Главные вкладки

    Семинар - практикум "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы"
    материал

    Борисова Лилия Владимировна

    Материалы для подготовки и проведения семинара с педагогами

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon seminar_gr._stroy.doc54.5 КБ
    Office presentation icon pril1.ppt450 КБ
    Microsoft Office document icon pril2.doc23.27 КБ
    Microsoft Office document icon pril3.doc38 КБ
    Microsoft Office document icon pril4.doc31.5 КБ
    Microsoft Office document icon pril5.doc33 КБ
    Microsoft Office document icon pril6.doc25.5 КБ
    Microsoft Office document icon pril7.doc20.5 КБ
    Microsoft Office document icon pril8.doc27.5 КБ
    Microsoft Office document icon pril9.doc31 КБ
    Microsoft Office document icon pril10.doc28.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар - практикум

    Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы.

          В дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, на специальных речевых занятиях и в упражнениях, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.

    Цель: уточнить и расширить знания педагогов; выявить степень понимания проблемы; помочь в поиске путей ее решения.

    План проведения

    1. Дать педагогам запас теоретических знаний о проблеме формирования грамматического строя речи:

    - работа над морфологическим строем речи; воспитатель -

    - работа над способами усвоения системы словообразования; воспитатель -

    - работа над синтаксисом; воспитатель -

    2. Помочь практически освоить приемы формирования грамматически правильной речи.

    3. Упражнять воспитателей в выборе и поиске наиболее эффективных вариантов заданий;

    4. Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы.  

    5. Вовлечение воспитателей в решение проблемы, достижение единых требований к ребенку.

    Оборудование: информационные компьютерные технологии, бланки заданий, таблица "Особенности развития грамматического строя речи", мяч, методическая литература по теме, "сосуды знаний", плакаты. (Приложение 10.)

    Содержание семинара-практикума

    1. Организационный момент.

    2. Сообщение темы.  Слайд 1. (Приложение 1.)

    3. Определение слушателями уровня знаний.

    4. Дать возможность педагогам определить уровень знаний по теме, используя рефлексию на начало и конец консультации.  Слайд 2. (Приложение 2.)

    Работа по формированию грамматического строя речи у дошкольников содержит следующие разделы:

    1. Словоизменение:

    - категории числа: «Один - много»(стол – столы, красивый – красивые, едет – едут);

    - категории рода: «Он, она, оно» (он – заяц, она – девочка, оно – солнце);

    - категории падежа:

    родительный падеж: «У кого тетрадь? Чего не стало?»;

    дательный падеж: «Подарить кому?»;

    винительный падеж: «Рисую что? Кормит кого?»;

    творительный падеж: «Чем рисует мальчик? Кем гордится мама?»;

    предложный падеж: «Говорю о ком? Читаю о чём?».

    2. Словообразование:

    - образование уменьшительно-ласкательных форм существительных;

    - образование существительных от существительных;

    - образование прилагательных от существительных;

    - образование приставочных глаголов;

    - образование глаголов от существительных и звукоподражаний;

    - образование сложных слов.

    3. Согласование:

    - существительных с местоимениями;

    - существительных с прилагательными;

    - существительных с числительными;

    - глаголов прошедшего времени с местоимениями.

    4. Формирование фразы:

    - простые нераспространённые предложения;

    - распространённые предложения (распространение предложения путём введения определений, наречий, однородных членов предложения);

    - предложения с использованием предлогов (предложно-падежные конструкции);

    - сложносочинённые предложения (с союзами «а», «и», «но, «да»);

    - сложноподчинённые предложения (с союзами «потому», «потому что», «чтобы», «для того, чтобы», «затем, чтобы» и др.).

    Введение. Слайд 3.

           Грамматический строй языка делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, правильно излагать свои мысли. Оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.

         В дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи. Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, на специальных речевых занятиях и в упражнениях, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.

    Особенности усвоения детьми грамматического строя речи

    Как развивается детская речь от появления первых слов до начала школьного возраста?

