформации. Адаптация является предпосылкой индивидуализации и социализации личности.

В Российской педагогической энциклопедии социальная адаптация определяется как приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности.

Само понятие «социальная адаптация» рассматривается как процесс приспособления индивида к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Социальная адаптация представляет собой элемент деятельности, функцией которого является освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия.

Основным способом социальной адаптации является принятие норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся форм взаимодействия, а также форм предметной деятельности.

Результатом социальной адаптации является достижение позитивного духовного здоровья и соответствия ценностей личности ценности социума, развитие у адаптирующегося индивида определенных необходимых личностных качеств (Г. Олпорт, А. Маслоу, С. Роджерс, А. Бандура).

Адаптация - процесс приспособления человека к условиям среды обитания, которую все в большей степени создает он сам в результате преобразования окружающей среды, направленный на самосохранение, развитие человека и достижение главной цели прогресса человека (В.П. Казначеев, В.П. Лозовой).

Человек не только адаптируется к условиям обитания, но и в большей мере приспосабливает внешнюю среду к своим биологическим возможностям, создает искусственную среду - среду культуры и цивилизации, благодаря чему приспосабливается к любым условиям существования. Из всех живых существ человек обладает наибольшей способностью к приспособлению (А.Н. Скворцов, Д.Р. Деряпа).

Процесс адаптации является функцией времени, где на различных этапах могут включаться физиологические, психологические или социальные механизмы. Способность различных систем организма, обеспечивающих гомеостаз, эффективно приспосабливать свою деятельность к меняющимся условиям окружающей среды определяется в первую очередь работой центральных регуляторных механизмов. Все нормальные процессы жизнедеятельности имеют адаптивный характер, т.е. все физиологические реакции могут быть либо адаптированными к конкретным условиям среды, либо неадаптированными, то есть находиться в процессе адаптации. Отсюда, степень участия разных физиологических систем на разных уровнях адаптации может быть различной.

Таким образом, под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации:

1.        внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность);

2.        внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Адаптация психическая - психическое явление, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.

Адаптация социальная - процесс и результат освоения ребенком новых для него социальных ролей и позиций, значимых для самого ребенка и его социального окружения: родителей, учителей, сверстников, людей, всего социума.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

1.        острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

2.        подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);

3.        фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети, к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

        легкая адаптация - сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;

        адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;

        тяжелая адаптация - длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся привычки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

В результате анализа научной литературы я пришла к пониманию социально-психологической адаптации дошкольников как процесса активного освоения ими социальной среды, овладения формами поведения, направленными на гармонизацию отношений с окружающими и собственное развитие в данной среде.

Трудности, возникающие у детей в процессе адаптации, могут привести к самой неблагоприятной ее форме - дезадаптации, которая может проявляться в нарушениях дисциплины, игровой и учебной деятельности, взаимоотношений со сверстниками и воспитателями.

1.2. Основные факторы, определяющие особенности адаптации ребенка к детскому саду.

Основными факторами, определяющим особенности адаптации ребенка к детскому саду являются:

  1. Состояние здоровья.
  2. Возрастные особенности.
  3. Типы нервной системы.
  4. Уровень развития общения.

1. Состояние здоровья детей

У здоровых детей адаптация проходит относительно легко, в то время как у соматически ослабленных детей данный процесс может протекать с осложнениями.

Тяжелее всего адаптация к условиям образовательного учреждения проходит у детей 3 группы здоровья: у них наблюдаются частые обострения основного заболевания. Такие дети чаще болеют в период адаптации.

2. Возрастные особенности, определяющие протекание адаптации

Двухлетний ребенок сильно привязан к матери, ему трудно привыкнуть к новой обстановке.   2 – 2,5 года - уже нет страха перед незнакомыми людьми, привязанность к матери не сопровождается обостренной зависимостью от нее.

Девочки менее остро реагируют на разлуку с мамой, чем мальчики. Более благоприятный для адаптации возраст от 2 лет приходится преимущественно для девочек.

Тем не менее, и у трехлеток и  четырехлеток есть общий положительный момент в адаптации к ДОУ, который качественно отличает их от двухлеток: дети 3-4 лет способны слушать и слышать взрослых.  

