Методическая разработка " Организация и проведение музыкально-игрового тренинга"
методическая разработка по теме

Владыкина  Маргарита Ефимовна

Методическая разработка " Организация и проведение музыкально- игрового тренинга".

используя музыкально- игровой тренинг поможет музыкальному руководителю мотивировать детей на взаиную работу с педагогом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka.docx29.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Организация и проведение музыкально-игрового тренинга

(методическая разработка)

Музыкальный руководитель Владыкина М.Е.

ГБДОУ дс № 64 Калининского района Санкт- Петербург

ОГЛАВЛЕНИЕ

  • Аннотация
  • Введение
  • Основная часть
  • Заключение
  • Список литературы

АННОТАЦИЯ

Практика работы педагогов дошкольных образовательных учреждений показывает, что за последние годы увеличилось количество детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы, которые напрямую влияют на поведение дошкольников, препятствуют конструктивному межличностному общению, а в итоге и оптимальной детской социализации.

Используя музыкально-игровой тренинг, педагог без напряжения сможет поддерживать положительную детскую мотивацию на конструктивное межличностное общение в процессе совместной деятельности, что положительно сыграет на развитие конструктивной коммуникации в группе.

Данная методическая разработка, на мой взгляд, будет полезна и легка в применении музыкальным руководителям (и другим педагогам дошкольного образования) в качестве эффективной формы организации совместной деятельности с детьми.

ВВЕДЕНИЕ

Данная методическая разработка создана в контексте реализации педагогической инициативы по теме: «Музыкально-игровой тренинг как технология формирования начальной социально-коммуникативной компетенции дошкольников».

Необходимость создания и проведения музыкально-игровых тренингов в нашем ДОУ возникла не спонтанно. Многолетний педагогический опыт в качестве музыкального руководителя показывает, что для современных детей-дошкольников характерны такие эмоционально-волевые акценты детского поведения, как гиперактивность, агрессивность, застенчивость и тревожность, а так же излишняя медлительность или  заторможенность.

На основании больших статистических исследований доказано, что у гиперактивных детей, как правило, не наблюдается задержки умственного развития. В воспитательной работе необходимо учитывать повышенную двигательную активность таких детей. Поэтому игры должны быть, прежде всего, подвижными. Учитывая повышенную отвлекаемость таких детей, следует чаще менять род их деятельности. Необходимо дать практически наиболее целесообразный выход гиперактивности такого ребенка. [8]

Психологические особенности застенчивых людей можно свести в основном к следующему: смущение при контактах с людьми, высокая тревожность, страх, зависимость от мнения окружающих, безосновательное чувство вины - все это на фоне неуверенности в себе. [9]

Как замечает А. Гуггенбюль, младшие дети плохо осознают свое агрессивное поведение: при расспросах они бойко повторяют не раз услышанные от взрослых сентенции о том, что "кричать и драться нехорошо", но при случае не задумываясь делают и то, и другое. [7]

Дошкольное детство - это особый период в развитии ребенка, когда у детей развиваются самые общие способности, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности. [1] «Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и нестандартно, по - своему видеть и понимать жизнь - это и еще многое другое несет в себе дошкольное детство»,- писал Л.А.Венгер. [3]

В нашем ДОУ, наряду с плановой диагностикой степени готовности выпускников ДОУ к школьному обучению, мы детально анализируем такой немаловажный показатель, как тревожность. Результаты диагностики по методике Тэммл-Дорки-Амен показали, что уровень тревожности детей на протяжении последних трех лет остается достаточно высоким (2010-2011 у.г.: 30,5%, 2011-2012 у.г.: 31,7%, 2012-2013 у.г.: (на начало года) 32,4%), что связано, в основном, с характером их взаимоотношений со значимыми взрослыми, в первую очередь, с родителями. Это и завышенные требования, предъявляемые к ребенку, усиление контроля за его действиями на уровне гиперопеки, ограничение игр и развлечений, сравнение с другими детьми, а также, наоборот, игнорирование потребностей ребенка, отсутствие эмоционального контакта с ним. Кроме того, дети часто испытывают тревожность в ситуациях взаимодействия со сверстниками, это происходит, когда у ребенка не складываются взаимоотношения со сверстниками, его не принимают в совместные игры, отвергают и т.д.

