Индивидуальный план работы по самообразованию на тему"Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания"
методическая разработка по развитию речи ( группа) на тему

Исламова Елена Алексеевна

Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств, средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к истории, к изменению окружающего, его творческому, созидательному преобразованию. Любая сказка ориентирована на социально - педагогический эффект: она является мощным средством для развития творческих способностей, мыслительных операций, раскрывает богатство чувств ребенка, побуждает к деятельности и даже лечит... 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.docx60.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Индивидуальный план работы по самообразованию.

Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»

Воспитатель: Зубарева Е. А.

Индивидуальный план работы по теме самообразования «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»

Актуальность:

    Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Обучение детей выразительности, образности и богатству речи - одна из задач дошкольного воспитания. Зачастую приходится наблюдать, как при составлении рассказов или сказок дети используют какой - то постоянный набор слов (как правило, это существительные и глаголы, реже прилагательные), просто перечисляют действия, при этом рассказ или сказка теряет свою эмоциональную окрашенность, образность и динамичность. Это объясняется тем, что в свои рассказы дети переносят события из реальной жизни, те действия, которые они сами неоднократно производили, то есть описывают простые жизненные ситуации, в описании которых процесс творчества сведен до минимума. А так хочется, чтобы к рассказыванию дети подходили творчески, несмотря на то, что это процесс длительный.

      Одним из приемов развития творческого рассказывания является сказка. Сказки любят все: и взрослые, и дети, но сказка в жизни ребенка значит гораздо больше.

       Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств, средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к истории, к изменению окружающего, его творческому, созидательному преобразованию. Любая сказка ориентирована на социально - педагогический эффект: она является мощным средством для развития творческих способностей, мыслительных операций, раскрывает богатство чувств ребенка, побуждает к деятельности и даже лечит...

        Все это способствует обогащению и развитию связной речи. Ведь связность речи - это связность мыслей, умение осмысливать воспринимаемое и правильно выразить его.

Цель: создать условия для  развития речевой творческой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания

Задачи:

  1. продолжать изучать методическую литературу и осваивать технологию ТРИЗ;
  2. создать условия для развития творческой деятельности  в процессе составления текстов сказочного содержания:

- подобрать игровые упражнения;

- познакомить с алгоритмами составления текстов сказочных содержаний;

- познакомить с приемом схематизации текстов;

- создать картотеку пословиц

3. развивать умение связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты

4. побуждать к самостоятельному созданию сказок с опорой на алгоритмы.

5. побуждать детей к созданию творческого продукта средствами выразительной деятельности

6. создание творческого  продукта «Книги сказок»

7. искать новые формы презентации продуктов детского речевого творчества.

Раздел плана

Формы работы

Практические выводы

Работа с детьми

Разработать перспективное планирование по теме: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»;

Провести мониторинг по теме: «Организация творческой деятельности дошкольников»

Подобрать и провести игры по освоению детьми алгоритмов составления текстов сказочного содержания

Провести НОД по освоению алгоритмов составления  текстов сказочного содержания

Изготовление книги сказок

 Конспекты НОД.

Результаты мониторинга детей.

Картотека игр.

Разработка схем алгоритмов

Книга сказок

Работа с родителями

Повышение педагогической компетентности родителей

Индивидуальные беседы с родителями.

Привлечение родителей к сбору различных картинок для картотеки игр.

Консультации на тему: «Формирование у дошкольников интереса к сказкам»

«Сказки, которые мы читаем детям»

Семинар – практикум «Составление сказок динамического  типа»

Презентация «Книга сказок»

Познакомить родителей с результатами мониторинга детей.

Оформление информационно – наглядного материала в родительский уголок.

Самореализация

Показ открытых мероприятий.

Выступление с опытом работы на педсоветах.

Разработка конспектов НОД по теме: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»

Оформление предметно – развивающей среды

Распространение педагогического опыта в СМИ и интернет-порталах.

