ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
материал на тему

Таранова Надежда Сергеевна

Тема

Цели и задачи

План

Факт

 

 

СЕНТЯБРЬ

 

 

1

День знаний

Закреплять умение  составлять рассказ по памяти по теме «Что я видел в школе».

Учить подбирать обобщающие слова для группы предметов «школьные принадлежности».Дать представление о понятиях «речь», «слово», «предложение».

Развивать фонематический слух.

Воспитывать интерес к слову

9.09

 

2

Дети идут в школу
(сюжетный рассказ)

Обучать навыкам составления сюжетного рассказа по картине «Дети идут в школу». Закреплять понятия «речь», «слово», «предложение».Учить: составлять предложения, используя вводные слова и слова в переносном значении; членить слова на слоги. Познакомить со слоговым составом слова

16.09

 

3

К. Ушинский
«Четыре желания»

Продолжать учить пересказывать текст точно, последовательно, выразительно (рассказ К. Ушинского «Четыре желания»).

Развивать связную речь детей.

Дать понятия «буква», «звук», «гласный»,
«согласный».Учить: производить звуковой анализ слова, дифференцировать гласные и согласные звуки; придумывать предложение

23.09

 

4

Явления природы
(рассказ по предметным картинам)

Формировать умение составлять коллективный рассказ по предметным
картинам. Учить: сравнивать явления природы по признакам различия и сходства; подбирать синонимы и антонимы, выделяя существенные признаки предмета.

Дать понятие об ударном слоге.

Закреплять умение определять место ударения  в словах

30.09

 

 

 

ОКТЯБРЬ

 

 

5

Осень, осень,
в гости просим

Учить: составлять рассказ на осеннюю тематику, описывать окружающую природу; узнавать реальные признаки осени в их поэтическом выражении;  понимать и использовать слова в переносном значении.

Продолжать учить различать и называть гласные звуки, придумывать слова с заданным звуком

7.10

 

6

В. Бианки
«Купание медвежат»

Развивать умение последовательно и выразительно передавать небольшой по объему литературный текст (пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»).

Учить: объяснять непонятные слова, встречающиеся в тексте;  подбирать слова, используя рифму, различать простейшие случаи многозначности слова

14.10

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_po_razvitiyu_rechi.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Тема

Цели и задачи

План

Факт

СЕНТЯБРЬ

1

День знаний

Закреплять умение  составлять рассказ по памяти по теме «Что я видел в школе».

Учить подбирать обобщающие слова для группы предметов «школьные принадлежности».Дать представление о понятиях «речь», «слово», «предложение».

Развивать фонематический слух.

Воспитывать интерес к слову

9.09

2

Дети идут в школу
(сюжетный рассказ)

Обучать навыкам составления сюжетного рассказа по картине «Дети идут в школу». Закреплять понятия «речь», «слово», «предложение».Учить: составлять предложения, используя вводные слова и слова в переносном значении; членить слова на слоги. Познакомить со слоговым составом слова

16.09

3

К. Ушинский
«Четыре желания»

Продолжать учить пересказывать текст точно, последовательно, выразительно (рассказ К. Ушинского «Четыре желания»).

Развивать связную речь детей.

Дать понятия «буква», «звук», «гласный»,
«согласный».Учить: производить звуковой анализ слова, дифференцировать гласные и согласные звуки; придумывать предложение

23.09

4

Явления природы
(рассказ по предметным картинам)

Формировать умение составлять коллективный рассказ по предметным
картинам. Учить: сравнивать явления природы по признакам различия и сходства; подбирать синонимы и антонимы, выделяя существенные признаки предмета.

Дать понятие об ударном слоге.

Закреплять умение определять место ударения  в словах

30.09

ОКТЯБРЬ

5

Осень, осень,
в гости просим

Учить: составлять рассказ на осеннюю тематику, описывать окружающую природу; узнавать реальные признаки осени в их поэтическом выражении;  понимать и использовать слова в переносном значении.

Продолжать учить различать и называть гласные звуки, придумывать слова с заданным звуком

7.10

6

В. Бианки
«Купание медвежат»

Развивать умение последовательно и выразительно передавать небольшой по объему литературный текст (пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»).

