Главные вкладки

    Педагогический совет «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы»
    материал

    Борисова Лилия Владимировна

    Материалы для подготовки и проведения педсовета

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    План проведения педагогического совета

    «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы»

    1. Итоги выполнения решения предыдущего педсовета.

    2. Вступительное слово заведующего по теме педсовета.

    3. Итоги тематического контроля по выявлению форм и методических приемов, направленных на развитие грамматического строя детей

    4.Деловая игра для педагогов Речевое развитие»

    5. Кроссворд «Развитие речи»

    6. Обсуждение проекта решения педагогического совета.

    1. Итоги выполнения решений педагогического совета № 2

     - педагогами обновлен выносной материал для подвижных и спортивных игр на прогулке, приобретены мячи, скакалки в физкультурные уголки в группы;

    - воспитателями разработаны методические рекомендации для ознакомления дошкольников с элементами спортивных игр; создана картотека по ознакомлению детей с элементами спортивных игр: серсо, городки, боулинг, хоккей, баскетбол, бадминтон, футбол, школа мяча.

    2. Вступительное слово заведующего по теме педагогического совета

    Тема нашего педагогического совета «Формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы».

    Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Речь ребенка формируется на примере речи родных, близких и окружающих его людей. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно,  будто бы ребенок сам, постепенно овладевает правильным произношением.

    В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.  Хорошо развитая речь детей является одним из главных показателей готовности к обучению в школе. Психологи утверждают: «Родной язык можно считать центральным предметом в начальной школе, так как он «проникает» во все другие предметы, объединяет  и обобщает их результаты. По существу речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность».

    В последние годы в нашем детском саду наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей, что, так или иначе, сказывается на их развитии

    3. Итоги тематического контроля по выявлению форм и методических приемов, направленных на развитие грамматического строя детей  (Приложение № 1)

    4.Деловая игра для воспитателей «Речевое развитие»

    Цель: активизировать деятельность педагогов. Способствовать приобретению ими опыта коллективной работы;

    Первая часть игры – теоретическая.

    1 ЗАДАНИЕ: Придумать название команды и девиз.

    2 ЗАДАНИЕ «Вопросы»:

    1. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.

    • Словарная работа (понимать и называть слова).

    • Звуковая культура речи.

    • Формировать грамматический строй речи.

    • Развивать связную речь.

    2. Что мы понимаем под развитием речи ребенка?

    Развитие речи - это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлении языка и речи.

    3. Каковы задачи словарной работы?

    • Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.

    4. Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи дошкольников?

    • Работу над морфологией (изменение по родам, числам, падежам, лексикой (образование одного слова на базе другого, синтаксисом (построение простых и сложных предложений).

    5. Что такое диалог?

    • Диалог - это разговор двух или нескольких лиц на тему, связанную с какой - либо ситуацией.

    6. Что такое монолог?

    • Монолог - это речь одного собеседника, обращенная к слушателям.

    7. Рассказ - описание - это.

    • Рассказ - описание - это текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет ил объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или показывающая отношение к нему.

    8. Рассказ - повествование - это.

    • Рассказ - повествование - это рассказ, сюжет, которого развивается во времени.

    3 ЗАДАНИЕ. «Рассказ»

    Каждая команда читает небольшие рассказы выразительно, с интонацией.

    Рассказы В. Бианки.

    4 ЗАДАНИЕ «ПОСЛОВИЦЫ»

    1. Найдите лишнюю пословицу:

    • "Хвастать - не косить, спина не болит".

    • "Не спеши языком - торопи делом".

    • "Язык до Киева доведет".

    • "От слова до дела - сто перегонов".

    2. Изобразите любую пословицу.

    3. Найдите пары:

    • "Кто грамоте горазд, тому не пропасть".

    • "Руби дерево по себе".

    • "Знания никому не в тягость".

    • "Без корня и полынь не растет".

    • "Родимая сторона - мать, чужая - мачеха".

    • "По Сеньке и шапка".

    4. Творческий конкурс.

    Выходят по одному участнику от каждой команды. Нужно нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать». Дается 1 минута.

    Для первой команды «Не плюй в колодец: случится воды напиться»

    Для второй команды: «Без труда не вытянешь рыбку из пруда»

    5. Блиц – опрос команд. Вспомните пословицы, противоположные по смыслу данной: Мал золотник, да дорог» Большой золотник, Да не нужен» (Пример)

    Для первой команды:

    Коротка ночь до зари, коли много работы» (долог день до вечера, когда делать нечего)

    Быстро передвигаться – далеко не уедешь. (Тише едешь – дальше будешь)

    У чужих плохо, а у себя еще хуже. (В гостях хорошо, а дома лучше)

    Для второй команды:

    Красив дом без углов, а не красив без выпечки. (Не красна изба углами, а красна пирогами)

    Кто поздно ложиться, у того ничего и нет. (Кто рано встает, тому бог подает)

    Что не посадишь, то и не вырастет. (Что посеешь, то и пожнешь)

    5 ЗАДАНИЕ СКАЗКИ

    . 1. Практическая часть.