Показ НОД из цикла «Составление текстов сказочного содержания»

Представление опыта работы на опорной площадке

Выступление с докладом на педсовете по теме «Составление текстов сказочного содержания»

Публикации, статьи, участие в конкурсе УММ

Изучение методической литературы

Т. А. Сидорчук,  А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…» : пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер» 2006

Сроки реализации 2014 -2016  г.г.

Средний возраст октябрь-декабрь

Цель: развивать умение ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели, их друзья, помогающие эти цели достигнуть, определенное место. (Метод каталога)

Задачи:

  1. После прочтения сказки побуждать детей отвечать на вопросы по содержанию сказки.
  2. Развивать умение заканчивать текст недочитанной сказки и пересказывать на доступном возрасту уровне.
  3. Изображать некоторых героев сказки с помощью движений, мимики и интонаций.
  4. Составлять текст сказочного содержания с помощью наугад выбранных 3-5 героев.
  5. Понимать схематическое изображение героев сказки и их действия.
  6. Находить и обозначать словом главные места в которых разворачиваются события сказки.
  7. Называть действия героев сказки.

Название игры

Задача

Содержание и методические рекомендации

Литература

ОКТЯБРЬ

«Назови героя»

Развивать умение детей объединять героев по заданному признаку

Воспитатель называет какой-либо образ, а дети должны найти конкретных героев из других сказок 
ПР: Назовите мне героев-девочек ( Герда из «Снежной Королевы», Женя из «Цветика-Семицветика». Вывод: героями сказки может быть девочка, но она должна быть особенной, со своими с конкретными свойствами и действиями.

Т. А. Сидорчук,  А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…» стр 151

«Действия героя» 

Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя.

Воспитатель предлагает героя из сказки. 
ПР: Коза из сказки «Волк и семеро козлят». Просит детей назвать все действия козы. Условия: говорить только глаголами. ПР: жила- была, ходила, наказывала, пела и т.д.

Т. А. Сидорчук,  А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…» стр 152

«Узнай, кто пришел»

Развивать умение детей изображать некоторых героев сказки с помощью движений, мимики, интонаций.

Ребенок изображает задуманного сказочного героя, пытаясь    передать его характерные особенности. Остальные дети отгадывают.

Т.А. Сидорчук

Л.А. Хамидуллина

«Обучение дошк-в составлению текстов сказочного содержания» сборник методич.

рекомендаций

«Я назову действия, а вы угадаете героя»

 

Учить детей узнавать сказочного

персонажа по перечисленным

действиям.

Воспитатель называет действия героя, а дети

должны угадать сказочного героя,  

который выполнял эти действия.

Например: жила – была, ходила, наказывала, пела и т.д. Кто это?

Т.А. Сидорчук

Л.А. Хамидуллина

«Обучение дошк-в составлению текстов сказочного содержания» сборник методич.

рекомендаций

НОЯБРЬ

«Действия героя» 

Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя.

Воспитатель предлагает героя из сказки. 
ПР: Коза из сказки «Волк и семеро козлят». Просит детей назвать все действия козы. Условия: говорить только глаголами. ПР: жила- была, ходила, наказывала, пела и т.д.

Т. А. Сидорчук,  А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…» стр 152

«Каждому свой дом»

Учить находить и обозначать словом главные места, в которых разворачиваются события сказки.

Ведущий раздает детям картинки с изображением различных сказочных героев. У ведущего остаются большие карты с изображением мест действий этих персонажей. Детям предлагается каждому найти свой дом.

Т.А. Сидорчук

Л.А. Хамидуллина

«Обучение дошк-в составлению текстов сказочного содержания» сборник методич.

рекомендаций

«Действия героя» 

Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя.

Воспитатель предлагает героя из сказки. 
ПР: Коза из сказки «Волк и семеро козлят». Просит детей назвать все действия козы. Условия: говорить только глаголами. ПР: жила- была, ходила, наказывала, пела и т.д.

Т. А. Сидорчук,  А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…» стр 152

«Дидактические мячи»

Выделять на слух слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Воспитатель кидает мяч ребенку и

называет слово. Ребенок ловит мяч и

произносит его противоположное

значение:

Хорошо - плохо,

День - ночь,

Белое - черное,

Целый - разбитый,

Толстый - тонкий,

Чистый - грязный, и т.д.

