Главные вкладки

    Консультация для педагогов "Психолого - педагогическое сопровождение одаренных детей в детском саду".
    консультация по коррекционной педагогике

    Чижевская Елена Анатольевна

    Психолого - педагогическое сопровождение одаренных детей в детском саду.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar-praktikum_10.04.19.docx72.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

    ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

    ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»

    141612, Московская область, г. Клин, ул. К.Маркса, д.96 «А», тел.8(49624) 2-02-16

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

    «ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

    СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

    В ДЕТСКОМ САДУ»

    Подготовили

    педагоги – психологи:

    Бычкова Н.А.

    Чижевская Е.А.

    Апрель, 2019 г.

    Г. Клин

    Психолого – педагогическое сопровождение

     одаренных детей в ДОУ.

    В начале консультации педагогам предлагается пройти тест «Методика «Пиктограмма», Лурия А.Р. (опосредованное запоминание).(см. Приложение 1)

    Одаренность – сложное и многомерное явление. Для организации работы с одаренными детьми необходимо определить феномен одаренности, ее проявления и типологию.

    Целостный подход к рассмотрению одаренности был заявлен как приоритетный в «Рабочей концепции одаренности».

    Данный подход предполагает, что при изучении и развитии одаренности недопустимо ограничиваться лишь анализом когнитивной сферы – необходимо изучать и развивать личность одаренного ребенка в целом. Именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют то, как будет реализовано индивидуальное дарование. Приоритетной становится задача воспитания, а не просто обучения одаренного ребенка.

    На сегодняшний день, наряду с тенденцией выявлять и поддерживать одаренных детей, у взрослых, которые их воспитывают, сложились некоторые не совсем адекватные представления о специфике детской одаренности, особенно в ранние периоды развития ребенка.

    Наиболее распространенные «мифы» в восприятии взрослыми детской одаренности таковы:

    • одаренный ребенок должен очень успешно учиться;
    • определяющий момент одаренности – это высокий интеллект и хорошая память;
    • одаренному ребенку все дается легко;
    • трудности поведения, социализации в целом, - неотъемлемый признак одаренности.

    Эти и другие «мифы» нередко не позволяют родителям и педагогам распознать истинную одаренность и оказать одаренному ребенку поддержку на пути взросления. Зачастую одаренным ребенком считают способного, сообразительного, имеющего высокие успехи в обучении, а проявления одаренности принимают за гиперактивность, отчужденность, рассеянность, «вредность», лень ребенка.

    Каково же объективное понимание одаренности?

    Современные психологические исследования одаренности, идеи, отраженные в «Рабочей концепции одаренности» демонстрируют важные для образования одаренных детей аспекты. Эти наблюдения и практика работы с одаренными дошкольниками позволяют составить реалистическое представление об одаренности, проявляющейся в дошкольном возрасте.

    Одаренность рассматривается как системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

    Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. К важнейшим критериям одаренной личности относят такие ее качества, как увлеченность (мотивированность) деятельностью и креативность выполняемых действий.

    Одаренность не может сводиться только к критерию достижений, которые ребенок имеет в каких – либо видах деятельности. Не меньшее значение приобретает психометрический критерий, связанный с определением потенциальных возможностей или способностей личности, нередко относимых к понятию талант. С этой точки зрения талантливыми обучающимися являются те, кто выявлен на основе специальных тестов и методик как обладающие высоким потенциалом достижений в силу наличия особых способностей к определенной деятельности.

    Одаренность не идентична способностям. Их можно рассматривать как компоненты одаренности, которые у каждого отдельно взятого одаренного ребенка вступают в уникальное сочетание. А также как первый этап развития одаренности. Однако далеко не все способности переходят в одаренность как таковую.

    Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, отличающееся у каждого конкретного ребенка. Один одаренный ребенок совершенно не похож на другого, что выдвигает в качестве основного момента принцип индивидуализации образовательного процесса в работе  такими детьми.

    Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуальности.

    Специфика детской одаренности определяется тем, что она часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития, обусловленного, главным образом, наличием сензитивных периодов -  периодов особой чувствительности психики к определенным воздействиям.