Новизна моей педагогической инициативы заключается в инновационной,  авторской, оригинальной форме организации совместной деятельности музыкального руководителя и дошкольников, а именно – музыкально-игровом тренинге. Данная методическая разработка описывает принцип его организации и проведения с детьми.

Необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду так же обусловлена и модернизацией образования, особенностями государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, принятием Министерством образования и науки РФ «Федеральных государственных требований». [2]

Это, в свою очередь, позволяет реализовать подход к организации целостного развития и воспитания ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности и поведения.

Таким образом,  обсуждая данные актуальные проблемы в ДОУ на итоговом педагогическом совете, мы с коллегами-воспитателями, специалистами ДОУ решили создать образовательно-коррекционный проект, направленный на коррекцию эмоционально неблагополучного поведения дошкольников через привлекательную ребенку совместную образовательную деятельность. Это позволит приобрести детям навыки конструктивного общения, что, в свою очередь, сыграет положительную роль на повышение уровня их готовности к школьному обучению, поможет адаптироваться и социализироваться нашим маленьким человечкам в новом для них школьном мире.

Оптимальным для меня, как для музыкального руководителя, наряду с решением  образовательных задач программной области «Музыка» в процессе совместной деятельности с дошкольниками интегрировано решать и задачи таких образовательных областей как «Социализация» и «Коммуникация».

Идея педагогической инициативы базируется на принципе интеграции образовательных областей, реализация которого позволяет развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Цель тренинга: Формирование начальной социально-коммуникативной компетенции дошкольников.

Задачи:

  • развивать музыкальные и  актерские способности, фантазию,  коммуникативные навыки, навыки самоконтроля;
  • создавать оптимальные условия для ранней социализации дошкольников;
  • воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обогащать способы их игрового взаимодействия;
  • способствовать «сглаживанию» эмоционально-волевых акцентов детского поведения (гиперактивность, агрессивность, застенчивость, повышенная тревожность).

Практическая значимость музыкально-игрового тренинга состоит в том, чтобы в доступной игровой форме способствовать, помимо решения образовательных задач области «Музыка», развитию конструктивного межличностного общения, коммуникативных навыков дошкольников.

Доступность инициативы заключается в отсутствии больших финансовых затрат на ее реализацию. Необходимы следующие ресурсы: кадровый (музыкальный руководитель или другой педагог дошкольного образования), технический (музыкальный центр или mp3 CD проигрыватель, в некоторых случаях экран и ноутбук) и сконструированная соответствующая предметно-развивающая среда (музыкальный зал или другое помещение для совместной деятельности с детьми, удобное для разноплановых музыкально-игровых двигательных упражнений).

Деятельность по реализации педагогической инициативы

В соответствии с целью и задачами была разработана, апробирована и внедрена в практику ДОУ серия музыкально-игровых тренингов.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Музыкально-игровой тренинг – форма организации совместной деятельности музыкального руководителя и детей.

Он представляет собой комплекс музыкальных игровых упражнений, логически связанных и выстроенных в определенном порядке, направленных на решение широкого спектра задач.

Структура, содержание и продолжительность тренинга варьируются в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями, возможностями и способностями детей.

Тренинговые игровые упражнения имеют комплексный характер и несут образовательно-развивающую смысловую нагрузку.

Комплекс упражнений музыкально-игрового тренинга включает:

  • Коммуникативно – релаксирующие (способствуют снятию тревожности, умственного и эмоционального напряжения);
  • Моторно – двигательные (развивают моторику и координацию);
  • Музыкально – речевые (обеспечивают совершенствование речевых функций);
  • Имитационно – моделирующие (способствуют воспроизведению реальных и условных ситуаций выразительными средствами);
  • Коммуникативно – тактильные; (способствуют развитию сенсорного восприятия, коммуникативных умений).

(Приложение 1).