    Работа по таблице. (Приложение 3).

    Выполнения задания №1. (Приложение 4.).

    Пути формирования грамматически правильной речи у дошкольников

    Оптимальное условие для формирования полноценного развития грамматического строя речи у всех детей могут быть созданы только на специальных речевых занятиях, с использованием специальных методов и приемов. Вне такой работы в условиях стихийного формирования языковых обобщений, как показывает опыт, путь овладения грамматического строя языка оказывается не оптимальным, наблюдается широкий диапазон индивидуальных различий в речевых умениях и более или менее значительные задержки в речевом развитии детей, и гибкость, и неполноценность ряда грамматических навыков и умений детей.

    На основе обследований детей и в практике речевого общения можно слышать следующие ошибки. Слайд 4.

    Педагоги приводят примеры из личного опыта группы. (Приложение 5).

    Причины грамматических ошибок дошкольников определяются различными факторами. Слайд 5.

    Пути формирования грамматически правильной речи:  Слайд 6.

    - создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых;

    - специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок;

    - формирование грамматических навыков в практике речевого общения;

    - исправление грамматических ошибок.

    Как организовать деятельность по развитию грамматического строя у детей дошкольного возраста?

    1. Создание благоприятной языковой среды

    2. Речь окружающих может оказать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подражательности ребенок заимствует у взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом.

    3. В связи с этим особенно важен пример культурной, грамотной речи воспитателя. Там, где педагог говорит грамотно, внимателен к речи окружающих, чутко улавливает особенности детских ошибок, и дети овладевают умением говорить правильно. И наоборот, если речь педагога неряшлива, если он может позволить себе сказать "Чего ты делаешь?" или "Не залазь на горку", - даже ребенок, привыкший дома говорить правильно, повторяет ошибки вслед за ним. Поэтому забота о совершенствовании своей речи может рассматриваться как профессиональная обязанность педагога. (Приложение 4. задание №2).

    Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями: в общениях на занятиях и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении. Занятия дают возможность предупредить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения.  Слайд 7.

    1. Специальные речевые занятия, основное содержание которых формирование грамматически правильной речи.

    2. Часть занятий по развитию речи.

    1) Грамматические упражнения проводятся на материале занятия.

    Например, в младшей группе в процессе рассматривания картины "Собака со щенятами".

    Слайд 8 .

    - Какие упражнения по формированию грамматически правильной речи можно решить?

    - упражнять детей в употреблении трудных форм (щенята, щенок, у щенят);

    - составление простых предложений о котятах ("Что делают щенята?").

    2) грамматические упражнения могут быть частью занятия (Приложение 4.) задание № 3.

    (Приложение 6).

    3. Часть занятия по другим разделам программы.

    - в процессе развития элементарных математических представлений дети упражняются в правильном сочетании числительных и существительных. Педагоги приводят примеры из личной практики.

    4. При ознакомлении с природой дети упражняются:

    - в употреблении сравнительной и превосходной степени прилагательных: осенью дни короче, ночи - длиннее, зимой - самые короткие дни, самые длинные ночи;

    - в употреблении глаголов: весной - день удлиняется, ночь укорачивается.

    Методы и приемы формирования грамматически правильной речи. Слайд 9.

    Дидактические игры.

    Благодаря дидактическим играм, их динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять в повторении нужных словоформ. Использование игрушек, предметов, картинок, и без наглядного материала. Примеры из работы воспитателей.  Слайд 10, 11, 12

    Специальные упражнения. Слайд 13, 14, 15, 16, 17.

    Формируют грамматические навыки в области морфологии, синтаксиса и словообразования. (гнездо птицы или птичье гнездо, хвост лошади или лошадиный хвост и т.п.). Проигрывание с педагогами игр. (Приложение 7).

    Методические приемы

    Методические приемы для обучения грамматическим навыкам, предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова: Слайд 18.

