Детский исследовательский проект "Как хлеб приходит на стол".
проект (старшая группа) на тему

Шевченко Людмила Александровна

 

Положит в землю Человек зерно,
Прольётся Дождь - зерно орошено.
Крутая Борозда и мягкий Снег
Зерно укроют на зиму от всех

Весною Солнце выплывет в зенит
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберёт.
И золотые руки Пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.
Всем, кто лелеял хлебный колосок,
На совести достанется кусок.
                                    Аким. Я.
 

Если вы когда-нибудь пекли дома хлеб, то, вероятно, помните этот незабываемый запах ароматного русского хлеба. Екатерина в этом году стала воспитанницей старшей группы и как многие девочки, которые живут на Кубани, она стала больше времени проводить на кухне, помогая маме и бабушке. Однажды семья готовилась к празднику и папа принес множество разновидностей мучных изделий. Почему они разные по форме? Цвету? Вкусу? Размеру? Где их испекли? Как это происходит? С  чего все начинается? Мама с бабушкой готовили домашние пироги и булочки дома. Что это за белый порошок, который Вы называете мукой? Катя стала рассматривать и пробовать тесто на вкус. Почему оно разное? Из чего оно? Что из него можно сделать? А смогу ли я сама испечь? Какие продукты мне для этого понадобятся?

Целеполагание.

   После праздника в семье еще раз обсудили мучные изделия и приняли совместное решение узнать, как хлеб приходит на стол, почему он разный по цвету, форме, вкусу, размеру и познакомиться поближе с зерном, элеватором, мельницами, хлебокомбинатом, пекарней, закрепить знания детей о хлебе, как одном из величайших богатств на земле,

 расширить представление детей о многообразии хлебных продуктов, обобщить и уточнить знаний детей о труде людей.

 Поставили цели: Формировать познавательную активность и самостоятельность у детей; воспитывать любовь и уважение к прошлому и настоящему родного края. Расширять  и систематизировать знания детей о видах мучных изделий, о видах труда и сельском хозяйстве; об основных этапах переработки, которые проходит зерно, прежде, чем превратится в хлеб; формировать представление о процессе производства хлеба на хлебопекарных предприятиях и дома, через легенду о Кубани рассказать гипотезу «Как появился Кубанский хлеб?»; воспитывать интерес к окружающему миру, формировать представление о труде людей, воспитывать бережное отношение  к результатам  их труда; в увлекательной форме подать детям исследовательский продукт – наш гербарий «Чудо  КОЛОСКИ».

   В ходе работы мы изучили ресурсы. Мы с родителями познакомились с видами зерна, мучных изделий, теста, способами переработки зерна в давние времена и в настоящее время. В детском саду, с воспитателем, и дома, с родителями,  проводили опыты с зерном, мукой, которые позволили нам узнать много интересного и полезного о них. Так же на занятиях и в свободное время изготавливали из теста различные поделки, которые восхищали своей красотой окружающих и использовали зерна в детском творчестве.  Совершили экскурсию на поле «Кубанские поля – гордость моя!»; экскурсию на элеватор «Кубань – житница России»; экскурсию на мельницу; экскурсию на хлебозавод и пекарню станицы Ленинградской «Хлеб – всему голова», с целью изучения процесса приготовления хлеба; создали гербарий «Из чего делают хлеб».

    Провели опытно - экспериментальную работу.   С мамой мы продемонстрировали результаты своих опытов в детском саду. Мы были настоящими фокусниками. Провели  опытно - экспериментальная работа по помолу муки в кофемолке. Увлекательной оказалась опытно - экспериментальная работа на «опытном поле» в детском саду и дома: вскопать землю, внести удобрение, проборонить, посеять рядочки, вести записи в дневнике, рассматривать колоски; а так же  опытно – экспериментальная работа по приготовлению изделий из муки дома: из слоенного теста и из дрожжевого теста; выставка хлебопекарных изделий; лепка вареников.

    Результаты исследования работы были представлены перед дошкольниками детского сада, на групповых занятиях,  на родительском собрании;  организован показ презентации, проведены кубанские игры «Хлибчик», «Калачи», «Мельница», пальчиковые игры, физминутки; драматизация  легенды о нашем подворье «Дом девушки, которую звали Кубань»; исполнение песни «Ой да Краснодарский край!».