Организация и проведение музыкально-игрового тренинга условно разделяется на 5 модулей:

1. Диагностический модуль.

На этом этапе происходит стартовая диагностика воспитанников, посредством которой выявляются дети с эмоционально-волевыми акцентами (описанными выше).

Диагностический инструментарий:

  • диагностические ситуации (смотрится реакция ребенка на смоделированные ситуации);
  • метод вербальных выборов (ответы на вопросы в индивидуальной беседе);
  • наблюдение;
  • проективные методики;
  • педагогическая и психологическая диагностика (стартовая, промежуточная, конечная).

2. Модуль формирования групп.

Данный этап предполагает по результатам диагностики, а так же учитывая запрос родителей и педагогов, формирование группы дошкольников. В группу входят дети, имеющие проблемы  межличностного общения в возрастной группе, обусловленные неразвитостью эмоционально-волевой сферы.

Оптимальное количество 10-12 человек в одной группе. Групп может быть и несколько, все зависит от результатов диагностики. Но важно, что музыкально-игровой тренинг конструируется и проводится отдельно на каждой группе.

3. Модуль конструирования.

Здесь предполагается конструирование педагогом самого музыкально-игрового тренинга. Оптимально для достижения положительной динамики проводить тренинг не реже одного  раза в неделю в течение 1-2 месяцев. Таким образом, если мы планируем создать программу музыкально-игрового тренинга, это предполагает конструирование и проведение 4-8 тренингов. В процессе конструирования педагог определяет, для какой возрастной группы предназначены упражнения, количество участников, оценивает степень сформированности того или иного умения, учитывает психологические и поведенческие характеристики воспитанников.

Так же необходимо определить цель музыкально-игрового тренинга, его содержание и структуру (последовательность и объем упражнений).

Проведение музыкально-игрового тренинга имеет 3 последовательных этапа:

  • Организационный (3-5 мин.);
  • Основной (игровой) (10-15 мин.);
  • Заключительный (5 мин.).

Организационный этап включает коммуникативно – тактильные и музыкально – речевые упражнения.

Основной этап включает моторно – двигательные и имитационно – моделирующие упражнения.

На заключительном этапе проводятся коммуникативно – релаксирующие упражнения.

4. Модуль проведения.

Данный модуль предполагает проведение ранее сконструированного музыкально-игрового тренинга. Важно не просто провести этот тренинг как запланированное игровое мероприятие, необходимо отследить наблюдением динамику каждого, входящего в группу, ребенка и зафиксировать результат. Следующий тренинг конструируется уже в соответствии с наблюдаемыми показателями (положительной или отрицательной (такое тоже не исключено) динамикой).

5. Диагностический модуль.

На этом этапе (в конце серии музыкально-игровых тренингов) происходит конечная диагностика воспитанников, посредством которой выявляется динамика показателей в сравнении со стартовой диагностикой. Диагностическим этапом каждого, отдельно взятого, музыкально-игрового тренинга будет промежуточная диагностика методом наблюдения (музыкальный руководитель - на тренинге, воспитатели -  во время межличностного общения в группе, родители - дома). Диагностический инструментарий для конечной диагностики используется тот же, что и для стартовой (см. Модуль 1).

Технологическая карта музыкально - игрового тренинга «Давайте улыбнемся» в группе детей старшего дошкольного возраста.

(интегрируемые образовательные области « Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка», «Развитие речи», «Социализация»)

Данный тренинг входит в серию музыкально-игровых тренингов, дети между собой хорошо знакомы.

Цель: развитие эмоциональной отзывчивости, умения общаться.

Задачи:

  1. Совершенствовать навыки исполнения простейших движений под музыку, умение перевоплощаться, стимулировать  речевую и музыкальную память.
  2. Обогащать опыт игрового взаимодействия.
  3. Побуждать к трансляции полученных впечатлений и  опыта другим детям в  процессе совместной деятельности.

Предварительная работа: Прослушивание и подпевание несложных песен и мелодий, знакомство с нестандартными шумовыми инструментами, игра на инструментах, работа над ритмом ( прихлопы, притопы). Загадки и стихи об инструментах, животных, временах года, явлениях природы.