    - Образец. Используется на первоначальном этапе обучения. Детям предлагается поучиться правильно говорить слова, запоминая их: снять (что?) - пальто, но раздеть (кого?) - куклу, надеть (что?) - шапку, но одеть (кого?) - мальчика.

    - Объяснение.

    Как следует употреблять трудные формы. Например: все слова изменяются, но есть такие как "упрямые слова": пальто, кофе, какао, метро, радио, которые никогда не изменяются, поэтом надо говорить: одно пальто, много пальто, на пальто меховой воротник, эти слова надо запомнить.

    - Указание;

    Сравнение двух форм (чулок - носков; карандашей - апельсинов - груш; столов - окон). Для прочного запоминания применяется многократное повторение детьми за педагогом, вместе с ним, хором и по одному.

    - Повторение.

    - Создание проблемной ситуации;

    - Подсказ нужной формы;

    - Исправление ошибок;

    - Вопросы подсказывающего и оценочного характера и др. (Приложение 8.)

    - Правила исправления грамматических ошибок у дошкольников. (Приложение 9).

           Существуют разнообразные формы развития речи детей через ознакомления их с произведениями художественной литературы.  Это непосредственно чтение текстов художественных произведений, рассматривание иллюстраций, проведение бесед, обсуждение прочитанного текста. Просмотр мультфильмов на сюжеты литературных произведений, разыгрывание мини-спектаклей, целенаправленные игры и конечно красивая, грамотная, образная речь родителей и педагогов.      

         Для более успешной работы по развитию грамматической стороны речи дошкольников через использование текстов художественных произведений кроме традиционного книжного уголка развивающая среда  группы была дополнена мини-выставкой  детских рисунков, по сюжетам любимых  произведений художественной литературы, которая периодически обновляется;  книжками-малютками, которые изготовлены дошкольниками и их родителями;  видео-библиотекой «Любимые мультфильмы»;  дидактическими играми по развитию грамматической стороны речи дошкольников на основе произведений художественной литературы; атрибутами для драматизаций и творческих игр, портретной галереей детских писателей.

           Задания по формированию грамматического строя речи тесно переплетались с задачами по словарной работе. Так, например, после знакомства детей с русской народной сказкой «Заюшкина избушка», задаю детям вопросы: какой заяц? (пушистый, мягкий, осторожный, грустный, маленький), какая у него шуба? (теплая, гладкая, серая, мягкая пушистая), какая лиса? (хитрая, рыжая), какой петушок? (смелый, добрый, красивый), какие у него пёрышки? (яркие, разноцветные, красивые).  Добиваясь ответов на такие, казалось бы, простые вопросы можно решить сразу две задачи: упражнение детей в согласовании существительных и прилагательных  в роде и числе, а также активизация и расширение словарного запаса дошкольников. Такие вопросы целесообразно задавать детям после прочтения любых программных произведений художественной литературы. 

        После прочтения этой же сказки можно предложить детям дидактическую игру «Странный зверь», с помощью которой упражняем детей в употреблении притяжательных прилагательных.

         Другой вариант использования этой игры. Выставляем на доску животных, заранее поменяв им хвостики. Ждём реакцию детей. Просим детей исправить  ошибки. Снова проговариваем новые слова:  заячий хвост, волчий хвост. Ребёнок, давший правильный ответ получает право восстановить справедливость - расставить зверькам нужные хвостики. Усложнение: придумываем историю, почему животные поменялись хвостиками.

          М.М.Бахтин подчеркивает, что «Родной язык - его словарный состав и грамматический строй - мы узнаем не из словарей и грамматик, а из конкретных высказываний, которые мы слышим и которые мы сами воспроизводим в живом речевом общении... Научиться говорить - значит научиться строить высказывания (потому что говорим мы высказываниями, а не отдельными предложениями и уж конечно не отдельными словами)».  А развитие умения  самостоятельно строить высказывания  является одним из главных направлений в формировании грамматического строя речи дошкольников и развитии речи в целом.