    Покажите сценку – пантомиму одной из предложенных сказок от начала и до конца так, чтобы команда противников могла узнать ее. На подготовку 2 минуты.

    Для первой команды: «Теремок»

    Для второй команды: «Колобок»

    2. Игра «Расскажи сказку по-другому»

    Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. Выходят по 1 человеку от команды.

    Образец:

    сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т. п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.

    Задание для группы №1.

    «Рукавичка» от лица рукавички

    Задание для группы №2.

    «Три медведя» Расскажите сказку от лица Михайло Потапыча.

    6 ЗАДАНИЕ СКОРОГОВОРКИ

    Выходят по одному участнику от каждой команды. Участник должен произнести предложенную скороговорку – медленно, быстрее, быстро.

    Для первой команды: «Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят»

    Для второй команды: «Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетерка с тетеревятами в лесу на ветке»

    5. Кроссворд «Развитие речи».

    1. Изложение прослушанного произведения (пересказ).
    2. Обязательный прием на занятиях по обучению рассказыванию (указание).
    3. Сообщение, в котором факты следуют один за другим (повествование).
    4. Связное развёрнутое изложение, какого – либо факта (рассказ).
    5. Литературное произведение для пересказа (сказка).
    6. Тип связной речи (диалог).
    7. Методический приём, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек (образец).
    8. То, что служит основой рассказа по памяти (опыт).
    9. Приём, используемый ребенком после рассказа для уточнения (вопрос).
    10. Приём, который позволяет оценить детский рассказ (анализ).
    11. Сообщение о фактах, существующих одновременно (описание).
    12. Приём, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений (драматизация).
    13. Сообщение о фактах, находящихся в причинно – следственной связи (рассуждение).

    КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО: РАССКАЗЫВАНИЕ

    6. Обсуждение проекта решения педагогического совета.



    Предварительный просмотр:

    Схемы обследования «Уровень развития речи детей» Младший дошкольный возраст

    ФИ ребенка

    Дата обследо-вания

    Понимать слова, близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова

    Владение словарем

    Употребление обобщающих слов (мебель, овощи, посуда и др.)

    Подбирать признаки, качества и действия к назначению предметов

    Сравнивать (и называть) предметы по размеру, цвету и величине

    Соотносить названия животных и их детенышей

    Грамматика

    Употреблять глаголы в повелительном наклонении

    Правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание (пушистая кошка, пушистый котик и т.д.)

    Составлять предложения разных типов

    Правильно произносить звуки родного языка

    Фонетика

    Находить слова, сходные и различные по звучанию

    Правильно пользоваться умеренным темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности

    Пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым ранее содержанием

    Связная речь

    Составлять рассказ по картине или об игрушке совместно со взрослым

    Описывать предмет, изображенный на картине, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку

    Пользоваться разнообразными вежливыми формами речи

    Схемы обследования «Уровень развития речи детей» Старший дошкольный возраст

    ФИ ребенка

    Дата обследо-вания

    Подбирать точные по смыслу слова в речевой ситуации, активизация прилагательных и глаголов

    Владение словарем

    Подбирать антонимы и синонимы к заданным словам разных частей речи

    Понимать и употреблять разные значения многозначных слов

    Дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные)

    Образовывать названия детенышей животных

    Грамматика

    Подбирать однокоренные слова

    Согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе

    Образовывать трудные формы родительного падежа (зайчат, жеребят)

    Образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (спрячься, потанцуй)

    Строить сложные предложения разных типов

    Составлять описание, повествование и рассуждение

    Связная речь

    Развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей

    В пересказывании литературных произведений умение передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей

    Дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, л-р

    Фонетика

    Различать шипящие, свистящие и сонорные звуки

    Различать твердые и мягкие звуки

    Изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания

    Подбирать слова и фразы, сходные по звучанию

    Карта профессионального мастерства воспитателя

    ФИО воспитателя

    Знание программы по развитию речи, целей и задач для детей своей возрастной группы, всех направлений работы по развитию речи

    Знание методики диагностирования развития речи у детей

    Знание индивидуальных особенностей развития речи каждого ребенка своей группы

    Точность и ясность выражения мысли

    Культура речи воспитателя

    Образность речи

    Эмоциональность и интонационная выразительность речи

    Доступность речи детей по форме и содержанию

    Умение точно и доступно формулировать вопросы детям, использовать их как один из активизирующих приемов

    Умение построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты

    Работа над нравственным аспектом развития речи: воспитание у детей бережного, любовного отношения к книге

    Организация книжного уголка

    Умение правильно организовать предметно-развивающую среду

    Подбор иллюстративного материала

    Подбор детской художественной литературы

    Устройство выставок (Моя любимая книга, Писатели нашего детства и др.)