Мальчики в большей степени, чем девочки привязаны к матери и более остро реагируют на разлуку с ней, они дольше чувствуют привязанность к ней. У мальчиков более благоприятный для адаптации к детскому саду возраст составляет 2,5 - 3,5 года.

Оптимальный возраст поступления в ДОУ – не ранее 2х лет

Для девочек более благоприятный для адаптации возраст – 2-2,5 года

Для мальчиков более благоприятный для адаптации возраст – 2,5-3,5 года

Самый лучший возраст поступления в ДОУ  -  3 - 3,5 года

4. Уровень развития общения

1

группа

Дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.

Такие дети глубоко переживают расставание с близкими взрослыми. Из-за отсутствия опыта общения с посторонними, не готовы вступать с ними в контакт.

Беспокойство, плаксивость сохраняются в их поведении довольно долго.

Адаптация проходит более сложно.

2 группа

Дети, у которых сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, не являющимися членами семьи.

Такие дети, пока воспитатель рядом, спокойны.

Других детей такой ребенок, как правило, боится и держится от них на расстоянии.

Детям данной группы в период привыкания свойственно неуравновешенное эмоциональное состояние.

3 группа

Дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях и общении с взрослыми.

Для них характерно спокойное, уравновешенное эмоциональное состояние

Они включаются в предметную самостоятельную деятельность или в сюжетно-ролевую игру, устанавливают положительные взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Играют часто самостоятельно и одни. С детьми контактируют редко и кратковременно.

Адаптация происходит достаточно легко.

На сам процесс адаптации влияют психофизические и личностные особенности ребенка, характер сложившихся семейных отношений и воспитания, условий пребывания в детском саду.

Совокупность этих факторов дифференцирует детей на: легкоадаптирующихся и трудноадаптирующихся, для которых приход в детский сад - первый сильный стресс в их жизни.

Трудности адаптационного периода, степень выраженности адаптационных нарушений связывают, прежде всего, с:

  • индивидуальными особенностями ребенка;
  • предшествующими условиями воспитания, под влиянием которых формируется система высшей нервной деятельности ребенка;
  • своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с уровнем привязанности ребенка к матери;
  • организацией адаптационного периода, обеспечением условий жизнедеятельности ребенка в дошкольном учреждении.

2. Практическая часть.

2.1. Психолого-педагогическая модель адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Цель: разработка эффективной модели организации адаптационного периода.

Методы исследования.

  1. Метод наблюдения.
  2. Метод опроса родителей.
  1. Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)
  2. Определения уровня адаптированности детей к условиям детского сада.
  1. Метод наблюдения.

Наблюдение в условиях естественной жизнедеятельности направлено на фиксацию фактов. Данный вид наблюдения характеризуется отсутствием контактирования с наблюдаемым ребенком, и диагностирует индивидуальные особенности его функционирования.

Наблюдение за детьми проводила в процессе их жизнедеятельности в детском саду:

  1. в привычной для них ситуации занятия (рисования, музыкального, физкультурного, развития речи, конструирования);
  2. в свободной ненормированной деятельности - спонтанной игре;
  3. в режимных моментах (умывание, кормление, одевание, прогулка).

  1. Метод опроса родителей.

Также провела опрос родителей детей, с целью выявления особенностей взаимодействия их детей со сверстниками.

Текст опросника:

  1. Предпочитает ли ваш ребенок играть со сверстниками, а не с игрушкой?
  2. Замечали ли вы эмоциональные реакции вашего ребенка при взаимодействии со сверстником? (смех, радость, плач, гнев).
  3. Какая реакция прослеживается у ребенка на нового человека? (страх, любопытство, приветливость, агрессия).
  4. Проявляет ли ваш ребенок инициативу для того, чтобы привлечь внимание сверстника?
  5. Как ведет себя ребенок в незнакомом для него месте? (плачет, ведет себя спокойно, ведет себя возбужденно, появляется агрессия?)
  6. Есть ли у вашего ребенка потребность во взаимодействии с другими детьми?
  7. Как ваш ребенок относится к своим сверстникам? (дружелюбно, настороженно, агрессивно)
  8. Как вы думаете, ваш ребенок осознает, что чувствует ребенок, с которым он играет?
  9. Существует ли любимая коллективная игра или игрушка у вашего ребенка в детском саду?
  10. Слушается ли ваш ребенок воспитателя?
  11. Бывает ли так, что ваш ребенок проявляет признаки «жестокости» к другим детям? (дергает, щипает других детей) (Приложение 1).

3. Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.) (Приложение 2).

Таблица 1. Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)

Вопросы к матери ребенка

Параметры

Оценка в баллах

Какое из перечисленных настроений преобладает?

Бодрое, уравновешенное

Раздражительное, неустойчивое

Подавленное

3

2

1

Как засыпает Ваш ребенок?

Быстро, до 10 минут

Медленно

3

1

Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?

Ничего

Укачиваю, лежу рядом и пр.

3

1

Какова длительность сна?

Соответствует возрасту

Спит меньше нормы

Сон существенно нарушен

3

2

1

Какой аппетит у Вашего ребенка?

Хороший

Неустойчивый, избирательный

Плохой

3

2

1

Просится ли на горшок?

Просится

Нет, но бывает сухой

Нет, ходит мокрый

3

2

1

Как относится к высаживанию на горшок?

Положительно

Отрицательно

3

1

Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивание)?

Нет

Есть (какие именно?)

3

1

Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам и дома, и в незнакомой обстановке?

Проявляет

Только в привычной обстановке

3

2

Проявляет ли интерес, активность при обучении?

Проявляет

Недостаточно

Не проявляет

3

2

1

Инициативен ли в игре?

Способен сам найти себе дело

Играет только со взрослыми

Не умеет играть

3

2

1

Инициативен ли во взаимоотношениях со взрослыми?

Вступает в контакт по своей инициативе

Сам не вступает в контакт, но общается по инициативе взрослого

Не идет на контакт со взрослыми

3

2

1

Инициативен ли в отношении с детьми?

Вступает в контакт по своей инициативе

Сам не вступает в контакт

Не умеет общаться с детьми

3

2

1

Был ли опыт разлуки с близкими?

Нет

Да

1

2

Как перенес разлуку?

Очень тяжело

Спокойно

1

3

Исходя из анализа ответов на вопросы анкеты, можно сделать выводы об уровне готовности ребёнка к поступлению в детское дошкольное учреждение. Максимальный показатель по данной анкете составляет 44 балла и может свидетельствовать об успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения. Минимальное количество баллов – 16. Печора К.Л. предлагает вычислить средний балл по перечисленным параметрам, по которому даётся прогноз адаптации:

3 – 2,6 балла – готов к поступлению в ясли сад;

2,5 – 2 балла – готов условно;

2 – 1,6 балла – не готов.

  1. Определение уровня адаптированности детей к условиям дошкольного учреждения.

Для изучения психофизиологической адаптации детей к условиям детского сада я использую  диагностику уровня адаптированности  (журнал «Обруч» № 3, 2000 г) (Приложение 3).

Карта наблюдения за эмоциональным состоянием и характером деятельности ребенка в период адаптации - дает неплохую картину эмоционального состояния ребенка (Приложение 4).

И еще, групповое наблюдение – провожу 1 раз в неделю (Приложение 5). И уже из него переписываю результаты в такой же, индивидуальный бланк (Приложение 6).

  1. Содержание, формы, методы организации адаптации

детей раннего возраста.

Основные пути практического осуществления работы:

Психолого-педагогические условия будут соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей раннего возраста, если будет;

  • Учтены психические и физические особенности ребёнка, с учетом эмоционального настроения и состояния его здоровья;
  • Создание благоприятной предметно-развивающей среды для комфортного пребывания ребёнка в детском саду;
  •  Проведение специальных адаптационных занятий;
  • Установление сотрудничества с родителями детей раннего возраста, адаптирующихся к условиям ДОУ.