    На начальных этапах при формировании данного умения (младший дошкольный возраст) ведущее значение имеют совместные со взрослым сюжетные игры детей, подвижные, музыкальные игры, игры-драматизации (импровизации), инсценировки, кукольный театр, элементы игры и драматизации при рассматривании иллюстраций к художественным произведениям,  — такие виды игровой активности, которые возбуждают в детях положительные эмоции, стимулируют игровую и речевую активность и тем самым создают естественные условия для спонтанного возникновения языковых игр, заимствования из произведений фольклора и художественной литературы, из речи педагога форм и структур языка. Эти формы работы не теряют своего значения и в дальнейшем.

              Очень важным условием развития грамматической стороны речи дошкольников является тесная взаимосвязь с родителями. Взаимодействие с родителями способствует гармоничному и  всестороннему развитию речи дошкольников. С родителями нужно проводить  беседы, консультации, где информировать их о достижениях детей, а также давать рекомендации по совершенствованию речи детей.  

    Итог. Слайд 19.

    Определение уровня знаний (сосуд знаний). (Приложение 1).

    Список, использованной литературы.

    Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Издательский центр "Академия".- 1998.

    Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., "Просвещение". - 1974.

    Хрестоматия к курсу "Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста"/ Сост. Л. В. Ворошнина. - Пермь. - 2001.

    Жукова Н. С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: изд-во ЛИТУР. - 2000.

    Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - Ростов "Феникс", СПб "Союз". - 2004.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста

    Слайд 2

    Уровень моих знаний «О ЧЕМ?» - «слышал звон, да не знаю, где он «О ЧЕМ? ЧТО?» «знаю, но сказать пока не могу» «О ЧЕМ? ЧТО? КАК?» - «Знаю и могу ответить на вопрос» «О ЧЕМ? ЧТО? КАК? ЗАЧЕМ?» - «Знаю и могу высказать свое мнение по проблеме»

    Слайд 3

    Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста

    Слайд 4

    Примеры грамматических ошибок в речи детей. 1 . Неправильное окончание имен существительных. 2. Склонение несклоняемых существительных. 3. Образование множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных. 4. Изменение рода существительных. 5. Образование глагольных форм. 6. Неправильная форма причастий. 7. Образование сравнительной степени прилагательного. 8. Окончание местоимений в косвенных падежах. 9. Склонение числительных.

    Слайд 5

    Причины грамматических ошибок у дошкольников общие психофизиоло- гические закономерности развития ребенка трудности овладения грамматическим строем языка состояние речевого аппарата и уровень развития фонематического восприятия речи неблагоприятное влияние окружающей речевой среды ограничен запас знаний об окружающем мире объемом словаря недостаточные внимание к детской речи

    Слайд 6

    Пути формирования грамматически правильной речи у детей создание благоприятной языковой среды; специальное обучение; практика речевого общения; исправление грамматических ошибок.

    Слайд 7

    Специальное обучение Специальные занятия. Часть занятия по развитию речи: грамматические упражнения проводятся на материале занятия; грамматические упражнения могут быть частью занятия. 3. Часть занятия по другим разделам программы

    Слайд 8

    Рассматривание картины «Собака со щенятами»

    Слайд 9

    Методы и приемы формирования грамматически правильной речи Методы Дидактические игры Игры-драматизации Словесные упражнения Рассматривание картин Пересказ коротких рассказов и сказок.

    Слайд 10

    Игра “Назови ласково”. Например: индюк – индюшонок и т.д.

    Слайд 11

    Игра “Чего не хватает”. Предложите ребенку внимательно посмотреть на картинки и спросить без чего гусь, машина, часы.

    Слайд 12

    Игра “Угостим животных” Предложите ребенку накормить животных и тем самым вспомните, кто, чем питается. Рассмотрите внимательно картинки и определите где, чья пища.