    Умение привлечь детей и родителей к созданию библиотеки в группе

    Умение привлечь детей к работе по «ремонту» и «оказание помощи» любимым книгам

    Планирование и проведение досуга и развлечений

    Наглядная информация для родителей (эстетика оформления, оправданность содержания)

    Взаимодействие с родителями

    Проведение индивидуальных бесед и консультаций с родителями

    Проведение тематических родительских собраний

    Методическая работа, подготовка консультаций, открытых показов для педагогов, выступления на педсоветах или педчтениях

    Опросник «Оценка и самооценка воспитателя»

    1. Какую программу по развитию речи у детей Вы используете в своей работе?
    2. Конспекты занятий Вы составляете самостоятельно или используете готовые, опубликованные в методических пособиях?
    3. Какова основная цель развития речи у детей в дошкольном возрасте?
    4. Каковы основные направления работы по развитию речи у детей в дошкольном образовательном учреждении?
    5. Сформулируйте задачи формирования грамматического строя речи в своей возрастной группе.
    6. Каковы задачи воспитания звуковой культуры речи у детей Вашей возрастной группы?
    7. Назовите основные задачи и особенности развития словаря у детей Вашей возрастной группы.
    8. Что включает в себя работа по развитию связной речи в дошкольном образовательном учреждении?
    9. Включается ли ознакомление с художественной литературой в круг задач по развитию речи в ДОУ или это отдельное направление работы?
    10. Сформулируйте основные средства развития речи в детском саду.
    11. Какое из перечисленных ниже средств развития речи Вы считаете самым значимым? Пронумеруйте их в порядке убывания значимости (один номер может быть присвоен двум и более средствам развития речи):

    - общение взрослых и детей;

    - культурная языковая среда, речь воспитателя;

    - обучение родной речи и языку на занятиях;

    - художественная литература;

    - различные виды искусства (изобразительное, музыкальное, театр).

    1. Какие методы и приемы развития речи Вы используете на занятиях и в свободной деятельности детей?
    2. В чем заключается своеобразие занятий по развитию речи? Чем продиктована их необходимость? По Вашему мнению, достаточно ли будет для развития речи у детей дошкольного возраста ограничиться проведением развивающих игр, свободным общением со взрослыми?
    3. Какие основные направления работы по развитию речи Вы учитываете при составлении конспекта занятия?
    4. Знакомы ли родители Ваших воспитанников с проблемами развития речи своих детей? Каким образом Вы организуете взаимодействие с семьями детей в направлении развития речи?

    Создание предметно-развивающей среды для развития речи детей.

    1. Книжный уголок

        Работа в книжном уголке должна планироваться и быть целенаправленной. Уголок должен быть оборудован так, чтобы в нем решались все вопросы развития речи в индивидуально-ориентированной форме.

    Место для книжного уголка.

         Книжный уголок должен быть хорошо освещенным (естественный свет) или с дополнительным освещением и находиться вне зоны занятий, доски, сюжетно-ролевых игр.

    Наглядное оформление и оснащение:

    а) если на занятиях мы беседуем о творчестве писателя или поэта, его портрет выносится на занятие, а потом остается в книжном уголке.

    б) эстампы или фотоиллюстрации:

    - по теме занятия по ознакомлению с окружающим миром;

    - по теме занятия по ознакомлению с художественной литературой – книжная графика, иллюстрации к прочитанным книгам;

    - по временам года.

    в) горизонтальная плоскость для выставочных материалов:

    - желательно, чтобы был журнальный столик на 2-3 ребенка;

    - может быть магнитофон или проигрыватель для прослушивания сказок.

    Содержание книжного уголка:

    а) Детская художественная литература:

    - та, которую воспитатель читает на занятии, именно детские книги с иллюстрациями, а не хрестоматии;

    - та, которую воспитатель читает для расширения сюжета детских игр (эти книги подбираются на месяц);

    - любимые книги детей, которые читаются по желанию детей, с продолжением;

    - в младших группах одна и та же книга в нескольких экземплярах; в старших группах – одно и то же произведение, но проиллюстрированное разными художниками, в разном оформлении.

