Информационно-коммуникационные технологии в непосредственной образовательной деятельности дошкольников и в собственной педагогической деятельности.
статья по теме

Маркевич Наталья Леонидовна

 

Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.

Современный детский сад не должен отставать от требований времени, а значит, и современный музыкальный руководитель должен использовать компьютер, мультимедийную установку и интернет-ресурсы  в своей деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ И В СОБСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Каждый участник образовательного процесса сам решает,

 идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад»

Анатолий Гин

 (Руководитель международной лаборатории

образовательных технологий «Образование для Новой Эры»)

 Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества. 

Наша главная задача – формирование художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом. Неоценимую помощь в развитии этих качеств могут оказать коммуникационно - информационные технологии.

Современный детский сад не должен отставать от требований времени, а значит, и современный музыкальный руководитель должен использовать компьютер, мультимедийную установку и интернет-ресурсы  в своей деятельности. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.

Не исключением является и наш детский сад. В нашем дошкольном учреждении информационно-компьютерные технологии используются в работе административно-управленческого аппарата, с педагогами, родителями и детьми. К сожалению, пока нет специальной программы и методических пособий, которые помогут педагогу в дошкольном учреждении грамотно и эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии, поэтому приходится самостоятельно осваивать этот новый вид деятельности, разрабатывать авторские мультимедийные учебно-методические пособия, презентации, музыкально-дидактические игры.

В музыкальном зале и в музыкальном кабинете создана необходимая развивающая среда, имеется вся необходимая аппаратура (мультимедийная установка, акустическая система, компьютер, нетбук, принтер, сканер и интернет).

Поисковые системы сети Интернет предоставляют возможность найти практически любой музыкальный и дидактический материал, любые иллюстрации и фотографии для организованной деятельности, дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства. Таким образом, я имею возможность постоянно использовать в образовательной деятельности мультимедийную установку, что позволяет слушать музыку иллюстрируемую, специально созданными презентациями и подобранными к ней  видеофильмами.

Использование компьютера очень удобно не только для усвоения музыкального материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребенка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.

Использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников собранность, сосредоточенность, усидчивость, приобщает к сопереживанию.

Музыкально-дидактические игры, представленные в компьютерном исполнении, приучают детей к самостоятельности и развивают навык самоконтроля.        

         Функции демонстрационного материала на детских утренниках, досугах, а также во время проведения повседневных музыкальных занятий, выполняют презентации, созданные в приложении Microsoft Office PowerPoint. Они заменяют множество картинок, плакатов и аудиозаписей.

        Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию в ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, материал усваивается быстрее.

В своей работе с детьми я использую презентации как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала, для закрепления пройденного, контроля и проверки знаний.

          Традиционно образовательную деятельность я  начинаю с музыкально-ритмических движений. Идею использования движения как средства формирования музыкальности детей выдвинул швейцарский учёный и композитор Э.Ж. Далькроз.

            Всё чаще  использую аудиозаписи, это облегчает мне работу, так как, я не сижу за инструментом, а могу показать танцевальное движение или кого-то поправить. Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специально созданных видеороликов. Дети смотрят правильный показ, а посмотрев, стараются сделать так же. Этим я добиваюсь выразительного качественного выполнения движений, слежу за тем, чтобы дети точно передавали особенности того или иного произведения. Такой приём развивает у воспитанников память, внимание, потому что информация передаётся в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.

         Восприятие музыки - это самый распространённый вид музыкальной деятельности, доступный каждому. Благодаря новым  информационным технологиям эстрадная музыка звучит везде и по телевидению, и по радио, и компьютеру, музыкальному центру, на плеере, в мобильных телефонах, но очень мало народной и классической музыки. Я стараюсь это восполнить.

        В музыкальном кабинете есть много дисков с  музыкой в MP3 формате. Как правило лицензионные диски стоят дорого и не всегда их можно найти в магазинах нашего города. Поэтому музыку я скачиваю с интернета и записываю на диски. Эти записи помимо использования в образовательной деятельности, я даю родителям на выходные, чтобы они дома, в спокойной обстановке прослушали их с детьми. Если ребёнок растёт в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика, и народная музыка, он, естественно, привыкает к её звучанию, накапливает слуховой опыт.

         Имеется коллекция видеозаписей – «Времена года» П.И.Чайковского, «Хакасия – любовь моя!» - с фоновым использованием хакасской народной музыки, «Самоучитель игры на шумовых и духовых русских народных инструментах» – А. Сереброва, а так же видеозапись детской передачи «Шишкина школа», где в доступной для детей игровой форме рассказывается о музыке.