С поступлением ребенка в ДОУ в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования, постоянный контакт с детьми, новое помещение, таящее в себе много неизвестного.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды. Поэтому, я считаю, главными принципами работы по адаптации детей являются:

1. Предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ.

2. Постепенное заполнение групп.

3. Гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей.

4. Формирование у детей культурно-гигиенических навыков.               (Приложение 7)

5. Сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малышей привычек.

6. Информирование родителей об особенности адаптации каждого ребенка на основе адаптивных карт.

7. Внедрение модели организации адаптационного периода детей 2-го и 3-го года жизни (Л.В. Белкина). (Приложение 8) и модель организации адаптационного периода через режимные процессы (Приложение 9).

Модель адаптационного периода включает в себя;

- Сотрудничество с родителями

- Игры со сверстниками

- Индивидуальный подход к ребёнку

- Предметно-развивающая среда

- Контроль за психо-физическим состоянием здоровья.

1блок ориентирован на детей и включает в себя организационные формы. Содержание работы в данном направлении заключается в реализации наблюдений с целью изучения того как проходит период адаптации ребёнка к детскому саду.

2блок направлен на оказание психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста. На первых порах мы оказываем помощь на консультативном уровне: индивидуальные и групповые консультации, информация "уголках для родителей", анкетирование родителей.

В процессе адаптации ребенка в ДОУ я использую такие формы и способы адаптации детей как:

Применение современных  здоровьесберегающих технологий, включающих в себя:

Игровые комплексы утренних гимнастических упражнений, способствующие здоровьесбережению детей (Приложение 8).

Релаксационные игры  - релаксация - это снятие напряжения, расслабление, отдых.

За основу упражнений по релаксации я взяла приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению (Приложение 9).

Сказкотерапия - это процесс воспитания внутреннего ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретения знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

Метод сказкотерапии направлен на развитие восприятия, телесных ощущений, двигательной координации детей, умения осознавать и контролировать свои переживания, понимать собственное эмоциональное состояние. (Чтение цикла стихотворений А. Барто «Мои игрушки», Русские народные сказки: «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», произведения К. Чуковского «Муха-цокотуха», Стихотворение С. Михалкова «Щенок», Е. Благининой «Котенок»). (Приложение 10).

Различные виды театров забавляют малышей, создают у них хорошее настроение.

Исполнение народного фольклора – способствует достаточно легкому установлению контакта с ребенком (потешки, прибаутки, уговорушки, потешки при умывании, при кормлении, при одевании, потешки для тех, кто плачет и т.д.) (Приложение 11).

Конструктивная деятельность – использую с детьми разнообразные конструкторы. Игры: «Давай построим башню», «Спрячем мышонка в домик», «Уложим в кровать больную куклу», «Посадим птенчика на башню».)

Игровые методы взаимодействия с ребенком.  Возникает предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребёнка, имеет несколько линий развития, среди которых:

становление орудийных действий;

развитие наглядно-действенного мышления;

развитие познавательной активности;

формирование целенаправленности действий ребёнка.

Каждое из этих направлений предполагает специальные игровые материалы и особые характеристики игрушек. Это могут быть:

  • Настольно-печатные («Чей домик», «Кто спрятался», «Собери картинку», «Из какой сказки»)
  • Сюжетно-ролевые («Больница», «Отведем дочку в садик»)
  • Адаптационные игры («Загляни ко мне в окошко», «Мы шли, шли, шли и что-то нашли».)
  • Подвижные игры («Солнышко и дождик», «Мишка косолапый», «Догоню тебя»)
  • Хороводные игры («Пузырь», «Каравай», «Карусели»)
  • Пальчиковые игры («Этот пальчик»)
  • Словесные игры («У кого какая мама - домашние животные», «Что мы делаем утром, днем и вечером в детском саду»). (Приложение 12).

Программа занятий в группе составлена с учетом особенностей детей раннего возраста, не посещающих детский сад, способствует успешной адаптации и более комфортному дальнейшему пребыванию ребенка в детском саду (Приложение 13).

Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и просыпается в бодром настроении, играет со сверстниками. Длительность адаптации зависит от уровня развития ребенка.

Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, я считаю, необходимо следующее:

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу. (Приложение 14).

