«Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»
материал (старшая группа)

Александрова Алена Сергеевна

Индивидуальный план развития профессиональной компетенции

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Индивидуальный план развития профессиональной компетенции

Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»

Воспитатель: Александрова А. С.

В соответствии с Концепцией  развития образования в ХМАО-ЮГРЕ до 2020г. государственной программой развития образования в ХМАО Югре на 2014-2020гг планирую следующую цель профессиональной деятельности, связанной с образованием воспитанников;  усовершенствовать организацию образовательной деятельности с учетом принципа и индивидуализации в соответствии с ФГОС ДО.  Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

1)продолжить изучение педагогических технологий, способствующих активизации воспитанников;

2) способствовать развитию личности ребенка через участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах;

3)приобщение воспитанников к исследовательской и проектной деятельности. В соответствии с поставленными целью и задачам, основными путями моего самосовершенствования являются:  изучение и применение передового опыта, транслирование практических результатов опытов своей работы. В целях организации профессионального развития планирую разработать индивидуальную программу реализации темы самообразования «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания» , пройти курсы повышения квалификации, разработать и участвовать в реализации проектов данной направленности.

Месяц

Методическая работа

Отметка о выполнении

Сентябрь

Изучение научно педагогической литературы (ТРИЗ технологий), детская психология «Кризис 4-5 ти лет», «Возраст почемучек».

Разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности.

выполнено

Октябрь

Консультации для родителей:

«Роль сказки в развитии дошкольников»

"Работа со сказкой дома"

«Сказка в развитии речи детей"

«Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания»

выполнено

Ноябрь

Обучение на курсах повышения квалификации.

Обобщение опыта работы по самообразованию.

Участие воспитанников в конкурсе чтецов.

выполнено

Декабрь

Участие в городской научно -  практической конференции.

выполнено

Январь

Пополнение картотеки игр , разработка схем, алгоритмов

по теме самообразования.

выполнено

Февраль

Анкетирование родителей  по теме : «Живет ли сказка в вашем доме?»

выполнено

Март

Изготовление книги сказок «Сундучок сказок бабушки Меланьи».

выполнено

Апрель

Изготовление фотоальбома « По тропинке сказок»

выполнено

Май

Создание мини лаборатории  «Огород Бабушки Агафьи»; оформление выставки «Огород на окне»

выполнено

 

Индивидуальный план развития профессиональной компетенции

по теме самообразования «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»

Актуальность применения сказок, связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а еще они помогают формировать поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного метода воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.

Приступив в прошлом году к работе в логопедической группе, стала перед выбором темы самообразования, т.к. технологии и методы необходимо было трансформировать для компенсирующего и коррекционного воздействия на детей логопедической группы. Для себя решила, что если взять тему «Обучение детей составлению текстов сказочного содержания», а так же некоторые методы ТРИЗ и РТВ и использовать их в работе со сказкой, то можно ожидать не только проявление устойчивого интереса к речевой работе детей лого группы, но и качества речи, попутно решая задачи развития мышления и воображения.

Через сказки ребенок получает знания о мире и взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека; учится преодолевать проблемы, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, справедливости, любви.

Работу начала с обновления развивающей среды в группе, т. к. она оказывает большое влияние на формирование творческих способностей детей.

Пополнили мини-театр, куда добавили и отремонтировали модели некоторых героев сказок,  подобрали необходимые материалы и оборудование, подготовили наглядность для работы с морфологической таблицей, системным оператором, волшебниками, составили картотеку игр для развития системного мышления.

Работу с группой начали с введения детей в мир сказки, обогащения их литературного опыта. Ребята узнали о том, что сказки бывают: бытовые, волшебные и о животных, а так же  познакомились со структурой сказки:

1. Зачин – начало сказки.

2. Основная часть, в которой описываются действия и часто трехкратное

повторение событий.

3. Концовка – развязка.

Вся работа простраивается по двум направлениям в три этапа.

1 направление.

 Создание педагогических условий, позволяющих ребенку:

- усвоить различные варианты действий и взаимодействий героев;

- увидеть неограниченные возможности создания образов и их характеристик;

- узнать, что действия сказки могут происходить в любом месте и в любое время;

- усвоить выразительные средства сказочного текста;

- осуществить фантастические преобразования реальных объектов;

2 направление.

Создание педагогических условий для усвоения детьми некоторых

   моделей составления сказок:

- модель составления сказки с помощью метода «Каталога»;

- модель составления сказки с помощью метода «Морфологического анализа»;

- модель составления сказки с помощью метода «Системного оператора»;

- модель составления сказки с помощью метода «Вепольный анализ» (волшебный треугольник)

Первый этап. Введение детей в мир сказки, обогащение их литературного опыта.