    Слайд 13

    « Приготовим сок». «Из яблок сок … (яблочный); из груш … (грушевый); из слив … (сливовый); из вишни … (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д. «Волшебные очки» . «Представьте, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор»

    Слайд 14

    «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает её. Например: ворона каркает, а воробей … (чирикает). Сова летает, а заяц … (прыгает, бегает). У коровы теленок, а у лошади … (жеребенок) и т.п. Подбирать слова: Шить ... платье, штопать ... носки, завязывать ... шнурки, вязать ...шарф, мычит … корова, ржет … лошадь, удочка нужна … рыбаку, указка нужна … учителю, кисточка нужна ... художнику, швейная машина - … швее, весы - … продавцу, ружье - … охотнику.

    Слайд 15

    «Упрямые слова». Расскажите ребенку, что есть на свете упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. п.». Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях-ответах. «Что ночью пропало, а утром видно встало?» Детям предлагается вспомнить, представить что можно видеть из окна утроим и это «пропадает» ночью. Утром видно…(деревья), ночью не видно …(деревьев). Утром видно …(листья), ночью не видно…(листья). Утром видно … (ветви), ночью не видно … (ветвей). Утром видно … (машины), ночью не видно … (машин).

    Слайд 16

    «Исправь ошибки» Детям предлагается прослушать предложения, определить все ли в них правильно, и исправить ошибки. Красивая ваза стояла по столе. У небе светит солнце. Дым валит с трубы. Кошка вылезает под шкафа. Из дерева опадают листья. Лодка плыла от берег и . Малыш подбежал к сестр ы . Кресло стоит у диван ы . На трубы вьется дым. Бабушка приехала с деревни.

    Слайд 18

    Методические приемы для обучения грамматическим навыкам Образец (+ чтение художественной лит.) Объяснение (+ беседа по худ. произвед.) Сравнение двух форм Повторение Создание проблемной ситуации (можно опираясь на худ.произв.) Подсказ нужной формы Вопросы подсказывающего и оценочного характера и др.

    Слайд 19

    Уровень моих знаний «О ЧЕМ?» - «слышал звон, да не знаю, где он «О ЧЕМ? ЧТО?» «знаю, но сказать пока не могу» «О ЧЕМ? ЧТО? КАК?» - «Знаю и могу ответить на вопрос» «О ЧЕМ? ЧТО? КАК? ЗАЧЕМ?» - «Знаю и могу высказать свое мнение по проблеме»



    Предварительный просмотр:

    Приложение 2.

     



    Предварительный просмотр:

    Приложение 3.

    Особенности развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

    (составлена по фактическим материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», 1961)

    Раздел грамматики

    Возраст детей

    2  - 3  

    3 – 4

    4 – 5

    5 – 6

    6 – 7

    Морфология

    Начинается формирования умения согласовывать прилага-тельное с сущ-ыми в косвенных падежах.  Начинают усваиваться  падежное  окончания: 

    - а (рога), - я (стулья) и мн числа:  -ов, -ами, -ах; Усваиваются все формы возвратных глаголов и большинство приставок.

    Согласуют слова в роде, числе, падеже, употре-бляют существительные с предлогами: в, на, под, за.  

    Совершенствуется умение правильно  использовать предлоги. Употребляют формы повелительного наклонения глаголов: хотеть, бежать, ехать, лежать.

    Совершенствуется умение согласовы-вать в предложении сущ-е с числитель-ными, прилагатель-ными; формируется умение использовать несклоняемые сущ-е.

    Закрепляется умение согласовывать в предложении сущ-е с числительными, прилагательными и местоимения с существительными

    Словообра-зование

      Начинают усваиваться   суффиксы увеличи-тельности, принадле-жности.

    Употребление сущ-х в форме ед. и мн. ч. в род. падеже (ленточек, яблок, рук). Употребление сущ-х обозначающих животных и их детенышей.  Усваиваются сравнительные степени прилагательных, наречий.

