Мастер-класс для педагогов «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредствам обучения дошкольников составлению рассказов и сказок по картам Проппа».
материал по развитию речи

Петрова Наталья Николаевна

Мастер - класс «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредствам обучения дошкольников составлению рассказов и сказок по картам Проппа».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_master_-klass.docx18.83 КБ
Файл karty_proppa.pptx2.37 МБ

Предварительный просмотр:

«Формирование навыков творческой речевой деятельности посредствам обучения дошкольников составлению рассказов и сказок

по картам Проппа».

Цель мастер-класса: Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредством использования «карт Проппа» при составлении рассказов и сказок.

Ход мастер –класса.

    (слайд 1)

Развитие связной речи детей является одним из направлений работы педагога. Обучение творческому рассказыванию – важная составляющая этой деятельности. В процессе работы над творческим рассказыванием дети овладевают сложными формами связной речи.

(слайд 2)

«Карты Проппа» - игровое пособие из карточек, которые состоят из символов и иллюстраций, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Известный русский и советский учёный , филолог, фольклорист- Владимир Яковлевич Пропп 28 апреля 1895 —22 августа 1970г.

(слайд 3)

Владимир Яковлевич Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 31 карты. Позднее они были сокращены до 28. Разумеется , не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, однако, не противоречат основному ходу сказки. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться, восстанавливая пропущенные события. Одна карта - это определённое событие сказки.

(слайд 4)

Этапы работы по освоению карт Проппа: На первом этапе - знакомство детей с композицией жанра сказка - Присказка . Зачин (приглашение в сказку) настраивает детей на особый лад, переносит в сказочный мир. - Повествование –насыщена событиями и так называемыми сказочными формулами: речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей - Концовка как и присказка ограничивает сказку от реальной жизни и возвращает к реальной действительности

(слайд 5)

2 этап проведение подготовительных игр:

- «Чудеса в решете» — как и с помощью чего

осуществляются превращения, волшебство

(волшебное слово, палочка и другие предметы, и их действия);

- «Кто на свете всех злее?» - выявление злых и коварных

сказочных героев, описание их внешнего облика,

характера, образа жизни, привычек, жилища

- «Волшебные слова» (сказочные приговоры)—

значимые слова в сказке ;

- «Что в дороге пригодится?» - основные

волшебные средства (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы,

аленький цветочек, меч-кладенец и т.д.).

Придумывание новых предметов-помощников;

(слайд 6)

- «Что общего?» — сравнительный анализ различных сказок с точки зрения сходства и различия между ними

(«Теремок» и «Рукавичка»; «Мороз Иванович»);

- «Волшебные имена». Выяснение

причин, почему дали именно такое имя герою

(Золушка, Золушка, Баба-Яга, Красная Шапочка и т.д.);

- «Хороший — плохой» — выявление положительных и

отрицательных черт характера героев, их действий;

- «Чепуха». Дети придумывают не связанные друг

с другом два предложения, содержащие прямо

 противоположные функции.

(слайд 7)

На третьем этапе - знакомство с обозначениями карт Проппа . Сначала читаем небольшую сказку и сопровождаем ее выкладыванием из 4 - 6 карт. По мере накопления опыта можно предложить задания или игры: - выставить карты по ходу сюжета; - найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке; - найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки; - определить отсутствие знакомой карты; - отделить лишнюю карту.

(слайд 8)

На четвёртом этапе предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа . Для этого нужно выделить узловые моменты сказки, и выстроить схемы по сюжету сказки.

(слайд 9)

На пятом этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа . Для этого отбираются 5-8 карт, придумываются главные герои, выбирается кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить .

(слайд 10, 11)

Карты Проппа позволяют стимулировать и развивать связную речь,

обогащают речь детей, позволяют изучить огромное количество сказок, что

способствует успешному обучению в школе.

А сейчас давайте разделимся на две команды, и  каждая команда сочинит свою сказку, количество используемых карт не ограничено.

Одна команда зачитывает свою сказку, сопровождая ее картами Проппа, а другая команда по картам перескажет.

Интересные у вас получились сказки.

       Всем спасибо за внимание, надеюсь, вы узнали для себя что-то новенькое!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Ужурский детский сад №2 «Родничок» «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредствам обучения дошкольников составлению рассказов и сказок по картам Проппа ». Подготовила: воспитатель Петрова Наталья Николаевна 2019г .

Слайд 2

Развитие связной речи детей является одним из направлений работы педагога. Обучение творческому рассказыванию – важная составляющая этой деятельности. В процессе работы над творческим рассказыванием дети овладевают сложными формами связной речи.

Слайд 3

«Карты Проппа» - игровое пособие из карточек , которые состоят из символов и иллюстраций , по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Известный русский и советский учёный, филолог, фольклорист- Владимир Яковлевич Пропп 28 апреля 1895 —22 августа 1970г.

Слайд 4

Владимир Яковлевич Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 31 карты. Позднее они были сокращены до 28. Разумеется, не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, однако, не противоречат основному ходу сказки. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться, восстанавливая пропущенные события. Одна карта - это определённое событие сказки.

Слайд 5

Методика обучения: 1 этап: - познакомить детей со сказкой как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки: присказка , зачин (приглашение в сказку); повествование ; - концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).

Слайд 6

2 этап проведение подготовительных игр: - «Чудеса в решете» — как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство (волшебное слово, палочка и другие предметы, и их действия); - «Кто на свете всех злее?» - выявление злых и коварных сказочных героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища - «Волшебные слова» (сказочные приговоры)— значимые слова в сказке ; - «Что в дороге пригодится?» - основные волшебные средства (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч- кладенец и т.д.). Придумывание новых предметов-помощников;

Слайд 7

- «Что общего?» — сравнительный анализ различных сказок с точки зрения сходства и различия между ними («Теремок» и «Рукавичка»; «Мороз Иванович»); - «Волшебные имена». Выяснение причин, почему дали именно такое имя герою (Золушка, Золушка, Баба-Яга, Красная Шапочка и т.д.); - «Хороший — плохой» — выявление положительных и отрицательных черт характера героев, их действий; - «Чепуха». Дети придумывают не связанные друг с другом два предложения, содержащие прямо противоположные функции.

Слайд 8

3 этап: Знакомство с картами , чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа ;

Слайд 9

4 этап: пересказ сказки, опираясь на карты Проппа ;

Слайд 10

5 этап: на этом этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа . Для этого отбираются 5-8 карт, придумываются главные герои, выбирается кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить .

Слайд 12

Карты Проппа позволяют стимулировать и развивать связную речь, обогащают речь детей, позволяют изучить огромное количество сказок, что способствует успешному обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему"Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания"

Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств, средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к истории, к изменению окружающего, его творческому, соз...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»

Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»...

Мастер класс для воспитателей по формированию навыков творческой деятельности детей посредством элементов ТРИЗ Тема: Метод Маленьких Человечков

мастер-класс по методу моделирования маленькими человечками, который  помогает мне реализовать задачи для раскрытия творческого потенциала дошкольников....

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»

Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»...