Аббязова Э. А.

Обучение

дошкольников созданию рифмовок. - Ульяновск, 2001 г. -40с

ДЕКАБРЬ

«Теремок»

Закреплять знания детей о прочитанных сказках. Развивать память, мышление, речь.

Воспитатель приглашает детей:

Стоит терем, теремок,

Он не низок, не высок.

А кто в тереме живет?

Герои сказки (название сказки) 

Дети называют героя и усаживаются на стульчик

Т.А. Сидорчук

Л.А. Хамидуллина

«Обучение дошк-в составлению текстов сказочного содержания» сборник методич.

рекомендаций

«Каждому свой дом»

Учить находить и обозначать словом главные места, в которых разворачиваются события сказки.

Ведущий раздает детям картинки с изображением различных сказочных героев. У ведущего остаются большие карты с изображением мест действий этих персонажей. Детям предлагается каждому найти свой дом.

Т.А. Сидорчук

Л.А. Хамидуллина

«Обучение дошк-в составлению текстов сказочного содержания» сборник методич.

рекомендаций

«Закончи сказку»

Учить заканчивать текст недочитанной сказки (2-5 предложений). Побуждать детей использовать в конце текста выразительные средства (стихотворные тексты, прибаутки).

Ребенок заканчивает недочитанную воспитателем хорошо известную ему сказку. В конце текста излагает концовку типа: «Сказка-складка, послушать сладко»

«Вот вам сказка, а мне бубликов связка»

«Так они весело живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами    вспоминают»

«Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!»

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

«И стали они в добре поживать, лиха не знать»

Т.А. Сидорчук

Л.А. Хамидуллина

«Обучение дошк-в составлению текстов сказочного содержания» сборник методич.

рекомендаций

Знакомство с алгоритмом создания сказки по методу «Каталога»

«Чудесный мешочек»

Учить детей составлять текст сказочного содержания с помощью наугад выбранных 3-5 объектов, с последующим его воспроизводством.

Из «чудесного мешочка» поочередно вынимаются объекты. Ведущий начинает сказку: 

- Жил-был... Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать?) 
- Пошел гулять (путешествовать, смотреть...)... Куда? 
- Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял? 
- Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем? 

-Где наши друзья стали жить? 
- Что стали делать?

Придумывается конец сказки и дается название новой сказке.

Т. А. Сидорчук,  А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…» стр 154

Средний возраст январь-апрель

Цель: создать педагогические условия для усвоения модели сказки динамического типа.

Задачи:

  1. продолжать учить понимать схематическое изображение героев сказки и их действия
  2. Самостоятельно давать несколько вариантов окончания недочитанной сказки. Побуждать к оценке получившегося текста на уровне «хорошо-плохо», схематизировать новый вариант сказки.
  3. Составлять сказочный текст с помощью 8-10 наугад выбранных слов, побуждать к созданию творческого продукта средствами выразительной деятельности.  
  4. Самостоятельно подбирать героев сказки, описывать его свойства. Побуждать к созданию и схематизации текста новой сказки.
  5. Учить детей на доступном возрасту уровне составлять сказки по разным моделям и воспроизводить текст с элементами драматизации

Название игры

Задача

Содержание и методические рекомендации

Литература

ЯНВАРЬ

«Я назову действия, а вы угадаете героя»

 

Учить детей узнавать сказочного

персонажа по перечисленным

действиям.

Воспитатель называет действия героя, а дети

должны угадать сказочного героя,  

который выполнял эти действия.

Например: жила – была, ходила, наказывала, пела и т.д. Кто это?

Т.А. Сидорчук

Л.А. Хамидуллина

«Обучение дошк-в составлению текстов сказочного содержания» сборник методич.

рекомендаций

«Узнай, кто пришел»

Развивать умение детей изображать некоторых героев сказки с помощью движений, мимики, интонаций.