    Образуют форму мн. числа сущ-х, обозна-чающих детенышей животных (по анало-гии), употребляют их в им., род., падежах (котята - котят).правильно используют форму мн. ч. род.п. существительных (яблок),  сравнительные степени прилагательных, наречий.

    Образуют форму мн.ч. сущ-х, обозначающих  детенышей животных,  однокоренные слова (по образцу).

    Самостоятельное образование глаголов от других частей речи

    Образуют  (по образцу) сущ –е с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную и превосходную степень прилагательных. Совершенствуется умение образовывать однокоренные слова.

    Синтаксис

    Употребление простого предложения (до 5 - 8 слов). Появление бессо-юзных сложносочи-ненных предложений

    Употребление предло-жений с однородными существительными, учатся правильно согла-овывать слова в предложении.

    Правильно согласуют слова в предложении, учатся использовать простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

    Продолжают учиться составлять простые,  сложные предложе-ния, учатся пользо-ваться прямой и косвенной речью.

    Используют в речи разнообразные синтаксические конструкции и виды предложений

    Особенности возраста, трудности  

    На месте одних приставок  иногда употребляют другие: «искрасил» (выкрасил), «растемнело».

    Отмечаются смешения рода местоимений: «майя папа» (мой папа), он, она (о яблоке, свинье)

    Употребление собственных слово- форм, словотворчество («ежинята» - ежата, «водопадит» - сильно течет вода). Ошибки в использовании чередо-ваний и ударений. При словообразовании сохраняется основа:»пени» (пни), «левы» (львы).Частицы  не опускают. Нарушение в согласовании в среднем роде.

    Нарушение в согла-совании числитель-ного с существи-тельными в косвенных падежах,; в чередование в основах глаголов при создании новых форм.



    Предварительный просмотр:

    Приложение 4.

    Задание №1.

    Посмотрите внимательно на таблицу, и ответьте на вопрос:

    Какому возрасту характерно:

    - Употребление существительных в форме ед. и мн. ч. в род. падеже.

    - Совершенствуется умение согласовывать в предложении существительное с числительными, прилагательными.

    - Начинают усваиваться   суффиксы увеличительности, принадлежности. Приведите примеры по каждому варианту.

    Задание №2

    А) Поставьте ударение в словах

      Алфавит, баловать, договор, звонит, каталог, намерение,  хвоя.

    Б) Исправьте ошибки в предложениях.

    Сегодня холодно, поэтому я одела шубу.

    К праздничному столу купили пять кило банан.

    Задание №3

    Помогите предложению вернуть первоначальный вид, а для этого расставьте слова в нужном порядке. Нельзя использовать дополнительные слова и нельзя оставлять «лишние» слова. Для того, чтобы предложение получилось правильным, в некоторых словах можно изменить окончания.

    Чемодан, с, мальчик, во, нашел, конфеты, маленький, двор, и, гулять.

    Задание №4

            Во время игры воспитатель услышал разговор двух детей.  Один

     из ребят говорит другому: «У всех куклов сними туфли, неси без туфлев».

    Как должен отреагировать воспитатель на ошибку в речи ребенка?

    Задание №1.

    Посмотрите внимательно на таблицу, и ответьте на вопрос:

    Какому возрасту характерно:

    - Образуют форму мн. числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии).  

    - Совершенствуется умение образовывать однокоренные слова.

    - Усваиваются сравнительные степени прилагательных, наречий.

     Приведите примеры по каждому варианту.

    Задание №2

    А) Поставьте ударение в словах

    Кулинария, туника, обеспечение, начать, предложить, свекла, эксперт.

    Б) Исправьте ошибки в предложениях.

    В магазин завезли импортные моющие обои.

    Отсюдова было хорошо видно море.

    Задание №3

    Помогите предложению вернуть первоначальный вид, а для этого расставьте слова в нужном порядке. Нельзя использовать дополнительные слова и нельзя оставлять «лишние» слова. Для того, чтобы предложение получилось правильным, в некоторых словах можно изменить окончания.