    б) Иллюстрированный материал:

    - иллюстрации, которые прошли через занятия и все виды деятельности детей; еженедельно иллюстрации обновляются;

    - иллюстрации, касающиеся профессиональной деятельности людей, явлений социальной жизни; в иллюстрациях о природе желательны не пейзажи, а сюжетные картины «Ребенок в данном времени года»;

    - предметные картинки – по каждой тематике по 2-3, не более;

    - размер картинок и фотоиллюстраций – от половины альбомного листа до альбомного листа; все картинки наклеены на паспарту в одном стиле;

    - все иллюстрации связаны не только с темами художественной литературы, но и с темами занятий по ознакомлению с окружающим миром.

    Все эти материалы должны быть в книжном уголке ежедневно. Ежедневно, но не одни и те же. Содержание должно постоянно меняться, обогащаться.

    в) Тематические выставки.

    Оформляются по двум направлениям: памятные даты страны, юбилеи или дни рождения писателей.

    В младшей группе выставки организуются только к концу учебного года, по сказкам; в средней группе – 3-4 выставки в год; в старшей группе 4-5 выставок в год, может быть и более.

    Одна из форм работы в книжном уголке и один из видов выставок – презентация детьми любимых книг, которые они принесли из дома. Эта работа проводится в тесном контакте с семьей – родителей просят принести иллюстрации, семейные фотографии, о которых рассказывают дети.

    Когда в книжном уголке оформляется выставка, все остальные материалы убираются.

    г) Детские журналы.

    1. Библиотека

    Библиотека в группе.

    Оформляется только после того, как дети побывают на экскурсии в настоящей библиотеке, где их познакомят с предназначением, правилами работы, размещением книг, формами работы с читателями. Упор делается на то, зачем людям нужны библиотеки.

    Работа в библиотеке.

    - Устройство библиотеки – ритуал, который можно повторять много раз. он несет огромное воспитательное значение: дети учатся бережно относиться к книге.

    - Иллюстрации книг – помощь в понимании содержания.

    - Распределение книг: сказки о животных, стихи… - важно, чтобы дети договорились и решили сами. Здесь затрагивается и социальный аспект, и познавательный (дети придумывают знаковую систему, формируется их умение самостоятельно находить информацию).

    - Очень ценно, если в библиотеке будут книги, изготовленные и придуманные самими детьми, - рисунки, рассказы детей, воспитатель помогает делать обложку, родители помогают записать рассказ.

    - Воспитатель помогает детям внимательно всматриваться, изучать иллюстрации, самостоятельно находить нужную книгу по знаковой системе, определенным обозначениям.

    - Важно, чтобы книги читались и рассматривались не только в детском саду, но и давались для прочтения домой: здесь подключается работа с родителями. Дети могут приносить и книги из дома – для обмена с друзьями.

    1. Материалы для театрализованной деятельности.

    Младшая группа:

    - фланелеграф или магнитная доска (коврограф) с набором тех персонажей из произведений художественной литературы, которые читаются по возрасту, - сказок, песенок, потешек;

    - уголок ряжения с элементами костюмов;

    - театр на ложках;

    - театр на варежках;

    - театр игрушки (небольшие игрушки высотой 10-12 см);

    - ширма.

    Средняя группа:

    - те же материалы, что и в младшей группе, но с учетом тех литературных произведений, которые читаются по возрасту;

    - театр на ложках, варежках, театр игрушки обогащаются дополнительными персонажами;

    - куклы бибабо.

    Старший возраст:

    - остаются те же виды театра, что и в средней группе, расширяется их содержание, но плоскостного театра становится меньше;

    - куклы бибабо;

    - марионетки;

    - тростевые куклы;

    - элементы костюмов и декораций.

    Протокол обследования предметно-развивающей среды

    Вопросы на контроле

    группы

    Книжный уголок

    Оборудование (хорошо освещенное место, стол и стулья для детей, полочка или стеллажи для книг)

    Соответствие содержания возрасту детей

    Наличие художественной литературы, ее грамотный подбор (несколько книг одного наименования и автора разных издательств)

    Иллюстрации по темам занятий по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой

    Материалы о художниках-иллюстраторах

    Тематические выставки

    Сменяемость материала

    Наличие детской литературы

    Оборудование для театрализованной деятельности

    Ширма

    Фланелеграф

    Соответствие возрасту видов театра

    Соответствие возрасту содержания театров и театрализованных игр

    Дидактические игры (наличие, разнообразие, соответствие возрасту)

    Методическая литература

    Пособия для занятий

    Набор материалов для диагностирования детей

    Наглядная информация для родителей (доступность, эстетичность оформления, сменяемость)

    Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы

    Рекомендации

    Работа с семьей

    Формы организации работы с детьми вне занятий

    Досуг, развлечение

    Самостоятельная художественно-речевая деятельность

    Рассматривание предметов, игрушек, явлений природы

    Загадывание загадок, придумывание загадок

    Работа с материалами книжного уголка

    Дидактические игры

    Индивидуальная и подгрупповая беседа с детьми по теме

    Режимные моменты

    утро

    прогулка

    вечер

    утро

    прогулка

    вечер

    Планирование занятий

    Словарная работа

    Воспитание звуковой культуры речи

    Формирование грамматического строя речи

    Формирование связной речи и навыков рассказывания

    Воспитание любви и интереса к художественному слову

    Группы

    младшая

    старшая

    Анкета для родителей «Развитие речи ребенка-дошкольника»

    1. Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по развитию речи детей-дошкольников разного возраста? ___________________________________________

    __________________________________________________________________________

    1. Как Вы считаете, какова основная цель развития речи детей в детском саду:

    - научить детей полноценно общаться со взрослыми и сверстниками;

    - научить детей вежливо задавать вопросы и отвечать на поставленные вопросы;

    - подготовить детей к обучению в школе;

    - развивать у детей психические функции мышления, внимания, памяти так, чтобы они в дальнейшем были способны к восприятию любой информации;

    - научить детей читать и писать.

    1. Какую оценку Вы даете уровню развития речи своего ребенка? Чему он научился за прошедший год? _____________________________________________________

    __________________________________________________________________________

    1. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития речи детей?___

    __________________________________________________________________________

    1. Часто ли Ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к речевым играм, чтению книг? Что Вы делаете для того, чтобы поддержать его интерес? __________

    __________________________________________________________________________

    1. Часто ли Вы читаете ребенку детские книги?_________________________________
    2. Можете ли Вы назвать любимую книгу Вашего ребенка? ______________________

    __________________________________________________________________________

    1. Есть ли у Вас дома библиотечка детской литературы?_________________________
    2. Хотели бы Вы брать домой для чтения детям книги из библиотеки детского сада? Необходима ли Вам услуга детского сада, как возможность пользования его библиотечным фондом? __________________________________________________

    __________________________________________________________________________

    1. Выполняете ли Вы домашние задания по развитию речи, которые рекомендует Вам воспитатель?____________________________________________________________

    __________________________________________________________________________

    1. Как Вы считаете, получает ли Ваш ребенок в детском саду достаточное речевое развитие и хорошую подготовку к дальнейшему обучению в школе?_____________

    __________________________________________________________________________

    1. Считаете ли Вы необходимым для Вашего ребенка посещать дополнительные занятия по развитию речи?  Какие?_________________________________________
    2. В Вашей группе имеется наглядная информация по развитию речи детей? Насколько она полезна для Вас?

    - информация отсутствует;

    - информация есть, но воспитатель никогда не обращает на нее наше внимание;

    - информация есть, но крайне скудная;

    - я не обращаю на нее внимания;

    - информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;

    - информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное;

    - наглядная информация интересна и полезна для меня.

    1. Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме развития речи Вашего ребенка? ___________________________________________________

    __________________________________________________________________________



    Предварительный просмотр:

    Анкета для родителей «Развитие речи ребенка-дошкольника»

    1. Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по развитию речи детей-дошкольников разного возраста? ___________________________________________

    __________________________________________________________________________

    1. Как Вы считаете, какова основная цель развития речи детей в детском саду:

    - научить детей полноценно общаться со взрослыми и сверстниками;

    - научить детей вежливо задавать вопросы и отвечать на поставленные вопросы;

    - подготовить детей к обучению в школе;

    - развивать у детей психические функции мышления, внимания, памяти так, чтобы они в дальнейшем были способны к восприятию любой информации;

    - научить детей читать и писать.

    1. Какую оценку Вы даете уровню развития речи своего ребенка? Чему он научился за прошедший год? _____________________________________________________

    __________________________________________________________________________

    1. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития речи детей?___

    __________________________________________________________________________

    1. Часто ли Ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к речевым играм, чтению книг? Что Вы делаете для того, чтобы поддержать его интерес? __________

    __________________________________________________________________________

    1. Часто ли Вы читаете ребенку детские книги?_________________________________
    2. Можете ли Вы назвать любимую книгу Вашего ребенка? ______________________

    __________________________________________________________________________

    1. Есть ли у Вас дома библиотечка детской литературы?_________________________
    2. Хотели бы Вы брать домой для чтения детям книги из библиотеки детского сада? Необходима ли Вам услуга детского сада, как возможность пользования его библиотечным фондом? __________________________________________________

    __________________________________________________________________________

    1. Выполняете ли Вы домашние задания по развитию речи, которые рекомендует Вам воспитатель?____________________________________________________________

    __________________________________________________________________________

    1. Как Вы считаете, получает ли Ваш ребенок в детском саду достаточное речевое развитие и хорошую подготовку к дальнейшему обучению в школе?_____________

    __________________________________________________________________________

    1. Считаете ли Вы необходимым для Вашего ребенка посещать дополнительные занятия по развитию речи?  Какие?_________________________________________
    2. В Вашей группе имеется наглядная информация по развитию речи детей? Насколько она полезна для Вас?

