"Скоро в школу мы пойдем!"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Копеева Елена Евгеньевна

Методическая разработка родительского собрания в подготовительной к школе группе(6-7 лет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Смирновская СОШ,

Группа дошкольного образования.

Методическая разработка

родительского собрания

в  подготовительной к школе группе (6-7 лет)

на тему: « Скоро в школу мы пойдем! »

                                                   Копеева Елена Евгеньевна, воспитатель

                                                 МОУ Смирновская СОШ, ГДО

                                                  Шатковский район.

Сценарий родительского собрания.

Тема: «Скоро в школу мы пойдем! »

Форма  проведения родительского собрания: круглый стол.

Цель: обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросу готовности ребенка к обучению в школе.

Структура:

  1. Подготовительный этап.

Цель: выявление уровня компетенций родителей по вопросам подготовке дошкольников к обучению.

  1. Организационный этап. Упражнение "Имена"

Цель: установление контакта между участниками;  создание доброжелательной атмосферы.

  1. Опрос «Корзина чувств».

Цель: активизирование  участников собрания в обсуждении предлагаемой темы; выявление  эмоционального отношения  родителей к началу обучения ребенка.

  1. Сообщение «Психологическая и педагогическая готовность к обучению».

Цель: обогащение  знаний родителей по вопросу готовности ребенка к обучению в школе.

  1. Решение педагогических ситуаций. Работа с памяткой «Когда  ребёнка  хвалить…».

        Цель: обогащение воспитательного опыта  родителей; способствовать оптимизации

        детско-родительских отношений, развитию психологической культуры родителей;

  1. «Целевые ориентиры дошкольного образования  в условиях

 внедрения ФГОС ДО».

Цель: ознакомление родителей с требованиями ФГОС ДО.

  1.  Подведение итогов собрания. Принятие решений.

Ход собрания:

1.Подготовительный этап

Провести анкетирование родителей (смотри приложение 1),  опрос детей.

 Подготовить приглашение на собрание каждой семье (изготовить вместе с детьми в виде индивидуальных открыток).

Оформить памятки  «Когда  ребёнка  хвалить…» (смотри  приложение 2), «Целевые ориентиры дошкольного образования по ФГОС ДО».

 

2.Организационный этап

Пока родители собираются, тихо звучат записи песен:  «Учат в школе»,«То ли еще будет» и другие; столы расставлены полукругом.

Родительское собрание начинает  вести  воспитатель.

Воспитатель:

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас. Спасибо вам  за то, что пришли на эту встречу.

Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Этот год пролетит очень быстро, и ваши, как ещё кажется, малыши отправятся в первый класс. А наша с вами задача помочь ребятам подготовится к школе. Как это сделать мы и попробуем сегодня разобраться.

Первый класс - это серьезное испытание, как для детей, так и для родителей. Здесь закладывается фундамент  будущих успехов на всем школьном пути. Дошкольник становится школьником, а его родители - это теперь родители ученика. Сегодня мы с вами собрались, для того, чтобы обсудить, когда ребенок готов к школе. Наша встреча будет проходить в форме «Круглого стола».

А сначала давайте поближе познакомимся.

Упражнение "Имена". Содержание: Сейчас мы будем передавать  эту игрушку по кругу нашего знакомства. У кого она в руках, тот называет имя соседа, а затем своё имя. Я начну: "Меня зовут Елена Евгеньевна". Тот, кто принимает игрушку, должен произнести: "Вас зовут Елена Евгеньевна, а я……" Познакомились немного ближе.

3.Опрос «Корзина чувств».

Воспитатель:

Далее я предлагаю вам поделиться своими эмоциями, переживаниями, а возможно и страхами, связанными с началом обучения ребенка, и провести опрос «Корзина чувств».

Содержание: - У меня в руках корзина. Вам предстоит кратко сформулировать те чувства и эмоции, которые переполняют вас  в момент ожидания школьной жизни  вашего ребенка. Пусть это будут разнообразные чувства: и позитивные, и негативные (краткий анализ и обсуждение родительских переживаний, анализ анкетирования).

