игры на развитие внимания
методическая разработка (младшая группа) на тему

Головкова Галина Николаевна

игры на развитие внимания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_razvitie_vnimaniya.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие внимания

Предлагаемые игры формируют у ребенка умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. Это особенно важно, т. к. без умения сосредоточиваться невозможно выполнить даже самую простую работу.

✱✱✱

«Найди карточку»

Игра развивает точность восприятия и степень внимательности.

Правила игры.

Для игры понадобится два набора карточек, на которых написаны слова: кот, ток, тот, дом, шар, дым. Один набор карточек раскладывается перед ребенком, второй у ведущего. Ведущий поочередно показывает ребенку одну из своих карточек и предлагает найти такую же среди его карточек.

✱✱✱

«Слушай звуки»

Правила игры.

Игра проводится аналогично игре «Слушай хлопки». В начале игры участники договариваются о том, что каждый звук обозначает определенную позу:

  •   если звук низкого тона, дети принимают позу «плакучей ивы»: ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу;
  •   если звук высокого тона, дети принимают позу «тополя»: пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук.

Рекоменлуем

До начала игры запомнить каждую позу и прорепетировать несколько раз.

✱✱✱

«Не пропусти растение»

Игра развивает способность к переключению внимания.

Правила игры.

Играющие садятся по кругу и слушают слова, которые произносит водящий. Например: пенал, дуб, рыба, телевизор, тюльпан...

Если встретится название растения, то дети должны встать и сесть. Кто допустил ошибку, выходит из игры. Выигрывает тот, кто окажется самым внимательным. Продолжительность игры 1-2 минуты (около 50 слов).

Рекоменлуем  Провести аналогичные игры: «Не пропусти профессии», «Не пропусти птиц» и т. д.  Изменить движение: пусть дети подпрыгнут, хлопнут в ладоши, покачают головой и т. д.

✱✱✱

«Будь внимателен!»

Игра развивает умение стимулировать внимание, быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Правила игры.

Играющие спокойно стоят. Ведущий подает команду, играющие показывают соответствующие движения. Например, ведущий говорит: «Лошадка», играющие показывают движение: ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом, и произносят «иго-го-го».

Варианты команд и движений.

« Коровка!»: ребенок встает на руки и ноги и произносит «му-у-у».

«Собачка!»: ребенок сгибает руки (имитирует команду собаке «Служить!») и лает.

«Цапля!»: ребенок стоит на одной ножке, поджав другую.

«Курочка!»: ребенок ходит по кругу, «ищет зерна» на полу и произносит «ко-ко-ко».

«Лягушка!»: ребенок приседает, пятки, вместе, носки врозь и колени в стороны, руки — между ногами на полу (или скачет в присядку) и произносит «ква-ква».

«Птицы!»: ребенок бегает и машет руками, как птицы.

«Раки!»:        ребенок пятится спиной, как рак.

«Зайчик!»:     ребенок сгибает руки и прыгает.

«Солдат!»:      ребенок марширует.

Рекоменлуем

 До начала игр запомнить каждое движение и прорепетировать несколько раз.

 Проводить игру желательно в большой комнате, на ковре или паласе, чтобы ребенок двигался свободно.

✱✱✱

«Курочка и цыплята»

Игра помогает закрепить умение ребенка считать до 10.

Правила игры.

Игроки выбирают «курочку», остальные — «цыплятки».

Ведущий читает стихи:

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки

Желтые цыплятки. Курочка:

Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко-ко,

Не ходите далеко.

(Т. Волгина)

Курочка клюет (стучит карандашом по столу), а детки должны откликнутся —  пропищать столько же раз.

Рекоменлуем

Провести постукивание карандашом (2-4 раза) с различными интервалами.

✱✱✱

«Четыре стихии»

Игра на развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Правила игры.

Дети сидят на стульях по кругу. Ведущий подает команду, дети выполняют соответствующее движение.

Если игрок ошибается, то выходит из игры. Побеждает самый внимательный.

Команды:

«Земля!»:       дети опускают руки вниз.

«Вода!»:        дети вытягивают руки вперед.

«Воздух!»:      дети поднимают руки вверх.

«Огонь!»:        дети вращают руками в локтевых и лучезапястных суставах.

✱✱✱

«Числа заблудились»

Правила игры.

Ведущий раскладывает на столе цифры, обозначающие числа от 0 до 9, в беспорядке и обращается к играющим:

—Числа заблудились, помогите им занять свои
места.

Рекоменлуем

 Провести «подвижный» вариант игры.

Ведущий раздает детям карточки с числами по количеству играющих. По сигналу «Числа, стройтесь по порядку!» играющие строятся по порядку, начиная с меньшего числа.

✱✱✱

«Я знаю»

Игра тренирует концентрацию и переключение внимания.

