Опыт работы
методическая разработка (средняя группа) на тему

Методическая разработка  "Театрализованная деятельность, как средство развития выразительности речи дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc104 КБ
Файл prezentatsiya_opyta_raboty.pptx664.18 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая работа.

(Описание педагогического опыта).

Тема: « Театрализованная деятельность, как средство развития выразительности речи дошкольников».

                                                        Выполнила воспитатель

                                                        средней группы                                                  

                                                        Иванова Марина

                                                        Николаевна

                                            План:

Введение:

- Актуальность выбранной темы.

- Условия формирования опыта.

1. Цель и задачи педагогического опыта.

1.1 Методы исследования.

1.2 База исследования.

1.3. Сроки работы.

2. Теоретическая часть.

2.1 Обоснование выбранной темы.

2.2 Результаты анализа изученной литературы.

3. Практическая часть.

3.1 Методы и приемы организации работы.

3.2 Формы организации работы по проблеме.

3.3. Описание фрагментов занятий, заданий, дидактических игр.

3.4. Этапы работы по проблеме.

3.5. Материалы практического характера ( авторское планирование, проекты занятий, дидактический материал, другие разработки).

4. Заключение.

4.1Эффективность проведенной работы по результатам диагностических исследований.

4.2 Описание диагностических методик.

4.3Степень реализации поставленных задач.

4.4 Адресная направленность опыта.

4.5 Трудоемкость опыта.

5. Литература.

6 Приложения.

Введение:

      Среди проблем, стоящих перед детским садом на современном этапе, центральной является повышение качества дошкольного образования – выполнение социального заказа- всестороннего развития личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей интересов, что позволит ему стать успешным школьником. В «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и школьное звено)» целевая установка формулируется так: «Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью,- любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражении, коммуникативных навыков…».

В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.

Однако по данным исследований до 50% воспитанников дошкольных учреждений имеют отклонения в речевом развитии и оказываются плохо подготовленными к школьному обучению. Отклонения в речевом развитии детей могут иметь, как ярко выраженные внешние признаки ( несовершенство звуковой системы, недостатки темпо- ритмического и мелодико- интонационного оформления), так и особенности, системно охватывающие различные уровни речевой деятельности и языковой знаковой системы ( лексико- грамматические, лексико- семантические, а также нарушения средств выразительности речи, уровней связного высказывания).

В период дошкольного детства происходят наиболее значимые и важные качественные изменения в овладении языковой системой, прежде всего словом, как базисным знаком с его неограниченными возможностями словоизменения и формоизменения, что обеспечивает социально- коммуникативные потребности развития, общения и познания.

При наличии развивающей речевой среды в семье и дошкольном учреждении ребенок практически овладевает диалогом, полилогом, монологом и фактически оказывается готов к обучению грамоте. Но помимо правильного внешнего оформления ребенок должен уметь передавать экспрессию (эмоциональное отношение к содержанию речи и к собеседнику); речь должна быть содержательной, понятной, выразительной (эмоциональная насыщенность, интонация, акцент); действенной (влияние на мысли, чувства, поведение слушателей, учет их индивидуальных особенностей).

Психолог и философ, член- корреспондент АН СССР С.Л. Рубинштейн в труде « К психологии речи» писал: « Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше выступает в ней говорящий; его лицо, он сам». Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи- важнейшее условие современного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

Воспитание ритма и интонации является не только решением проблемы улучшения выразительности речи. Как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии, богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение. К.Д. Ушинский отмечал важность ритма для обучения письменной речи. Следовательно, развитие выразительности речи является актуальным и значимым в современном дошкольном образовании.

Развитие выразительности речи очень актуально и для детей средней группы детского сада, с которыми я работаю. Исходя из возрастных особенностей психического развития детей считаю, этот период благоприятным для решения этой задачи. У детей данного возраста продолжает развиваться воображение, формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Увеличивается устойчивость внимания, дети способны удерживать в памяти при выполнении каких- либо действий несложное условие. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Особый интерес у детей вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

В « Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой для детей средней группы  задачи развития  выразительности речи звучат так:

- Приучать детей использовать в речи выразительные средства (интонацию, мимику, жест).