   Ребята сделали вывод, что мучные изделия разной формы, цвета, вкуса и размеров, потому что они приготовлены из разного зерна,  разной муки, разного теста; хлеб и мучные изделия можно приготовить на хлебопекарных предприятиях и дома; зерно созревает летом, а мы едим хлеб круглый год, потому что существуют зернохранилища – элеваторы; из зерна можно получить муку, а из муки хлеб; дрожжевое тесто поднимается потому что в закваске – бактерии, живые существа, которые рыхлят тесто.

   Родители и ребёнок познакомились с видами зерна, теста, мучных изделий, применение муки. Собрали гербарий. Изучили опытно- экспериментальным путём свойства зерна; теста, муки.

    Дети в конце проекта стали с большим интересом  изучать данную тематику, обогатили знания о процессе приготовления хлеба на хлебопекарных предприятиях и в домашних условиях, продуктами исследования стала поставленная  легенда о Кубани, собранный гербарий, перемолотая мука, приготовленные своими руками мучные изделия, детские работы по данной тематике и их выставка.

   По итогам исследования нами опубликована статья «Как хлеб приходит на стол» в газетах детского сада и групповой, опубликован материал  в СМИ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 4 СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН

Исследовательский проект

«Как хлеб приходит на стол»

IMG_6400

Научные руководители:

Шкуратова Наталья Сергеевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №4 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район.

Шевченко Людмила Александровна – мама, старший воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №4 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район.

Автор проекта:

Шевченко Екатерина Андреевна, 6лет

старшая группа  №2«Росинки»

Оглавление

Аннотация                                                                                        3

1. ВВЕДЕНИЕ                                                                                5

ll.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВОПРОСА                                        10

1.Как появился хлеб на Земле?                                                                    11

2. Почему хлеб стал называться хлебом?                                                        14

3. Каким был хлеб на Руси?                                                                14

4.Национальные сорта хлебобулочных изделий                                                16

lll. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ                                                                18

1.Исследовательская деятельность, экскурсии                                                18

2. Занятие в детском саду                                                                        21

3.Опытно – экспериментальная работа                                                                      51

4.Итоговый досуг «Хлеб всему голова»

5. Драматизация легенды о Кубанском подворье «Дом девушки, которую

звали Кубань», сценарий презентации проекта                                                           56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                 59

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                        61

ПРИЛОЖЕНИЕ№1                                                                                 63

ПРИЛОЖЕНИЕ№2                                                                                 69

ПРИЛОЖЕНИЕ№3                                                                                 81

ПРИЛОЖЕНИЕ№4                                                                                 83

ПРИЛОЖЕНИЕ№5                                                                                 113

ПРИЛОЖЕНИЕ№6                                                                                                           128

ПРИЛОЖЕНИЕ№7                                                                                                           146

1377765596_04 (1)

Аннотация

     В России хлеб всегда считался не просто главной пищей, но и одним из символов достатка. Чего стоит хотя бы обычай приветствования дорогих гостей хлебом-солью. Если в доме много хлеба, значит много и счастья. Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.  Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый ребенок знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. Как же научить уважать хлеб? О хлебе, об отношении к нему следует говорить, показывать, все делать вместе с ребенком, чтобы дети наши не росли невеждами, чтобы для них, как и для нас, отцов и матерей, со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб. Любви и уважению к хлебу нужно учить с детства, прививать эту любовь и в семье, и в детском саду.

   У нас появились вопросы: С чего начинается хлеб? Как влияет сорт зерна на вкус? Каким оно бывают? Где растет? Когда? Где его хранят? Как и где перерабатывают зерно и что получается? Что можно сделать из муки? Какие еще нужны продукты? Где пекут хлеб? Можно ли приготовить хлеб дома? Почему тесто разное?

