Как подготовить малыша к детскому саду.
статья (младшая группа) на тему

Сугак Анна Владимировна

  Известно, что смена социальных отношений представляет для ребенка значительные трудности. Тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны с отсутствием близких для ребенка людей, с изменением окружающей обстановки, привычных условий.

     Постигаемый ребенком жизненный опыт может помочь ему включиться в новые социальные отношения, совместную деятельность, адаптироваться к изменившимся условиям, но он способен привести к негативным последствиям, что весьма существенно для эмоционально-личностного опыта ребенка. Отрицательный эмоциональный опыт может породить высокую тревожность детей. Поскольку условия детского сада одинаковы для всех, то возникает задача адаптации каждого отдельного ребенка с его выраженной индивидуальностью к этим общим условиям.      

      Прежде всего, необходимо подготовить ребенка к посещению детского сада. Необходимо рассказать ему, что такое детский сад, для чего туда ходят дети, Подробно рассказать ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет рассказ и чем чаще он повторяется, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ребенок, когда пойдет в детский сад. Необходимо спрашивать у малыша, запомнил ли он, что будет делать в детском саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода родители могут проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий.

      Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как и было обещано, он чувствует себя увереннее. Необходимо готовить ребенка к общению с другими детьми и взрослыми, посещать с ним детские парки и площадки, приучать к игре в песочницах, на качелях, наблюдать, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, или легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован. Известные трудности в адаптационный период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями.

     Замкнутый образ жизни семьи, недоброжелательное отношение родителей к окружающим людям - причины, тормозящие у малыша образование умения контактировать с незнакомыми взрослыми. Дети радушных, гостеприимных, дружелюбных родителей, дети из семей, состоящих из многочисленных родственников, легко вступают в контакт с воспитателем, няней. У таких детей, как правило, адаптационный период длится несколько дней. Малыши из таких семей деятельны, веселы, много играют, общаются.

    Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекали в семье, Которые не знают родительского "нельзя". Ребенок, у которого дома не тренируется способность тормозить свои желания, с трудом усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношений, приучение к которым начинается с первого дня пребывания в детском саду. Влияет на адаптацию тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики.

    А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, не давая возможности побыть самим собой. Эти индивидуальные особенности при адаптации надо учитывать. Если ребенок "шустрик", он быстрее осваивает игровое пространство и дольше притирается к сверстникам.

    С ребенком "мямликом" же возможны совершенно противоположные метаморфозы. Для того, чтобы помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада, необходимо максимально приблизить распорядок дня дома к режиму детского сада. Причем в выходные дни тоже. При этом важно упорядочить часы сна, питания, бодрствования, при проведении режимных процедур всемерно поощрять и развивать детскую самостоятельность. Желательно познакомиться с меню детского сада и приучать ребенка к блюдам, включенным в него. Чтобы ребенок не чувствовал дискомфорта, нужно заранее приучить к горшку, отучить от соски, научить есть ложкой и т.д.

     Для предупреждения болезней, которые часто сопровождают вступление в новую жизнь малыша, необходимо его закаливать. Хождение босиком в помещении и по земле летом - самый простой и эффективный способ. Он укрепляет не только иммунную, но и нервную систему. Очень полезны любые водные процедуры. Постепенно приучать ребенка к прохладному питью. Нельзя забывать о витаминных комплексах для детей и гомеопатических препаратах долговременного действия для профилактики ОРВ и гриппа. Когда ребенок приходит в детский сад, ему предстоит знакомство не только с детьми и взрослыми, но и с массой самых разнообразных возбудителей болезней. Какой бы крепкой ни была иммунная система ребенка, это очень большая нагрузка.

     Поэтому рекомендуется в первый месяц посещения детского сада соблюдать маршрут "дом-сад". Не надо ходить в гости, посещать массовые мероприятия. Такой строгий порядок поможет иммунной системе ребенка познакомиться со всеми болезнетворными бактериями и при этом не заболеть. Нарушение данного правила может привести к иммунным сбоям. Вхождение ребенка в детский сад должно быть постепенно. В привыкании к новым условиям важную роль играет возможность приносить с собой свои игрушки или любой предмет, напоминающий ребенку его дом. Это создает для ребенка фон уверенности, обеспечивает психологический комфорт.

     Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Для этого надо заранее рассказать ему о детском саде, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы он туда пошел.

     Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ему, что скоро он сможет туда ходить. Необходимо рассказать ему подробно о режиме в детском саду, что и в какой последовательности он будет делать. Когда ребенок это знает, он чувствует себя увереннее.  Научите играть малыша с другими детьми, научите делиться его игрушками с другими детьми. Рассчитайте свои силы, возможности и планы, иногда на привыкание уходит до полугода. Не сомневайтесь в целесообразности детсадовского воспитания. Ваши колебания ребенок будет чувствовать,  и будет использовать, чтобы остаться дома.

    Легче привыкают к детскому саду дети  родителей, для которых детский сад является единственным выходом. Познакомьтесь с другими родителями и детьми. Чем лучше будут отношения с воспитателем, с другими родителями и детьми, тем легче будет вашему ребенку. Никогда не пугайте ребенка детским садом. Заранее отрегулируйте опорожнение кишечника в домашних условиях, пользоваться ложкой, самостоятельно мыть руки, пользоваться туалетной бумагой.  Эти проблемы могут стать причиной комплексов у малыша.

      Расскажите ребенку о трудностях, с которыми он может столкнуться в детском саду, и как ему поступить в этих случаях. Например, если он захочет пить, то ему следует подойти к воспитателю и попросить помощи. Желательно, чтобы дети раннего возраста пораньше уходили домой, т.к. психика малыша в этом возрасте достаточно слаба, он быстро устает от постороннего шума, от нахождения в том же помещении, где много других детей. Да и скучает малыш по родителям первое время очень сильно. Никакие усилия воспитателя не принесут результата, если ребенка будут забирать в 19.00 часов каждый день.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_podgotovit_malysha_k_detskomu_sadu.doc493 КБ

Предварительный просмотр:

Как подготовить малыша к детскому саду.

  Известно, что смена социальных отношений представляет для ребенка значительные трудности. Тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны с отсутствием близких для ребенка людей, с изменением окружающей обстановки, привычных условий.

     Постигаемый ребенком жизненный опыт может помочь ему включиться в новые социальные отношения, совместную деятельность, адаптироваться к изменившимся условиям, но он способен привести к негативным последствиям, что весьма существенно для эмоционально-личностного опыта ребенка. Отрицательный эмоциональный опыт может породить высокую тревожность детей. Поскольку условия детского сада одинаковы для всех, то возникает задача адаптации каждого отдельного ребенка с его выраженной индивидуальностью к этим общим условиям.     

      Прежде всего, необходимо подготовить ребенка к посещению детского сада. Необходимо рассказать ему, что такое детский сад, для чего туда ходят дети, Подробно рассказать ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет рассказ и чем чаще он повторяется, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ребенок, когда пойдет в детский сад. Необходимо спрашивать у малыша, запомнил ли он, что будет делать в детском саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода родители могут проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий.

      Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как и было обещано, он чувствует себя увереннее. Необходимо готовить ребенка к общению с другими детьми и взрослыми, посещать с ним детские парки и площадки, приучать к игре в песочницах, на качелях, наблюдать, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, или легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован. Известные трудности в адаптационный период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями.

     Замкнутый образ жизни семьи, недоброжелательное отношение родителей к окружающим людям - причины, тормозящие у малыша образование умения контактировать с незнакомыми взрослыми. Дети радушных, гостеприимных, дружелюбных родителей, дети из семей, состоящих из многочисленных родственников, легко вступают в контакт с воспитателем, няней. У таких детей, как правило, адаптационный период длится несколько дней. Малыши из таких семей деятельны, веселы, много играют, общаются.

    Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекали в семье, Которые не знают родительского "нельзя". Ребенок, у которого дома не тренируется способность тормозить свои желания, с трудом усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношений, приучение к которым начинается с первого дня пребывания в детском саду. Влияет на адаптацию тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики.

    А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, не давая возможности побыть самим собой. Эти индивидуальные особенности при адаптации надо учитывать. Если ребенок "шустрик", он быстрее осваивает игровое пространство и дольше притирается к сверстникам.