Считаю, что помочь в решении этой актуальной задачи в условиях дошкольного учреждения могут театрализованные игры и занятия. Не случайно во временных (примерных) требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении в разделе «Развитие ребенка в театрализованной деятельности» подчеркивается, что педагог, создавая условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, обязан побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации

        Я много лет работаю с детьми среднего возраста и пытаюсь решать задачу развития выразительности детской речи. Изучая литературу по этому вопросу, я встретила пособие Маханевой Майи Давыдовны « Театрализованные игры в детском саду».- Москва, ТЦ «Сфера», 2001г. Это пособие представляет собой программу и методические рекомендации к проведению занятий по театрализованной деятельности в детском саду в целях речевого, интеллектуального, художественно- эстетического и социально- эмоционального развития ребенка. Учебно- методическое пособие содержит тематический план работы и краткие сценарии занятий в данном направлении, освещает приемы и способы деятельности педагога. Это пособие помогло мне выстроить систему своей работы по развитию выразительности речи детей через театрализованную деятельность.

Я использовала в своей работе, как занятия, предлагаемые в пособии, так и большое количество дидактических игр, этюдов, тренингов, которые уже ранее успешно включала в практику.

1.Основной целью этой работы является обогащение речи детей различными выразительными средствами.

Для достижения этой цели мною были поставлены следующие задачи:

- Расширять знания детей о театре, как виде искусства, актерах, актерском мастерстве, сценической речи через специально организованные занятия, беседы, просмотр детских спектаклей, рассматривание иллюстраций.

- Упражнять в использовании вербальных и невербальных средств выразительности речи через занятия, игры, тренинги, этюды, упражнения.

- Способствовать развитию дикции, правильного звукопроизношения через дикционные и артикуляционные упражнения, пальчиковую, дыхательную гимнастику.

- Содействовать развитию эмоциональной сферы через беседы, упражнения, психогимнастику, психологические круги, тренинги.

Но так как развитие выразительности речи достигается через театрализованную деятельность детей, то попутно решается множество важных для полноценного развития личности ребенка задач. Дети знакомятся с миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам.

Театрализованные игры также позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.

Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого- то персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Совместная театрально- игровая деятельность- уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, родители… Играя со взрослыми дети овладевают ценными навыками общения.

Чтобы работа была более эффективной её необходимо проводить учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

Как методы исследования результативности данного опыта использовалась диагностика речевого развития, особенно выразительности речи, наблюдения в процессе естественного общения детей, анкетирование родителей.

Работа проводится в средней группе дошкольного учреждения, работающего по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой в течение одного года.

2.Анализ психолго- педагогической литературы позволяет констатировать, что понятие «Выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные средства- просодику- сложный комплекс элементов, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций и  включающих:

Мелодику речи- совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляцию высоты тона при произнесении фразы.

Ритм речи- упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная её смысловым заданием.

Интенсивность произнесения- степень усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа и артикулирования при произнесении звуков речи, то есть силы или слабости при артикуляции звуков, особенно гласных.

Темп речи- скорость протекания речи во времени, её ускорение или замедление, обуславливающее степень её артикуляционной и слуховой напряженности.

Тембр голоса- окраска, качество звука.

Логическое ударение- интонационное средство; выделение какого- либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко.

Наряду с вербальными средствами выразительности речи существуют и невербальные-мимика, жесты, поза.

Вопросом изучения выразительности детской речи занимались многие исследователи: Гвоздев А.Н; Хватцев Е.М.; Швачкин Н.Х.

