социально-коммуникативное развитие
методическая разработка (старшая группа) на тему

Васенкова Светлана Александровна

методическая разработка по социльно-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_rabota_1.docx29.43 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная  область «Социально-коммуникативное развитие»

Социально-коммуникативное развитие детей  относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Перед вами на слайды обозначены противоречия современной социокультурной среды. Следовательно, рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. 

Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

Социально коммуникативное развитие направлено на:

·        присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

·        развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

·        становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

·        развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

·        формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

·        формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

·        формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

·    Формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).

Основными принципами реализации образовательной области «социально-коммуникативное развитие» являются: принципы комплексности, интеграции, субъектности, индивидуализации и дифференциации, сотрудничества, сотворчества, соразвития, гуманизации, системности, преемственности.

Формы образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию дошкольников

Формы организации деятельности детей

групповые

подгрупповые

индивидуальные

подгрупповые

Образовательная деятельность в режиме дня

Самостоятельная деятельность детей

- интегрированные занятия;

- игровые ситуации, игры с правилами (дидактические (словесные, настольно-печатные), подвижные, народные, шансовые), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные);

- беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, ситуации морального выбора, речевые тренинги, совместные с взрослыми проекты и др.

- индивидуальные и совместные творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские) игры; все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками; выполнение самостоятельных трудовых операций в природе, хозяйственно-бытовой труд; самостоятельная деятельность в уголках уединения, зонированных сюжетных уголках, уголке ряжения, театральном уголке, автогородке;

- самостоятельное декламирование детьми коротких стихотворений, рассказывание сказок и историй, рассматривание книг и журналов; изготовление поделок, конструирование, раскрашивание; развивающие настольно-печатные игры, автодидактические игры (пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки); простейшие опыты и эксперименты; самостоятельная деятельность в сенсорном уголке, уголке книги, экологическом уголке, уголке песка и воды, детской лаборатории

Основныенаправленияреализацииобразовательнойобласти«Социальнокоммуникативное развитие»

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей

 трудовое воспитание

патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Игра как одно из направлений реализации образовательной области «Социально – коммуникативное» развитие детей дошкольного возраста

Классификация игр дошкольного возраста (поЕ.В. ЗворыгинойиС.Л. Новоселовой) Игры, возникающие по инициативе взрослого Игры, возникающие по инициативе детей Народные игры Игры-экспериментирования• Игры с природными объектами• Игры с игрушками• Игры с животными Сюжетные самодеятельные игры•Сюжетно–отобразительные•Сюжетно-ролевые•Режиссерские•ТеатрализованныеДосуговыеигры•Интеллектуальные•Игры-забавы, развлечения•Театрализованные•Празднично-карнавальные•КомпьютерныеОбучающиеигры•Сюжетно-дидактические•Подвижные•Музыкально-дидактические•УчебныеОбрядовыеигры•Семейные•Сезонные•КультовыеТренинговыеигры•Интеллектуальные•Сенсомоторные•АдаптивныеДосуговыеигры•Игрища•Тихиеигры•Игры-забавыемного остановимся на сюжетных самодеятельных играх:

Поскольку Сюжетная игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все «как будто», «понарошку». Но при этом как деятельность такие игры предъявляют к ребенку ряд требований, способствующих формированию психических новообразований.

В основе метода руководства сюжетно-ролевой игрой лежат принципы

Воспитатель должен играть вместе с детьми;

На каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры;

на каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей как на осуществление игрового действия,

так и на пояснение его смысла партнерам.

Также необходимо применять комплексный метод руководства игрой. Который заключается в  оказании педагогической поддержки сюжетных игр и обеспечении педагогических условий развития игры.

Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития:. Игра — это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов.

Педагоги нашего ДОУ используют широкий диапазон самых разнообразных игр Для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры, игры с правилами.

Игры детей после завтрака  согласовываются с характером и содержанием дальнейшей образовательной деятельности.

Игры между занятиями. Для всех групп детей подбирают игры, которые предусматривают незначительное умственное напряжение - с мелкими игрушками, мячом, несложным конструктором. Нет нужды слишком регламентировать эти игры, но желательно, чтобы они давали ребенку возможность двигаться.

Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствующие не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей на прогулках, в свободное время.

1.                           Конспект НОД по образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие»

 (Патриотическое воспитание)

«Детский сад – второй наш дом».

Вторая младшая

группа «Колокольчик»

Воспитатель: Толкачева Л.А.

Октябрь, 2014год

Задачи:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

- показать, что детский сад похож на семью; как и в семье, здесь есть взрослые, они заботятся о детях;

- различать  эмоциональные  состояния (весёлый, грустный);

- продолжать формировать положительное отношение к детскому  саду;

- обобщить знания детей о профессиях сотрудников детского (воспитателей, няни, повара,  медицинской сестры);

- воспитывать любовь к детскому саду, уважение к труду взрослых, доброе отношение  друг к  другу (называть друг друга ласково, нежно, весело);

- закреплять представление о семье, как о людях, которые живут вместе;

- развивать чувство гордости за свою семью.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

- развивать общую и мелкую моторику в пальчиковых играх и рисовании «Улыбки» ватной палочкой.