    И сейчас мы хотим предложить вам одну из методик диагностики одаренного дошкольника «Веер» (см. Приложение 2).

    Семья и развитие одаренности ребенка

    Значение семьи в развитии одаренности ребенка признается решающим. Неблагоприятные в социальном смысле условия (плохой быт, недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья и т.д.) могут не оказывать влияния на развитие одаренности. С другой стороны признание в семье высокой ценности образования является благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие проявлений одаренности.

    Особенно важно для становления личности одаренного ребенка, прежде всего, повышенное внимание родителей. Главная характеристика адекватного стиля детско-родительских отношений в семье одаренного ребенка – необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на его интересах, его развитии.

    Во многих случаях такое внимание приводит к симбиозу, то есть к тесному переплетению, познавательных и личностных интересов родителей и ребенка. Хотя такое внимание впоследствии может стать препятствием для развития его внутренней автономии, однако именно оно является одним из важнейших факторов развития одаренности.

    Определенная «детоцентричность» семьи одаренного ребенка, фанатическое желание родителей развить его способности имеют в ряде случаев и свои отрицательные стороны. Так, в этих семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении развития у ребенка ряда социальных и бытовых навыков.

    Толерантное отношение к оригинальным идеям ребенка, поддержка его начинаний, создание в семье необходимой предметной среды для насыщения его разнообразных интересов, оказание поддержки в ситуациях неудач, формирование уверенности, передача жизненного опыта, обеспечение эмоциональной комфортности, признание личностной автономии, создание атмосферы творчества, то есть безопасной психологической базы, являются условиями развития одаренности ребенка в семье.

    Социально – психологические трудности одаренных детей

    Одаренность для самого ребенка не только дает преимущества, но и определяет ряд социально-психологических трудностей, которые могут задерживать развитие одаренности или препятствовать благоприятной социализации одаренных детей.

    Сфера отношения к самому себе. Одаренные дети обладают специфическими особенностями самосознания, которые могут привести к деформации образа «Я», повышенной тревожности, неадекватной самооценке, неуверенности, внутренней самоизоляции от реальной действительности: погружение в философские проблемы; стремление к совершенству (перфекционизм) и повышенная требовательность к себе, которая часто не соответствует реальным возрастным возможностям; стремление к постановке нереалистичных (виртуальных) целей; сверхчувствительность к стимулам среды, в том числе социальным, что определяет их высокую уязвимость; недостаточно выраженную толерантность, выражающаяся как нетерпимость к окружающим; усиленная потребность в самореализации, нередко побуждающая одаренных детей нарушать общепринятые нормы и правила.

    Нередко у одаренных детей проявляется неприязнь к систематическому обучению.

    Взаимоотношения со взрослыми. Общение одаренных детей с родителями и педагогами может быть неконструктивным из-за повышенного уровня притязаний одаренного ребенка, его требовательности, критичности  по отношению ко взрослым, стремления настоять на своем, разрушить сложившиеся социальные представления, переделать устоявшиеся правила.

    Повышенная потребность в усиленном внимании взрослого, отсутствие чувства дистанции в общении в ряде случаев делают общение конфликтным.

    Общение с одаренным ребенком может быть позитивным и продуктивным только в том случае, если взрослый откажется от назидательности, авторитарности, усомнится в своей непогрешимости и всезнании, обеспечит ребенку необходимый уровень самостоятельности. Важно понять, что одаренному ребенку нужен сомневающийся взрослый, который вместе с ним снова и снова открывает неизвестное в известном и испытывает от этого радость.

    Взаимоотношения со сверстниками. До определенного времени одаренный ребенок мало интересуется сверстниками, так как максимально ориентирован на взрослого. Все же достаточно часто он адресует взрослому жалобы, что с ним «не играют», «притесняют», «не слушают» ровесники. Его идеи сверстникам часто непонятны, претензии на лидерство ими не признаются, игры кажутся сложными и неинтересными, серьезные размышления – смешными. Неконформность, нарушение, пересмотр некоторых норм детского сообщества, стремление задавать тон и управлять другими приводят к высокой конфликтности или отчужденности от ровесников.