Исследования, произведенные Е.М. Хватцевым, свидетельствуют о том, что уже сразу после рождения ребенок владеет непроизвольной эмоциональной выразительностью. Крик, гуленье, лепет еще не являются речью, но по их интонации, тембру мать догадывается о потребностях ребенка. Однако с развитием словесной речи ритм и интонация начинают играть служебную роль, они подчиняются слову. Слово в речи становится носителем смысла, а средства выразительности превращаются в своего рода аккомпонемент словесной речи. Это бесспорно является прогрессивным фактором. Но тут возникает проблема. Слово может настолько оттеснить ритм речи, тембр, мелодику, необходимость пользоваться мимикой и жестами, что фактически речь ребенка теряет свою выразительность, красочность и ритмичность. Этот процесс я наблюдала много раз, работая с детьми в средней группе. Это еще раз доказывает необходимость включения работы по развитию выразительности детской речи в практику детских садов.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь посторонних слушателей. К этому важно приучать еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых людей.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с раннего возраста к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры и занятия в дошкольных учреждениях. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.

Однако изучая литературу, по организации театрализованной деятельности в детском саду, я отметила для себя, что не все педагоги положительно отзываются о театрализованной деятельности в дошкольных учреждениях. Например: педагог А.П. Ершова, возражая против театрализованной деятельности в детском саду, приводит такие аргументы:

- разные цели, стоящие перед профессиональным театром  и спектаклем в детском учреждении, являются дезориентацией и развращением будущих зрителей;

- плохое качество большинства детских спектаклей;

- панический страх перед участием самих детей в таком ответственном мероприятии, как спектакль, является сильнейшим средством для них;

- вред, наносимый дошкольнику похвалами вроде «ты- хороший актер», которые скорее навредят ребенку, чем помогут.

Я с этими аргументами полностью не согласна. Ведь для детей в театрализованной деятельности важен сам факт игры, дети в первую очередь играют для себя, а потом уже для зрителя. И несмотря на это, работая в детском саду, я видела много удачных постановок, не говоря уже о увлеченном участии детей в игах- драматизациях, которые проводят воспитатели и на занятиях, и в совместной деятельности с детьми. Что касается страха перед выходом на цену, то среди своих воспитанников я этого не наблюдала. Дети испытывают лишь здоровое творческое волнений, радость ожидания творчества, ведь дети знают, что педагоги, родители, находящиеся рядом всегда помогут и поддержат. Что касается похвалы, то в детских садах вряд ли используется фраза: « Ты хороший актер». Мы хвалим детей за то, что они порадовали нас, себя, родителей удачной совместной игрой на сцене, что по- моему способствует воспитанию общности детей, их желанию участвовать в общем творческом деле.

Конечно, в вопросе о важности театрализованных игр в полноценном  развитии дошкольника, каждый может придерживаться той или иной точки зрения, но я считаю что они очень важны и нужны.

Наряду с развитием выразительности речи, воспитательные возможности театрализованной деятельности очень широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с многообразием окружающего мира. Учатся думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это- конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия и игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. « В процессе этого сопереживания,- как отмечал психолог и педагог, академии Б.М. Теплов,- создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки просто сообщаемые и усваиваемые». Таким образом, театрализованная деятельность- важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставит себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. « Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место»,- утверждал Б.М. Теплов.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность( дружба, доброта, честность, смелость и др). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам оказывать позитивное влияние на детей. Известный композитор Д.Б. Кабалевский в книге « Воспитание ума и сердца» так писал о значении искусства для детей» « Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает интерес».

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, неуверенность, застенчивость.

Таким образом, развивая выразительность речи через театрализованные занятия и игры, мы имеем возможность всесторонне развивать ребенка.

Анализируя литературу по данной теме, я отметила для себя, что театрализованные игры проходят поэтапно. На первом этапе систематически выполняются игровые движения, направленные на выполнение мимики и пантомимики, что служит своеобразным прологом к будущим драматизациям. Благодаря им движения приобретают большую уверенность и управляемость. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, обучаются самостоятельно решать двигательную задачу, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека.

На втором этапе проводятся игры на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации, логики речи.

На третьем этапе дети с родителями и воспитателями заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя настольный и пальчиковый театр.

На четвертом этапе следует переходить к драматизации с использованием разных видов театров, а также с использованием масок и элементов костюмов, где дети будут разыгрывать текст, как актеры. Как мы видим,  на всех четырех этапах воспитатель имеет большие возможности для развития, как вербальных, так и невербальных средств выразительности речи. Поэтому, планируя работу в этом направления, я старалась использовать данный поэтапный принцип становления театрализованной игры.

