Творческое составление текстов сказочного содержания с использованием методики ТРИЗ.
методическая разработка (старшая группа) на тему
Придумывание сказок, концовок к знакомым сказкам, по рисункам, схемам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление воспитателя старшей группы Пономарёвой Л.П.
«Творческое составление текстов сказочного содержания с использованием методики ТРИЗ».
Сказка- это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребёнка, его ум, чувства, воображение, волю. Сказки любят все, и взрослые и дети, но сказка в жизни ребёнка гораздо значимее, чем в жизни взрослого. Сказка для ребёнка- это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает рамки обычной жизни. Именно в сказочной форме ребёнок сталкивается впервые с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.
Любая сказка ориентирована на социально- педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает к деятельности и даже лечит.
Умение придумывать сказки приобретается в процессе обучения. При этом целесообразно использовать подготовительные игры, которые мы и использовали в нашей группе:
1. «Что общего?»- вместе с детьми мы сравнивали сюжеты сказок «Теремок» и «Рукавичка»; «Морозко» и «Госпожа Метелица».
2. «Кто на свете злее всех». В ходе игры выявляли злых, коварных сказочных персонажей, описывали их внешний вид, характер, образ жизни, жилище. Затем с детьми обсуждали, может ли существовать сказка без таких персонажей, какие герои сказки считают их злыми, а какие добрыми и почему. (Например: для Кощея Бессмертного- Баба Яга- добрая женщина и верный друг).
3. «Что в дороге пригодится?» На основе анализа волшебных предметов, помогающим героям сказки одолеть врага или решить проблемную ситуацию, дети придумывали предметы- помошники.
(Котелок может использоваться как сумка, головной убор, гнездо для птиц, зеркало).
4. «Где чей дом?». Дети учились придумывать различные ситуации на основе схематических изображений отдельных предметов- модулей. На фланелеграфе выставлялись картинки со схематическим изображением домов, разных по величине и высоте.
Дети придумывали персонажей фантастических или реально существующих, которые могли бы жить в этих домах. Затем мы с детьми рисовали какой либо персонаж и дети рассказывали, чем он будет в доме заниматься, кто к нему придёт в гости.
Например: сказка Г.
Лисичка жила в Насти просторном деревянном доме. Она любила своё жилище и содержала его в порядке и чистоте. Дома лиса вязала своим друзьям носки и рукавички и любила ходить к соседям в гости, особенно к ёжику. Они вместе отдыхали и пили чай.
Работа по моделированию сказок интересна и разнообразна.
«Записывали» сказки на фланелеграфе, используя метод «Волшебная дорожка».
Например: Саша К.
В доме около речки жила девочка Лена. Лена вышла на улицу и встретила своего друга Андрея. Он был умный, красивый, весёлый.
Вместе они решили идти играть на полянку около дома.
Потом меняем схемы местами и прочитываем их по- другому:
Настя О.- На полянке играли две подружки Катя и Даша. Когда они наигрались, решили пойти в гости к Даше. Мама у Даши угостила подруг чаем с конфетами и пряниками. Когда стало темнеть на лице Даша пошла провожать Катю домой.
В работе с детьми использовали приём продолжения сказочной истории.
Например: придумывали продолжение сказки «Репка».
Настя Г.- Все дружно принесли репку в дом, решили сварить из неё кашу. Бабка с дедкой разрезали репку и уложили в чугунок. Кошка с собакой принесли дрова, а внучка растопила печку. Каша сварилась вкусная, ароматная, мышка добавила в неё масла и разложила по мискам, ели долго и дружно.
Андрей Л.- Собака Жучка предложила положить репку на солнышко погреться. Она стала сладкой, вкусной, большой. Кто приходил к ним в гости все пробовали репку.
Аня Л.- Вытащили репку, а там сундук. Удивились бабка с дедкой, достали, а там: для мышки- зерно, для кошки- мясо, для собаки- кости, для внучки- браслет, для бабки- платок, для дедки- шляпа. Все остались довольны и рады.