    - информация отсутствует;

    - информация есть, но воспитатель никогда не обращает на нее наше внимание;

    - информация есть, но крайне скудная;

    - я не обращаю на нее внимания;

    - информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;

    - информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное;

    - наглядная информация интересна и полезна для меня.

    1. Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме развития речи Вашего ребенка? ___________________________________________________

    __________________________________________________________________________



    Предварительный просмотр:

      Анализ занятия по развитию речи

    Ф.И.О. воспитателя_____________________________________________

    Группа_________________________Кол-во детей_____________________

     Начало режимного момента ____ч _____мин, окончание ____ч ____мин

    Дата

    _______

    _______

    _______

    Примечания

    Критерии: высокий уровень –3 балла, достаточный уровень – 2 балла, низкий уровень – 1 балл.

    Баллы

    1. Выполнение санитарно-гигиенических требований

    1.1

    Соблюдение температурного и светового режимов;

    1.2

    Удовлетворение двигательной активности детей (физкультминутки, смена деятельности, динамические паузы и т.п.);

    1.3

    Контроль за правильностью осанки во время работы детей за столами;

    1.4

    Соответствие длительности занятия санитарно-гигиеническим нормам.

    2.  Создание условий для проведения занятия

    2.1

    Наличие плана, конспекта

    2.2

    Наглядные пособия, атрибуты, игрушки, ТСО.

    2.3

    Предварительная работа с детьми (беседа, наблюдение, чтение художественной литературы).

    2.4

    Размещение детей (достаточное количество стульев, столов их расположение).

    2.5

    Программное содержание занятия: тип  занятия (традиционное, комплексное, тематическое  и т.д.), соответствие целей, задач, содержания.

    3. Характеристика деятельности воспитателя

    3.2

    Знание  материала, готовность к занятию

    3.3

    Речь педагога: её правильность, выразительность, эмоциональность, др.

    3.4

    Педагогический такт воспитателя, эмоциональный фактор занятия, стиль общения с детьми.

    3.5

    Умение выслушать ответ ребёнка, грамотно исправить ошибки в речи

    4. Методика проведения занятия

    4.1

    Соотношение речи педагога и детей.

    4.2

    Использование разных видов деятельности, их чередование.

    4.3

    Соотношение нового и повторного материала.

    4.4

    Приемы активизации внимания детей, насколько эффективно они применялись.

    4.5

    Решение разнообразных задач (ЗКР, словарная работа, связная речь…)

    4.6

    Использование дифференцированного метода обучения.

    4.7

    Индивидуальная работа с детьми в процессе занятия.

    4.8

    Анализ работы детей на занятии, качество этого анализа.

    5. Деятельность детей на занятии.

    5.1

    Непосредственность, эмоциональный настрой, непринужденность.

    5.2

    Сохранение интереса детей на протяжении занятия, сосредоточенность при выполнении заданий.

    5.3

    Проявление инициативы, творчества (зависит от типа занятия)

    5.4

    Каковы навыки связной речи? (навыки пересказа, рассказа из личного опыта)

    5.5

    Достаточен ли словарный запас детей?

    5.6

    Сформированность у детей навыков учебной деятельности

    Итого:

    Средний балл:

    Вывод:___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________

    Предложения и замечания: _________________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Подпись проверяющего______________________________ Подпись проверяемого_________________



    Предварительный просмотр:

    Аналитическая справка

    по итогам тематического контроля

    «Организация работы ДОУ по речевому развитию»

    Дата проведения: с ...................... по ..................................

     Кто проводил:  заведующий ........, старший воспитатель............

    Цель: Проанализировать работу педагогического коллектива по организации речевого развития детей.

    Возрастная группа: младшая и старшая группы.

    Методы контроля:

    Посещение занятий;

    Проверка календарных планов воспитателей;

    Обследование предметно-пространственной развивающей среды для организации речевого развития детей

    Рабочий материал, для осуществления тематического контроля:

    1. Карта анализа занятия по речевому развитию

    2. Карта проверки планов воспитателей

    3.Карта анализа предметно-пространственной развивающей среды

    Итоги тематического контроля:

     В ходе тематического контроля были проверены календарно-тематические планы воспитательно-образовательной работы с детьми во всех возрастных группах, в них прослеживается конкретное планирование контролируемой темы в НОД, на прогулках, в самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной и подгрупповой форме работы, дидактических и подвижных играх. Недостаточно уделено внимание сюжетно-ролевым играм, досугам и развлечениям, ни в одной группе в планах не прослеживается работа с родителями по развитию речевых способностей детей, на что следует уделить особое внимание.