Изучив литературы, я утвердилась в актуальности своего исследования в том, что театрализованные игры являются благоприятной средой для развития выразительности детской речи, и попутно решают множество важных для полноценного развития личности ребенка задач.

Ожидаемым результатом своей работы я вижу ребенка:

-умеющего использовать  вербальные невербальные средства выразительности речи.

-способного заниматься исполнительским творчеством.

- умеющего свободно и раскрепощено держаться при выступлениях, не стесняясь посторонних слушателей.

-способного выразительно читать стихи.

- умеющего красиво двигаться под музыку

- способного интерпретировать эмоциональные состояния других людей, проявлять свои эмоциональные состояния в коммуникативной сфере.

- способного к «эмпатии»

3. Для выполнения данных критериев необходимо создание определенных условий. Я свою работу начала с создания специальной развивающей среды. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно- пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка. Поэтому, изучив пособие М. Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду» пришла к выводу, что при проектировании предметно- пространственной среды для театрализованных игр следует учитывать:

- индивидуальные социально- психологические особенности ребенка.

- особенности его эмоционально-личностного развития.

- интересы, склонности, предпочтения и потребности,

- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности.

- возрастные и полоролевые особенности.

Учитывая все эти особенности, я попыталась создать предметно- развивающую среду.

Социально- психологические особенности детей средней группы предполагают стремление ребенка участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми,  также время от времени возникающую потребность в уединении. Поэтому для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе мною был оборудован «Уголок сказки», а также « Тихий уголок», где ребенок может побыть один, прорепетировать какую-либо роль перед зеркалом, посмотреть иллюстрации, поиграть в знакомые дидактические игры.

Учет индивидуальных особенностей эмоционально- личностного развития потребовал от меня проектирования своеобразных зон приватности- дети принесли красивые сказочные рюкзачки- многим их изготовили мамы, где каждый ребенок хранит свое личное имущество- их мы часто используем для хранения украшений, деталей костюмов, которые дети приносят из дома.  

В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей, обеспечила право и свободу выбора- в « Уголке сказки» доступно для каждого ребенка представлены разные виды кукольного театра( пальчиковый, би-ба-бо, театр на ложках, магнитный театр…). Материал стараюсь обновлять чаше, учитывая интересы детей.

Развитие любознательности и исследовательского интереса стараюсь обеспечить через моделирование декораций, через изготовление атрибутов и деталей костюмов. Для этого в уголке сказки имеется природный и бросовый материал, большое количество тканей, элементов костюмов для ряжения.

При создании предметно- развивающей среды старалась предусмотреть возрастную адресованность оборудования и материалов, в « Уголке сказки» имеются:

настольная и напольная ширма, плоскостные деревянные, пластмассовые, картонные фигурки персонажей сказок, декоративные украшения для создания декораций (солнце, деревья, дома…), наборы кукол для пальчикового театра, театра на ложках, магнитного театра, рукавички с изображением мордочек животных, куклы би-ба-бо (для показа воспитателем сказок), игрушечные персонажи, костюмы персонажей сказок, альбомы, иллюстрации, книги сказок, оборудование для дидактических игр и этюдов на развитие мимики, интонационной выразительности.

Учитывая полоролевые особенности детей в уголок старалась поместить оборудование и материалы, отвечающие интересам как мальчиков, так и девочек.

Для создания нужных условий обеспечивающих успешность опыта, я в своей работе использовала и полифункциональные помещения: музыкальный зал, театральную зону в «Экологической комнате» нашего учреждения.

Спроектировав зоны театральной деятельности, я приступила к диагностике уровня развития выразительности речи у своих воспитанников, потому что считаю, что успех деятельности воспитателя детского сада зависит от учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Уровень развития выразительности речи детей я отследила, используя технологию О.С Ушаковой, Е.М. Струниной.