Используемый материал: музыкально – игровые упражнения «Доброе утро», «По дорожке я иду», «По кругу мы шагаем», «Как котята. По программе Т.И.Суворовой «Весна – красна», «Оркестр»,  Веселая зарядка «Солнышко лучистое». (Приложение 2) Нестандартные шумовые инструменты (шуршалки, скорлупки грецких орехов, упаковочные пакеты, металлические кружки (или стеклянные бокалы), деревянные палочки. (Приложение 3)

Количество детей: 12 человек.

Используемые методы и приемы  направлены на развитие коммуникативных навыков, эмоциональности, творческих способностей, самостоятельности, повышение познавательной активности. Подобранный  материал  позволяет поддерживать интерес детей на протяжении всего времени деятельности.

Технологическая карта тренинга

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результативность педагогической инициативы

Реализация данной педагогической инициативы в ДОУ позволила достигнуть следующих результатов:

  • серия музыкально-игровых тренингов апробирована и внедрена в практику работы ДОУ;
  • наблюдается положительная динамика в развитии музыкальных способностей дошкольников, дети активно проявляют фантазию и актерские способности;
  • минимизация конфликтных ситуаций на группах в межличностном общении воспитанников (снижение с 42% до 30,1%)  свидетельствует о положительной динамике развития коммуникативных навыков и  навыков самоконтроля;
  • активно вовлечена родительская общественность в работу по формированию у дошкольников доброжелательного отношения друг к другу и взрослым.

Опыт работы по реализации педагогической инициативы «Музыкально-игровой тренинг как технология формирования начальной социально-коммуникативной компетенции дошкольников» был представлен в форме:

  • презентации данной методической разработки совету педагогов МБДОУ (протокол № 2 от 15.10.2012);
  • мастер-класса для студентов КПК № 2, проходящих производственную практику на базе МБДОУ, и куратора группы старшего преподавателя Борбат Н.А.;
  • открытого мероприятия (музыкально-игрового тренинга) для слушателей краевых курсов повышения квалификации КК ИПК РО и куратора группы старшего преподавателя Якушиной Т.Е..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»». -  СПб.: «Детство-пресс», 2011.
  2. «ФГТ в дошкольном образовании». -  М.: Творческий центр «Сфера», 2012.
  3. Л.А. Венгер «Психология развития. Словарь».- М.: «Просвещение», 2005.
  4. Журнал «Музыкальная палитра» №4 – 2006,  №2, №3 – 2009, №4 – 2011,  №4 – 2012.
  5. Журнал «Музыкальный руководитель» №7 – 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Организация и проведение спортивных праздников в ДОУ: Седьмое апреля - всемирный день здоровья"

Методическая разработка: "Организация и проведение спортивных праздников в ДОУ: Седьмое апреля - всемирный день здоровья"...

Методическая разработка : организация и проведение народных подвижных игр на прогулке в подготовительной группе.

Цель:развивать у детей интерес к народным играм;физические качества : ловкость, выносливость, быстроту движений;способствовать развитию положительных чувств : уверенности, смелости, радости;воспитыват...

Методическая разработка организации и проведения квест-игр в ДОУ

Технология квестов очень проста, но даёт большие возможности для организации игровой деятельности детей в увлекательной для них форме....

Методическая разработка "Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности"

Методическая разработка "Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности"...

Методическая разработка «Организация и проведение "Утреннего круга" в детском саду»

Учить детей взаимодействовать в детском коллективе, выстраивать дружеские отношения, проявлять инициативу в заботе об окружающих, развивать умение контролировать свое поведение, планировать свои дейст...

Методическая разработка "Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности"

Методическая разработка "Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности"...

Методическая разработка «Организация и проведение "Утреннего круга" в детском саду»

Методическая разработка «Организация и проведение "Утреннего круга" в детском саду»Цель данной технологии:  • развитие связной речи детей,  • раскрытие «я» ребенка (познанию его себя, своих мыслей...