Правила игры.

Водящий говорит, например:

—        Я знаю четыре времени года.

Один из игроков, на которого укажет водящий, должен сначала повторить сказанные им слова, а затем под ритмичные хлопки в ладоши играющих сказать без запинок:

—        Лето, осень, зима, весна.

Игрок становится водящим и говорит, например:

—Я знаю четыре геометрические фигуры.

Другой игрок должен быстро ответить:

— Я знаю четыре геометрические фигуры: круг,

квадрат, треугольник, прямоугольник.

Если игрок не сможет выполнить задание, водящий,

повторяя первые слова, выбирает другого игрока.

Рекомендуем

Постепенно усложнять за счет увеличения числа перечисляемых предметов.

✱✱✱

«Знакомая буква»

Правила игры.

Ребенку присваивается определенная буква. Ведущий называет слово. Если в слове встречается эта буква, ребенок хлопает в ладоши.

Рекомендуем

Провести групповой вариант данной игры «Буквы алфавита».

 Правила игры.

Вариант 1.

Каждому игроку выдается карточка с определенной буквой алфавита. Ведущий называет букву, ребенок, которому принадлежит эта буква, хлопает в ладоши.

Вариант 2.

Каждому игроку выдается карточка с определенной буквой алфавита. Ведущий называет слово. Дети, которым присвоены буквы из этого слова, по очереди, в той последовательности, в какой буквы стоят в слове, хлопают один раз в ладоши.

Рекомендуем

  • Использовать в игре несложные слова, например: кот, сок, мама, нога, рука, каша, кино и т. д.
  • Не следует присваивать буквы, редко встречающиеся в простых словах (такие как ъ, и).
  • Старайтесь подобрать слова так, чтобы каждый ребенок поучаствовал в игре.

✱✱✱

«Стук-стук»

Правила игры.

Ведущий молча стучит кончиком карандаша, а играющие показывают соответствующее число на карточке.

Рекоменлуем

Проведите «обратный» вариант игры: ведущий показывает карточку, играющие стучат карандашом по столу.

«Слушай хлопки»

Игра развивает активное внимание.

Правила игры.

Играющие двигаются свободно или ходят по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши определенное количество раз, дети принимают на 10-20 секунд определенную позу.

Ведущий хлопает 1 раз, дети должны принять позу «аиста»: стоять на одной ноге, поджав другую.

       Ведущий хлопает 2 раза, дети должны принять позу «лягушки»: присесть, пятки вместе, носки врозь и колени в стороны, руки — между ногами на полу.

 Ведущий хлопает 3 раза — дети свободно двигаются.

Рекомендуем

 До начала игры запомнить каждую позу и прорепетировать несколько раз.  Проводить игру желательно в большой комнате, на ковре или паласе, чтобы ребенок двигался свободно.

✱✱✱

«Съедобное — несъедобное»

Самая характерная игра для развития произвольного внимания.

Правила игры.

Ведущий называет различные слова. Если предмет съедобный, ребенок хлопает в ладоши, если нет — молчит.

Рекомендуем

Провести различные варианты данной игры.

Варианты игры:

«Летает — не летает»,  «Живое — неживое», «Зима — лето», «Фрукты — овощи» и другие.

✱✱✱

«Радуга»

Правила игры.

Для игры потребуются круги разного цвета (можно их вырезать из бумаги или картона). Ведущий называет цвет и показывает кружок. Если цвет кружочка совпадает с названием, ребенок — хлопает в ладоши, если нет — топает ногами.

✱✱✱

«Зевака»

Правила игры.

Ребенок произвольно двигается. Ведущий произносит команду «Налево!», малыш ее выполняет. Направление движения будет меняться в зависимости от команды.

Рекомендуем

Провести групповой вариант данной игры «Зеваки ».

Правила игры.

Дети идут друг за другом по кругу, держась за руки. Ведущий подает сигнал «Стоп!». Игроки останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в другую сторону. Если кто-то из играющих детей ошибается, то выходит из игры.

Выигрывают 2-3 человека, которые останутся в конце игры.

✱✱✱

«Птицы»

Правила игры.

Играющие садятся в кружок, каждый называется какой-нибудь птицей. Водящий начинает игру со слов:

— Села.

Другой спрашивает:

- Где?

— На веточке. Полетела.

  •  Кто полетела?
  •  Канарейка.
  •  Куда полетела?

«Корректурные пробы»

Упражнение 1.

Ребенок получает бланк, на котором сплошными строками идут в случайном порядке цифры (буквы).

Задание ребенку:

Вариант 1.

— Зачеркни цифру 2 всегда, а цифру 3, — если только за ней идет цифра 8.