    С ребенком "мямликом" же возможны совершенно противоположные метаморфозы. Для того, чтобы помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада, необходимо максимально приблизить распорядок дня дома к режиму детского сада. Причем в выходные дни тоже. При этом важно упорядочить часы сна, питания, бодрствования, при проведении режимных процедур всемерно поощрять и развивать детскую самостоятельность. Желательно познакомиться с меню детского сада и приучать ребенка к блюдам, включенным в него. Чтобы ребенок не чувствовал дискомфорта, нужно заранее приучить к горшку, отучить от соски, научить есть ложкой и т.д.

     Для предупреждения болезней, которые часто сопровождают вступление в новую жизнь малыша, необходимо его закаливать. Хождение босиком в помещении и по земле летом - самый простой и эффективный способ. Он укрепляет не только иммунную, но и нервную систему. Очень полезны любые водные процедуры. Постепенно приучать ребенка к прохладному питью. Нельзя забывать о витаминных комплексах для детей и гомеопатических препаратах долговременного действия для профилактики ОРВ и гриппа. Когда ребенок приходит в детский сад, ему предстоит знакомство не только с детьми и взрослыми, но и с массой самых разнообразных возбудителей болезней. Какой бы крепкой ни была иммунная система ребенка, это очень большая нагрузка.

     Поэтому рекомендуется в первый месяц посещения детского сада соблюдать маршрут "дом-сад". Не надо ходить в гости, посещать массовые мероприятия. Такой строгий порядок поможет иммунной системе ребенка познакомиться со всеми болезнетворными бактериями и при этом не заболеть. Нарушение данного правила может привести к иммунным сбоям. Вхождение ребенка в детский сад должно быть постепенно. В привыкании к новым условиям важную роль играет возможность приносить с собой свои игрушки или любой предмет, напоминающий ребенку его дом. Это создает для ребенка фон уверенности, обеспечивает психологический комфорт.

     Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Для этого надо заранее рассказать ему о детском саде, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы он туда пошел.

     Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ему, что скоро он сможет туда ходить. Необходимо рассказать ему подробно о режиме в детском саду, что и в какой последовательности он будет делать. Когда ребенок это знает, он чувствует себя увереннее.  Научите играть малыша с другими детьми, научите делиться его игрушками с другими детьми. Рассчитайте свои силы, возможности и планы, иногда на привыкание уходит до полугода. Не сомневайтесь в целесообразности детсадовского воспитания. Ваши колебания ребенок будет чувствовать,  и будет использовать, чтобы остаться дома.

    Легче привыкают к детскому саду дети  родителей, для которых детский сад является единственным выходом. Познакомьтесь с другими родителями и детьми. Чем лучше будут отношения с воспитателем, с другими родителями и детьми, тем легче будет вашему ребенку. Никогда не пугайте ребенка детским садом. Заранее отрегулируйте опорожнение кишечника в домашних условиях, пользоваться ложкой, самостоятельно мыть руки, пользоваться туалетной бумагой.  Эти проблемы могут стать причиной комплексов у малыша.

      Расскажите ребенку о трудностях, с которыми он может столкнуться в детском саду, и как ему поступить в этих случаях. Например, если он захочет пить, то ему следует подойти к воспитателю и попросить помощи. Желательно, чтобы дети раннего возраста пораньше уходили домой, т.к. психика малыша в этом возрасте достаточно слаба, он быстро устает от постороннего шума, от нахождения в том же помещении, где много других детей. Да и скучает малыш по родителям первое время очень сильно. Никакие усилия воспитателя не принесут результата, если ребенка будут забирать в 19.00 часов каждый день.

 Как быть со страхами детей? 

 Страх – это естественная эмоция, которую порой испытывают все живые существа. Страх выполняет для человека защитную функцию.

Страхи имеют возрастную динамику.

Кроме того, причинами возникновения страхов могут быть:

*       чрезмерная опека ребёнка родителями. Родители оберегают ребёнка от всех неприятностей, чрезмерно беспокоятся за него. Следствием чего ребёнок воспринимает мир как чужой и грозящий опасностями;

*        разговоры взрослых в присутствии ребёнка о  болезнях, несчастьях и т.п. Следствие - дети воспринимают мир через призму взглядов своих родителей;

*        конфликтные отношения в семье, развод родителей;

*        неуверенность родителей в своих воспитательных действиях. Для психологического благополучия детей важно, чтобы родители являлись некой крепостью, которая уверенно ограничивает рамки свободы и в то же время надёжно защищает. В противном случае у ребёнка возникают внутренние «ограничители» в виде страхов;

*        травматический опыт, полученный ребёнком (укус собаки и т.п.);

*        отсутствие общения со сверстниками. В совместных играх дети одного возраста невольно обращаются к теме наиболее актуального для них страха и таким образом дают волю своим эмоциям и одновременно получают групповую поддержку.

 Способы освобождения от страха

Ребёнок освобождается от страха, если он переживает это чувство. Чтобы помочь ребёнку пережить страх, можно предложить посмотреть детские художественные и мультипликационные фильмы, или почитать сказки и другие художественные произведения, в которых герои преодолевают свой страх.

Рекомендуемые художественные фильмы для детей:

  • «Приключения Карика и Вали»;
  • «Новогодние приключения Маши и Вити»;
  • «Приключения жёлтого чемоданчика».

Рекомендуемые  мультипликационные фильмы для детей:

  • «Бояка мухи не обидит»;
  • «Змей на чердаке»;
  • «Нехороший мальчик»;
  • «Ничуть не страшно»;
  • «Дедушка Ау».

Рекомендуемая  художественная литература для совместного чтения с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста:

  • «Приключения жёлтого чемоданчика» Софья Прокофьева;
  • «Тук-тук-тук» Николай Носов;
  • «Живая шляпа» Николай Носов;
  • «Прятки» Николай Носов;
  • «Находчивость» Николай Носов.

    Для уменьшения у детей дошкольного и младшего школьного возраста важно исключить просмотр детьми художественных фильмов – «ужасников».

    Чтобы помочь детям преодолеть страхи, необходимо детям за 30 минут до сна давать пить тёплое молоко. Оно успокаивает ум ребёнка. Кроме этого уменьшению страхов у детей способствует выезд на природу. Уменьшению страхов у детей способствует и сон с 21 часа, поскольку ранний сон способствует появлению ощущения спокойствия. Способом избавиться от страхов – давать ребёнку возможность действовать самому. Ребёнок перестаёт бояться, если взрослые, находящиеся рядом позволяют ему проговаривать вслух свои страхи, поскольку эмоции, выраженные словами, теряют свою силу.

 Игры в домашних условиях, способствующие освобождению от страхов

Качели

Ребёнок садится в позу «зародыша»: поднимает колени и наклоняет к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты.

Взрослый встаёт сзади, кладёт руки на полечи сидящему ребёнку, и осторожно начинает медленно покачивать его, как качели. Ритм медленный, движения плавные. Игра способствует возникновению у ребёнка чувства родительской защищённости, надёжности.

Сражение

Родителям и ребёнку предлагается бросать друг в друга мелкими, нетяжёлыми предметами (бумажные шарики, еловые шишки) из-за укрытия в виде стульев, поставленных напротив друг друга на расстоянии нескольких метров. Предметы нельзя бросать слишком сильно, главное – попасть и увернуться. Игра способствует уменьшению страха боли, уколов, неожиданного воздействия, способствует ослаблению напряжённости между взрослыми и ребёнком.

Пролезание

Родители и ребёнок по очереди пролезают через ряд стульев. В этой игре возможно догонять друг друга или уходить от погони. Игра способствует преодолению страхов замкнутого пространства и нападения.

 Рекомендуемая литература для родителей

  • «Дневные и ночные страхи у детей» А.И.Захаров;
  • «Семья глазами ребёнка» Г.Т.Хоментаускас.

Как общаться с ребенком? 

    Общий принцип, без соблюдения которого все попытки наладить отношения с ребёнком, испытывать ощущение радости от общения с ним оказываются безуспешными – безусловное принятие. Безусловно принимать ребёнка – значит любить его не за то, что он слушается, умный, способный, помощник, отличник, а просто так, просто за то, что он есть.

    Психологами доказано, что потребность в любви, нужности другому человеку – фундаментальная человеческая потребность. Её удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребёнка. Эта потребность удовлетворяется, когда родители в момент общения с ребёнком сообщают ему, что он им дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, словах: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Мне хорошо, когда мы вместе» и т.п.

    Созданию гармоничных отношений с ребёнком, радостного общения с ним способствует «активное слушание». Слушать активно – концентрировать своё внимание на ребёнке в момент общения, задавать уточняющие вопросы: «Таким образом…», «Если я правильно поняла…», не давать советов, не оценивать. В момент слушания ребёнка необходимо повернуться к нему лицом, чтобы глаза родителей и ребёнка находились на одном уровне. Важно избегать общаться с ребёнком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или раковине с посудой, смотря телевизор или читая газету.

     Результаты использования метода активного слушания в процессе общения с ребёнком: исчезает или ослабевает отрицательное переживание ребёнка; ребёнок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе ещё больше; ребёнок сам продвигается в решении своей проблемы, повышается чувствительность родителей к нуждам и горестям ребёнка.

 Как воспитывать детей без наказаний

    «Можно ли воспитывать детей без наказаний?», «Надо ли наказывать детей, если да, то за что и как?», «Почему дети ведут себя плохо?». Каждый родитель рано или поздно задаёт себе подобные вопросы. Что порождает родительское наказание в сердцах детей?

    Наказание в сердцах детей порождает страх, обиду на родителей, которая, в свою очередь, может вызвать желание отомстить обидчику. Дети могут плохо учиться, капризничать, дразнить младших детей в семье, портить свои вещи или вещи обидчика, убегать из дома и т.д.

    Наказание несёт в себе и другие побочные эффекты. Это укрепление веры в то, что действовать с позиции силы – единственный способ добиться того, чего хочешь. Прежде, чем наказывать ребёнка, важно спросить себя: «Чему же на самом деле я хочу научить своего ребёнка?».

    Одна из причин, почему люди (и дети) ведут себя не так, как хотелось бы, заключается в том, что они не находят для себя достойного места в семье (обществе), не чувствуют свою значимость и причастность ко всему (чувство своей значимости). Когда человек утрачивает это чувство, его поведение имеет тенденцию меняться в худшую сторону. Дети ведут себя плохо, по мнению американского психолога Рудольфа Дрейкурса, потому, что они сомневаются в собственных способностях и возможностях проявить себя достойным образом, им проще достичь самовыражения «плохим» поведением.

   Очень часто основа поведения детей закладывается первоначальной реакцией родителей на тот или иной поступок. Ребёнок следит за реакцией родителей, чтобы знать, как вести себя дальше. Когда мы видим, что плохое поведение становится невыносимым, то хотим как-то повлиять на детей, чаще всего, применением тактики запугивания (подход с позиции силы). Когда же мы рассматриваем плохое поведение как информацию к размышлению, то задаём себе вопрос: «Что мой ребёнок хочет сказать мне своим поведением?». Это позволит вовремя снять напряжение в отношениях с детьми и одновременно повысит шансы исправить его поведение.

    Американский психолог Рудольф Дрейкурс рассматривал плохое поведение детей как ошибочную цель, которую можно переориентировать. По его мнению, умение взрослого наблюдать собственные эмоциональные реакции на поведение детей поможет ему понять цели их поведения  и найти наиболее адекватный к ним подход.

   Подробнее об этом можно найти в книге Кэтрин Кволс «Радость воспитания».

ПОЧЕМУ ДЕТИ ДЕРУТСЯ

    Ребёнок в возрасте от 4 до 5 лет живёт эмоциями. Почему ребёнок проявляет эмоции? Когда он их проявляет? Зачем? Их цель – удовлетворить потребности. Когда ребёнок  не может  получить то, что ему необходимо, он начинает проявлять эмоции. Как правило, это – гнев, злость, тоска. Гнев, злость выражаются в форме нежелания идти в детский сад, соблюдать правила, дисциплину, в том, что дети дерутся, кусаются.

    Поэтому, когда ребёнок проявляет разрушительные эмоции гнев, злость – это показатель того, что не удовлетворены его ведущие потребности. Какие это могут быть потребности?  Потребность во внимании, понимании, любви, принятии, общении и т.д.

    Когда взрослые (родители) копят в себе эмоции со знаком минус (гнев, злость, обида, раздражение), эмоции их ребёнка усиливаются. То, что подавляют в себе родители, затем проявляют их дети.

     Конечно же, у ребёнка есть свои собственные эмоции. Способ, с помощью которого можно определить – проявляет ли ребёнок свои эмоции или эмоции родителей, - тест на сопротивление. Если родители не могут спокойно выслушать ребёнка, спокойно реагировать на эмоциональные всплески ребёнка, значит, он проявляет именно те эмоции, которые подавили в себе родители.

     Поэтому в ситуациях, когда ребёнок проявляет эмоции родителей – это не значит, что родители «плохие». Это сигнал о том, что пора родителям уделить времени удовлетворению собственных потребностей. Кроме того, ребёнка необходимо приучать говорить о своих потребностях. Как это сделать? Своим примером. Родители для своего ребёнка – учителя. Когда в присутствии ребёнка родители говорят друг другу о своих неудовлетворённых потребностях в корректной и доступной для понимания форме, ребёнок, глядя на своих родителей, обучается этому  искусству.  

Возрастные особенности ребенка

Памятка для родителей

     Задумывались ли вы о том,что часто за повседневными заботами мы не замечаем, как меняются наши дети?

     Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то, с чем он уже вполне может справиться самостоятельно.

     Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к этому.

     Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов.

     Кризис - это не то, что случается с "неправильно воспитанными детьми". Это то, что должно случиться с каждым ребенком для того, чтобы он мог перейти на новую ступень своего развития. В кризисе поведение ребенка меняется, и это создает для него возможность отойти от прежних моделей поведения и отношений с миром и приобрести новые модели, необходимые для дальнейшего развития. Поэтому кризисы неизбежны и необходимы, их не стоит пугаться. Важно просто знать, что происходит с вашим ребенком, и понимать, что это закономерно.

     Несомненно, все дети разные, и каждый ребенок растет по-своему, но, тем не менее, существуют общие закономерности развития. Например, в 2—3 года ребенок еще не может надолго сосредоточиться, легко отвлекается, в 3 года он может быть непослушным и делать все наоборот, в 6—7 лет усиливается его стремление к самостоятельности и т.д. Чтобы не торопиться, выдвигая ребенку непосильные требования, и в то же время не отставать от его реальных возможностей, чтобы запастись терпением и спокойно относиться ко всем проявлениям вашего ребенка, надо знать о характерных для того или иного возрастного периода особенностях.

Как уберечь малыша от плохих слов

     Бывает, к сожалению, что встреча с жизнью даёт не только добрые примеры, но и такие, от которых хотелось бы уберечь наших детей. Но изолиорвать ребёнка от жизни невозможно. И, всё-таки, к одним детям пристаёт "дурное", а к другим нет. Почему? Конечно, не потому, что их держат под стеклянным колпаком. Причина другая: срабатывает иммунитет против плохого. Это иммунитет не врождённый, а приобретённый. Начинается со знакомства со словом "нельзя" Это первое нравственное понятие, которое усваивается малышом. Родительское "нельзя" должно быть для ребёнка всегда авторитетно. Начиная с трёхлетнего возраста дети особенно чувствительны ко всему, что видят и слышат впервые, у них высоко развита стремление к подражанию, интенсивно развивается речь, накапливается словарь. Новое, непонятное слово малыш стремится не сколько осмыслить, сколько запомнить. Так что если малыш "принёс" плохое слово, не надо стыдить, наказывать, ругать ребёнка, который в известной мере "без вины виноват".

     К тому же такие меры воздействия могут привести к обратному результату. Неприятные переживания, связанные с наказанием, могут заострить, привлечь внимание ребёнка к слову, из-за которого произошёл скандал.

    Как же помочь ребёнку избавиться от "плохих" слов? Прежде всего - попробовать использовать авторитет слова "нельзя". Но многим детям свойственно стремление к активности, самоутверждению, отстаиванию своего "Я", поэтому родительское "нельзя" на них не всегда действует. Пытаясь отстоять своё право на самоутверждение, ребёнок становится принципиальным неслухом. Особенно остро этот конфликт проявляется у детей, чью самостоятельность постоянно ограничивают взрослые. Если малыш постоянно слышит "не лезь, не ходи, не мешай, не приставай" и т.д., он становится невосприимчив к отрицательному руководству и очередное родительское "нельзя" попросту пропускает мимо ушей. Запреты надо дозировать и пользоваться ими осторожно, тогда они будут звучать и действовать сильнее.

    Необходимо создать ситуацию, которая отвлечёт ребёнка, захватит, перевесит интерес к новому слову, поможет стереть его из памяти. Например, в нужный момент, можно обратиться к ребёнку с несложной просьбой. Можно, так же, использовать стремление ребёнка подражать взрослым, которых он любит, говоря о том, что, например, бабушка не говорит таких слов, и ты не должен. Необходимо развивать и поддерживать интерес ребёнка к новым словам. В этом помогут хорошие детские книги. Пусть ребёнок вслушивается в напевность, музыкальность стихов, постигает разнообразность русского языка в сказках. И, наконец, товарищи взрослые, помните, что самым главным примером и образцом для подражания являетесь вы сами. От того, какова ваша речь, какие слова и выражения употребляете вы в быту, общаясь между собой и с ребёнком, зависит, в какой речевой среде находится ваш малыш, который, как губка, впитывает в себя всё. Если вы хотите вырастить послушного сына или дочь, работайте не только над его воспитанием, но и над своим.

Рекомендации для родителей по преодолению        

   повышенной тревожности у детей

  1. Наладьте взаимоотношения с ребенком, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно:
  • слушайте своего ребенка;
  • проводите вместе с ним как можно больше времени;
  • рассказывайте ему о своих детских поступках, победах и неудачах;
  • если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и сумейте уделить внимание каждому в отдельности.
  1. Следите за собой, особенно если вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия. В этом случае лучше отложить совместные дела с ребенком (если это, конечно, возможно).
  2. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, то, что могло бы вас успокоить: примите душ, выпейте чаю, послушайте любимую музыку и т.д.
  3. Следите за своей речью. Постарайтесь, чтобы тон голоса был спокойным, доброжелательным. Даже если ребенок провинился, старайтесь не кричать на него, и уж ни в коем случае не угрожать. Лучше разобрать неприятную ситуацию в спокойной обстановке, когда и ребенок, и взрослый успокоятся и будут готовы к диалогу.
  4. Принимайте вашего ребенка безусловно, т.е. любите его не за то, что он красивый, умный, отличник, помощник и т.д., а просто так, просто за то, что он есть.
  5. Посмотрите, насколько вам удается принимать вашего ребенка. Для этого в течение 2-3 дней посчитайте, сколько раз вы обратились к нему с положительными высказываниями (приветствием, одобрением, поддержкой), и сколько – с отрицательными (упреком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или превышает число положительных, то с общением у вас не все благополучно.
  6. Обнимайте своего ребенка не менее 4-х раз в день (обычное утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются). Примечание: неплохо то же делать и по отношению ко взрослым членам семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как подготовить малыша к детскому саду.

Подходит к концу ваш декретный отпуск. Подросший малыш скоро впервые переступит порог детского садика. «Будет ли ему там хорошо?» - тревожитесь вы. - Ведь он совсем домашний!»Предлагаю некую памятку д...

Как подготовить малыша к детскому саду.

Отдавая малыша в детский сад, родители всегда волнуются за него. Чтобы облегчить этот процесс можно воспользоваться рекомендациями специалистов....

Как подготовить малыша к детскому саду.

Материал для родителей детей раннего возраста, а так же воспитателей 1 младших  групп детского сада. В статье содержаться рекомендации по привыканию детей к детскому саду....

"Как подготовить малыша к детскому саду"

Консультация для родителей...

В первый раз в детский сад или как подготовить малыша к детскому саду

Цель консультации: Повышение уровня психолого – педагогической грамотности родителей в вопросах эмоционального развития ребёнка....

"Как подготовить малыша к детскому саду"

Рекомендации для родителей как подготовить малыша к детскому саду и ускорить процесс адаптации....

В Детский сад- без слез! Как подготовить малыша к детскому саду?

Адаптация ребенка к детскому саду – это волнительный момент, как для родителей, так и для самого малыша. Не все дети легко адаптируются к новым условиям. О том, как облегчить привыкание ребенка ...