Учить: объяснять непонятные слова, встречающиеся в тексте;  подбирать слова, используя рифму, различать простейшие случаи многозначности слова

14.10

7

Золотая осень (рассказ
по картине-пейзажу)

Познакомить с репродукцией картины И. И. Левитана «Золотая осень». Учить описывать предметы по картине, выделяя их
характерные признаки.

Формировать умение проникнуться тем настроением, которое отразил художник в своем пейзаже, и передавать свои чувства, ощущения в высказываниях

21.10

8

Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый
да масляный»

Закреплять: умение участвовать в драматизации сказки (русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»); знание детей о сложных словах; умение составлять сложные слова; знание о гласных звуках. Продолжать знакомить с понятием «предложение»

28.10

НОЯБРЬ

9

Моя семья

Учить: составлять рассказ по опорным вопросам на тему «Моя семья», восстанавливать деформированный текст повествовательного характера; придумывать предложения по схеме, типу высказывания, с определенным словом.

Расширять и систематизировать знания о предложениях. Развивать навыки правильного грамматического строя речи

4.11

10

Мой первый день
в детском саду

Развивать умение составлять рассказ из личного опыта на тему «Мой первый день в детском саду». Учить формулировать личную оценку героев, воспринимать смысл пословиц, выраженных образно. Закреплять знания о месте звука в слове. Упражнять в придумывании слов на заданный звук, назывании слов с противоположным значением
(антонимы). Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками.

Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять род предмета

11.11

11

Лиса с лисятами (сюжетный рассказ по картине)

Учить: составлять сюжетный рассказ по картине «Лиса с лисятами»; отвечать на поисковые  вопросы воспитателя;  выделять согласные звуки и определять глухость или звонкость этих звуков. Развивать умение самостоятельно придумывать  событие, предшествующее изображенному, а также
последующее. Закреплять умения выделять ударный звук, выполнять звуковой анализ слов, определять твердость и мягкость согласного звука

18.11

12

Сказка «Как ежик
выручил зайца»

Учить придумывать сказку на тему «Как ежик выручил зайца», давать описание внешнего вида персонажей, их действий, переживаний. Развивать речевые умения по подбору однокоренных слов, синонимов
и антонимов. Упражнять: в понимании многозначных слов; проведении звукового анализа, подборе слов с разной длительностью звучания. Закреплять умение определять род существительных, твердость (мягкость), звонкость (глухость) первого звука в слове

25.11

Декабрь

13

Какие бывают предметы

Закреплять умение рассматривать, описывать и сравнивать предметы
(например, стеклянные и пластмассовые).

Учить: сравнивать предметы, выделяя существенные признаки; подбирать существительные и прилагательные, синонимы, однокоренные слова. Развивать творческую деятельность способом морфологического анализа. Дать понятие о предлогах. Упражнять в умении выделять предлоги в речи, придумывать предложения с заданными предлогами

2.12

14

Е. Пермяк «Первая рыбка»

Учить: пересказывать текст, используя авторские выразительные средства; составлять сложные предложения, производить звуковой анализ слов, выделять ударный звук, определять род предмета, развивать звуковую культуру речи и грамматическую правильность.

Обратить внимание, как меняется смысл слова в зависимости от употребления разных суффиксов. Упражнять в подборе синонимов (рассказ Е. Пермяка «Первая рыбка»). Расширять знания о предложениях

9.12

15

Зимний вечер
(описательный рассказ)

Продолжить работу над составлением описательного рассказа по картине «Зимний вечер» (любого автора). Учить: придумывать самостоятельно сюжет, использовать выразительные средства при описании зимы; разделять предметы на одушевленные и неодушевленные, задавая вопросы «кто?», «что?».Познакомить с многозначностью слов (идет – падает снег, идет -человек). Расширить знания о словах, обозначающих предмет. Упражнять в придумывании предложений с заданным словом

16.12

16

Зимний вечер (сравнительно-описательный рассказ)

Активизировать словарь, использованный при описании картины на прошлом занятии. Учить: сравнивать явления природы по признакам различия и сходства; подбирать синонимы и антонимы; отгадывать загадки, выделяя существенные признаки предметов;

 правильно задавать вопрос к словам, обозначающим предмет.

Совершенствовать умение называть предметы женского рода.

Дифференцировать собственные и нарицательные существительные.