Постоянно пополняется коллекция медиа материалов:  это презентации «История возникновения музыкальных инструментов», «Мир музыки», «Симфонический оркестр», «Град струнных инструментов», «Русская изба», «Защитники Отечества», «Весна», «Занимательные задания», а также музыкально-дидактические игры в формате мультимедиа: «Найди композитора», «Чего не стало», «Первый дождь».  

Незаменимы в работе презентации по изучению композиторов. Они позволяют сделать знакомство с великими музыкантами более увлекательным и интересным.  

         Развивая у воспитанников навыки слушания, знакомлю детей с музыкальными произведениями разнообразных жанров, при этом использую мультимедийную установку для демонстрации различных иллюстраций, картинок к прослушиваемой музыке. Ребята научились высказывать свои сопереживания, размышлять об увиденном и услышанном,  поэтому у них быстрее развивается речь, мышление, художественный вкус.

          Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства.

 Песня - ценное средство нравственно - эстетического воспитания, благодаря единству музыкального и литературного текста. Чтобы разучить песню, мы сначала слушаем, а выучив, прослушиваем, выразительно ли она спета, как звучит. В этом нам помогает видеокамера, или аудиозапись.

          Готовясь к праздникам и развлечениям, всё чаще прибегаю к помощи компьютера  - ищу в интернете стихи, песни, музыку к танцам, ведь они представляют собой наиболее яркие события в повседневной жизни детей, доставляющие радость и эстетические переживания.  Использую ИКТ в досуговой деятельности для внесения небольшого объема познавательного материала в развлечение. Например, «День матери», «День Победы», «День Земли», «Пушкинские чтения».  

Использую компьютер в работе с родителями – например, на родительских собраниях, показываю презентации с фотографиями различных видов  музыкальной деятельности детей, видеофрагменты организованной музыкальной деятельности, а так же провожу различные консультации  для родителей с мультимедийной наглядностью при консультационном центре.

         В  компьютере, в  своей папке я храню планы, сценарии,  диагностические карты,

 тексты песен, стихи, музыку, фотографии, иллюстрации, видеозаписи.

Не секрет, что использование компьютера для педагога в наше время стало неотъемлемой реальностью.  Любое методическое мероприятие уже не представляется без мультимедийной презентации, так у меня уже имеется небольшая коллекция презентаций, использованных на семинарах и педсоветах в ДОУ: интеллектуальная викторина «Путешествие в прошлое России», деловая игра «Музыкально-изобразительный коктейль», мультимедийная агитка «Мы за здоровый образ жизни».  

Написание сценариев, консультаций для родителей не обходится без материалов, взятых из интернета, а участие в профессиональных конкурсах  предполагает обязательное владение навыками работы в интернете, умений  отправлять готовый материал по электронной почте.  В декабре 2013 года  стала призёром (2 место) III Международного конкурса презентаций портфолию  «Профессионалы в системе образования».  

Аттестационное портфолио также приходится скачивать с сайта.

С помощью интернета можно обмениваться опытом с педагогами не только своего города, региона, но и страны в целом.  Так умение работать в интернете, ориентироваться на страницах  сайтов  помогло скачать презентации, фотографии и видеоролики с прошедшего в Москве Всероссийского профессионального конкурса «Мой лучший урок», где я со своими коллегами в январе 2014 г. принимала участие в финале с презентацией и была награждена Грамотой (2 место).

В целях приобретения нового опыта в создании презентаций, приняла участие в Вебинаре (онлайн-семинаре) по теме «Использование средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности педагога ДОУ», который состоялся 4 июня 2014 г. По окончании Вебинара мне были высланы на электронную почту – сертификат и обучающие видеокурсы.  Продукт этого онлайн-семинара вы сейчас видите на экране, эта презентация выполнена в новой программе Prezi. Она отличается от всем известной и наиболее популярной PowerPoint.

         Исходя, из выше сказанного, можно сделать вывод, что использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности дошкольников и в собственной педагогической деятельности дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в  детском саду и повысить его эффективность. Таким образом, информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности современных детей.

В целом ИКТ - это удобно, эффективно, увлекательно. Конечно самое главное, что использование компьютера позволило значительно оживить нашу совместную образовательную деятельность с детьми, дало очень сильный положительный эмоциональный отклик со стороны детей. Детям стало просто интереснее воспринимать наглядный материал в хорошем, крупном, выразительном качестве. Тем более, что современным детям очень близко восприятие экранных образов.