Эссе
материал на тему

Пак Дарья Дмитриевна

"Моя педагогиечская философия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе воспитателя детского сада

МБДОУ «Колосок» № 3

Пак Дарья Дмитриевна

«Моя педагогическая философия»

На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать ту, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям, т.е. найти свое призвание.  Я, воспитатель, выбрала эту профессию не случайно. Да потому, что в детском саду скучно не бывает: что ни день, то новость, новое открытие. Ни дня без приключений. А если серьёзно, то для детей мы становимся вторыми мамами, я всегда любила детей. Моя педагогическая карьера началась с должности подменного воспитателя в МДОУ № 3 «Колосок».   Я мечтала быть не просто воспитателем, а хорошим воспитателем.

Потому что:

Хороший воспитатель - это врач, для которого главный закон: «Не навреди!» Без приборов и инструментов мы наблюдаем за душевным, нравственным здоровьем наших детей. Без микстур и уколов лечим словом, советом, улыбкой, вниманием. Хороший  педагог должен помнить слова Руссо: «Пусть предназначают моего воспитанника к тому, чтобы носить саблю, служить церкви, быть адвокатом,— мне все равно. Жить — вот ремесло, которому я хочу учить его. Выходя из моих рук... он будет, прежде всего, человеком».

Хороший воспитатель - это мудрый судья, невольно оказавшийся в центре вечного конфликта отцов и детей. Он не разделяет, чтобы властвовать, но, как настоящий миротворец, сглаживает противоречия, чтобы прийти к гармонии. Педагог, как Фемида, на весах правосудия, взвешивает добро и зло, поступки и действия, но не карает, а старается предупредить.

Хороший воспитатель - это актер, сценарист, художник. В его силах превратить любое занятие в удовольствие. «Творчество вот лучший учитель!» Вырастить человека в полном смысле слова - это значит совершить чудо, а такие чудеса совершаются ежедневно, ежечасно, ежеминутно обыкновенными людьми – педагогами детских садов.

Современный воспитатель – это грамотный специалист, разбирающийся в многообразии программ и методических разработок, это чуткий, всегда готовый к сотрудничеству и взаимопомощи коллега, умеющий работать в коллективе единомышленников. Это просто хороший человек. Дело все в том, что «погоду в доме», программу в детском саду делают люди, хорошие люди.

И в самом престижном детском саду мегаполиса, и в скромном детском садике крохотной далекой деревни с одинаковой уверенностью можно встретить хороших людей. Возможно, ли однозначно ответить на вопрос: «Что такое «хороший воспитатель?» Сократ сказал, что все профессии от людей и только три от Бога: Педагог, Судья, Врач.

Кто такой воспитатель? Тот, кто освоил в течение пяти институтских лет премудрости Педагогики? Практика невольно заставляет усомниться: высшее образование – единственное ли это условие успешной работы? Как применить все имеющиеся знания в жизни, в той повседневной жизни, в которой ты заглядываешь не в учебник, а в распахнутые детские глазенки?

Современное время диктует дошкольным образовательным организациям  переход на стандарт педагога, утверждённый  приказом с 1 января 2015 года. И я, задумываюсь о том, что должно измениться в детских садах в связи с переходом на стандарт?  Стандарт – это обобщённый опыт лучших практик, как зарубежных, так и российских: Что было вчера, что должно быть сегодня? Что именно улучшится? Почувствуют ли эти улучшения родители и дети? Меняются требования к воспитателю, педагог должен обладать достаточно широким спектром психологических знаний – этого раньше не было.