   Таким образом, для того, чтобы нам решить данную проблему, мы пришли к  выводу, что необходимо:

- провести ряд опытов с зерном, мукой, тестом;

- найти информацию о сортах зерна, видах теста, мучных изделий, изучить технический процесс приготовления хлеба на производстве (обратиться за помощью к родителям, чтобы прочитать об этом в энциклопедиях, книгах, интернете);

- собрать коллекцию зерна - гербарий, сделать поделки;

- организовать экскурсию на поле «Кубанские поля – гордость моя!»;

 - экскурсию на элеватор «Кубань – житница России»;

 -экскурсию на мельницу;

  -экскурсию на хлебозавод и пекарню станицы Ленинградской «Хлеб – всему голова», с целью изучения процесса приготовления хлеба;

 - показать драматизацию  легенды о нашем подворье «Дом девушки, которую  звали Кубань»;

-провести анализ проделанной работы и обобщить результаты нашего исследования.

   Цель нашего проекта;

Формировать познавательную активность и самостоятельность у детей;

воспитывать любовь и уважение к прошлому и настоящему родного края;

расширять  и систематизировать знания детей о видах мучных изделий, о видах труда и сельском хозяйстве; об основных этапах переработки, которые проходит зерно, прежде, чем превратится в хлеб;

 познакомить с техническим процессом работы с мукой на хлебопекарных предприятиях и дома, через легенду о Кубани рассказать гипотезу «Как появился Кубанский хлеб?»;

воспитывать интерес к окружающему миру, формировать представление о труде людей, воспитывать бережное отношение  к результатам  их труда;

 в увлекательной форме подать детям исследовательский продукт – наш гербарий  «Чудо  КОЛОСКИ».

   Задачи:

Учить поиску информации в разных источниках, через самостоятельную деятельность и экспериментирование;

             Закреплять знания детей о хлебе, как одном из величайших богатств на земле;

               Расширять представление детей о многообразии хлебных продуктов;

               Обобщать и уточнять знаний детей о труде людей;

              Формировать представления о выращивании хлеба от зерна до колоска;

              Воспитывать бережное отношение к хлебу и труду взрослых;

Развивать любознательность и наблюдательность детей; воспитывать трудолюбие, доброту, умение доводить дело до конца, интерес к кубанским народным играм и желание в них играть.

Активизировать речь, мышление, расширять словарь, развивать фантазию, творчество, воображение;

Развивать мелкую моторику, через изготовление поделок;

Узнать о процессе приготовления хлеба, видах мучных изделий;

Развивать интерес к познавательной деятельности;

Провести опыты с семенами, тестом;

Создать благоприятные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;

Создать гербарий;

Активно взаимодействовать с родителями.

   Методы:

-планирование;

-изучение ресурсов;

-беседа;

- анкетирование, социальный опрос, анализ, исследования, эксперимент;

 - экскурсия на поле «Кубанские поля – гордость моя!»;

 - изготовление гербария «Из чего делают хлеб»;

 -экскурсия на элеватор «Кубань – житница России»;

 -экскурсия на мельницу;

 -экскурсия на хлебозавод и пекарню станицы Ленинградской «Хлеб – всему голова», с целью изучения процесса приготовления хлеба;

- проведение опытов;

 - изучение ресурсов;

-поиск информации через самостоятельную деятельность;

 -представление результатов.

   Участники проекта: воспитатель группы детского сада, дети старшего дошкольного возраста, родители.

   Предполагаемые итоги реализации проекта:

новые знания детей о сортах зерна, муки, видах мучных изделий, теста, его применении о техническом процессе приготовления мучных изделий на производстве, создание презентации;

сформированные навыки работы с зерном, мукой, тестом;

умение использовать зерно, тесто в изготовлении поделок;

исследовательский продукт – наш гербарий  «Чудо  КОЛОСКИ»;

            драматизация  легенды о нашем подворье «Дом девушки, которую  звали Кубань».

   Время работы над проектом: в  течение 3 месяцев - долгосрочный.

   Объект исследования: хлеб.

   Предмет исследования: этапы производства хлеба.