Ребенок изображает задуманного сказочного героя, пытаясь    передать его характерные особенности. Остальные дети отгадывают.

Т.А. Сидорчук

Л.А. Хамидуллина

«Обучение дошк-в составлению текстов сказочного содержания» сборник методич.

рекомендаций

«Чудесная книжка»

Научить детей связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и действия. Закрепить представления детей об особенностях композиции сказок (зачин, концовка)

Жил-был... Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать?) 
- Пошел гулять (путешествовать, смотреть...)... Куда? 
- Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял? 
- Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем? 
- Где наши друзья стали жить? 
- Что стали делать?

Придумывается конец сказки и дается название новой сказке.

Т. А. Сидорчук,  А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…» стр 154

ФЕВРАЛЬ

«Я - целое, вы - мои частички»

 Развивать умение схематизировать знакомые объекты

С помощью этой игры подводим детей к тому, что для схематизации объекта достаточно изобразить лишь отдельный элемент. Взрослый предлагает ребенку назвать части какого-либо объекта. Например, рассматривая зайца, дети говорят, что у него есть уши, голова, туловище, хвост и т.д. При схематизации каждый ребенок выбирает сам, как ему зарисовать этого зайчика.

Т. А. Сидорчук,  А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…»

«Каждому свой дом»

Учить находить и обозначать словом главные места, в которых разворачиваются события сказки.

Ведущий раздает детям картинки с изображением различных сказочных героев. У ведущего остаются большие карты с изображением мест действий этих персонажей. Детям предлагается каждому найти свой дом.

Т.А. Сидорчук

Л.А. Хамидуллина

«Обучение дошк-в составлению текстов сказочного содержания» сборник методич.

рекомендаций

 «Шифровка» 

Развивать умение схематизировать знакомые объекты

 Выбирают водящего, который выходит в другое помещение. Дети договариваются зашифровать какое-то слово. Взрослый пишет и закрывает его. Ребята придумывают, как это слово можно обозначить, предложенные варианты зарисовываются. Например, слово лес можно изобразить, используя такие символы, как деревья, грибы, кусты, звери и т.д. Когда шифровка выполнена, водящий заходит и пытается отгадать слово, а затем проверяет, читая.

Т. А. Сидорчук,  А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…» стр 152

«Дидактические мячи»

Выделять на слух слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Воспитатель кидает мяч ребенку и

называет слово. Ребенок ловит мяч и

произносит его противоположное

значение:

Хорошо - плохо,

День - ночь,

Белое - черное,

Целый - разбитый,

Толстый - тонкий,

Чистый - грязный, и т.д.

Аббязова Э. А.

Обучение

дошкольников созданию рифмовок. - Ульяновск, 2001 г. -40с

МАРТ

«В какой сказке?»

Учить детей определять сказку по группе предметных картинок или по названию группы предметов.

Воспитатель показывает картинки  или называет группу предметов, а дети сказку, в которой присутствуют эти предметы.

Например: В какой сказке есть елочка, шиповник, береза? (Как коза избушку построила)

Т.А. Сидорчук

Л.А. Хамидуллина

«Обучение дошк-в составлению текстов сказочного содержания» сборник методич.

рекомендаций

Знакомство с базовым алгоритмом создания сказок динамического типа

Познакомить детей с базовым алгоритмом

Выбирается сквозной герой (герои).

Описываются их свойства, мотивы и цели.

Герои совершают действия для достижения цели и встречаются при этом с другими объектами.

Последовательно по каждому взаимодействию фиксируются изменения главного героя, идет описание реакции других объектов при взаимодействии с героем.

Итог - изменение героя (героев) и вывод жизненного правила.

Придумывается название получившейся сказки и составляются правила ее сочинения.

Т. А. Сидорчук,  А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…» стр 156

Разработка знаков алгоритма сказок динамического типа

Продолжать знакомить детей с алгоритмом, побуждать детей к созданию творческого продукта средствами изобразительной деятельности (иллюстрации к книжке).

