Доклад на педсовете.Развитие связной речи детей старшей группы дошкольного возраста средствами художественной литературы.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Якунина Татьяна Леонидовна

Как ведётся работа по этому вопросу в нащей группе.Какая проводится работа с детьми,с родителями,что планируем в перспективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одной из главных проблем нашего времени является приобщение ребенка к чтению.  К сожалению, в наш век информатизации, интерес к чтению стал падать. И уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеофильмов, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать. Только книга дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь. Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и мы, работники дошкольных учреждений. Мы знакомим  детей с разнообразными жанрами литературных произведений. Дошкольникам не только представляют художественные произведения, относящиеся к различным жанрам, но раскрывают их жанровую принадлежность, формируют представления о чертах того или иного жанра. Воспринимая литературное произведение, понимая его содержание и нравственный смысл, ребенок обнаруживает способность замечать и выделять средства художественной выразительности. А уже позднее, создавая свое сочинение (сказку, рассказ, стихотворение) на тему литературного произведения, ребенок отражает какое-либо явление действительности, включает воображение, придумывает событие, развивает действие, строит образ. При этом он уже сам использует разнообразные языковые средства, усвоенные из литературного материала, которые делают его высказывание образным и выразительным. Именно в старшем дошкольном возрасте, на мой взгляд, дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героев, но и мотивы поступков, чувства.  . После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Произведения для чтения ребенку нужно выбирать учитывая возраст, интересы и развитие. Детей старшего дошкольного возраста привлекает больше содержание текста, хотя и иллюстрации к книге они с удовольствием рассматривают. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Не обязательно это делать сразу, можно через некоторое время поговорить с ребенком о прочитанном. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе

Путешествие в мир художественной литературы  развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых

Язык художественных произведений служит прекрасным образцом для детей: на основе чтения, анализа, заучивания отрывков формируется речь детей, развивается их вкус.

С помощью художественной литературы у детей  развивается:

1. эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним;

2. развивается способность слушать текст и активно реагировать на его содержание;

3. вырабатывается умение слушать вместе с группой сверстников, когда воспитатель рассказывает;

4. дети учатся выполнять игровые действия, способствующие тексту знакомых произведений , сказок;

5. дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании;

6. у ребенка развивается способность повторять отдельные слова и выражения из сказок, рассказов, стихотворений;

7. дети учатся рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций.

.8дети учатся следить за развитием действия в коротких рассказах , сказках с наглядным сопровождением [картинки, игрушки], а затем и без них

9.при ознакомлении со стихотворным произведением мы помогаем ребёнку почувствовать красоту и напевность стихотворения ,понять содержание.

. На занятиях дети отрабатывают четкую дикцию, работают над выразительностью речи, правильным речевым дыханием.После чтения произведения ребёнок выполняет разнообразные творческие задания:выполнение лексических,грамматических,фонетических упражнений на подбор определений(эпитетов),сравнений,синонимов и антонимов к заданному слову,подбор рифмы к ритмическим строчкам,произнесение их в разном темпе,с изменением силы голоса и интонации.

В группе мы переоборудовали книжный уголок:пополнили ,разделили книги  по разделам,создали картотеку книг.Оформили  альбом  детского творчества,альбом портретов с биографиями писателей и поэтов.У нас появилась «Больница для книг».Познакомили детей с алгоритмом обращения с книгой.Сделали атрибуты для игры «Библиотека».

 В уголок для родителей мы помещаем список детской литературы для домашнего чтения детям.Родители принимали активное участие в пополнении книжного уголка.Родители с детьми сделали книги-самоделки на выбранную тему.Семьи  Борцовых и Павловых сами придумали  сказки и оформили их с помощью детских рисунков.

Все это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их.

 Для родителей были проведены беседы «Читаем каждый день»,  «Обогащаем словарь детей». Консультации «Домашняя библиотека: какие книги читать ребенку дома», «Как приобщить ребенка к миру детской литературы».  «Как хорошо уметь читать!» (по стихам В. Берестова).

В перспективе планируем развивать любовь к чтению,уважение к книге,уметь заботится о сохранности книг,уметь их ремонтировать.

 Вызвать желание самим научиться читать.