    В адрес одаренного ребенка отпускаются насмешки, обидные прозвища. Попадая в «зону недооценки ровесниками», одаренный ребенок испытывает все нарастающие по мере взросления дискомфорт, напряженность, иногда переходящие в раздражительность, озлобленность.

    В целом, следует подчеркнуть, что возникающие у одаренных детей проблемы не являются неизбежным спутником одаренности, а появляются как следствие неадекватных потребностям одаренных детей воздействий социальной среды.

    При оказании необходимой психолого-педагогической поддержки эти трудности могут быть преодолены.

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ДОУ

    Определяющим моментом деятельности ДОУ по поддержке одаренных детей является создание для них оптимальных  по уровню трудности, соответствующих их повышенным образовательным потребностям и направленности интересов условий для развития их одаренности.

    Цель деятельности дошкольной образовательной организации по поддержке одаренного ребенка состоит в создании психологически безопасной среды, обеспечивающей развитие и саморазвитие одаренного ребенка, гармоничность в становлении его личности.

    Для решения данной цели необходима разработка гибких индивидуальных программ обучения одаренных обучающихся, предполагающих четыре основных подхода:

    1. ускорение - позволяет учесть потребности детей, отличающихся ускоренным темпом развития;
    2. углубление – предполагает более глубокое изучение предметной области детьми, проявляющими особый интерес к определенной деятельности или области знания;
    3. обогащение – обеспечивает выход содержания образования за традиционные рамки;
    4. проблематизация – направлена на использование в обучении оригинальных объяснений, поиска новых смыслов и альтернативных интерпретаций содержания обучения.

    Используемые в работе с одаренными детьми методы должны быть направлены как на развитие одаренности в целом, так и на развитие личности одаренных детей. Необходимо применять методы, соответствующие уровню активности и направленности интересов одаренных детей и имеющие высокий мотивирующий потенциал.

    Ведущими выступают методы творческого характера: игровые, проблемные, поисковые, эвристические (отрасль знания, научная область, изучающая специфику творческой деятельности), исследовательские, проектные, как используемые в индивидуальной и групповой работе с одаренными детьми, так и применяемые для организации их самостоятельной деятельности со сверстниками.

    Игровые методы не только отвечают принципу ведущей  деятельности в дошкольном возрасте (игра), но и способствуют особому «игровому» отношению одаренного ребенка к миру, обеспечивая его открытость к новому и неизвестному. Они основаны на стремлении и умении ребенка входить в воображаемые ситуации и действовать по их законам. Как подчеркивал С.Л.Рубинштейн, играя роль, ребенок не просто фиктивно переносится в чужую личность: он расширяет и обогащает свою собственную личность, получает возможность говорить с миром и с самим собой на разных языках, по-разному презентуя свое «Я».

    Игра предполагает отображение мира в воображаемой, условной ситуации, но при этом ребенок переживает реальные чувства. Игра оказывает выраженный психотерапевтический эффект, изменяя отношение человека к себе и окружающему, улучшая самочувствие и оптимизируя социальный статус играющего, давая возможность опробовать и освоить разные способы общения с миром. И в то же время игра задается обществом, она имеет социальную природу. Возможности игрового моделирования практически безграничны. Поэтому взрослый, руководя играми детей, действенно влияет на все стороны их психической жизни.

    По сути, игра, с одной стороны, творческая деятельность самого ребенка, а с другой – социально-педагогическая форма организации детской жизни, детского общества. Таким образом, игра создает условия для уникального сочетания двух начал: активности ребенка и активности взрослого.

    Именно поэтому образовательные задачи столь успешно решаются посредством игрового взаимодействия взрослого с ребенком и детей друг  другом.

    Приложение 1

            Методика «Пиктограмма», Лурия А.Р. (опосредованное запоминание)

    Цель: исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня сформирования понятийного мышления. Методика может применяться для исследования детей и взрослых в групповом и индивидуальном обследовании.