235661475103203860353485914638523864589965745753214025602

64447382305924792192276945410628902401746985245353896456

         73691484523898742563864751285547632014389654236267985415                                                                                                                                  

      345761496578531452389634836521724789015689389646014270

Вариант 2.

— Зачеркни букву А и обведи кружком букву С.

ВАЫПРСИТАОВДФЬСЛАЛЕГТВОЫЛКРЫЛН ЗЕТНТОГЛШБДЖЮЫЗЩВРАЕУТЦЬЛБЪХЗЦ КНУГЦЛЫОВРАПМРСЬУЛДФЙЗЦЩУЛКОЕР МИСТЧБЯЮЫЛВОАКРНЖФВЫЕМИОРЕНШГ ОРЛДГШЕКЦУЧТЬГНДЖХЗФЫЙЦСМКУЬТЖ ПАКЕУЦЫВЧСВАПРЛОШГДЖБЮТАПМИУК ГШОЛРОТАПЕНЬБЛДУЦМСАЧЖЩКЯПОМЬ НИТВАЩЗОЛАСОТМНШИТЗУЯОЮЫ1ВИЛФ ШЩНГПРМИВАХЪШНБИСТЯМЧТФЕАПУКЭ ОЛПРСЕЧКЧГШСМДИБПЮАЖПЗТМЩЛХЖО

Данное упражнение проверяет способность ребенка распределять свое внимание между несколькими заданиями.

Упражнение 2.

Ребенок получает бланк, на котором изображены фигуры 3-4 видов (треугольник, круг, прямоугольник, квадрат, ромб). Всего 5-10 рядов, по 10 фигур в каждом ряду. Фигуры расположены в ряду произвольно.

Образец:

•⬜◇◇•⬜◇•⬜◇◇•◇⬜•

⬜◇•◇⬜•◇•◇⬜•◇•⬜◇•◇

◇•⬜•◇••⬜•◇⬜•◇⬜

•⬜◇◇⬜•◇•⬜•◇•⬜

В тех случаях, когда вы видите, что ребенку трудно распределить внимание, начинайте с более простых заданий типа: поставь точку во всех треугольниках или поставь черточку в кругах и т. п.

Вариант 2.

—        Закрась квадраты красным цветом, а круги —
зеленым.

Можно придумать другие аналогичные задания.

Упражнение 3.

Ребенок получает бланк, на котором сплошными строками идут в случайном порядке буквы и цифры. Данное упражнение развивает способность ребенка распределять внимание.

Задание ребенку:

Вариант 1.

—        Цифры обвести в кружок, букву а — подчерк-
нуть.

2вапр5ывсмаЗпрола6вапенг5фр сиа8щнроц5вмиар7кенра8вукцша 1ычсамиа4кенг7уцйфя6выуцпе65 вук4ирнавог9паыу1акепм4свакуы яЗсмп2у5с4фывчс2ео7вда5шчеа6в жваыил8наасугЗоэбв  фябвыуцпеб

Вариант 2.

—        Зачеркнуть все буквы в и цифры 5.

Лабиринты

Разгадывание «обычных» лабиринтов – любимое занятие многих малышей. Выполнение таких заданий способствует развитию умения целенаправленно сосредоточиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь. Работа с лабиринтами способствует совершенствованию качества произвольного внимания шестилеток: постепенно увеличивает его объем, улучшает его распределение, переключение, устойчивость.

Вариант 2.

Очень часто в сборниках встречаются упражнения такого вида:

■ Это эффективное упражнение на развитие концентрации внимания.

Пусть ребенок попробует, не водя рукой по линиям, а только следя глазами, определить, где кончается каждая линия. Потом можно проверить, правильно ребенок дал ответ или нет.

Полезный совет

Для улучшения мозговой деятельности выполните вместе с ребенком упражнение «Шапка для размышлений». Упражнение улучшает внимание, ясность восприятия и речь.

  • Удобно сядьте, расслабьтесь.
  • «Наденьте шапку»: мягко заверните уши от верхней точки до мочки.
  • Повторите упражнение три раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внимание. Игры на развитие внимания.

Что такое внимание, его виды, а, главное, как  и какими играми его можно развить описано в статье....

Консультация для родителей по теме: «Внимание дошкольника. Упражнения и игры для развития внимания.»

Поступление ребенка в школу знаменует собой начало интенсивного формирования у него произвольного внимания. Необходимость каждый день в течение нескольких часов концентрироваться на определенных объек...

Картотека на тему "Подвижные игры летом" Подвижные игры на прогулке в теплое время года ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ

Картотека на тему"Подвижные игры летом"Подвижные игры на прогулке в теплое время годаИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ...

ВНИМАНИЕ. Главные составляющие. Игры для развития внимания у детей дошкольного возраста.

Виды и компоненты внимания по возрастам. Игры и упражнения направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста....