Организм ребенка как саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система
статья (средняя группа) на тему

Борисова Екатерина Александровна

Организмeребенка - это живаяeсаморазвивающаяся и саморегулирующаясяeсистема, живой аппарат,eобеспечивающий удовлетворениеeвсех родовых и прижизненно возникающихeпотребностей и психическуюeдеятельность человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Организм ребенка как саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система

Организмeребенка - это живаяeсаморазвивающаяся и саморегулирующаясяeсистема, живой аппарат,eобеспечивающий удовлетворениеeвсех родовых и прижизненно возникающихeпотребностей и психическуюeдеятельность человека.

Организмeсостоит из огромного числа клеток различногоeстроения, в зависимостиeот того, какие функции выполняютeте или иные ткани - мышечные, нервные, костные, различныхeвнутренних органов.

Организмeчеловека обладает несколькими основнымиeсвойствами. Рассмотрим их.

Раздражимость - способностьeотдельных клеток, тканей иeорганов реагироватьeна действия раздражителей (физических, химическихeи др.) и при определенныхeусловиях (сила и длительностьeраздражения, уровень возбудимостиeживой ткани) изменять уровень физиологическойeактивности.

Возбудимость - способностьeклетки, ткани, целостного органа илиeвсего организма отвечать на действия раздражителяeреакцией возбуждения.

Внутреннимeсодержанием возбуждения являетсяeизменение интенсивностиeпроцессов жизнедеятельности в клеткахeтканей. Для мышечнойeи железистой тканей возбуждение являетсяeлишь начальным этапомeсократительной или секреторной активности. Для нервной ткани процесс возбуждения является основной формой проявления жизнедеятельности.

В нервнойeткани возбуждению противостоитeпротивоположный Физиологическомуeсодержанию процесс - торможение.

Еслиeвозбуждение нервной клетки приводитeиннервируемую структуру в деятельноеeсостояние, то процесс торможения вызывает прекращение ее деятельности.

Мераeвозбудимости определяется минимальнойeсилой раздражителя, которая способнаeвызвать возбуждение. Эта мера называетсяeпорогом раздражения.

Саморазвитиеeи саморегуляция организма. В организмеeчеловека заложенаeот природы программа, по которой он самостоятельноeрегулирует своюeжизнедеятельность и собственное развитие по мереeвзросления. Эта программаeзакладывается в плод уже при зачатии и приeблагоприятных условияхeжизни полностью выполняется - вплоть доeсмерти, а при неблагоприятныхeили не очень благоприятных условияхeжизни она либо вовсе не выполняется илиeвыполняется с искажениями.

Программаeрегуляции осуществляется с помощьюeгомеостатических механизмов, которыеeобеспечивают гомеостаз - способностьeсохранять относительноеeпостоянство состава внутренней среды иeсвойств организма. Границыeгомеостаза являются динамическими, и при измененииeвнешних условийeорганизм не уравновешивается с ними, а активноeпротиводействует их влиянию.

Для этогоeорганизм, используя свободнуюeэнергию, выполняет постояннуюeработу, направленную на сохранениеeустойчивой неравновесности, когдаeпод воздействием внешних условийeсдвиги в отдельныхeфункционирующих системах выходят заeрамки гомеостаза. Например, приeвыполнении мышечной работы частотаeпульса может увеличиватьсяeдо 200 и более ударов в минуту, на большомeморозе температураeтела значительно увеличивается, а при жареeусиливается потоотделение.

Программаeсаморазвития организма и отдельных егоeорганов называетсяeпрограммой созревания человека. Онаeпроявляется в том, что человек от зачатияeдо смерти проходит через ряд возрастныхeэтапов развития, и каждыйeего орган также проходит определенныйeзакономерный процесс развития[1].

Адаптация - приспособлениеeк меняющимся условиям внешнейeи внутренней среды. Она обеспечивается автоматизированными самонастраивающимисяeи саморегулируемыми системамиeорганизма: сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительнойeи другими.

Адаптация - это, с однойeстороны, изменения в деятельностиeотдельных органовeпод воздействием факторов внешней среды, а сeдругой - сохранение гомеостаза, переводeорганизма на новый уровень функционированияeдля поддержания динамическогоeравновесия.

Осуществлениеeдеятельности отдельных органовeорганизма производитсяeс помощью рефлекторных реакций. У человекаeот рождения имеется рядeбезусловных рефлексов, обеспечивающих работуeосновных системeорганизма (дыхания, кровообращения и других). Кромеeэтого, у него имеютсяeпищевые (в грудном возрасте - сосательный), защитные, ориентировочные иeнекоторые другие безусловные рефлексы.

Безусловныйeрефлекс - это закономерный ответ организмаeна вполне определенноеeраздражение. К концу первого месяца жизниeребенка. У него начинаютeобразовываться условные рефлексы, появляющиесяeпри сочетании первоначальноeусловного раздражителя (например, звукeматеринского голоса, вспышкиeсвета и т. п.) с раздражителем безусловным. Вeпроцессе жизни уeчеловека образуется большое количество различныхeусловных рефлексов.

Регуляцияeи управление процессами жизнедеятельностиeв организме строятся поeпринципу соподчинения низших уровнейeуправления высшему.

Высшийeуровень регуляции всей деятельностиeорганизма и осуществленияeпсихической деятельности обеспечиваетсяeцентральной нервной системой.

Второйeуровень регуляции обеспечиваетсяeвегетативной нервной системой, которойeподконтрольны функции внутреннихeорганов.

Третийeуровень регуляции осуществляется эндокриннойeсистемой, состоящейeиз эндокринных желез, выделяющих в кровьeразные гормоны - химическиеeвещества, активизирующие или тормозящиеeфункционирование различных органов.

Наконец, четвертыйeуровень регуляции - неспецифическаяeрегуляция - осуществляется жидкимиeсредами (кровью, лимфой)

Биологическиеeритмы - периодические усиленияeили ослабления процессовeжизнедеятельности организма под влияниемeэкзогенных (внешних) илиeэндогенных (внутренних) факторов:eсуточные, околонедельные, околомесячные, сезонные, годичные иeмноголетние ритмы.

Ребенокeв процессе жизнедеятельности непрерывноeтратит входящие в состав егоeорганизма вещества. Значительная ихeчасть «сжигается» (окисляется) вeорганизме, в результате чего освобождаетсяeэнергия, необходимаяeдля поддержания постоянной температурыeтела, обеспечения нормальнойeдеятельности внутренних органов и для выполненияeдвижений, физическихeзатрат. Для поддержания Жизни ребенкаeнеобходимо, чтобы все эти затраты организмаeсвоевременно возмещались.

Потребностьeдетей в общем количестве пищи зависитeглавным образом от их возрастаeи индивидуальных особенностей, а также отeэнергетических затрат организма.


[1] Кутафин Ю. Ф. особенности физического развития и воспитания детей дошкольного и школьного возраста. – М.: Педагогика, 2003. – С. 45.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Влияние физических упражнений на организм ребенка»

Физические упражнения, естественные факторы природы – солнце, воздух и вода, их систематическое использование успешно разрешают такие задачи, как укрепление здоровья, закаливание организма, всес...

Воздействие музыки в игровой деятельности на организм ребенка

Игра, как средство влияния на организм ребенка, ее положительный результат....

Адаптивные возможности организма ребенка

Методы стимуляции адаптивных свойств организма ребенка посредством воздействия на биологически активные точки человека....

Влияние спортивных занятий на организм ребенка

В статье приведены "за" и "против" профессионального спорта для детей....

Презентация "Закаливание организма ребенка посредством упражнений и игр на воде"

    Основной целью работы является всестороннее     развитие ребенка, обучение его плаванию при     использовании игровых методов и приём...

ЗАКАЛИВАНИЕ ОРГАНИЗМА РЕБЕНКА

консультация для родителей по закаливанию детей...