   Гипотезы:

  • Мучные изделия разной формы, цвета, вкуса и размеров, потому что они приготовлены из разного зерна,  разной муки, разного теста;
  • Получение хлеба – это результат труда людей разных профессий;
  • Хлеб и мучные изделия можно приготовить на хлебопекарных предприятиях и дома;
  • Зерно созревает летом, а мы едим хлеб круглый год, потому что существуют зернохранилища – элеваторы;
  • Из зерна можно получить муку, а из муки хлеб;
  • Дрожжевое тесто поднимается потому что в закваске – бактерии, живые существа, которые рыхлят тесто;
  • Через сказку – драматизацию у детей повышается познавательная активность к изучаемому предмету.

   План проекта:

1.Обсуждение с детьми направление работы, изучение  первоисточников.

2.Решение поставленных задач с детьми

3.Ознакомление детей со злаками, видами мучных изделий, видами теста, его применением.

4.Экскурсия на поле «Кубанские поля – гордость моя!».

5. Экскурсия на элеватор «Кубань – житница России».

              6. Экскурсия на мельницу.

              7. Изготовление гербария «Из чего делают хлеб».

               8. Опытно - экспериментальную работу по помолу муки в кофемолке;

               9.Опытно - экспериментальную работу на «опытном поле» в детском саду и дома: вскопать землю, внести удобрение, проборонить, посеять рядочки, вести записи в дневнике, рассматривать колоски;

               10. Экскурсия на хлебозавод и пекарню станицы Ленинградской «Хлеб – всему голова», с целью изучения процесса приготовления хлеба;

               11.Опытно – экспериментальная работа по приготовлению изделий из муки дома:

из слоенного теста и из дрожжевого теста;

              12. Выставка хлебопекарных изделий.

              13. Лепка вареников.

              14.Разучивание стихов «Как вкусно пахнет Кубань».

              15.Разучивание пословиц, поговорок, загадок «Хлеб – чудо земли».

              16.Разучивание и проведение с детьми подвижных кубанских игр: «Хлибчик», «Калачи», «Мельница», пальчиковых игр, физминуток.

               17.Исполнение песни «Ой да Краснодарский край!».

               18.Рассказывание легенды о нашем подворье «Дом девушки, которую звали Кубань».

               19.Подготовка презентации «Как хлеб приходит на стол».

База исследования: МБДОУ детский сад №4 комбинированного вида, семья.

              Практическая значимость нашего исследования заключается в знакомстве детей со злаками, видами мучных изделий, теста, технологическим процессом, который проходит хлеб, чтобы попасть на стол. Использование семян, теста в детском творчестве. Приобретении навыков работы с семенами, мукой, тестом, лепка вареников. Изучение ресурсов.  Разучивание стихов «Как вкусно пахнет Кубань». Разучивание пословиц, поговорок, загадок «Хлеб – чудо земли». Разучивание и проведение с детьми подвижных кубанских игр: «Хлибчик», «Калачи», «Мельница», пальчиковых игр, физминуток. Проведение опытно - экспериментальной работы. Создание гербария. Постановка драматизации - легенды.

67372704_67371990_0cb2c0928637


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Как хлеб приходит к нам на стол"

Презентация предназначена длязнакомства детей с лексической темой "Откуда хлеб пришел?"...

конспект занятия "Как хлеб приходит к нам на стол"

Как хлеб приходит к нам на стол? (с использованием здоровьесберегающих технологий)...

Конспект занятия в старшей группе по формированию целостной картины мира на тему: «Как хлеб приходит к нам на стол».

Цель: Формирование у обучающихся представления о ценности хлеба, через знакомство с процессом его выращивания и приготовления. Задачи : Образовательные:1. Обогащать представления детей ...

Детский исследовательский проект «Откуда хлеб на стол пришёл?»

Цель:Расширить знания о хлебе. Проследить весь путь хлеба: от хлебного зернышка до буханки хлеба. Задачи: - Выяснить роль хлеба в жизни человека.- Уточнить представление о последовательности...

Познавательно исследовательское занятие « Хлеб на нашем столе».

Цель: дать детям элементарные представление о процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий. Задачи: Развивающие: - - развивать связную речь детей; - обогащать словарь за счет слов:...

Занятие "Как хлеб приходит к нам на стол"

Хлеб-символ жизни, здоровья и благополучия человека. Тема хлеба всегда актуальна в работе с детьми дошкольного возраста....