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на знакомую мелодию «Улыбка»

Образовательная область «Речевое развитие»

- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье, о детском саде;

- учить понимать смысл загадки и находить отгадку;

- развивать желание читать наизусть небольшие стихотворения

Предварительная работа: родители дети и изготавливают дома семейные «островки» (фотографии, их композиция); тематические экскурсии по детскому саду (знакомство с трудом медсестры, повара); рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы: «Бегемот, который боялся прививок», «Детям о профессиях»; сюжетно-ролевые  игры: «Готовим вкусный обед», «Больница», «Семья», «Детский сад»; дидактическая игра:  «Кому что нужно для работы», разрезное лото: «Профессии»;

Материалы и оборудование: Дом – детский сад с окошками; «Семейные островки»; Большая ладонь – семья; пиктограммы настроения «веселый, грустный»; картинки: воспитатель, няня, повар, медсестра; мягкие игрушки (мишка и зайчик);силуэты лиц девочек и мальчиков, гуашь, ватные палочки для рисования.

Ход:

1 часть (Дети стоят в кругу на ковре).

Воспитатель:

    «Собрались все дети в круг.

 Я - твой друг и ты - мой друг.

       Крепко за руки возьмёмся

                            И друг другу  улыбнёмся.»

Воспитатель:

- Ребята, сегодня у нас в группе открыта выставка «Семейный островок» (дети рассматривают «семейные островки»). Кто хочет рассказать о своей семье? (дети по желанию подходят к фотографии своей семьи, рассказывают, кто изображен). По ходу воспитатель задает наводящие вопросы о членах семьи:

- Как тебя зовут? С кем ты живёшь? Кто ты для мамы?  (сын, дочка) Кто ты для дедушки (бабушки)? Ты любишь своих близких? А как называется село в котором мы живём?

- В нашем селе Александровском много улиц. На какой улице ты живёшь?

- Я поняла, что у каждого из вас очень дружная семья.

- Давайте поиграем в игру « Дружная семья». (показываю макет ладошки)

Пальчиковая игра « Дружная семья».

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – Я,

Вместе – дружная семья!

Воспитатель: - Ребята, а куда приходят дети, когда мама и папа на работе? (в детский сад)

2 часть Сюрпризный момент.

(стук в дверь)

«Посмотрите-ка, ребята,

В гости к нам пришли зверята!»

- Ребятки, а кто к нам пришел сегодня в гости?  (Мишутка, Зайка).                                                    

Мишутка:

- Здравствуйте, ребята! Как вас много в детском саду! Мы с Зайкой очень хотим с вами познакомиться, поэтому  предлагаем вам сыграть с нами в игру.

Игра: «Давайте познакомимся!»                        

 (Дети встают в круг, передают Мишку и Зайку,  по очереди  называя  свое имя).

Воспитатель:

-  Ну, вот и познакомились, только, Миша, Зайка, почему вы такие  невеселые? Чем огорчены?

Мишутка:

    «Мы на полках лишь сидим,

        На игры детские глядим,

  Хотим, чтоб был, как у ребят,

                     Детский сад,  для нас – зверят».

Воспитатель:

  Оказывается, ребята, зверята грустные, потому что у них нет детского садика, а они так хотят быть вместе, как и вы. Они даже не знают, что такое детский сад. Мишутка, Зайка, не грустите, наши ребята сейчас вам расскажут про то, что же такое на самом деле детский сад.

Воспитатель:(обращает внимание детей и зверят дом).

-  Посмотрите, что это? (Дом). А дом большой или маленький? (Большой).  Значит, в этом доме живет много людей. Что же это за дом?

  Послушайте загадку:

 « В этом доме все для нас –

    Сказки, песня и рассказ,

    Шумный пляс, тихий час,

    В этом доме все для нас!

    Вот какой хороший дом!

 В нем растем мы с каждым днем,

    А когда подрастем,

    Вместе в школу пойдем.  (Детский сад).

  Воспитатель:

- Молодцы, догадались. Конечно, это наш родной детский сад.

(Два ребенка по очереди рассказывают стихотворения):

 «Любим все мы детский сад,

   В нем полным – полно ребят.

   Раз, два, три, четыре, пять…

   Жаль, что всех не сосчитать.

   Может сто их, может двести,

   Хорошо, когда мы вместе!»

 «Детский сад у нас хорош,

 Лучше сада не найдешь.

 Обойди хоть весь район

Лучшим будет все же он!»             

- А вот чем мы занимаемся в детском саду, мы сейчас с вами покажем.

Игра « Как живете?».

 (Дети имитируют движения): Как утром делаете зарядку? Как танцуете? Как лепите? Как умываетесь? Как ждете обед? Как машете вслед?

     Воспитатель:

-   Вот какие молодцы, не скучаете в детском саду.