    Материал: чистый лист бумаги, один простой или несколько цветных карандашей, набор слов.

    Инструкция (вариант для детей): "Сейчас мы проверим твою память. Я буду называть тебе слова, а ты к каждому слову нарисуй картинку, по которой сможешь вспомнить потом это слово.

    Инструкция (вариант для взрослых): "Вам будет предложен для запоминания перечень слов и словосочетаний. Для облегчения задачи Вы Можете сразу после предъявления слова или словосочетания выполнить в качестве "узелка на память" любое изображение, которое поможет Вам воспроизвести предъявляемый материал. Качество рисунка не имеет значения. Помните, что этот рисунок Вы выполняете для себя в целях облегчения запоминания. Каждое изображение обозначайте номером, соответствующим порядку предъявляемых слов и словосочетаний."

    После инструктажа испытуемому зачитываются слова с интервалом не более 30 секунд. Перед каждым словом или словосочетанием называется его порядковый номер, а затем предоставляется время на его изображение. Каждое слово или словосочетание должно отчетливо произноситься, во избежание повторения. В ходе выполнения задания написание отдельных букв или слов испытуемому не рекомендуется. Скорость и качество выполнения не должны его беспокоить.

    Пока испытуемый рисует, ему можно задавать вопросы типа: "Что ты рисуешь?", "Как это поможет тебе вспомнить слово?" и т.п. Все высказывания испытуемого заносятся в протокол. Воспроизведение испытуемым словесного материала осуществляется через 40-60 минут или более. По прошествии времени испытуемому предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова, которые фиксируются в протоколе. 

    Примерный набор слов и словосочетаний:

    1 вариант

    1. Веселый праздник
    2. Тяжелая работа
    3. Развитие
    4. Вкусный ужин
    5. Смелый поступок
    6. Болезнь
    7. Счастье
    8. Разлука
    9. Дружба
    10. Темная ночь
    11. Печаль

    2 вариант

    1. Глухая старушка
    2. Война
    3. Строгая учительница
    4. Голодный человек
    5. Слепой мальчик
    6. Богатство
    7. Девочке холодно
    8. Власть
    9. Больная женщина
    10. Обман
    11. Веселая компания

     

    Интерпретация.  При оценке результатов исследования подсчитывается количество правильно воспроизведённых слов в соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания. Эти данные могут быть сопоставлены с результатами заучивания 10 слов (смотри методику "10 слов").

    Содержание самих рисунков отражает запас знаний и предложений испытуемого, особенности его индивидуального жизненного опыта, а также его способности к отвлечениям, абстрагированию. Особенности опосредованного запоминания выражаются через качество рисунков испытуемого.

    Все изображения можно классифицировать на пять основных видов: абстрактные, знаково-символические, конкретные, сюжетные, метафорические.

    Абстрактные изображения (А) - в виде линий, не оформленных в какой- либо узнаваемый образ.

    3наково-символические (3) - в виде знаков или символов (геометрические фигуры, стрелки и т. п.);

    Конкретные (К) - конкретные предметы.

    Сюжетные (С) - изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж, выполняющий какую-либо деятельность.

    Метафорические (М) - изображения в виде метафор, художественного вымысла, так, например, на слово "радость" изображается: человек, поднявшийся в воздух на крыльях. 

    При обработке результатов исследования рядом с каждым рисунком проставляется буквенное обозначение предполагаемого вида изображения. 3атем можно сделать вывод о характере мыслительного процесса испытуемого в зависимости от наиболее часто употребляемого вида изображения.

    Если испытуемый пользуется абстрактным и знаково-символическим типами рисунков, то он может быть отнесен к типу "мыслителя". Такие люди в мыслительной деятельности стремятся к обобщению, синтезу информации, имеют высокий уровень абстрактно-логическоrо мышления.

    Испытуемые, у которых преобладают сюжетные и метафорические изображения, составляют группу людей с творческим мышлением, сознающих в себе наличие художественных способностей или увлекающихся художественным творчеством.