Упражнять в звуковом анализе слов

23.12

17

Зимушка-зима,
зима снежная была

Учить сравнивать картины: «Зима» И. Шишкина и «Сказка инея» И. Грабаря.

Вызывать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации, связанные с собственным опытом восприятия зимней природы. Формировать эстетический вкус, умение соотносить образы с настроением в пространстве картины.

Продолжать учить правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы. Совершенствовать умение производить звуковой анализ слова, называть слова с заданным ударным звуком.Развивать умение называть предметы мужского и женского рода

30.12

ЯНВАРЬ

18

Зимние забавы

Учить: составлять рассказ о зимних забавах по сюжетным картинам; подбирать обобщающие слова для групп однородных предметов; использовать языковые выразительные средства при описании зимы. Закрепить знание о словах, обозначающих одушевленный и неодушевленный предмет.

Упражнять в умении задавать вопросы, называть предметы мужского и женского рода. Познакомить с предметами среднего рода

13.01

19

Сказка про храброго зайца

Закреплять умение участвовать в драматизации сказки «Сказка про храброго зайца».Учить: отгадывать загадки, выделяя существенные признаки предметов; подбирать прилагательные и существительные, задавать правильные вопросы; выделять в тексте слова

признаки предмета. Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова, существительные с суффиксом.Расширять знание о словах, отвечающих на разные вопросы

20.01

20

Л. Воронкова «Елка»

Учить: понимать идею произведения (Л. Воронкова «Елка»); отвечать на вопросы воспитателя, самостоятельно ставить вопросы по содержанию текста; выделять и называть слова, обозначающие действия предмета. Совершенствовать умение детей пересказывать литературные произведения, передавать диалоги действующих лиц. Развивать слуховую память и внимание. Упражнять в придумывании предложений с заданным словом

27.01

ФЕВРАЛЬ

21

Сказка «У страха глаза
велики» (пересказ)

Закреплять умение выразительно пересказывать сказку «У страха глаза
велики». Развивать речевые умения в образовании однокоренных слов.

Учить: составлять загадки о предметах, выделяя их существенные признаки; – подбирать обобщающие слова для групп однородных предметов.Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова, существительные с суффиксами. Активизировать употребление прилагательных. Упражнять в подборе слов, близких и противоположных по смыслу заданному слову

3.02

22

Моя любимая игрушка

Обучать навыкам составления рассказа на основе личного опыта по теме «Моя любимая игрушка», отбирая наиболее важные факты. Учить рассказывать последовательно, выразительно. Расширять представление о словах. Познакомить с многозначными словами, омонимами и словами, употребляемыми только во множественном числе. Закреплять умение производить звуковой анализ слова, делить слово на слоги, определять род предметов.

Развивать фонематический слух

10.02

23

Литературный
калейдоскоп

Учить: воспринимать короткие литературные произведения; объяснять непонятные слова; ставить вопросы к тексту, отвечать на поставленные вопросы; подбирать слова, используя рифму; различать простейшие случаи многозначности слов. Продолжать учить составлять разные виды предложений и предложения с заданными словами.

Закреплять умение придумывать слова с заданным звуком и слогом

17.02

24

Сюжетный (свободный)
рассказ по серии картинок

Учить: участвовать в коллективном составлении рассказа по серии картинок и опорным вопросам; формулировать личную оценку поступков героев; развивать речевые умения в подборе определений, синонимов и антонимов. Закреплять умение детей делить слова на слоги, выделять ударный звук, производить звуковой анализ слов, называть имена собственные. Развивать фонематический слух

24.02

МАРТ

25

Моя мама (рассказ
из личного опыта)

Обучать составлению рассказа из личного опыта на тему «Моя мама».Учить: придумывать сюжет рассказа без опоры на наглядный материал; рассказывать последовательно, интересно, грамматически правильно по плану; подбирать прилагательные к существительному; на слух определять количество слов в предложении, придумывать предложения с заданным словом или определенным количеством слов. Воспитывать доброе, уважительное отношение к маме. Закреплять знание о последовательности слов в предложении. Развивать связную речь

3.03

26

Веточка в вазе
(творческое
рассказывание)

Учить составлять коллективный творческий рассказ, придумывать ему точное название на основе наблюдений за веточкой в вазе. Совершенствовать умения: различать слова, обозначающие предметы, признаки, действия; задавать вопросы к таким словами и самостоятельно их придумывать. Упражнять в выполнении звукового анализа слова

