«Социально – коммуникативное развитие детей посредством знакомства с русским национальным костюмом». Из опыта работы
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Аксёнчикова Наталья Владимировна

Народная культура –  это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_natsionalnyy_kostyum.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Ягодка»

«Социально – коммуникативное развитие детей посредством знакомства с русским национальным костюмом»

Из опыта работы воспитателя Аксёнчиковой Н.В.

Подготовила и провела:

воспитатель Аксёнчикова Н.В.

Народная культура –  это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации.

Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Я думаю, что уже в дошкольном учреждении надо приобщать к народной культуре, ведь именно в дошкольном возрасте идет формирование и развитие личности ребенка, а народные традиции воспитывают будущего гражданина России .

Я считаю, что наша страна – поистине неиссякаемый родник народного творчества, воплотившегося в промыслах и ремеслах.

Народный костюм (одежда) – яркий и наиболее массовый вид художественного творчества любого народа. В древние времена национальный русский костюм состоял из определённых предметов одежды традиционной формы. Как нам известно, женский русский костюм не был одинаковым на всей территории России. На Севере носили рубаху, сарафан и кокошник, на Юге - рубаху, юбку- поневу и кичку. Женская рубаха отличалась от мужской не покроем, а длиной и более богатой вышивкой. Слово «рубаха» происходит от слова «руб», что значит кусок, обрывок ткани .Богатым жениха считали, если у него было несколько десятков рубах для разных случаев. Сарафаны были большей частью косоклинные, распашные. Для традиционного русского костюма характерен прямой крой со свободно падающими линиями. Сарафан обязательно подвязывали. Потерять пояс, означало опозориться. Отсюда выражение: «Без креста, без пояса». Пояс служил не только украшением, он играл и практическую роль: в подпоясанной одежде теплее, женщины к поясу привязывали сумочки, мужчины- кисеты с махоркой, ключи. Завершением костюма был кокошник, самая его нарядная часть. Голова замужней женщины убиралась волосником или подубрусником. Это были шапочки из шелковой материи, являющиеся символом брачного состояния и составляли необходимую и главнейшую часть приданного. На Руси существовал общий для славян древний обычай, по которому всюду девичий головной убор отличался от головного убора замужней женщины, так же как и причёска. Девушка могла носить волосы распущенными или заплетать их в одну косу, а замужняя женщина должна была заплетать две косы и по обычаю не имела права показываться с непокрытой головой. Отсюда специфические формы головного убора - у женщин покрывающие волосы, у девушек оставляющие их открытыми. Женщины носили кокошники полумесяцем, вышитые на бархатной или шёлковой основе. Русский народный костюм славился богатством и разнообразием форм, колорита, манерой ношения предметов одежды. Таким образом мы можем сказать, что костюм являлся своеобразным документом, по которому можно было определить возраст человека, его семейное положение, место жительства. Детские вещи шили на вырост и передавали от старших к младшим, зачастую старую одежду взрослых перешивали на детей. Традиционные мотивы орнамента русского народного костюма: круги, ромбические  и крестообразные фигуры, изображение коня, оленя, птицы, прямая линия- символ земли, женская фигура- плодородия, волнообразная ритмическая линия- воды, дерево- знаки вечной живой природы, две птицы, голова к голове- символ счастливого брака. Из опыта своей работы хочу сказать, что дети с удовольствием разглядывают мелкие украшения на куклах в костюмах, делают вышивки. С восхищением отмечают: какое количество кофточек надевали наши предки. С куклами в национальной одежде дети не играют, а просто любуются ими. Я однажды полюбопытствовала у девочек: «Почему же не возьмёте для игры этих кукол?»

« Это не куклы. Это барышни, они слишком красивые, чтобы играть в «дочки – матери», их можно только наряжать»- ответили мне девочки. И дети с удовольствием плетут из бисера украшения, из тесёмок делают головные уборы, учатся вышивке. Вот так, возвращаясь к истокам культуры предков, я прививаю любовь к Родине, к родной культуре.  

Я думаю, что приобщение детей к русским народным традициям основано на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития и самосознания в целом. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом становления личности.

Из опыта своей работы могу сказать, что воспитательная роль народной культуры и прежде всего – культуры традиционной проявляется через воздействие на каждую личность, будь это младший школьник или дошкольник, таким образом, она активно влияет на весь уклад жизни и общества.

Я считаю, что следование канонам традиционной культуры развивает у детей и подростков чувство собственного достоинства и национальной гордости, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации.

Заключение

Я считаю, что старший дошкольный возраст является основой для формирования фундамента личности ребенка. При этом ядром человеческой личности является самосознание, представление о собственном «Я» или образ - Я, формирование которого происходит в деятельности и общении.

Я думаю, что необходимыми условиями для формирования самосознания ребенка посредством русской народной культуры, является создание таких взаимоотношений ребенка с другими людьми внутри которых, он не только мог бы, но и вынужден был бы стать личностью, проявить национальную самоидентичность.

Список литературы

1.  В.П. Ватаман Воспитание детей на традициях народной культуры – Волгоград: Учитель, 2008. - 181 с.

2. Адаскина О.Н. Русский фольклор. – М.: АСТ, 2001. - 256 с.

3.  Богомолова М.И. Педагогический потенциал народной педагогики в воспитании детей: Учебно-методическое пособие. - Тольятти, 2008.- 71 с.

4.  Бударина О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. – М.: Детство, 2003. - 395 с.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Ягодка»

«Дидактическая игра как средство развития речи дошкольника»

Из опыта работы воспитателя Аксёнчиковой Н.В.

Подготовила и провела:

воспитатель Аксёнчикова Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с воспитанниками с задержкой психического развития "Знакомство с русским национальным костюмом"

Интегрированное занятие на котором дети с ЗПР  получают представление об эволюции русского национального костюма в рамках лексической темы "Одежда" и закрепляют представление о составе ...

"Создание условий для социально-коммуникативного развития детей посредством сюжетно-ролевой игры"

Для пополнения и уточнения знаний в воспроизведения окружающей действительности в младшей группе знакомство с сюжетно-ролевой игрой начинаем с формирования необходимого круга знаний о какой-либо сторо...

Из опыта работы "Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством знакомства со сказкой"

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения  в вопросе социально-коммуникативного развития детей через знакомство со сказками....

«Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством строительных игр в разновозрастной группе» Презентация опыта работы

Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством строительных игр в разновозрастной группе...

«Социально-коммуникативное развитие детей посредством сказки»

В дошкольном образовании под термином «социализация» понимается создание социальной ситуации развития ребенка для усвоения ценностных ориентаций, которые формируются в общении с взрослыми ...

Просмотр педагогического мероприятия по социально - коммуникативному развитию детей 5-6 лет "Русская народная культура как основа нравственно патриотического воспитания"

Просмотр педагогического мероприятия по социально - коммуникативному развитию детей 5-6 лет "Русская народная культура как основа нравственно патриотического воспитания"...