Но, ведь детский сад - это не только дом, но и взрослые, которые заботятся о малышах, о вас, чтобы вам здесь было хорошо, весело. Посмотрите, вот на эти картинки.

  - Я буду загадывать загадки, а вы смотреть и отгадывать, про кого я буду говорить, только слушайте внимательно.

  Первая загадка:

 «Кто научит рисовать,

  Лепить, строить и играть,

  Усадив ребят в кружок,

  Прочитает им стишок?

  Очень любит всех ребят,

  Кто же это?…»  (Воспитатели).

  Молодцы, а как ваших воспитателей зовут?(……….).  (Дети находят картинку, которая соответствует загадке, и помещают её в дом «детский сад»).

Следующая загадка:

 « Кто же нам на стол накроет,

  Подметет, пропылесосит?

Моет окна, стены, пол?

И протрёт от пыли стол?

  Проследит, чтоб тут и там

Всё стояло по местам?…» (Няня).

  Правильно, это наша няня.  А как её зовут? (…………….).

 (Дети находят картинку и помещают её в дом «детский сад»).

 

 Какие, вы молодцы!  Ребята, посмотрите внимательно, кто нарисован на этой картинке? (Повар).

Как вы догадались? (Он готовит, режет овощи, у него белый колпак…)

- Серёжа знает стихотворение про повара

«Ходит повар в колпаке

                         С поварешкою в руке.

           Он готовит нам обед,

                         Кашу, щи и винегрет».

(Дети  помещают картинку с изображением повара в дом «детский сад»).

 Ребята, а кто нарисован на этой картинке? (Медсестра).

Молодцы!

- Лера Корчагина расскажет стихотворение про медсестру.

«За здоровьем деток

   Медсестра следит.

   Лечит без таблеток

   Ангину и бронхит».

 (Дети  помещают картинку с изображением медсестры  в дом «детский сад»).

Воспитатель:

- Ну что, Зайка и Мишутка, теперь вы поняли, кто здесь нарисован и чем они занимаются в детском саду? (Да). 

(Дети садятся на стулья полукругом).

- А ещё мы хотим сказать вам, что для того, чтобы всем было хорошо и весело, нужно жить дружно. Правильно, ребята? Главное, чтобы в нашем детском саду всегда были мир, дружба,  улыбки.

Психогимнастика:

 Бывает, что мы ссоримся, и тогда настроение портится, становится грустно, а когда помиримся, то сразу всем становится  весело, и мы улыбаемся. (Пиктограммы).

  - Это, какое личико? Как догадались?  А это, какое? Почему так решили?  Покажите, какое бывает выражение лица, когда мы грустим? (Дети показывают). А теперь покажите веселое выражение лица. (Дети показывают).

- Ребятки, давайте нарисуем вот на этих личиках веселые улыбки  и поместим их в детский сад. Пусть в нашем общем доме будет всегда доброта и веселые улыбки.

(На картинках нарисованы глаза и нос.) Дети дорисовывают на них улыбку ватными палочками и помещают в дом «детский сад».

  Молодцы, вот какой дружный у нас детский сад и наши детки. Любите детский сад - ваш второй дом!

 « Детки в садике живут,

   Здесь играют и поют,

   Здесь друзей себе находят,

   На прогулку с ними ходят.

   Вместе спорят и мечтают,

   Незаметно подрастают.

   Детский сад - второй наш дом,

   Как тепло, уютно в нем!

   Вы его любите, дети,

   Самый добрый дом на свете!»

Воспитатель:

- Мишка, Зайка, видишь, как много вы сегодня узнали от ребят: что такое на самом деле детский сад, что там делают, как там весело и красиво. Идите скорее обратно в лес,  к вашим мамам, расскажем им об этом. Пусть они тоже устроят для вас, зверят, лесной детский сад.

Мишка и Зайка: -До свидания, ребята, спасибо вам за такой интересный рассказ. (Зверята дарят коробочку с игрушками, уходят).

Воспитатель:

- Детки, как вы думаете, понравился наш рассказ Мишутке и Зайчику?

- О чём вам было особенно интересно рассказывать? (Ответы детей). Молодцы, вы все сегодня очень старались, а теперь давайте поиграем в игрушки, которые подарили вам наши гости.

2. Группа: вторая младшая                                      

Тема недели: «Наш детский сад »                  

Цель: Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес  к детскому саду.  

Мероприятия: целевая прогулка; экскурсия по детскому саду; итоговое развлечение «Я люблю свой детский сад»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр (Социально - коммуникативное направление развития)

Социально- коммуникативное направление развития.ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по социально-коммуникативному, познавательному развитию «Огонь- друг, огонь- враг» с детьми среднего дошкольного возраста

Занятие о пожарной безопасности,о представлении труде пожарных,о формировании элементарных навыков в поведении при возникновении пожара.Дать понятие о том, что огонь может приносить пользу и вред....

Цифровой образовательный ресурс по социально-коммуникативному направлению развития ребенка

Данный вид ЦОР предусмотрен для обучения детей правилам пожарной безопасности....

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...