Шаг 1 Придумывается зачин сказки

Шаг 2 Выбирается герой

Шаг 3 Выбирается дело, которое герой делает и желает поделиться с другими.

Шаг 4 Место первое, где герой встречается с объектами и предлагает научить их своему делу, но объектам это дело не пригождается

Шаг 5 Место второе, где герой встречается с объектами и предлагает научить их своему делу, но объектам это дело не пригождается

Шаг 6 Место третье, где герой встречается с объектом, применяет свои знания и делиться ими.

Шаг 7 Завершение сказки (клубок)

Шаг 8 Название сказки, иллюстрирование сюжетов (встреч героя с объектами)

Собственная разработка

Составление сказок динамического типа

Развивать умение выводить жизненное правило на основе созданного текста; побуждать детей к самостоятельному созданию текстов сказок с опорой на алгоритм, побуждать детей к созданию творческого продукта средствами изобразительной

.

Шаг 1 Придумывается зачин сказки

Шаг 2 Выбирается герой

Шаг 3 Выбирается дело, которое герой делает и желает поделиться с другими.

Шаг 4 Место первое, где герой встречается с объектами и предлагает научить их своему делу, но объектам это дело не пригождается

Шаг 5 Место второе, где герой встречается с объектами и предлагает научить их своему делу, но объектам это дело не пригождается

Шаг 6 Место третье, где герой встречается с объектом, применяет свои знания и делиться ими.

Шаг 7 Завершение сказки (клубок)

Шаг 8 Название сказки, иллюстрирование сюжетов (встреч героя с объектами)

Собственная разработка

АПРЕЛЬ

«Сказочные слова» 

Учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку.

Воспитатель предлагает детям вспомнить и сказать все заклинания, которые они знаю в сказках (Сим-сим, открой дверь», Сивка-бурка, вещая каурка… и т.д.) затем перечислить все слова, с которых начинается сказка (Однажды в некотором царстве, в стародавние времена…и т.д. ).

Т. А. Сидорчук,  А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…» стр 153

«Путешествие по волшебной дорожке»

Учить детей составлять новый текст сказки на основе ранее известных Побуждать детей воспроизводить полученный текст сказки с помощью речи и движений, опираясь на схему.

Ведущий предлагает отправиться известному герою в путешествие. На своем пути герой встречает сквозных героев. Дети предлагают, высказываются, что может произойти при встрече этих героев. Ведущий схематически изображает содержание сказки. Придуманной сказке дают название. По желанию дети рассказывают полученную сказку, опираясь на схему.

Т.А. Сидорчук

Л.А. Хамидуллина

«Обучение дошк-в составлению текстов сказочного содержания» сборник методич.

рекомендаций

«Измени героя»

Учить детей наделять героя качествами, дополнительными ресурсами, помогающими ему в трудных ситуациях.

Ведущий предлагает детям подумать, каким должен быть герой, чтобы не случилась беда. Дети изменяют героя, наделяют его новыми характеристиками.

Например: Колобок – зеленого цвета, горький, черствый…Медведь («Теремок») – ватный…

Т.А. Сидорчук

Л.А. Хамидуллина

«Обучение дошк-в составлению текстов сказочного содержания» сборник методич.

рекомендаций

Составление сказок динамического типа

Побуждать детей к самостоятельному созданию текстов сказок с опорой на алгоритм, развивать умение выводить жизненное правило на основе созданного текста.

Шаг 1 Придумывается зачин сказки

Шаг 2 Выбирается герой

Шаг 3 Выбирается дело, которое герой делает и желает поделиться с другими.

Шаг 4 Место первое, где герой встречается с объектами и предлагает научить их своему делу, но объектам это дело не пригождается

Шаг 5 Место второе, где герой встречается с объектами и предлагает научить их своему делу, но объектам это дело не пригождается

Шаг 6 Место третье, где герой встречается с объектом, применяет свои знания и делиться ими.

