Использование мнемосхем в работе с детьми
консультация на тему

Евстафьева Ольга Николаевна

описывается значение и понятие мнемосхем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_mnemoskhem_v_rabote.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  метода мнемосхем в работе

с детьми дошкольного возраста.

Мнемотехника (мнемоника, морфологическая таблица) – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры художественного произведения  и его воспроизведение, в частности, использование мнемосхем позволяет решить:

  • задачи развития познавательных  способностей, формирования и систематизации знаний о предметном мире;
  • задачи развития основных психических процессов, мелкой моторики рук, умение анализировать, оперировать символами;
  • задачи развития связной речи, составления  и пересказа текстов;
  • задачи развития творческих способностей детей, умения самим составлять схемы, умения решать интеллектуальные задачи ;
  • задачи воспитания нравственно-эстетических чувств, навыков самостоятельности, умения работать индивидуально и в группе.

Суть мнемосхем состоит в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (схема, изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

При этом в каждом возрасте своя специфика использования мнемоники. Таким образом, в младшей группе используют мнемоквадраты и мнемодорожки. Они даются цветными, т.к. у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета и т.д.

Со средней группы вводятся мнемотаблицы, состоящие из мнемодорожек. При этом для детей старшего возраста схемы рисуют в одном цвете, чтобы не  отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Данной теме посвящено много исследований. В частности, Т.В. Большева говорила: в мнемосхеме «Возможно изображение сказки, явлений природы, действий, то есть изобразить все то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям».

При работе с мнемотехникой применяются следующие правила:

  1. Используется одна тема.
     2. Учитывается недвусмысленность использования темы.   
     3. Создание новизны (начинаем с таблицы из 4-6-9 клеток, затем – 12,15,18)

   4На одном занятии можно использовать 1-2 таблицы.

   5. Знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям.

   6. Знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета.

   7. Знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются 

        как ведущие.

   8. Замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.

Кроме того, выделяются принципы работы (по В. Козаренко):

•Использование принципа «От частей к целому» .  

•Выработка естественных ассоциаций.

•Выработка искусственных ассоциаций.

•Формирование навыка запоминания.

•Формирование образа, как инструмента для запоминания  (крупные, объемные, цветные, детальные):

     а) формирование опорных образов

     б) формирование ассоциаций-комбинаций

•Закрепление в памяти (метод активного повторения).

В частности, при работе с детьми выделяются следующие этапы использования мнемосхем:

  • 1 шаг. Внимательное рассматривание таблицы и разбор картинок, схем, которые на ней изображены. Рассматривание мнемоквадратов.
  • 2 шаг. Проговаривание текста взрослым, указывая на подходящую картинку. Повторить несколько раз.
  • 3 шаг. Взрослый с помощью ребенка по очереди воспроизводит часть текста, в соответствии с картинкой. Повторить несколько раз.
  • 4 шаг. Ребенок самостоятельно воспроизводит текст.
  • 5 шаг. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области.
  • 6 шаг. Введение отрицаний (не большой, не круглый, не съедобный).
  • 7 шаг. Сочетание символов, чтение цепочки (мнемодорожки).
  • 8 шаг. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество (задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.)
  • 9 шаг. Творческое создание детьми опорных схем (мнемотаблиц).

Таким образом, мнемотаблицы используются в следующих областях:

Итак, мнемоника играет не мало важную роль в развитии психических процессов детей, культурно-гигиенических навыков, в нравственном воспитании, физическом развитии и так далее, можно перечислять и перечислять все стороны развития и воспитания ребенка, в которых значима мнемотехника. Таким образом, данный метод имеет огромное значение для развития и воспитания детей дошкольного возраста в целом.

При подготовке данной статьи использовалась следующая литература:

  • Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления с помощью мнемотехники. – С.-Петербург, 2001.
  • Гурьева Н.А. Год до школы. Развиваем память: упражнения по мнемотехнике. – С.-Петербург, 2000.
  • Полянская Т.Б. Использование приемов мнемотехники в обучении рассказыванию детей. – С.-Петербург, 2009.
  • http://www.boltun-spb.ru
  • http://www.school2100.ru/upload
  • http://ds-478.nios.ru
  • http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac26.htm

Статью подготовил

Воспитатель МБДОУ «Детский Сад №10 «Сказка»

Евстафьева Ольга Николаевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Почему логоритмика?  Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизир...

Опыт работы «Использование мнемотаблиц в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей, и мы знаем, что в настоящее время эта  проблема становится особенно значимой. Главной и о...

Опыт работы по теме : " Использование ИКТ в работе с детьми , имеющими нарушения речи".

Информационно- коммуникативные технологии, как в нашем детском саду, так и в других ДОУ- актуальная проблема современного дошкольного воспитания, поэтому, сегодня мне хотелось с Вами, уважаемые коллег...

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста" "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации"

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив...

Семинар-практикум для педагогов "Использование мнемотехники в работе с детьми с детьми дошкольного возраста"

Для развития речевого, умственного и психического развития детей часто используют в работе с детьми мнемотаблицы. Дети лучше запоминают стихи, пословицы, поговорки, сказки с помощью картинок в таблице...