    Дедушка, молоток, цветной, старый, помощь, телевизор, с, ремонтировал, и, отвертка.

    Задание №4.

    Воспитатель предложил детям игру «Кто внимательный?». Взрослый показывает цифру, а дети должны назвать такое же количество предметов. Когда была показана цифра 1, дети быстро перечислили: сережка, яблоко, груша, часы, окно. Так же четко он назвали два предмета. Когда воспитатель показал цифру 5, то при назывании у детей появились ошибки: пять яблоков, пять окнов.

    Как должен отреагировать воспитатель на ошибку в речи детей?



    Предварительный просмотр:

    Приложение 5.

    Примеры   грамматических ошибок в речи.

    1. Неправильное окончание имен существительных

    1. Родительный падеж, множественное число:

    с окончанием – ей

    карандашов,  ежов,  дверев,  этажов;

    с нулевым окончанием

    ночов, девочков, дверков, куклов, книгов, пуговицев;

    1. Родительный падеж, единственное число:

    у кукле, у сестре, у маме, без ложке;

    1. Винительный падеж одушевленных и неодушевленных имен существительных:

    Папа подарил мне слоненочек. Сережа поймал сом.

    1. Предложный падеж неодушевленных имен существительных мужского рода:

    в лесе, в саде, в носе;

    2. Склонение несклоняемых существительных:

    на польте, на пианине, кофий, кофию, в кине.

              3. Образование множественного числа существительных, обозначающих    детенышей животных:

    Ягненки, жеребёнки, котенки, свиненки.

    1. Изменение рода существительных:

    Большой яблок, купи мороженую, папа ушла, платье зеленая, теплая молоко, одеяло разорвалась.

    1. Образование глагольных форм.
    1. Повелительное наклонение:

    Искай (ищу), спей (спой), скакай (скачи), ехай (езжай), склади (сложи);

    1. Изменение основы глагола:

    Искать – искаю (ищу), плакать – плакаю (плачу), мочь – можу (могу),

    Плескать – плескаю (плещу), рисоват – рисоваю (рисую);

    1. Спряжение глаголов:

    Хотеть – хотишь (хочешь), есть – едишь (ешь), давать -  дадишь (дашь), спать – сплют (спят).

    1. Неправильная форма причастий:

    Сломатая, сошитая, обрватая.

    1. Образование сравнительной степени прилагательного:

    Ярче, хуже, плохее, читее, красившее.

    1. Окончание местоимений в косвенных падежах:

    У мене болят ухи,  у  тебя новая платья, в этим кармане.

    1. Склонение числительных:

    Двое домов, идите по двоим, с двумями



    Предварительный просмотр:

    Приложение 6.

    Игра «Закончи предложение».

    Земля покрыта снегом, как …

    Лед блестит у берега, как ….

    Туман стелется над озером, как …

     Дождинки текут по лицу, как… . и т.п.



    Предварительный просмотр:

    Приложение 7.

    Игра с мячом «Скажи наоборот»

    Воспитатель бросает мяч, называя в случайном порядке глаголы в форме 3-го лица ед. и мн. числа настоящего времени. Ребенок  возвращает мяч, должен произнести глагол в противоположном названному логопедом числе:  

    Спит, летят, висят, летит, спят, стучит, висит, стучат, кричит, ползает, вьют, кричат, ползут, вьет.



    Предварительный просмотр:

    Приложение 8.

     «Подскажи словечко»

    Чтение стихотворения «Федорино горе». Вспомните, какая посуда сбежала от Федоры и чего теперь у нее нет? Детям раздаются картинки с изображением посуды. При повторном чтении стих «подсказывает», слово тот ребенок, у которого окажется соответствующая картинка.

        Федорино горе.

    Вся посуда разбежалась!

    У Федоры не осталось

    Ни бидона, ни бутылок,

    Ни  беззубых, грязных … (вилок).

    Нет покинутых сироток –

    Черных, гнутых  …. (сковородок)

    Нет запачканных грязнуль –

    Битых, ломанных … (кастрюль).