10.03

27

Сюжетный рассказ
по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

Закреплять:  умение рассматривать
картину В. М. Васнецова «Богатыри»;

 умение делить слова на слоги, определять ударный звук, род предмета, производить звуковой анализ слов. Учить: составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета; самостоятельно придумывать события, предшествующие (последующие) изображенным, соблюдая точность и выразительность. Формировать элементарные представления о твердом и мягком знаках

17.03

28

М. Пришвин «Золотой луг» (пересказ)

Учить:  пересказывать литературный текст М. Пришвина  «Золотой луг»;  подбирать определение и сравнение. Закреплять:  понимание специфики жанра рассказа; умение ставить ударение  в словах, определяя ударный и безударный слоги, делить слова на слоги. Дать представление о понятии «приставка». Упражнять: в отгадывании загадок о цветах; в изменении слов с помощью приставки

24.03

АПРЕЛЬ

29

Весна в изображении
художников (описательный рассказ по пейзажной картине)

Рассматривание картины И. Левитана «Весна. Большая вода».Учить: составлять описательный рассказ по картине; видеть художественный образ, единство содержания и языка пейзажной живописи; правильно употреблять местоимения и предлоги в речи. Обогащать речь эмоционально окрашенной лексикой. Развивать эмоциональную отзывчивость на весеннее пробуждение природы. Упражнять в согласовании местоимения с глаголами, придумывании предложений с определенным количеством слов и типом высказывания

7.04

30

Л. Толстой
«Белка прыгала
с ветки на ветку»
(пересказ)

Закреплять умение пересказывать литературный текст (сказка Л. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку»).

Активизировать в речи употребление сложных предложений. Обратить внимание на краткую форму прилагательных, ввести их в активный словарь. Формировать представление о букве ь, ее месте в словах. Учить: анализировать слова с ь; составлять изложение из определенных слов

14.04

31

Мой друг
(рассказ
из личного опыта)

Закреплять умение составлять рассказ на тему «Мой друг» из личного опыта.

Развивать умение: придумывать концовку к рассказам; формулировать личную оценку поступков героев; воспринимать смысл пословиц, выраженных образно. Формировать представление о букве ъ. Познакомить с ее особенностями и ее месте в словах.

Учить анализировать слова с буквой ъ

21.04

32

Мы сочиняем сказки
(моя сказка)

Закреплять: навыки составления сказки на предложенную тему;  умение проводить звуковой анализ слов, содержащих букву ь и мягкие согласные. Активизировать употребление в речи существительных и прилагательных женского, мужского и среднего рода. Развивать интонационную сторону речи

28.04

МАЙ

33

Весна в городе
Скороговора

Закреплять умение точно, правильно, выразительно и с соответствующей интонацией использовать в своей речи малые формы фольклора. Воспитывать интерес к скороговоркам, пословицам, считалкам

5.05

34

Кому сказки Пушкина
не любы?

Закреплять умения:  рассказывать о своих любимых книгах; инсценировать любимые фрагменты произведений.

Воспитывать интерес к художественной литературе

12.05

35

Проведение
итоговой диагностики

Провести обследование речевого развития детей
на конец года и проанализировать результаты

19.05

36

Проведение
итоговой диагностики

Провести обследование речевого развития детей
на конец года и проанализировать результаты

26.06


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по развитию речи средняя группа

№Программное содержание занятийМатериалы, оборудованиеЛитература1.Пересказ сказки «Курочка Ряба»Задачи:- связная речь: учить пересказу знакомых им литературных произведений, составлению коротких расск...

Перспективный план по развитию речи (подготовительная к школе группа)

Первспективное планирование на год по развитию речи...

Перспективный план по развитию речи подготовительная группа

Перспективный план по развитию речи (подготовительная группа)...

Перспективный план по развитию речи. Младшая группа.

В данном документе представлен перспективный план по развитию речи младшей группы....

Перспективный план по развитию речи. старшая группа

Сентябрь. Тема месяца: «Детский сад»1 неделя – «Наша группа. Игрушки»2 неделя – «Мальчики и девочки – дружная семья»3 неделя – «Посуда...