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте с взрослым.

Я использую ласковые обращения с детьми, периодическое пребывание малыша на руках. Это дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.

2. Формирование у ребенка чувства уверенности. Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т.д. Решению этой задачи, начиная с первого дня пребывания в саду, посвящается все первое полугодие (до января).

Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо:

знакомство, сближение детей между собой;

знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми;

знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты);

знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.);

знакомство с педагогами и персоналом детского сада;

И для этого я для себя разработала несколько правил.

Правило 1. Первое, и самое важное, правило — добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру. Для того чтобы игра действительно увлекала детей и лично затронула каждого из них, необходимо выполнять

Правило 2. Я должна стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми я вовлекаю их в игровую деятельность, делаю ее важной и значимой для них. Становлюсь центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время я организовываю и направляю игру. Таким образом, второе правило заключается в том, что я совмещаю две роли — участника и организатора.

Правило 3. Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта. А чтобы при повторении игра не надоела, необходимо выполнять

Правило 5. Действия ребенка не оцениваются. Даю ребенку возможность проявить, выразить себя, не загоняю его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи.

3. Работа с родителями. Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

При первой беседе с родителями я самое серьёзное внимание обращала  на следующие аспекты:

1.Особенности психофизического и личностного развития малыша.

2.Какие сложности испытывают родители в воспитании ребенка.

Проанализировав анкеты родителей, я увидела, достижения будущих воспитанников в самообслуживании, в игре, в отношениях со сверстниками и взрослыми, темы, волнующие родителей. (Приложение 14).

Кроме анкетирования и тестирования, я использую следующие формы работы с родителями:

- консультации;

- индивидуальные беседы;

- родительские собрания;

- выставки;

- папки-передвижки;

- присутствие родителей и ребёнка в процессе проведения прогулок, разнообразных игр и занятий, среди которых наиболее эффективны: пальчиковые, хороводные, подвижные игры, совместное конструирование из крупных модулей, игры с водой и песком и др.

Для меня важно во время бесед с родителями создать непринужденную обстановку, в которой они почувствовали бы мою заинтересованность в правильной подготовке малыша к детскому саду и искреннее желание помочь им.

Знакомила родителей с помещениями детского сада и группы, предметно-игровой средой группы. При этом демонстрировала условия, которые обеспечивают гигиенические, эстетические, педагогические требования к организации жизни малыша.

После таких встреч, родители начинают понимать, что обстановка детского сада способствует развитию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, обогащению сенсорного опыта, формированию игровых и познавательных интересов. Мамы и папы убеждаются, что бытовая и игровая среда соответствует игровым возможностям ребенка, они разнообразны и привлекательны для малышей. Эти представления помогают родителям преодолеть чувство тревоги.

Родители являются активными участниками и помощниками процесса адаптации. Для этого я отдельно спланировала работу с родителями на адаптационный период, чтобы повысить уровень их педагогической компетенции и выработать единые требования к воспитанию детей (Приложение 15).

Заключение.

Результаты показали, что уровень адаптированности к условиям детского сада более высок у детей 2014 года поступления.

Таблица 5 Результаты опроса родителей детей раннего возраста

Дети 2014 года набора

Дети 2013 года набора

Да

Нет

Затруднились ответить

Да

Нет

Затруднились ответить

1.Предпочитает ли ваш ребенок играть со сверстниками, а не с игрушкой?

11

4

10

5

2.Замечали ли вы эмоциональные реакции вашего ребенка при взаимодействии со сверстником? (смех, радость, плач, гнев).

15

15

3.Проявляет ли ваш ребенок инициативу для того, чтобы привлечь внимание сверстника?

7

6

2

11

4

4.Есть ли у вашего ребенка потребность во взаимодействии с другими детьми?

10

5

15

5.Как вы думаете, ваш ребенок осознает, что чувствует ребенок, с которым он играет?

7

5

3

10

5

6.Бывает ли так, что ваш ребенок проявляет признаки «жестокости» к другим детям? (дергает, щипает других детей).