Шаг 7 Завершение сказки (клубок)

Шаг 8 Название сказки, иллюстрирование сюжетов (встреч героя с объектами)

Собственная разработка

Старший возраст

Цель: создать педагогические условия для усвоения модели сказок описательного и морально-этического типа

Задачи:

  1. Продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи в какой-либо сказке.
  2. Продолжать учить давать несколько вариантов окончания сказок, производить схематизацию по итогам сочинительства.
  3. Побуждать детей к разыгрыванию сценок по знакомым сказкам, самостоятельно строить диалоги, домысливать и дорабатывать сюжет.
  4. Продолжать учить составлять связный текст с помощью наугад выбранных слов, давать несколько вариантов названий сказок.
  5. Формировать умение составлять сказки динамического, описательного, морально-этического типа на основе известных алгоритмов. Побуждать детей по итогам сочинения разыгрывать сюжеты сказок.
  6. Развивать умение создавать изобразительные продукты на основе придуманных текстов.

Название игры

Задача

Содержание и методические рекомендации

Литература

ОКТЯБРЬ

«Парад волшебников времени» 

Учить детей преобразовывать объект с помощью изменения свойств времени

Воспитатель показывает волшебные часы, на цифрах которого сидят разные волшебники времени. На стрелке часов помещается картинка с изображением какого-либо объекта. Ребенок раскручивает стрелку, и указанный Волшебник преобразует объект. 
ПР: Стрекоза встретилась с Волшебником Остановки Времени. Она будет вечно энергичной, молодой, даже через много сотен лет.

Т. А. Сидорчук,  А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…» стр 153

«В какой сказке?» 

Цель: учить детей находить сказочные тексты, которые бы учили какому-либо жизненному правилу

Воспитатель называет пословицу, поговорку или какое-либо жизненное правило, дети должны вспомнить сказки, которые этому учат. 
ПР: Воспитатель говорит «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Дети вспоминают, как Герда с помощью других героев нашла Кая, а деньги принцессы ей в этом не помогли.

Т. А. Сидорчук,  А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…» стр 153

«Где-то, кто-то…» 

Учить детей представлять объект в каком-либо месте и составлять про него небольшой сюжет сказочного содержания.

Работа идет либо на морфотаблице, либо с кольцами Луллия. Воспитатель на одной части выкладывает карточки с изображением героев, на второй - с изображением места, где это может происходить. 
Пересечение объекта и места позволяет ребенку представить сказочную ситуацию и стимулирует его творчество. 
ПР: как Иванушка попал в подземелье. Как он будет оттуда выбираться, кто ему может помочь и т.д.

Т. А. Сидорчук,  А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…» стр 152

«Раньше – позже»

Учить называть основные действия, которые производят герои сказки до и после указанного момента. Побуждать рассказывать сказку (часть   сказки) с помощью сделанных воспитателем схем.

Ведущий называет какую-либо ситуацию из знакомой сказки. Дети говорят, что было до этого или что будет позже.

Т.А. Сидорчук

Л.А. Хамидуллина

«Обучение дошк-в составлению текстов сказочного содержания» сборник методич.

рекомендаций

НОЯБРЬ

«Волшебники Ухо, Нос, Рука и Глаз» 

учить детей представлять ощущения, которые можно получить с помощью различных анализаторов.

Воспитатель поочередно показывает картинки с изображением органов чувств и предлагает с их помощью посетить какую-либо сказку. 
ПР: С волшебным Носом дети попали в комнату Наф-Нафа, когда он открыл крышку котла. Дети рассказывают о том, что они почувствовали запах сажи, шерсти волка, кипящей воды. 
Далее в этот же сюжет приглашается Волшебник Глаз

(дети видят то, что не описано в сказке),

Волшебник Ухо (представление возможных звуков, озвучивание мыслей),

Волшебник Рука (описание ощущений, которые возникли бы у детей, если бы они дотрагивались руками до горячего котла или мокрого носа поросят.

Т. А. Сидорчук,  А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…» стр 153

Знакомство с базовым алгоритмом сказок описательного типа

Познакомить детей с базовым алгоритмом (герой должен чему- то научиться в детстве, в зрелом возрасте совершенствовать свое мастерство, противостоять при этом внешним обстоятельствам, мешающим его деятельности). 