- Многие из вас считают, что ребенок не умеет читать, писать, а значит не готов к школе и очень переживают. Как определить, готов ли дошкольник к обучению, расскажет педагог-психолог.

4. Сообщение «Психологическая и педагогическая готовность к обучению».

Педагог-психолог:

Поступление детей в школу - это переломный момент, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, связанный с изменением привычного распорядка дня, отношений с окружающими, когда центральное место занимает учебная деятельность. Современная школа требует от детей не столько каких-либо знаний и умений, сколько более сложных форм умственной деятельности, большей способности к управлению своим поведением, большей работоспособности.

Родителям необходимо знать, что существуют два понятия: педагогическая готовность и психологическая готовность. Под педагогической готовностью к школьному обучению понимаются первоначальные навыки счета, письма и чтения. Родители в основном ориентируются именно на эти параметры готовности к школе, что не совсем правильно. Существуют и другие аспекты, которые нельзя не учитывать. Очень часто бывает так, что ребенок умеет писать, считать, читать, но не умеет долгое время находиться в большом коллективе или не умеет следовать требованиям нового взрослого (педагога). Родители в этом случае недоумевают: «Как же так?!» Им казалось, что ребенок пришел в школу подготовленным, а тут вдруг – жалобы учителя. Или через какое-то время ребенок отказывается идти в школу, говоря, что ему там надоело, не нравится, скучно, трудно и т.д.

 Это другая сторона готовности к школе – психологическая. Она включает качества личности ребенка, помогающие ему войти в коллектив, найти свое место в нем. Для успешной учебы ему необходимо сформировать волевые качества: понимание смысла учебных задач, навыки самоконтроля и самооценки.

Психологическая готовность ребенка к школе включает следующие компоненты:        

1. физическая готовность.

2. интеллектуальная готовность.

3. социально-личностная.

4. мотивационная.

Физическая готовность подразумевает зрелость организма, его функциональных систем. Школьное обучение предполагает достаточно большие нагрузки. Поэтому во избежание нежелательных отклонений, появления различного рода заболеваний и определяют этот вид готовности.

Интеллектуальная готовность включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи) Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако специалисты утверждают, что читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.

Социально-личностная готовность. Под ней понимается настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребенок может быть внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе.

Мотивационная готовность заключается в желании учиться в школе. Во-первых, стремление получать новые знания, а во-вторых, потребность в новом социальном статусе, участвовать в серьезной деятельности, результаты которой положительно оценят значимые взрослые и другие дети.

Психологическая и педагогическая готовность к обучению или «школьная зрелость» достигается  ребенком строго индивидуально. Ребенок может достичь «школьной зрелости» к 6,5-7 годам, а возможно чуть позже.

Поэтому необходимо прогнозирование готовности ребенка к обучению ещё до поступления в школу и системная совместная работа педагогов и родителей по формированию у детей качеств, знаний и умений, определяющих готовность к школьному обучению.

5. Решение педагогических ситуаций. Работа с памяткой «Когда  ребёнка  хвалить…».

Воспитатель:

Сейчас я предлагаю вам послушать, что отвечали дети на вопросы о школе.

1. Что делают в школе?

2. Зачем ставят оценки?

3. Чему учат в школе?

4. Хочешь ли ты пойти в школу. Почему?  

- Самое время посмотреть на наших ребят, которые в скором времени станут школьниками. Давайте их поддержим.

Сценка.

 Илюша выполняет рисунок. Видит, что он не получается, переключается на настольную игру - пазлы. Картинка не собирается, ребенок переключается на конструктивную деятельность – терпения не хватает сделать конструкцию.

Мама (занята своим делом) каждый раз говорит: «Какой же ты молодец, сынок». Для нее главное чтобы ребенок был занят, не мешал.