Предложив ребенку прочитать стихотворение, отмечала для себя следующее:

  1. Громкость чтения:

       - достаточно громко- 1 балл.

       - недостаточно громко-0,5 балла

       - тихо-0 баллов

      2. Скорость речи:

      - умеренно- 1 балл

      - быстро или медленно-0,5 балла

      - слишком быстро или медленно( делает длинные паузы, молчит)-0 баллов

      3. Интонационная выразительность:

       - выразительно- 1 балл

       - маловыразительно- 0,5 балла

       - невыразительно- 0 баллов.

       4. Звукопроизношение.

        - звукопроизношение в норме

        - отсутствует часть звуков- 0,5 балла

        - в речи отсутствует более 50% звуков.

По результатам обследования выводится средний балл:

4 балла- оптимальный уровень

От 3 до4 – высокий уровень.

От1,5-до3 –средний уровень

От 0 до1,5- низкий уровень.

Проводила специальные контрольно- проверочные занятия, чтобы отследить уровень владения детьми невербальными выразительными средствами (мимика, жест, поза).

Планировала специальные наблюдения за детьми в процессе их естественного общения, игр, занятий, речевого сопровождения продуктивной деятельности. Результаты фиксировала в специальном дневнике.  Это помогло составить предварительное представление о возможностях каждого ребенка в плане выразительных средств и темпо- ритмической окраски. Мне было интересно сопоставить эти выводы со сведениями о речевом развитии ребенка вне детского сада. С этой целью я провела анкетирование родителей.

                               Анкета для родителей:

  1. Каковы отношения ребенка с другими членами семьи? Кому он отдает предпочтение? Не испытывает ли недостатка во внимании к нему, негативного отношения, гиперопеки? Нет ли у ребенка отрицательного отношения к кому- нибудь из членов семьи? Кто занимается воспитанием ребенка?
  2. Легко ли он контактирует с другими детьми и взрослыми? Избирателен ли в общении? Каковы, по мнению родителей, его взаимоотношения с другими детьми? Является ли он лидером?
  3. Использует ли он речевые средства при общении- возгласы, интонацию, мимику, жесты. Есть ли в диалоге реплики?
  4. Какие книги и с какого возраста читают ребенку? Как долго он может слушать чтение? Что его больше интересует- иллюстрации, содержание или и то и другое? Есть ли  него любимые фильмы, пластинки, музыка?
  5. Любит ли ребенок рисовать, лепить, играть с конструктором? Сопровождает ли эту деятельность речевыми средствами? Играет ли самостоятельно? Обращается ли за помощью к взрослым в трудных ситуациях?
  6. Каковы его эмоциональные появления: адекватные, сдержанные, безразличные, бурные? Каким образом он реагирует на новую игрушку? Сопровождаются ли эмоциональные проявления языковыми средствами?
  7. Каков характер ребенка- доброжелательный, послушный, ласковый, вспыльчивый, капризный, агрессивный? Как он ведет себя дома?
  8. Есть ли у него возможность и потребность в психологической разрядке? Каким образом это проявляется: кричит, уединяется, затихает, «общается с игрушками», пытаясь воспроизвести волнующие его ситуации, слушает музыку, рисует, конструирует.
  9. Есть ли у ребенка животные, птицы, растения? Как он относится к ним? Как общается, играет с ними?
  10. Как семья проводит досуг, выходные, отпуск?

Ответы родителей дополнили мое представление о ребенке, об особенностях его речевого развития и эмоциональной сферы.

После проведенной мною диагностической работы, был составлен перспективный план работы по теме « Развитие выразительности речи детей через театрализованную деятельность» сроком на год. (см. Приложение). В этот план кроме специальных занятий, я старалась включить дидактические и подвижные игры, тренинги, этюды, дикционные упражнения, игры на развитие мелкой моторики, пальчиковую и дыхательную гимнастику, игры на развитие эмоциональной сферы, а также задачи по развитию выразительности речи я включила в занятия продуктивной деятельностью, математикой.