Цель: Ознакомление детей с  разными по стилистике сказками и средствами выразительности.

Если посмотреть на любую народную сказку, то для нее характерна развитая сюжетная линия, но в тексте не содержатся описания героев, суждения о их мотивах, характерах, морали. Получается, что ребенок должен сам все это определить, используя только события. Это очень сложная задача.

Чтобы помочь в ее решении, мы установили определенный порядок анализа. В нем мы используем для каждого героя пять взаимосвязанных вопросов. Детям становится ясна логическая цепочка рассуждений, и задача перестает быть трудной. Что же это за вопросы?

 Перечислим:

целях этого действия (Ц),

действии героя (Д),

характер героя (Х),

достигнутый результат (Р),

мораль (М)

Второй этап. Подготовка к самостоятельному сочинению сказок.

Цель. Ознакомление детей с типовыми приемами фантазирования, преобразование объектов и их свойств с помощью типовых приемов фантазирования. Обучение сочинению загадок, лимерик, кодированию литературных текстов. Формирование умения анализировать сказочную литературу на предмет выявления типовых приемов фантазирования.

Одним из базовых приемов составления сказок является "Морфологический анализ" Морфологическая таблица дает возможность показать вариативность и изменяемость сюжета сказок, а также действий с отдельными ее героями. Структура сюжета сказки строится на основе исследований В.Я.Проппа ("Исторические корни волшебной сказки"). Такой тип сказок мы обозначили как ДИНАМИЧЕСКИЙ.

По горизонтали выбираются положительные герои знакомых сказок: Красная Шапочка, Золушка, Дюймовочка.

По вертикали — преобразованные в сказочные герои отдельные отрицательные черты характера: Ленивица, Злюка, Жадинка и др. Сюжет строится на основе путешествия и встреч героев друг с другом. Варианты окончания сказок выбирается детьми.

"Системный оператор" является широко используемым приемом в старшем дошкольном возрасте. Работа строится по определенным правилам. Системный анализ позволяет создавать сюжет сказок, развернутый во ВРЕМЕНИ. Сюжет может строится на основе описания изменения объекта во времени. (Сказка об ивовом прутике, сказка о Бабе Яге, о девушке по имени Любовь)

"Волшебный треугольник" является адаптированным вариантом метода "вепольный анализ". Прием вводится в работу с детьми в старшем дошкольном возрасте. Основой сюжета является не столько действие, сколько разрешение конфликта главных героев с помощью какого-либо "поля" (волшебного слова, предмета, персонажа и т.д.). Отсюда и тип сказок — КОНФЛИКТНЫЙ.

Наиболее часто используемым методом составления сюжетов сказок с дошкольниками являются "Приемы типового фантазирования». Некоторые из них нами обозначены Волшебниками. Например: Волшебник Большого (Маленького) Размера, Волшебник Изменения Формы, Волшебник Дроби-Объединяй, Машина Времени и др.

Третий этап. Самостоятельное сочинение сказок.

Цель. Развитие способности сочинять сказки с использованием вспомогательных средств. Формирование умения самостоятельно использовать пространственные модели при пересказе.

 Сочинение сказок идет по двум направлениям:

- индивидуальное сочинение

- коллективное сочинение

с использованием заместителей,  наглядной модели – плана и моделей составления сказок  с помощью метода «Каталога», «Морфологического анализа», «Системного оператора»,  «Волшебного треугольника».

Цель: создать условия для  развития речевой творческой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания; расширение и уточнение представлений дошкольников, обогащение их эмоционального опыта, формирование у них начальных форм творческого воображения.

Задачи:

  • продолжать изучать методическую литературу и осваивать технологию ТРИЗ;
  • создать условия для развития творческой деятельности  в процессе составления текстов сказочного содержания: 
  • познакомить дошкольников с моделями, на основе которых составляются тексты сказочного содержания.
  • при помощи воспитателя воспроизводить мыслительные действия, позволяющие дошкольникам составлять сказки разных типов.
  • развивать   речевые умения и навыки детей.
  • побуждать детей к созданию творческого продукта средствами выразительной деятельности на основе придуманных текстов:

- подобрать игровые упражнения;

- познакомить с алгоритмами составления текстов сказочных содержаний;

- познакомить с приемом схематизации текстов;

- создать картотеку пословиц, метафор.

  • развивать умение связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты.
  • побуждать к самостоятельному созданию сказок с опорой на алгоритмы.
  • искать новые формы презентации продуктов детского речевого творчества.