    Воспитателями возрастных групп подробно расписаны наблюдения как на прогулке, так и в утренний и вечерний отрезки времени: за падающим снегом, птицами, кустарниками и деревьями, сезонными изменениями в природе, связанными с уменьшением  светового дня, температурой воздуха. В целях прослеживается научный подход и учёт возрастных особенностей детей дошкольного возраста – ставиться акцент на установление детьми причинно-следственных связей, на формирование умений делать элементарные выводы, устанавливать взаимосвязь в живой и неживой природе.

    В планах воспитательно-образовательной работы запланированы различные игры, работа в уголке природы, беседы о приметах зимы, использование художественного слова; индивидуальная работа по развитию речи – заучивание стихов, песен, потешек, беседы в утренний  и вечерний отрезок времени.

    В группах ДОУ созданы условия для развития речи детей: сформированы книжные уголки, в которых целесообразно размещена литература в соответствии с возрастом детей. В группах имеется достаточное количество дидактических и настольно-печатных игр. Эстетично оформлены картотеки предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков, материал для звукового, слогового анализа слов и предложений, схемы и пиктограммы; картотеки артикуляционных и пальчиковых гимнастик; в уголках театрализации подобраны атрибуты и маски для постановок сказок; есть пособия для развития мелкой моторики рук: прописи, шнуровки, пальчиковые игры.

    Педагоги активно используют проектный, исследовательский методы, метод имитации, разговора, пересказа и сочинения, в соответствии с программой реализуются основные формы обучения речи:

    - работа по развитию речи детей в свободном общении их с воспитателем, со всеми другими работниками детского сада, в общении детей друг с другом;

    - специальная НОД по развитию речи;

    Педагоги активно применяют различные приемы развития речи:

    - опора на реальные объекты,

    - опора на игру (предметную, сюжетную, подвижную, дидактическую), опора на иллюстрации, на словесные образцы.

    Для реализации задач по развитию речи в режимных моментах воспитателями активно используются игровые, здоровьесберегающие технологии (театрализация, дидактические речевые игры и др.), организуется элементарная исследовательская деятельность детей (сбор информации о природных объектах), активно применяются словесные методы: составление рассказа, проблемные вопросы; наглядные - схемы, модули.

    Анализ взаимодействия педагогов с детьми на занятиях (НОД) показал, что преобладающей является речевая активность самого педагога. Познавательная и речевая активность самих детей во время образовательных ситуаций недостаточна. Это означает, что педагогами не в полной мере созданы условия для детской инициативы, проявления любознательности, заинтересованности и активности.

     Воспитатели используют разную тематику разговоров как с одним ребенком, так и с подгруппой детей: о самом ребенке, его семье, о предметах и игрушках, о жизни в детском саду, об окружающей жизни.

    Планируется развитие диалогической речи через рассматривание картин и иллюстраций, ознакомление с предметным окружением, ознакомление с природой. Диалог проходит через сюжетно-ролевые игры, речевые игры, игры-драматизации, театрализованную деятельность, планируются задачи по культуре общения.

    Вместе с  тем, недостаточно планируется индивидуальная работа по развитию речи и формированию коммуникативных навыков дошкольников; работа в уголке книги – ремонт книг, оформление выставок; индивидуальных и групповых бесед с детьми.

    Не во всех группах есть  информация для родителей по развитию активного словаря у детей.

    ВЫВОД: организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ          по развитию речи детей  удовлетворительная.

    В группах созданы оптимальные условия для речевого развития дошкольников, отмечается большое разнообразие игр, оборудования, пособий в группе, модулей, схем, картотек.

    Педагоги возрастных групп грамотно и целесообразно используют инновационные технологии (ИКТ, развивающие программы, здоровьесберегающие технологии), стараются привлекать к участию в различных мероприятиях родителей.

     З.У.Н. детей по разделу «Развитие речи» соответствуют возрасту и отвечают программным требованиям.

    Рекомендации:

    1.Планировать и проводить мероприятия (праздники, литературные вечера, пьесы-сказки в старшем дошкольном возрасте для показа малышам), посвящённые творчеству писателей, поэтов, иллюстраторов книг;

    2.Активизировать формы работы по приобщению детей к чтению: организация НОД по ознакомлению с биографией писателей, создание Книжкиной больницы, книг-самоделок, оформление макетов по мотивам любимых сказок, празднование именин произведения, создание семейных библиотек, конкурс книжек-малюток, конкурс чтецов.