Конечно тут же я столкнулась с проблемой недостатка учебного времени. Нужно было соблюсти баланс со всеми видами детской деятельности, чтобы не получилось так, что результат будет достигнут за счет излишней нагрузки на ребенка, что недопустимо. Поэтому старалась большое количество игр, этюдов планировать в утреннее и вечернее время, это позволило мне проводить их небольшими подгруппами, что обеспечило индивидуально- дифференцированный подход. Побеседовав со специалистами часть упражнений, этюдов, тренингов была органично включена в музыкальные, физкультурные занятия, занятия по экологии. Очень удачно эта работа вписалась в занятия по изобразительной деятельности.  Пальчиковая, дыхательная гимнастика, часть этюдов использовалась мною как физкультминутки на всех видах занятий. Часть занятий планировалась специально в недельном расписании занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. Считаю, что эта продуманная мною работа не нарушила целостности педагогического процесса, и я достигла поставленных мною задач не за счет других видов деятельности.

Подготовку к театрализованной деятельности по какому- либо произведению я планировала в несколько этапов. Вначале выразительно читала произведение, стараясь использовать весь комплекс интонационной и лексической выразительности, ведь чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет театрализовать прочитанное. Затем  проводила по нему беседу, поясняющую не только содержание, но и отдельные средства выразительности. Спрашивала, какое настроение было у героев, каким голосом говорил тот или иной персонаж, как двигался.

На следующем занятии, вспоминая произведение, для развития у детей умения запоминать последовательность событий ,свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев я использовала различные упражнения и проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?». Например: напевая песню волка, спрашивала «Вы согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе из сказки « Волк и семеро козлят»?»

Или показывая иллюстрацию с лисой, спрашивала: « Вы согласны, что эта лиса из сказки «Колобок», подходя с детьми к специально подготовленным декорациям сказки, спрашивала: «Вы согласны, что мы попали в сказку « Репка»?» т.п. Затем обязательно спрашивала детей, почему они так думают, отвечая дети вспоминали сказку, представляли определенный образ. На этапе усвоения текста, старалась рассматривать больше иллюстраций, просматривали мультфильмы, диафильмы.

Затем, когда дети имели достаточно хорошее представление о произведении, начинала упражнения в выразительном произнесении фрагментов, разыгрыванию этюдов при помощи мимики и пантомимики, обучала детей имитационным движениям. При проведении этой работы часто использовала музыку ( в записи, или обращалась к музыкальному руководителю).. Всегда беседовали после этих этюдов и упражнений с детьми, учила их подмечать различия и сходства в характере одного образа ( « Чем отличается волк Никита от волка Андрея?»).

Когда дети научаться изображать какой- то отдельный персонаж, например просится в «Теремок», как зайка, как лиса, предлагала разыграть диалог двух персонажей. Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся и словесному перевоплощению, и получают свободу при имитации движений.

Во время такой работы над произведением, не прекращала работу по развитию эмоциональной сферы детей: т.е проводила игры, тренинги, упражнения и этюды по ознакомлению с эмоциональными состояниями.( см.«Приложение») Ведь без понимания эмоционального состояния героев ребенку трудно выразительно передать образ.

При этом уделяла внимание детей на связь между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности.

При проведении этой работы возникает сложность, нужно всегда помнить, что интонация голоса, мимика, жесты воспитателя- образец для подражания, поэтому прежде чем предложить какое- то задание детям приходилось неоднократно упражняться перед зеркалом.

Когда произведение изучено, дети много раз поупражнялись в проигрывании отрывков, диалогов, можно попытаться  разыграть произведение целиком. Тут обычно появляется сложность в распределении ролей, необходимо, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя в какой- то роли. Для этого применяла разнообразные приемы:

- выбор ролей детьми по желанию.

- распределение ролей по карточкам ( раскладывала карточки со схематичным изображением ролей на столы, изображением вниз- отдельно роли для мальчиков и для девочек, дети выбирали себе карточку самостоятельно)

- проигрывание ролей в парах (если персонажей в произведении мало, то обычно назначала два состава).

- придумывание дополнительных ролей (для конкретного ребенка).