Модель

 Январь 2018 – май 2020

Задачи: 

После прочтения какой – либо сказки побуждать детей отвечать на вопросы по содержанию.

Учить заканчивать текст недочитанной сказки и пересказывать на доступном возрасту уровне.

Учить детей изображать некоторых героев сказки с помощью движений, мимики и интонаций. Побуждать детей самостоятельно придумывать монологи изображаемого героя.

Учить детей составлять текст сказочного содержания с помощью наугад выбранных 3 – 5 слов, с последующим его пересказом.

Учить детей составлять новый текст сказки на основе ранее известных. Учить обогащать содержание придуманными сквозными героями. Побуждать детей к пересказу полученного текста сказки с помощью речи и движений.

Учить детей понимать схематические изображения героев сказки и их действия. Побуждать рассказывать сказку (часть сказки) с помощью сделанных воспитателем схем.

Учить находить и обозначать словом главные места, в которых разворачиваются события сказки.

Учить детей понимать смешные ситуации, полученные в результате изменения героев и действий в известной сказке. Учить переделывать измененную сказку в традиционную.

 Учить называть основные действия героев сказки. Учить заменять действия героя знакомой сказки. С помощью воспитателя обсуждать, какая получится сказка, если изменить действие героя.

Педагогический план

Раздел плана

Методическая работа

Практические выводы/ Отметка о выполнении

Работа с детьми

Разработать перспективное планирование по теме: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»  (на основе модели); .(выполнено)

Провести мониторинг по теме: «Умении дошкольников составлять тексты сказочного содержания» .(выполнено)

Подобрать и провести игры по освоению детьми алгоритмов составления текстов сказочного содержания.(выполнено)

Провести НОД по освоению алгоритмов составления  текстов сказочного содержания.(выполнено)

Изготовление книги сказок «Сундучок сказок бабушки Меланьи».(в процессе)

Конспекты НОД.

Результаты мониторинга детей.

Картотека игр.

Разработка схем алгоритмов

Книга сказок (в процессе)

Работа с родителями

Повышение педагогической компетентности родителей.

Индивидуальные беседы с родителями.

Привлечение родителей к активному участию в работе по данной теме.(изготовление тряпичной куклы –оберега  семьей КОЛМОГОРОВОЙ КАТИ)

 Консультации на тему:

 «Роль сказки в развитии дошкольников»

«Сказка в развитии речи детей»

"Работа со сказкой дома"

Семинар – практикум  по теме: «Мир волшебных сказок» .(выполнено)

Презентация «Книга сказок»

Познакомить родителей с результатами мониторинга детей.

Январь202г.(выполнено)

Февраль 2020г. .(выполнено)

Март2020.(выполнено)

Апрель 2020г. .(выполнено)

Оформление информационно – наглядного материала в родительский уголок.

Самореализация

Показ открытых мероприятий.(3 открытых показа внутри ДОУ)

Выступление с опытом работы на педсоветах, методических объединениях, фестивалях.

Разработка конспектов НОД по теме: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания» .(выполнено)

Оформление предметно – развивающей среды (с помощью родителей театральный уголок пополнился вязанными героями сказок,атрибутами,масками)

Распространение педагогического опыта в СМИ и интернет-порталах.(публикация в СМИ НОД-«Теремок»)

Показ НОД из цикла «Развитие речи по средством составления текстов сказочного содержания»

Представление опыта работы на опорной площадке

Выступление с докладом на педсовете по теме «Составление текстов сказочного содержания»

Публикации, статьи, участие в конкурсе УММ

Изучение методической литературы

Т. А. Сидорчук,  А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…» : пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер» 2006

План работы с детьми

Название игры

Задача

Содержание и методические рекомендации

Литература

Январь

«Назови главного героя сказки»

Развивать умение детей вычленять главного героя

Воспитатель называет какую-либо сказку, а дети должны найти конкретного героя из этой сказки. 

Т. А. Сидорчук,  А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…» стр 151

«Действия героя»

Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя.

Воспитатель предлагает героя из сказки. 
ПР: Коза из сказки «Волк и семеро козлят». Просит детей назвать все действия козы. Условия: говорить только глаголами. ПР: жила- была, ходила, наказывала, пела и т.д.

Т. А. Сидорчук,  А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…» стр 152

«Узнай, кто пришел»

Развивать умение детей изображать некоторых героев сказки с помощью движений, мимики, интонаций.

Ребенок изображает задуманного сказочного героя, пытаясь    передать его характерные особенности. Остальные дети отгадывают.