15

7

6

2

Итого

63

15

10

68

11

11

Анализ опроса родителей раннего возраста показал, что большинство детей в обеих группах предпочитают играть со сверстниками, а не с игрушками, т. е. у детей выражена потребность в общении со сверстниками. Для детей 2013 года поступления характерен интерес, внимание к сверстнику и эмоциональные реакции при взаимодействии с ровесником. Опрос родителей также показал, для детей 2013 года поступления более характерно объектное отношение между сверстниками. Об этом свидетельствуют признаки, принимаемые за «жестокость» детей. У детей 2014 года поступления также присутствуют признаки внимания к сверстнику и эмоциональные реакции, но более выраженными становятся другие признаки: потребность в общении, инициативные действия, направленные на установление контакта и ребенок в большей мере осознает то, что чувствует его собеседник.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что дети 2014 года поступления в большей степени адаптированы к детскому коллективу по сравнению с детьми 2013 года поступления.

Целью психолого-педагогической модели было создание оптимальных условий, необходимых для полноценного физического и психического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка раннего возраста.

Таким образом, я считаю, что модель организации адаптационного периода была разработана правильно, включая всех участников образовательного процесса.

В процессе проделанной работы я получила результаты:

1. Обеспечение лёгкой степени адаптации детей к условиям ДОУ.

2. Уравновешенное, бодрое, весёлое настроение воспитанников в течение дня.

3. Позитивное развитие отношений в детском коллективе, умение общаться со сверстниками.

4. Создание комфортных условий пребывания ребенка в группе.

5. Овладение родителей знаниями особенностей адаптационного периода и способами общения с детьми в соответствии с возрастом.

6. Укрепление связи детей, родителей и педагогов.

Список используемой литературы.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л. В. – Воронеж “Учитель”, 2006. – 236 с.

Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребёнка. Москва: изд. ЛИНКА ПРЕСС, 1993. –110с.

Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. /Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева и др. – М.: Линка-Пресс, 2001.

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304с.

Печора К.Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. Для воспитателя дет. сада / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.: ил.

Ребёнок третьего года жизни. Пособие для родителей и педпгогов / Под ред. С.Н.Теплюк. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-256с.

Самые маленькие в детском саду. ( Из опыта работы московских педагогов)/Авт.-сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – 136 с.

Смирнова Е.О. Материалы курса “Дети раннего возраста в детском саду”: лекции 1-4. М.: Педагогический университет “Первое сентября” 2010. – 104 с.

Смирнова Е.О. Материалы курса “Дети раннего возраста в детском саду”: лекции 5-8. М.: Педагогический университет “Первое сентября” 2010. – 120 с.

Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. — Москва.: Теревинф, 2007. — 232 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая технология деятельности педагога-психолога детского сада

Описание психолого-педагогической технологии деятельности педагога-психолога детского сада. В данном материале раскрываются цель, задачи и формы деятельности педагога-психолога. А так же представлено ...

Организация психолого-педагогической деятельности в старшей группе детского сада по формированию этнотолерантности.

   Воспитание толерантной личности — процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребёнка: обществом, под воздействием отношений в семье, сложившихся ...

Психолого-педагогическая модель адаптации детей к детскому саду

Психолого-педагогическая модель адаптации детей к детскому саду Содержание Введение.1.Теоретическая часть.1.1 Теоретические основы проблемы психолого-педагогической адаптации детей ранн...

Комплексно-тематический план психолого-педагогической работы в подготовительной группе детского сада по теме: «Снег-лёд».

: Закрепить знания детей о свойствах снега и льда, выявить признаки сходства и различия, познакомить с природным явлением – гололёд и правилами безопасности. ...

Психолого-педагогический тренинг «Гиперактивный ребенок в детском саду»

Психолого-педагогический тренинг   «Гиперактивный ребенок в детском саду»...

Повышение психолого - педагогической культуры родителей в условиях детского сада для успешного обучения и воспитания ребенка

Семья является основным социальным институтом в формировании личности ребенка. Но сегодня семья переживает громадные экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло на...

Консультация для педагогов "Психолого - педагогическое сопровождение одаренных детей в детском саду".

Психолого - педагогическое сопровождение одаренных детей в детском саду....