конспект занятия по опытнической деятельности в старшей группе " легенда о том, как поспорили четыре стихии"
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

конспект занятия по опытнической деятельности в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Легенда «Как поспорили 4 стихии».

Задачи:

Совершенствовать знания детей  о необходимых условиях (воздух, земля, огонь, вода) для жизни живых организмов (человек, животное, растение). Учить самостоятельности в процессе познавательно – исследовательской деятельности; умению делать выводы.

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды, воздухе, земли, огня. Дать понятие о стихийных бедствиях. Развивать умение участвовать в коллективных обсуждениях.

Расширять словарь детей словами: лаборатория, лаборант, стихия. Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать  с природными объектами.

Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности.

Оборудование:

  1. Мультимедийный  экран
  2. Слайды с фотографиями 4 стихий (ВВОЗ)
  3. Слайды с видами природных катаклизмов (цунами, наводнение, шторм, землетрясение, ураганы, смерчи, вулканы, лесные пожары)
  4. Слайд «водоворот воды в природе»
  5. Кусочки земли, блюдца, ложки, емкость с водой, резиновый шланг 0,5м
  6. Стакан с прикрепленной ко дну салфеткой
  7. Зеркала на каждого ребенка
  8. Цветные салфетки
  9. Кусочки фруктов, овощей
  10. Почва, лупа, спиртовка, металлическая тарелка, стекло, прозрачная емкость
  11. Термос с горячей водой
  12. Зеркало на длинной ручке
  13. Макет вулкана, сода, яблочный уксус, краситель розового цвета
  14. Символы 4 стихий по количеству детей
  15. Цветные карандаши и индивидуальные карты для фиксации опытов на каждого ребенка.

Ход занятия:

В групповую комнату заходят дети. На груди эмблема – стихия (воздух, вода, земля, огонь).

Воспитатель: Ребята, мы пришли в лабораторию.  Как вы думаете, что такое лаборатория?

Воспитатель выслушивает ответы детей и подводит итог  - это специально оборудованное помещение, где ученые проводят различные опыты.

На экране появляется изображение ученых в лаборатории

А что же сейчас происходит в лаборатории?

Кто изображен на экране?

Ответы детей (человек, растение, животное).

Воспитатель: это живые существа, обитающие на нашей планете.

 - Что необходимо всем живым существам для жизни на планете Земля?

Дети: воздух, вода, земля, огонь.

На экране появляются 4 стихии.

Воспитатель: Дети, у которых на груди эмблема со стихией «воздух» подходят к голубому столу.

Аналогично  стихия огонь – к оранжевому, земля к желтому, вода к синему.

Воспитатель: послушайте легенду:

Когда – то давным-давно 4стихии затеяли спор для того, чтобы выяснить, кто из них важнее для жизни человека.

Первым выступил Воздух (на экране появляется картинка «ветер»).

- Ребята, как вы думаете, почему воздух решил, что он важнее всех?

Ответы детей.

Воспитатель: да, воздух для человека жизненно необходим, потому что  без воздуха человек может прожить всего около 2 минут.

 - А еще воздух заявил, что он повсюду. А как можно это  узнать?

Его можно увидеть? – нет.

Его можно потрогать? – нет.

Как же узнать, что он повсюду?

Сейчас юные лаборанты, сидящие за голубым столом нам докажут, что воздух есть везде.

Опыт№1. (воздух есть в земле)

Перед  детьми стоят стаканчики с водой и тарелочки с комочками земли.

Воспитатель предлагает детям набрать ложкой землю и положить ее в стакан.

Дети наблюдают появление пузырьков.

Вывод: воздух есть в земле.

Опыт № 2 (с резиновым шлангом)

Воспитатель предлагает желающему взять резиновый шланг за один конец и покрутить ритмичными движениями в воздухе и послушать, как он «поет» (результат движения воздуха).

Вывод: воздух существует и его можно услышать.

Опыт №3 «воздух  в стакане»  (проводит воспитатель).

У воспитателя в руках пустой стеклянный стакан с сухой салфеткой на дне. Педагог переворачивает стакан вверх  дном и опускает его в емкость с водой. Вытаскивает стакан и показывает что салфетка осталась сухая.

Вывод: воздух остался в стакане, не дал воде намочить салфетку.

Воздух есть везде!

Следующей выступила стихия воды и заявила, что она тоже важна и она есть везде: в человеке, в еде, без воды мы не можем прожить больше 3 суток.

Ученые доказали, что человек состоит из воды.

Так ли это?

Дети проводят опыт.

Берут со стола индивидуальные зеркала и дышат на них. Наблюдают, что на зеркале образуются капельки воды.

Вывод: в человеке есть вода.

Опыт №2. (вода есть в пище)

Перед детьми лежат разрезанные яблоки, груши, морковь, свекла и салфетки. Воспитатель предлагает взять кусочек и приложить к цветной салфетке. Она стала мокрой.

Вывод: вода есть в пище.

Земля сказала (показать слайд), что без нее человек не может существовать.

 - Ребята, как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно, человеку для жизни нужна земля, так как он не может все время плавать и не умеет летать. На земле растут растения, а это пища для человека и дополнительный источник кислорода.

Опыт «Что у нас под ногами».

Дети рассматривают почву,  находят в ней остатки растений. Взрослый нагревает почву в металлической тарелке над спиртовкой, держа над почвой стекло. Вместе с детьми выясняет, почему стекло запотело (в почве есть вода). Взрослый продолжает нагревать почву, предлагает определить по запаху дыма, что находится в почве. Затем почва нагревается до исчезновения дыма. Выясняют, какого она цвета и что из нее исчезло. Дети высыпают почву в стакан с водой, перемешивают. После оседания в воде частиц почвы, рассматривают осадок. Выясняют, почему в лесу на месте костров ничего не растет.

Затем выступил Огонь.

- Ребята, какую роль играет огонь в жизни человека?

Ответы детей.

 - Совершенно верно, огонь дает тепло, помогает в приготовлении пищи.

Что является главным источником тепла на нашей планете?

 - Солнце.

Огонь сказал, что без него не произойдет круговорота воды в природе.

Опыт (с термосом)

Воспитатель берет термос с горячей водой и предлагает детям взять зеркало и подержать над паром, на зеркале наблюдаем капли воды.

Вывод: солнце нагревает воду, вода испаряется, в воздухе охлаждается и выпадает обратно на землю в виде осадков.

Стихии стали спорить с огнем, и он разозлился.

 - Ребята. А вы знаете, что огонь может быть добрым и злым? – приведите примеры.

Ответы детей.

Опыт с вулканом.

Перед воспитателем стоит макет вулкана. В его жерло засыпает соду, яблочный уксус, краситель розового цвета. Дети наблюдают извержение и делают вывод, что вышедший из – под контроля огонь очень опасен.

Поднялся великий спор. Каждый начал доказывать свою правоту: поднялись высокие волны, разбушевались ураганы, затряслась земля (изображение катаклизмов на экране)

 - Ребята, как можно помирить стихии?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно, каждая стихия важна для человека, и ни без одной из них человек не может существовать на Земле.

Итог.

Мы сегодня с вами были помощниками в лаборатории. Давайте вспомним, какие опыты мы провели.

Понравилось вам? Все сегодня молодцы, спасибо.