Т.А. Сидорчук

Л.А. Хамидуллина

«Обучение дошк-в составлению текстов сказочного содержания» сборник методич.

рекомендаций

«Я назову действия, а вы угадаете героя»

 

Учить детей узнавать сказочного

персонажа по перечисленным

действиям.

Воспитатель называет действия героя, а дети

должны угадать сказочного героя,  

который выполнял эти действия.

Например: жила – была, ходила, наказывала, пела и т.д. Кто это?

Т.А. Сидорчук

Л.А. Хамидуллина

«Обучение дошк-в составлению текстов сказочного содержания» сборник методич.

рекомендаций

Февраль

Д/и «Исчезновения»

Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя.

Читая ребенку сказку, «проглатывайте» часть слова или пропускайте целые слова (например, глаголы) и предлагайте игровую ситуацию: «Некоторые части слов обиделись и убежали из сказки. Давай попробуем и без них отгадать, какая это сказка». Например: «Жи-бы-де-ба-бы-у-ни-ку-ря-сне-ку-ря» и т. д.

Консультация для родителей

«Каждому свой дом»

Учить находить и обозначать словом главные места, в которых разворачиваются события сказки.

Ведущий раздает детям картинки с изображением различных сказочных героев. У ведущего остаются большие карты с изображением мест действий этих персонажей. Детям предлагается каждому найти свой дом.

Консультация для родителей

Д\и «Словотворчество»

Учить детей составлять новые слова из «слов – строителей»

ДДля развития «словотворчества» можно использовать следующие приемы при работе со сказками:

• найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;

• сочинить длинное и в то же время смешное слово (к примеру, о лисе — «длиннохвостая», «пушистохвостая»);

Консультация для родителей

НОД

по развитию речи

 на тему: «Теремок»

Развивать связную речь детей посредством составления пересказа с использованием приёма наглядного моделирования.

«Дидактические мячи»

Выделять на слух слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Воспитатель кидает мяч ребенку и

называет слово. Ребенок ловит мяч и

произносит его противоположное

значение:

Хорошо - плохо,

День - ночь,

Белое - черное,

Целый - разбитый,

Толстый - тонкий,

Чистый - грязный, и т.д.

Аббязова Э. А.

Обучение

дошкольников созданию рифмовок. - Ульяновск, 2001 г. -40с

Март- Апрель

«Теремок»

Изготовление книжки – малышки

Закреплять знания детей о прочитанных сказках. Развивать память, мышление, речь.

Воспитатель приглашает детей к творческой деятельности:

Стоит терем, теремок,

Он не низок, не высок.

А кто в тереме живет?

Герои сказки (название сказки) 

Дети называют героя и усаживаются на стульчик для выполнения творческого задания.

Т.А. Сидорчук

Л.А. Хамидуллина

«Обучение дошк-в составлению текстов сказочного содержания» сборник методич.

Рекомендаций

Д\и «Интервью»

Способствовать развитию умения общения со сверстниками.

Предлагается использовать игру-задание «Интервью». Для большей достоверности ребенок может взять в руки «микрофон» (заменитель — широкий маркер, ручка от скакалки). А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу — зависит от сюжета сказки.

Консультация для родителей

«Закончи сказку» (метод фокальных объектов)

Учить заканчивать текст недочитанной сказки (2-5 предложений) с помощью наделения объекта необычными признаками. Побуждать детей использовать в конце текста выразительные средства (стихотворные тексты, прибаутки).

Ребенок заканчивает недочитанную воспитателем хорошо известную ему сказку. В конце текста излагает концовку типа: «Сказка-складка, послушать сладко»

«Вот вам сказка, а мне бубликов связка»

«Так они весело живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами    вспоминают»

«Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!»

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

«И стали они в добре поживать, лиха не знать»

Т.А. Сидорчук

Л.А. Хамидуллина

«Обучение дошк-в составлению текстов сказочного содержания» сборник методич.

Рекомендаций

Мониторинг детей

Сроки реализации 2018 -2020 г.г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания.

Презентация содержит цели и задачи работы, содержание подготовительную работу по обучению детей составлению текстов сказочного содержания, три типа составления сказок....

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему"Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания"

Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств, средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к истории, к изменению окружающего, его творческому, соз...

Картотека игр по обучению дошкольников составлению текстов сказочного содержания

В картотеке подобраны игровые упражнения и игры по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»

Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»

Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»...

Мастер-класс для педагогов «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредствам обучения дошкольников составлению рассказов и сказок по картам Проппа».

Мастер - класс «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредствам обучения дошкольников составлению рассказов и сказок по картам Проппа»....