Даша О – Разрезали репку, а она гнилая, но в ней лежало много денег. Взяли дедка с бабкой деньги и поехали на базар. Купили много всего и стали жить богато.
Шуточные вопросы тоже могут подсказать начало сказочного сюжета. Например на вопрос: «Что медведь ест зимой?»,- дети ответили: «Ничего, он зимой спит и лапу сосёт».
«А я слышала про такого медведя, который зимой не спал, потому что любил поесть»,- говорю,- и делаю переход к сказке. Аня Л- Захотелось медведю зимой есть, проснулся он и пошёл на рынок, купил рыбы. С тех пор необыкновенный медведь питался каждый день рыбой и вырос большой и толстый.
Настя Г.- Захотелось медведю мёду, встал он из берлоги и пошёл к ульям, засунул голову в улей, да как заревёт. Убежал медведь не солоно хлебавши. С тех пор медведь не любит мёд.
Андрей Л- В одном из дремучих лесов жил медведь. Как- то раз глубокой осенью, когда все зверята готовятся к зиме, медведю захотелось отправится в какое- нибудь путешествие. Он был совсем не такой как его братья, он был особенный и не любил спать. Однажды, когда наступила зима медведь вылез из своей тёплой берлоги и отправился гулять по лесу. Лес был большой, а он всё гулял и гулял и не чувствовал усталости. Наступила ночь. Вдруг вдалеке медведь увидел какие-то блестящие огоньки, ему очень стало любопытно и он пошёл в ту сторону. Огни становились всё ближе и ближе, а когда он подошёл ближе, то увидел что-то необыкновенное. Оказалось это были дома, где жили люди, а медведь никогда не видел людей, ему стало ещё интереснее, он подошёл прямо к одном из домов и заглянул в окошко. А за этим окошком мама укладывала маленького ребёночка спать и пела колыбельную песенку. Медведь заслушался и уснул прямо у окошка и так крепко, что проспал до самого утра. А утром убежал в лес. И так до самой весны он приходил к окошку и там спал. А когда он вырос, у него появились свои дети, они вместе тайком приходили к окну дома.
Мы только ещё начали эту творческую работу. Но она очень заинтересовала и воспитателей, и родителей, и детей. Обязательно будем выдумывать новые сказки, для этого ещё существует много интересных методов. Будем продолжать писать нашу «неоконченную книгу», ведь сказка для ребёнка- это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Слушая или сочиняя сказку дети осваивают реальность через мир переживаний и образов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/18/picture-531506-1416302549.jpg)
Конспект совместной деятельности по обучению детей старшей группе составлению текстов сказочного содержания с использованием приёмов технологии ОТСМ – ТРИЗ.
Тема совместной деятельности:Составление текста сказочного содержания.Совместная деятельность осуществляет интеграцию образовательных областей: Речевое развитие и Социально - коммуникативное развитие....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/09/picture-685170-1578565813.jpg)
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему"Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания"
Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств, средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к истории, к изменению окружающего, его творческому, соз...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/12/picture-752695-1468304575.jpg)
Консультация для родителей "Творческое составление текстов сказочного содержания с использованием элементов ТРИЗ"
Развитие речи детей, логического мышления, фантазии....
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/06/picture-803362-1591432977.jpg)
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»
Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/23/picture-998597-1548208078.jpg)
«Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»
Индивидуальный план развития профессиональной компетенции...
Обучение детей составлению текстов сказочного содержания с помощью ТРИЗ
Обучение детей составлению текстов сказочного содержания с помощью ТРИЗ...
Консультация для воспитателей ДОО "Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания с элементами ТРИЗ"
Стандарт дошкольного образования требует необходимости пересмотра некоторых взглядов на обучение и воспитание детей в дошкольных организациях. Особенно необходимость в составлении программы, направлен...