Выбор какого-либо героя в детском возрасте.

Описание его увлечений, влияния ближайшего окружения, в результате чего у героя появляется интерес к какому-либо роду деятельности и желание этим заниматься.

Описание становления взрослого человека, который хорошо делает свое дело.

Порча кем-либо дела героя.

Решение творческих задач героя.

Продолжение главного дела.

Вывод жизненного правила, связанного с целеустремленностью, настойчивостью, преодолением трудностей.

Название сказки и воспроизведение шагов ее создания.

Т. А. Сидорчук,  А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…» стр 157

«Составим сказку про прошлое или будущее сказочного героя".

Учить детей составлять описательный тип сказки, используя логические операции системного мышления.

Использование базового алгоритма

Т. А. Сидорчук,  А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…» стр 157

Составление сказок описательного типа

побуждать детей к самостоятельному созданию текстов сказок с опорой на алгоритм;

Использование базового алгоритма

ДЕКАБРЬ

«Поступи иначе»

Учить заменять действия героя знакомой сказки.

После прочтения сказки, выясняется, как мог бы еще поступить герой, какой результат его новых действий, какая получилась сказка.

Рекомендации: В одной сказке можно изменять действия разных героев поочередно.

«Наоборот»

Развивать умение выделять положительных и отрицательных героев сказок

Воспитатель называет героев сказок, дети выясняют положительный или отрицательный герой: его характер, поступки

«В какой сказке?» 

Цель: учить детей находить сказочные тексты, которые бы учили какому-либо жизненному правилу

Воспитатель называет пословицу, поговорку или какое-либо жизненное правило, дети должны вспомнить сказки, которые этому учат. 
ПР: Воспитатель говорит «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Дети вспоминают, как Герда с помощью других героев нашла Кая, а деньги принцессы ей в этом не помогли.

Т. А. Сидорчук,  А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…» стр 153

ЯНВАРЬ

«Герои бывают разные»

Развивать умение определять в каждой сказке основного положительного героя, перечислить его действия, оценить его поступки, сделать вывод о том, что основной герой является носителем добра.

У каждого ребёнка набор фишек тёмного и светлого тонов. На доске обозначены герои сказок. Воспитатель предлагает фишки светлого тона отдать доброму герою, а  тёмного – злому.

Собственная разработка

«Учимся у сказки».

Развивать умение анализировать поступки героев

Обсуждается жизненная проблемная ситуация нравственного характера. Вместе с детьми вспомнить, в какой сказке была такая же ситуация. Как герои решали такую ситуацию. Можно ли нам поступить также.

Собственная разработка

Создание картотеки свойств характера человека, пословиц и поговорок (мораль, жизненное правило)

обогащение и активизация словаря детей прилагательными, обозначающими свойства характера (позитивные – негативные); знакомство с пословицами о труде, дружбе, взаимоотношениях между людьми.

Воспитатель поочередно показывает картинки героев знакомых сказок.

- Золушка. Какая по характеру? (Спокойная, тихая, трудолюбивая)

- Снежная Королева. Какая по характеру? (Суровая, злая, вредная)

Собственная разработка

ФЕВРАЛЬ

Знакомство с базовым алгоритмом создания сказок морально-этического типа

Познакомить детей с базовым алгоритмом

Определяется место, где будут разворачиваться события, это место обозначается каким-либо словом. Перечисляются неодушевленные объекты, типичные для этого места

Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека. Наделять объекты нужно разноплановыми характеристиками.

Идет описание жизни этих объектов в данном месте. Все они выполняют свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они умеют думать и чувствовать, как люди

Описывается Случай (описание появления Случая начинается со слова "И вот однажды….").

Составляется текст от имени каждого героя (в виде монолога) по отношению к Случаю.

Выводятся жизненные правила, которые вкладывается в уста мудрого объекта.

Из выведенных правил составляется общее, которое бы подходило к разным героям.