    Не видали близко люди

    И осколков грязных … (блюдец).

    Убежавших от букашек

    Много дней немытых … (чашек).

    Скрывшихся от тараканов

    Мутных, треснувших … (стаканов).

    Как Федора не смотрела,

    Не нашла нигде . .. (тарелок).

    Скрылся от Федоры ножик, нет больших столовых … (ложек).

    Ведра, где теперь бредете?

     У Федоры нету … (ведер).

                 



    Предварительный просмотр:

    Приложение 9.

    Правила исправления грамматических ошибок.

    • Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо говорить правильно.
    • Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так  и у тех детей, которые его слышат.
    • Не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно (Ты ошибся, надо сказать «мы хотим»). Итак, нужно сразу дать ребенку образец правильной речи и предложить повторить его.
    • Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка. Допустимо исправление, отстроченное во времени
    • С детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок заключается в  основном в том, что воспитатель, исправляя ошибку, по-другому формулирует фразу или словосочетание. Например, ребенок сказал: «Мы поставили на стол тарелку и много ложков и чашков». – «Правильно, вы хорошо накрыли стол к чаю, положили много ложек и поставили много чашек», - подтверждает воспитатель.  
    • Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и самостоятельно исправлять их. Приемы здесь возможно разные. Например: «Ты неверно изменил слово …, подумай, как изменить его правильно». Можно дать образец аналогичного изменения слова (родит. падеж множ. числа -  матрешек, ботинок, варежек).
    • В качестве образца используется пример правильной речи одного из детей. В редких случаях очень осторожно детей привлекают к исправлению ошибок.
    • При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивыми, необходимо учитывать обстановку, быть внимательными и чуткими собеседниками. Приведем примеры:
    • Ребенок чем-то огорчен, он жалуется воспитателю, хочет от него помощи, совета, но допускает речевую ошибку;
    • Ребенок впервые решился прочитать стихотворение наизусть. Он вышел на середину комнаты, начал декламировать, но стал допускать грамматические ошибки.
    • Ребенок играет, он возбужден, что-то говорит и делает ошибки.

                 Следует ли поправлять детей в такие моменты? Конечно, не следует.                                Воспитатель фиксирует свое внимание на ошибках, чтобы позднее исправить их в подходящей обстановке. (Методика исправления ошибок разработана О. И. Соловьевой, А.М. Бородич



    Предварительный просмотр:

    ПРИЛОЖЕНИЕ 10.

    ДРУЗЬЯ, СЛЕДИТЕ ЗА СОБОЙ,

    КОГДА ПО-РУССКИ ГОВОРИТЕ,

    ВЕДЬ ЭТО НАШ ЯЗЫК РОДНОЙ -      

    ЕГО ДЛЯ ВНУКОВ СОХРАНИТЕ!

                                  В. Я. ВЕСНИК

    Выучить несколько языков – дело одного или двух лет,

    А чтобы научиться говорить на своем языке как следует, надо полжизни

                                                                                                      Волтер

    Что значит и что могут дать (эти) несколько часов правильной речи среди целых суток неправильного разговора!

    Буду все время постоянно следить за собой … превращу жизнь в сплошной урок! Таким путем я разучусь говорить неправильно!

                                                                      К. Станиславский

    Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова сливаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед, мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане.

                                                                        К. Станиславский.

    Кто хочет разговаривать,

    Тот должен выговаривать

    Все правильно и внятно,

    Чтоб было всем понятно.

            Мы будем разговаривать

            И будем выговаривать

            Так правильно и внятно,

            Чтоб было всем понятно


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.            В дошкольном учреждении о...

    Способы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

           Формирование грамматического строя языка (синтаксиса, морфологии, словообразования) старшего дошкольника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться р...

    Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    В дошкольном учреждении осуществляется целенаправленное педагогическое  руководство умственным и речевым развитием детей. Программой предусматриваются специальные занятия, на которых ребенка учат...