    В случае предпочтения конкретного вида изображений можно предположить преобладание у испытуемого конкретно-действенного мышления, которое подразумевает оперирование непосредственно воспринимаемыми объектами и связями, либо о так называемом практическом мышлении, направленном на разрешение частных, конкретных задач в практической деятельности. Первое чаще всего свойственно детям до 10-11 лет, второе - руководящим работникам, учителям.

    Об уровне сформированности понятийного мышления свидетельствует то, насколько свободно испытуемый устанавливает связи между абстрактными понятиями и изображениями в процессе рисования и воспроизведения слов по рисункам. Кроме того, следует обратить внимание на проективное значение методики для диагностики особенностей личности испытуемого.

    Если в качестве опосредованных стимулов часто изображаются человечки, и воспроизведение при этом словесного материала проходит успешно, это может расцениваться как проявление общительности, но если воспроизведение таких изображений затруднено, то это может служить признаком инфантильности.

    Можно проследить по качеству рисунков наличие у испытуемого истощаемости. Об этом свидетельствуют нарастающая небрежность, ослабление нажима при рисовании к концу исполнения задания.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    Методика «Веер»

    Цель: изучение комбинаторных способностей.

    Стимульный материал: две карточки с изображением предметов: слева изображен один предмет, справа – три, в центре карточки – пустая графа, карандаш.

    Карточка 1

    C:\Users\Никс\Desktop\карточка 1.tif

    Карточка 2


    C:\Users\Никс\Desktop\карточка 2.tif

    Ход обследования: обследуемому предлагают в центре каждой карточки нарисовать три сложных фантастических предмета, в которых соединились бы предметы из правой и левой колонок. На работу по каждой карточке отводится 3-5 минут.

    Обработка данных.

     - 5 баллов – ярко выраженная оригинальность, использованы все заданные предметы, изображение остроумное;

     - 4 балла – изображение с отдельными признаками оригинальности, использованы не все заданные предметы;

     - 3 балла – изображение малооригинальное;

     - 2 балла – изображение стереотипное;

     -1 балл – изображение не отражает сущность задания.

    Оценивают каждый изображенный предмет и суммируют баллы, определяют уровень комбинаторных способностей: низкий -0-9 баллов, средний – 10-20 баллов, высокий – 21-27 баллов, очень высокий – 28-30 баллов.

    Комбинаторное мышление — способность решать комбинаторные задачи. Проблема развития комбинаторного мышления, в частности у детей, изучается в психологии

    Комбинато́рика (комбинаторный анализ) — раздел математики, изучающий дискретные объекты, множества (сочетанияперестановкиразмещения и перечисленияэлементов) и отношения на них (например, частичного порядка). Комбинаторика связана с другими областями математики — алгебройгеометриейтеорией вероятностейи применяется в различных областях знаний (например, в генетикеинформатикестатистической физике).

    C:\Users\Никс\Desktop\карточка 1.tif

    C:\Users\Никс\Desktop\карточка 2.tif


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психолого – педагогическое сопровождение одаренных детей

    в презентации даны: характеристика одаренности, методики диагностирования детской одаренности...

    программа "Маленькие умнички" психолого-педагогического сопровождения одаренных детей

    программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей дошкольного возраста...

    Оптимальная модель сопровождения одаренных детей в детском саду

    В последние годы работа с одарёнными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений на уровне общества. В связи с этим появились образовательные учреждения, ставящие своей задачей выявление и раз...

    Принцип индивидуализации в организации педагогического сопровождения одаренных детей

    Как в современных условиях педагогу эффективно организовать образовательную деятельность,  руководствуясь, на первый взгляд, взаимоисключающими принципами: стандартизации и индивидуализации. В ст...

    Статья «Эколого-валеологические аспекты сопровождения одаренных детей в детском саду»

    О проблемах выявления и сопровождения одаренных детей в ДОУ....

    Организация работы по созданию условий, выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей в детском саду «Улыбка».

    Организация работы   по созданию условий, выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей в детском  саду «Улыбка».Детская одаренность — одно из самых интересных ...