Важность «психологизации» педагогического образования объясняется тем, что дети сегодня другие. Педагог должен уметь работать  с детьми, а для этого нужно и быть хорошо подготовленным теоретически, и владеть педагогическими и психологическими технологиями. Оба условия важны, без фундамента не построить здание. Наглядным фактором, свидетельствующим о переходе на стандарт, должна стать предметно пространственная среда. Дело в том, что в стандарте одним из условий реализации основной образовательной программы определена развивающая предметно пространственная среда. Раньше этого не было. Раньше в дошкольном образовании об индивидуализации практически не говорили – педагог всегда работал с группой, будь то прогулка, игра, музыкальное или физкультурное занятие. Но ведь группа – это коллектив очень разных детей. Новый закон «Об образовании в РФ» даёт право приходить в обычные детские сады детям с ограниченными возможностями здоровья – родителям нужно привести ребёнка на обследование в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) и получить её рекомендации. И детские сады должны быть готовы к приходу таких детей. Но в большинстве случаев мы пока не готовы. Моё мнение, нужно так написать основную образовательную программу, чтобы и вся группа могла по ней заниматься, но у каждого ребёнка с ОВЗ был свой индивидуальный образовательный маршрут, нужно создать психолого-педагогические условия, необходимые ребёнку и соответствующие рекомендациям ПМПК. А это очень сложно. Поэтому, придя в детский сад, вы можете задать вопрос, есть ли там группы комбинированной направленности, где учатся и здоровые дети, и дети с ограниченными возможностями здоровья. Именно комбинированной, а не только компенсирующей, когда, например, в одной группе получают образование слабослышащие дети и педагог занимается с ними по одной адаптированной основной образовательной программе. Здесь снова возникает вопрос об условиях: чтобы дети с ограниченными возможностями могли ходить в обычный детский сад, пространство должно быть организовано соответствующим образом – начиная с пандусов. Нужно расширить двери, установить поручни, приспособить туалеты (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата), сделать соответствующее освещение (для слабовидящих), оснастить группы звукоусиливающей аппаратурой (для слабослышащих) и т. д. – всё это зависит от финансовых возможностей.. А вот содержание образования зависит уже от компетенций, от внутреннего состояния педагогического коллектива. Ребёнка с ограниченными возможностями здоровья нужно принять, при этом поработать с собой, поработать с его родителями, с родителями других детей.

Воспитатель должен обращать внимание на психологическое состояние ребёнка: в семье могут быть проблемы, например развод родителей, или смерть близкого родственника, или другие проблемы, он приходит в детский сад в состоянии стресса, и нужно понимать, как с ним сегодня заниматься. Может быть, изменить форму подачи материала, дать возможность побыть одному, отвлечь от грустных размышлений и т. д. – это очень тонкая, филигранная психо-логопедагогическая работа. И снова мы возвращаемся к вопросу о кадрах – всё здесь зависит от квалификации педагога. За последние двадцать лет отношение родителей к дошкольному образованию в целом изменилось. В начале 1990х годов, когда детские сады закрывались по всей стране, родители действительно относились к ним как к «камере хранения». Пошёл на работу – оставил ребёнка в детском саду, он там поел, погулял – можно его забирать. Но с тех пор подход изменился – родители хотят, чтобы в детском саду была серьёзная образовательная составляющая, и относятся к дошкольному образованию очень серьёзно. И если раньше главное, чего они хотели, – чтобы ребёнок не болел, то теперь хотят и чтобы воспитатель был хороший, то есть обладал бы определённым набором личностных качеств (добрый, душевный и пр.) и был профессионалом в своём деле. И этому важнейшему изменению – появлению социального запроса на дошкольное образование – наш стандарт соответствует как нельзя лучше. Корней Чуковский писал: «Детство осияно, и любое столкновение с ним – счастье». И вот, придя после окончания института в 2010 г. работать в детский сад, увидев чистые, устремленные к тебе детские взгляды, поняла – Это счастье!

Я давно убедилась, что не только профессиональные знания создают хорошего человека. Прежде всего, это качества личности. А вот какие – трудно описать, потому что все видят «хорошего человека» немного по-разному. Хотите убедиться? У друзей, коллег, родителей спросите. И они назовут такие качества как порядочность, аккуратность, ответственность, эрудированность, оптимистичность, находчивость, здоровье и т.п.

Каков же итог? Его сложно подвести, потому что у гордости за профессию воспитателя есть начало и нет конца…

Я воспитатель и этим горжусь,

Что вместе с детьми жить на свете учусь,

Да, я актриса многих ролей.

Но главная роль заменять матерей