Придумывается название сказки, которое начинается одним из следующих способов: "История, подслушанная…", "История, которая произошла там-то…", "Как кто-то учился мудрости".

Т. А. Сидорчук,  А. В. Корзун «Воображаем, размышляем, творим…» стр 159

Разработка знаков алгоритма сказок морально-этического типа

Побуждать детей к самостоятельному созданию текстов сказок с опорой на алгоритм, развивать умение выводить жизненное правило на основе созданного текста.

Шаг 1 Место. Определяется место, где будут разворачиваться события, это место обозначается каким-либо словом. ПР: кухня.

Шаг 2 Герои.  Перечисляются неодушевленные объекты, типичные для этого места: холодильник, газовая плита, занавески, кран, раковина, ящик с посудой, ведро и веник (не более 7 объектов).

Шаг 3 Характер героев. Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека. ПР: занавеска - равнодушная, плита - злая, посуда - болтливая, веник - труженик, холодильник - мудрый. Наделять объекты нужно разноплановыми характеристиками. Здесь же идет описание жизни этих объектов в данном месте. Все они выполняют свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они умеют думать и чувствовать, как люди. ПР: Занавеска закрывала кухню от лучей солнца, и ей было удивительно хорошо от того, как она делает свое дело. Плита готовила еду, но очень злилась, независимо от того, что она варила или разогревала. Труженик веник любил делать свое дело, и ему не хватало времени на пустые разговоры. Холодильник охлаждал продукты, но при этом философски относился к окружающему миру.

Шаг 4 Случай. Описывается Случай (описание появления Случая начинается со слова "И вот однажды…."). ПР: Появление необычного объекта (футбольный мяч, который залетает в разбитое окно).

Шаг 5 Составляется текст от имени каждого героя (в виде монолога) по отношению к Случаю. ПР: Злая плита: "И так тут много всех собралось, и еще один примчался. Житья нет". Трудолюбивый веник: "Теперь еще придется убрать разбившееся стекло, но ничего, я и с эти справлюсь". Занавеска: "Мне абсолютно безразлично, что здесь валяется мяч и разбито стекло".

Шаг 6. Выводятся жизненные правила, которые вкладывается в уста мудрого объекта. ПР: Холодильник смотрел на все происходящее и был готов дать советы: равнодушной занавеске: "Если беда случается, то нельзя быть равнодушным, надо помочь другому"; труженику венику: "Трудолюбивому и море по колено"; злой плите: "Не злись на других, самому от этого хуже становится". Из выведенных правил составляется общее, которое бы подходило к разным героям. ПР: "Если беда с кем-то случится, то надо спешить на помощь". Или: "Не смейтесь чужой беде - может быть, своя впереди".

Шаг 7 Придумывается название сказки, которое начинается одним из следующих способов: "История, подслушанная…", "История, которая произошла там-то…", "Как кто-то учился мудрости".

Собственная разработка

Составление сказок морально-этического типа

Учить детей составлять сказки морально - этического плана на основе очеловечивания неживых объектов. Побуждать выводить жизненное правило в полученном тексте.

Схема алгоритма (собственная разработка)

Собственная разработка

Составление сказок по выбору детей

Развитие способности сочинять сказки.

Алгоритмы

МАРТ

Викторина «В королевстве сказок»

Обобщить знания детей о сказках, развивать умения узнавать сказки и их героев; развивать творческое воображение

Собственная разработка

Индивидуальное сочинение сказок

Развитие креативности и самостоятельности в процессе составления текстов сказочного содержания.

Мониторинг

Оформление книги сказок

Оформление книги сказок

Представление творчества детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания.

Презентация содержит цели и задачи работы, содержание подготовительную работу по обучению детей составлению текстов сказочного содержания, три типа составления сказок....

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»

Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»...

Консультация для родителей на тему: «Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания»

Консультация для родителей на тему:«Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания»...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»

Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»...

Мастер-класс для педагогов «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредствам обучения дошкольников составлению рассказов и сказок по картам Проппа».

Мастер - класс «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредствам обучения дошкольников составлению рассказов и сказок по картам Проппа»....