Родители обсуждают, высказывают мнения  (Мама в данной ситуации не права… Начатое дело необходимо доводить до конца… Ничто не должно отвлекать ребенка… Надо чтобы родители были требовательнее… Надо чтобы родители искренне интересовались его занятием, поддерживали его…). Работа с памяткой «Когда ребенка хвалить…».

Воспитатель: - На основании ваших доводов можно предположить, что заинтересованная и объективная оценка результатов детской деятельности ребенка поможет ему проявить усилия, выработать правильное отношение к обучению  как к серьезному делу.

А обучение в ДОУ осуществляется в новых условиях, в условиях внедрения ФГОС ДО.

Об этом расскажет заведующий.

6.Целевые ориентиры дошкольного образования в условиях   

                                      внедрения ФГОС ДО.

Заведующий:

Что такое ФГОС? Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования  представляет собой совокупность требований к дошкольному образованию.  ФГОС ДО  утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. И вступил в силу с 1 января 2014 г.

ФГОС ДО  включает в себя требования к:

  • структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
  • условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • результатам освоения основных образовательных программ.

Федеральные государственные требования (ФГТ) к дошкольному образованию состояли из двух частей: требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям её реализации. В стандарте появятся требования к результатам, но это не означает, что выпускникам детских садов придётся сдавать экзамены! Никакой итоговой аттестации не будет, это норма закона. При этом с помощью мониторинговых исследований на разных этапах можно и нужно будет фиксировать уровень развития ребёнка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, над чем работать дальше. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен.

Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что для каждого ребенка характерна индивидуальная траектория развития.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • Инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности;
  • Любознательность;
  • Способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности;
  • Уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, чувство собственного достоинства;
  • Развитое воображение, способность к фантазии, творчеству;
  • Умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • Развитая крупная и мелкая моторика;
  • Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности.

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.     И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее.

Родителям раздаются памятки «Целевые ориентиры дошкольного образования по ФГОС ДО».

7.Подведение итогов собрания. Принятие решений.

Воспитатель:

Что же могут сделать родители в современных условиях, чтобы подготовить ребенка к школе?  В первую очередь создать условия: играть, общаться с ребенком, предъявлять определенные единые в семье требования и добиваться их выполнения. Формировать у детей объективный образ школы, прививать ребенку эмоционально спокойное, позитивное отношение к школе, вызывать интерес к учебной деятельности: посещать музей, покупать иллюстрирован энциклопедии, развивать у ребенка уверенность в себе,  играть с детьми дома в развивающие и сюжетные игры.

(Родители задают вопросы об играх, помогающих готовить ребенка к школе).

-Какие игры помогут подготовить вашего ребенка к обучению, обсудим при следующей встречи.

Воспитатель проводит игровое упражнение.  Предлагает родителям по цепочке передавать мяч и называть качества, которыми должен обладать будущий первоклассник.

(высказывания  родителей)  Воспитатель фиксирует высказывания, с их помощью на доске создается психологический портрет выпускника.

-Итак, давайте подведем итог: Что включает в себя понятие «Ребенок готов к школьному обучению» ?

Физическое здоровье.

Наличие мотива учения (познавательного и социального).

Сформированность произвольности поведения (умение сознательно подчинять свои действия правилу, требованию взрослого, умение внимательно слушать, и самостоятельно точно выполнять задания, умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми).

Сформированность интеллектуальной сферы (умение анализировать, обобщать, сравнивать, выделять существенные признаки; умение рассуждать; достаточный уровень развития восприятия речи)

Воспитатель предлагает заполнить оценочную  анкету после собрания «Изучение мнения родителей».

1. Ваше мнение о проведённой встрече?

- бесполезная

- полезная

2. Ваше мнение о предоставленной информации?

3. Как вы думаете, благодаря этой встрече будет ли вам проще общаться с вашим ребёнком?

