Диагностика ПО ТЕСТУ КЕРНА-ЙИРАСЕКА
материал по теме

ТЕСТ КЕРНА-ИРАСЕКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kerna-iraseka.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕСТ КЕРНА-ИРАСЕКА

ЦЕЛЬ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ.

Этот метод наиболее часто используется для ориентировочной оценки уровня развития деятельности, необходимой для успешного обучения письму, речи и т.д. Тест включает три задания: рисование фигуры человека по представлению, графическое копирование фразы из письменных букв и срисовывание точек в определенном пространственном положении.

Эти задания дают общее представление об уровне психического развития ребенка, его глазомере и способности к подражанию, а также о выраженности тонких двигательных координации. Развитие последних связано как с определенной зрелостью центральной нервной системы. Так и со степенью развития мышц кисти руки. Без этого невозможно успешное становление у ребенка навыков письма и совершенствование рисунка, выполнение которого отражает развитие второй сигнальной системы.

Инструкция к использованию теста Керна-Ирасека разработана Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР.

Инструкция

Ребенку (группе детей) дается лист бумаги, на лицевой стороне которой записываются имя, фамилия, отчество ребенка, дата его рождения и перед ребенком так, чтобы ему было одинаково удобно взять его правой и левой рукой.

Дается инструктаж к выполнению первого задания. «Здесь (каждому показывается, где) нарисуй какого-либо дядю. Так, как ты умеешь». Дальнейшее объяснение, помощь или предупреждение по поводу ошибок или недостатков рисунка не допускаются. Когда какой-либо разговорчивый ребенок начнет расспрашивать подробнее, нужно стараться отвечать: «Рисуй так, как умеешь». Можно ребенка подбодрить, когда он начнет рисовать, следующим образом: «Видишь, как хорошо ты начал. Рисуй дальше». На вопрос, можно ли нарисовать тетю, необходимо ответить, что все рисуют дядю, так и он (а) должен нарисовать дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить дорисовать ее, а затем попросить нарисовать рядом мужскую фигуру. Когда рисунок закончен, детей просят, чтобы они перевернули лист бумаги, на обратной стороне которого написан образец фразы (2-е задание) и конфигурация из 10 точек (3-е задание), которые ребенок должен повторить.

Второе задание формулируется следующим образом: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще писать не умеешь, но попробуй, смог бы ты это написать. Хорошенько посмотри, как это написано, и рядом напиши то же самое». Если кто-то из детей не рассчитает длину графы и третье слово, у него не будет помещаться, нужно сказать ребенку, что слово можно написать выше или ниже.

Третье задание дается по такому образцу: «Здесь нарисованы точки. Попробуй сам рядом так же их нарисовать». В этом случае необходимо указать, где можно нарисовать, так как у некоторых детей может ослабнуть внимание. За детьми необходимо все время наблюдать и делать краткие пометки об их поведении. Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, какой рукой будущий ученик пишет, не перекладывает ли он во время работы карандаш из одной руки в другую. Необходимо также отметить, спокойно ли сидит ребенок, нужно ли при выполнении работы постоянно его хвалить, посмотреть, не начал ли он обводить образец и прочее.

Оценка результатов

Каждое задание оценивается баллом от (наилучшая оценка) до (наихудшая оценка). Ниже приводятся критерии оценки каждого задания по

пятибалльной системе.

Задание 1. Рисование мужской фигуры.

  1. балл - у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она не должна быть больше, чем туловище). На голове: волосы (возможны шапка или шляпа), уши; на лице: глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Признаки мужской одежды. Рисунок сделан синтетическим способом.
  2. балла - выполнение всех требований, как и в оценке 1, кроме синтетического способа изображения. Возможны три отсутствующие части тела: шея, волосы, 1 палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.
  3. балла - у фигуры на рисунке  должны быть шея, туловище, конечности, руки, ноги нарисованы двумя линиями. Отсутствуют  уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.
  4. Балла - примитивный рисунок головы с туловищем. Конечности (достаточно лишь одной пары) изображены одной линией.
  5. баллов - отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Каракули.

Задание 2. Имитация написанного текста.

1 балл - имитация, которую можно прочитать. Буквы могут по величине в два раза превосходить те, что на образце (но не больше). Буквы образуют три слова. Предложение отклонено от прямой линии, но не более чем на 30 градусов.

2 балла – предложение можно прочитать. Величина букв, близкая к образцу, и их прямота не обязательны.

3 балла – буквы должны быть разделены на две группы, можно прочесть хотя бы 4 буквы.

4 балла – с образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа имеет еще видимость письма.

5 баллов – каракули.

 Задание 3. Срисовка группы точек.

1 балл – точное воспроизведение образца. Одна точка может выходить из рамок столбика или строки. Уменьшение образца допускается не больше, чем в полтора раза.

2 балла – количество и состав точек должны соответствовать образцу. Можно опустить 3 точки и 0,5 ширины пробела между строчками.

3 балла – общее впечатление похоже на образец. Высотой и шириной не больше чем в два раза по сравнению с образцом. Точек не должно быть больше, чем 20, и меньше, чем 7.возможны некоторые перестановки в расположении точек до 180 градусов.

4 балла – рисунок лишь напоминает образец, но все-таки он сделан из точек. Величина и количество точек не существенны. Другие изображения, например линии, недопустимы.

Оценка полученных результатов

        Детей с результатом 15 баллов необходимо рекомендовать к дальнейшему медико-педагогическому обследованию. Школьно-зрелыми считаются дети, получившие в сумме за выполнение трех заданий данного теста 3-5 баллов, средне-зрелыми – 6–9 баллов и незрелыми – 10 баллов и более.

        Педагогу необходимо проявить максимум такта, внимания, корректно информировать родителей о результатах обследования для привлечения их к совместной воспитательной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики психологической диагностики: диагностика личностных особенностей ребёнка, диагностика эмоционального состояния, диагностика отношений с окружающими людьми.

Данный материал собран в помощь психологам работающим в образовательных учреждениях. Ничего сложного нет в том чтобы самостоятельно подобрать диагностические методики. Но на это порой уходит время, ко...

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапог...

Диагностика в детском саду Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка.

Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка. Проводимая диагностика в детском саду. В чем ее необходимость, особенность и значимость?Диагностика детей в детском саду нужна. Диагнос...

Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в  жизни че­ловека, всего первые семь лет, однако он имеет непреходящее значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и с...

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.Диагностика состояния высших психических функций детей предшкольного возраста.

Определение школьной зрелости. Была отобрана методика Марковской “Нейропсихологическая диагностика нарушений ВПФ у детей”, методика Керн-Йерасека “Исследование вербального мышле...

Диагностика речевого развития: вопросы дифференциальной диагностики безречевых детей.

Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого р...

Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"

Данное пособие представляет собой комплект материалов для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Пособие предназначено для психологов, работающих в детских д...