    Ответственные: воспитатели групп

    Срок: постоянно

     2. Активизировать в части режимных моментов, в свободном общении взрослых с детьми, работу по формированию мотивации к речевым действиям, планируя словесные игры, игры-упражнения для детей на формирование навыка использования правильной интонации в собственной речи «Что кому нужно для работы», на развитие восприятия тембровой окраски голоса «Угадай-ка», воспитания силы, высоты и тембра голоса «Кто как кричит?», «Кто громче, кто тише?» на умение координировать темп движений и речи «Хоровод», «Кто твой сосед?», для работы над речевым дыханием использовать упражнения «Ветряная мельница», «Мыльные пузыри», «Буря в стакане», на развитие связной речи использовать познавательные и речевые игры.

     Ответственные: воспитатели групп

    Срок постоянно

    3.Планировать в календарных планах и проводить индивидуальную работу развитию речи и формированию коммуникативных навыков дошкольников; работу в уголке книги – ремонт книг, оформление выставок; индивидуальные и групповые беседы.

     Ответственные: воспитатели групп

    Срок постоянно.

     4.Разнообразить формы и методы работы с родителями по развитию речевой активности детей. Систематически и конкретно планировать работу с родителями.

    Ответственные: воспитатели групп

    Срок постоянно



    Предварительный просмотр:

      Анализ занятия по развитию речи

    Ф.И.О. воспитателя_____________________________________________

    Группа_________________________Кол-во детей_____________________

     Начало режимного момента ____ч _____мин, окончание ____ч ____мин

    Дата

    _______

    _______

    _______

    Примечания

    Критерии: высокий уровень –3 балла, достаточный уровень – 2 балла, низкий уровень – 1 балл.

    Баллы

    1. Выполнение санитарно-гигиенических требований

    1.1

    Соблюдение температурного и светового режимов;

    1.2

    Удовлетворение двигательной активности детей (физкультминутки, смена деятельности, динамические паузы и т.п.);

    1.3

    Контроль за правильностью осанки во время работы детей за столами;

    1.4

    Соответствие длительности занятия санитарно-гигиеническим нормам.

    2.  Создание условий для проведения занятия

    2.1

    Наличие плана, конспекта

    2.2

    Наглядные пособия, атрибуты, игрушки, ТСО.

    2.3

    Предварительная работа с детьми (беседа, наблюдение, чтение художественной литературы).

    2.4

    Размещение детей (достаточное количество стульев, столов их расположение).

    2.5

    Программное содержание занятия: тип  занятия (традиционное, комплексное, тематическое  и т.д.), соответствие целей, задач, содержания.

    3. Характеристика деятельности воспитателя

    3.2

    Знание  материала, готовность к занятию

    3.3

    Речь педагога: её правильность, выразительность, эмоциональность, др.

    3.4

    Педагогический такт воспитателя, эмоциональный фактор занятия, стиль общения с детьми.

    3.5

    Умение выслушать ответ ребёнка, грамотно исправить ошибки в речи

    4. Методика проведения занятия

    4.1

    Соотношение речи педагога и детей.

    4.2

    Использование разных видов деятельности, их чередование.

    4.3

    Соотношение нового и повторного материала.

    4.4

    Приемы активизации внимания детей, насколько эффективно они применялись.

    4.5

    Решение разнообразных задач (ЗКР, словарная работа, связная речь…)

    4.6

    Использование дифференцированного метода обучения.

    4.7

    Индивидуальная работа с детьми в процессе занятия.

    4.8

    Анализ работы детей на занятии, качество этого анализа.

    5. Деятельность детей на занятии.

    5.1

    Непосредственность, эмоциональный настрой, непринужденность.

    5.2

    Сохранение интереса детей на протяжении занятия, сосредоточенность при выполнении заданий.

    5.3

    Проявление инициативы, творчества (зависит от типа занятия)

    5.4

    Каковы навыки связной речи? (навыки пересказа, рассказа из личного опыта)

    5.5

    Достаточен ли словарный запас детей?

    5.6

    Сформированность у детей навыков учебной деятельности

    Итого:

    Средний балл:

    Вывод:___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________

    Предложения и замечания: _________________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Подпись проверяющего______________________________ Подпись проверяемого_________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игровой тест "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста" (для воспитателей)

    Данный материал предлагается для воспитателей с целью выявления знаний, умений, навыков по разделу грамматический строй речи типовой программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. К...

    Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.            В дошкольном учреждении о...

    Способы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

           Формирование грамматического строя языка (синтаксиса, морфологии, словообразования) старшего дошкольника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться р...

    Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    В дошкольном учреждении осуществляется целенаправленное педагогическое  руководство умственным и речевым развитием детей. Программой предусматриваются специальные занятия, на которых ребенка учат...

    Выступление на педагогическом совете. Презентация. Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений.

    Песок, вода, немного фантазии и наскучившие упражнения «Кто у кого?», «Чей малыш?» «Папа, мама, я» приобретают второе дыхание. Этот метод позволяет заниматься в неп...