4. Как часто необходимо проводить такого рода собрания?

- 1 раз в месяц

- 1 раз в квартал

- 1 раз в полгода

- 1 раз в год

Проект  решения:

1.Воспитателям подготовить и провести семинар – практикум для родителей

«Готовимся к школе играя».

2.В соответствии с  государственной политикой в области дошкольного образования   постепенно перейти на реализацию федерального государственного стандарта дошкольного образования.

3.Воспитателям оформить периодически обновляющуюся наглядность «Страничка   подготовишки»  в уголке для родителей.

Приложение 1

Анкета.

Уважаемые родители! Ваш ребенок готовиться к школе. Выскажите своё

мнение и ответьте на вопросы по этой теме.

1. Ваш ребёнок хочет идти в школу? Почему?

2.Вы готовите ребёнка к школе? Как?

3.Чем ребенок любит заниматься больше всего?

4.Задан вопрос на сообразительность, ребёнок:

  а) хочет сам найти ответ; б) когда как; в) хочет получить ответ от взрослого.

5. Любит ли ребёнок, когда ему читают?

  а) постоянно просит сам;    б) иногда, если предлагаю я;    в) не любит.

6.Насколько интересны ему исследовательская деятельность, экспериментирование?

  а) интересны;            б) когда  как;           в) не интересны.

7.Часто ли он задаёт вопросы?

   а) часто;                            б) иногда;                                    в) редко.

8.Играет ли ребенок в компьютерные игры? Какие?

9. Умеет ли ребенок взаимодействовать со сверстниками, договариваться?

10.Насколько точно он может выполнять поручение взрослого?

11. Умеет ли ребёнок действовать по правилам, соблюдать их всю игру?

12.Часто ли болеет Ваш ребенок?

13. Занимается ли ребенок спортом?

14.Готов ли ребёнок к школе на данный момент?

Спасибо за сотрудничество.

Приложение 2

Памятка для родителей. «Когда  ребёнка  хвалить…».

1. Нельзя

- за то, что достигнуто не своим трудом

-  за то, что не подлежит похвале (красота и др.)

- из жалости или желания понравиться

- когда   ребенок небрежен, не старается

2. Надо

- за поступок, за свершившееся действие

- за старание

- начинать сотрудничество с ребёнком всегда с похвалы, одобрения

- очень важно похвалить ребёнка с утра и на ночь

- уметь хвалить, не хваля (например: попросить ребенка о помощи, совет, как у взрослого)

Список используемой литературы:

1.Виноградова Н.Ф «Готов ли ваш ребенок к школе?». Просвещение,1992г.

2.Гуткина Н.И. «Психологическая готовность к школе». Издательство «Питер»,2007г.

3.Федеральный государственный  образовательный стандарт дошкольного образования.-

М: УЦ Перспектива,2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в детском саду для детей подготовительной к школе группы, тема: «Скоро в школу я пойду»

Тип проекта:По доминирующей в проекте деятельности: социальный.По числу участников проекта: групповой (10-20 человек, все желающие).По времени проведения: краткосрочный (2 недели).По характеру контакт...

"Скоро в школу мы пойдем!" Программа психологической подготовки детей 6-7 лет к школе

Рабочая               программа отвечает требованиям ФГОС и возрастным особенностям детей дошкольного возраста с учетом дидактических принципов. ЦЕЛЬ:Развитие с...

Загадки про школу "Скоро в школу мы пойдем"

Загадки про школу "Скоро в школу мы пойдем"...

Семинар "Скоро в школу мы пойдем, будет школа нам как дом"

Семинар содержит информационный материал по видам готовности ребенка-дошкольника в обучению. А также много практических заданий, опросник....

Семинар практикум "Скоро в школу мы пойдем, будет школа нам как дом!"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21227477","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Познавательный проект в подготовительной к школе группе «Скоро в школу я пойду»

Поступление в школу – качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выгодский назвал кризисом семи лет....