При составлении конспекта занятия, я старалась учитывать советы из материалов по социально- эмоциональному развитию детей Нижегородского научно- исследовательского социально- педагогического института валеологии и экологии человека, которые гласят,что во время занятия необходимо:

- внимательно выслушивать ответы и предложения детей;

- если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с персонажем.

- при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать и поговорить с ними;

- в заключение различными способами вызвать у детей радость.

Работая над проблемой развития выразительности речи дошкольников через театрализованную деятельность, я поняла, что это очень длительный процесс, который невозможен без участия родителей. Активизации их интереса к проблеме способствовало участие родителей в изготовлении декораций, костюмов, их помощи в оформлении «Уголка сказки», разучивании с детьми отрывков из произведений. В течение года родители участвовали в совместных выставках рисунков и поделок по литературным произведениям. В конце года запланировано тематическое занятие с участием родителей « Путешествие с Феей сказок», где дети и родители смогут быть полноправными участниками. Считаю, что такой союз родителей и педагогов будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей, а также гармонизации детско- родительских отношений.

Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи и социально- эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:

- единства социально- эмоционального и когнитивного развития;

- насыщении этой деятельности интересным и эмоционально- значимым для детей содержанием.

- постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности.

- наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми.

- совместного участия в данном процессе детей и взрослых ( педагогов и родителей).

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творческая работа Тема: Театрализованная деятельность как средство развития выразительности речи дошкольников. (описание педагогического опыта) Выполнила: воспитатель средней группы МОУ Вахтанской начальной школы-детского сада Иванова Марина Николаевна стаж работы воспитателем 25 лет.

Слайд 2

Цель: Способствовать обогащению речи детей через различные выразительные средства.

Слайд 3

Задачи: Расширять знания о театре, как виде искусства. Содействовать развитию эмоциональной сферы. Способствовать развитию дикции. Упражнять в использовании различных средств выразительности речи.

Слайд 4

Средства выразительности речи: Вербальные средства Невербальные средства

Слайд 5

Вербальные средства: Мелодика речи Ритм речи Интенсивность произнесения Логическое ударение Тембр голоса Темп речи

Слайд 6

Невербальные средства: жесты мимика поза

Слайд 7

Этапы подготовки театрализованной игры: Выполнение игровых движений с использованием мимики и пантамимики Игры на развитие памяти и свободы речевого аппарата. Заучивание текстов, разыгрывание их. Переход к драматизации с использованием разных видов театра.

Слайд 8

Условия проектирования среды для театрализованных игр: Индивидуальные особенности детей Особенности эмоционально-лич- ностного развития Любознательность, исследовательский интерес и творчес- кие способности. Интересы, склоннос- ти, предпочтения, потребности. Возрастные и полоролевые особенности

Слайд 9

Ожидаемый результат моей работы: 1. Ребёнок, умеющий использовать разные средства выразительности речи. 2. Ребёнок, способный заниматься исполнительским творчеством. 3. Ребёнок, умеющий свободно держаться при выступлениях. 4. Ребёнок, способный выразительно читать стихи. 5. Ребёнок, умеющий красиво двигаться под музыку. 6. Ребёнок, способный к эмпатии . 7. Ребёнок, способный интерпретировать эмоциональные состояния других людей.

Слайд 10

Уголок театрализации в группе:

Слайд 11

«В гостях у сказок»

Слайд 12

Давайте познакомимся.

Слайд 13

«Сказка про козлика»

Слайд 14

Вот какой нарядный детский сад! Это праздник у ребят.

Слайд 15

Ф. и. ребёнка весёлый печальный сердитый испуганный м п м п м п м п Вова Н. + - + - + - - - Настя С. + - + - - - - - Соня Б. + - + - - - - - Артём С. + - - - + - - - Тимофей К. + - - - - - - - . Ф. и. ребёнка весёлый печальный сердитый испуганный м п м п м п м п Вова Н. + + + + + + + - Настя С. + - + + + - + + Соня Б. + + + + + - + - Артём С. + - + - + - + - Тимофей К. + + - - + - - - Начало года Конец года

Слайд 16

Начало года Конец года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...