Главные вкладки

    Проведение гимнастики в детском саду
    материал по теме

    Проведение гимнастик

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon provedenie_gimnastik.doc170.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

    детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Тербуны

    Тербунского муниципального района Липецкой области

    Проведение гимнастик

                                                 

    Подготовила воспитатель:

    Зуева Т.В.

    2012 год


    • Утренняя гимнастика в детском саду имеет оздоровительное значение, так как состоит из упражнений, укрепляющих отдельные группы мышц туловища, которые удерживают позвоночник в правильном положении. К ним относят также и мышцы стопы. Ежедневное проведение таких упражнений способствует формированию правильной осанки, предупреждает плоскостопие.
    • Первое необходимое условие для проведения утренней гимнастики – чистый, свежий воздух. Поэтому с наступлением тёплых весенних дней утреннюю гимнастику надо проводить на участке.

    В холодное время в помещении, где проводится утренняя гимнастика, за несколько минут до прихода детей открываются окна и проводится уборка влажным способом.

    • Одежда детей для утренней гимнастики должна соответствовать требованиям гигиены: она должна быть чистой, лёгкой и не стеснять движения. Наиболее принятая форма – майка и трусы.

    Комплексы утренней гимнастики составляются следующим образом. Вначале надо организовать коллектив, сосредоточить внимание детей, поэтому утренняя гимнастика начинается с построения, затем ходьбы в сочетании с легким непродолжительным бегом. Упражнения следует применять с таким расчётом, чтобы последовательно прорабатывались различные мышечные группы:

    • плечевого пояса,
    • ног,
    • боковые мышцы туловища,
    • мышцы спины,
    • брюшного пресса,
    • стопы.

    Все эти упражнения выполняются как без пособий, так и с мелкими физкультурными пособиями: мячами, обручами, палками, лентами.

    Упражнения для детей четырех лет должны быть конкретными и образными.

    Конкретность упражнений достигается тогда, когда ребенку ставится ясная и доступная его пониманию цель движения.

    «Возьми обеими руками палочку за концы и подними ее к потолку. Теперь положи палочку на землю так, чтобы она не стукнула». «Похлопай в ладоши над головой, а потом по коленям». В таких упражнениях цель движений совершенно конкретна и понятна ребенку. Поэтому он выполняет их легко и охотно.

    Образным упражнение становится тогда, когда ребенок в своих действиях подражает каким-либо животным, машинам и т. п., хорошо знакомым ему по детским книжкам или личным наблюдениям. «Лети, как самолет»,- и ребенок бежит, вытянув руки в стороны; «Сложись в комочек, как зайчик в клетке»,- и дети, присев на корточки, наклоняют голову к коленям. Такого рода упражнения наиболее доступны малышам.

                                                     

    Для детей пяти-шести лет зарядка составляется также из конкретных и образных упражнений. Но понемногу уменьшают количество подражательных движений, больше включают упражнений с предметами (с мячом, скакалкой, гимнастической палкой) и в каждый комплекс зарядки вводят по одному - два упражнения без предметов, отвлеченного характера (поднять ручки вверх пошире и т. п.).

    Затем обязательно включаются упражнения, способствующие усилению обмена веществ в организме. Это различного вида поскоки.

    В конце утренней гимнастики надо урегулировать деятельность сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Здесь даются упражнения в ходьбе, можно включить танцевальные шаги, желательно с музыкальным сопровождением.

    Каждое упражнение утренней гимнастики проделывают подряд: с четырехлетними детьми -3-6 раз, с пяти - шестилетними – 4-8 раз. С детьми пяти лет и старше каждый комплекс упражнений выполняют в течение одной недели.

    В следующую неделю дети проделывают тот же комплекс, но отдельные упражнения усложняются. На следующие две недели дают ребятам новый набор упражнений (в первую неделю — облегченный вариант, во вторую - более сложный и т. д.).

    • В условиях дефицита свободного времени в режиме дня дошкольника чрезвычайно важно придать гимнастике после дневного сна оздоровительное направление. Обычно в детском саду после дневного сна проводят закаливающие процедуры. Однако, на практике осуществить эффективное закаливание с учётом предъявляемых требований очень сложно. Группу посещают более 20 детей и индивидуальный подход почти невозможен. К примеру, один ребёнок систематически посещает детский сад, другой часто болеет, третий – перешёл из другого детского сада, где закаливание не проводилось и т.д. Но если не учитывать индивидуальные особенности, то нарушаются принципы последовательности и систематичности по отношению к каждому ребёнку. Поэтому в гимнастику после дневного сна целесообразно включать щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений. Их можно и нужно сочетать с другими процедурами: дыхательной гимнастикой, профилактикой нарушений осанки и плоскостопия, упражнениями для глаз, пальчиковой гимнастикой.
    • Комплексы гимнастики после дневного сна составляются на две недели. За это время дети успевают овладеть техникой выполнения упражнений, а благодаря частой смене комплексов поддерживается интерес к гимнастике.
    • Схема проведения гимнастики после дневного сна:

    •  1  Гимнастика в постели
    •  2  Упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия
    •  3  Дыхательная гимнастика
    •  4  Индивидуальные задания
    •  5  Водные процедуры

                                             Методика проведения гимнастики.

    •  Пока дети спят, педагог готовит «холодную» комнату (игровую или раздевалка), где температура с помощью проветривания снижается вначале на 3-5 градусов, по сравнению с «тёплой» комнатой. Пробуждение происходит под звуки плавной музыки с постепенным нарастанием громкости.
    •  Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Педагог начинает её с уже проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели включает в себя потягивание, поочерёдное поднимание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз и т.д. Главное правило – исключить резкие движения. Длительность гимнастики в постели 2-3мин. Затем дети переходят в «холодную» комнату.
    • В «холодной» комнате дети выполняют корригирующую гимнастику: ходьба на носках, на пятках, с высоким подниманием колен. В полуприседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам. Важно следить  не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой детей. Затем дети выполняют упражнения на профилактику нарушений осанки. Чтобы заинтересовать детей можно использовать кубики, гимнастические палки, мячи, элементы.

         Длительность этой части составляет 2-3 мин.

                                                   

    • Упражнения в постели.
    • ·        Потягивания поочерёдно руками в разные стороны, ногами: «растём», «черепашка», «бабочка», «солнышко» …
    • ·        Игры: «зима – лето» - свернутся в клубочек, затем выпрямится, плавно пошевелить руками, ногами; «жук и воробей» - поболтать руками – ногами, затем повернуться на бок.
    • ·        Самомассаж ладоней (добываем огонь), головы (птички, помоем, причешем голову), пальчиковая гимнастика, затем тёплыми ладонями  «умыть лицо».

                                          Ходьба по массажным дорожкам

    • ·        Упражнения стоя: подъём на носках, на пятках, подъём пальцев ног, «рисование» фигур на полу пальцами ног, помашем платочком, ленточкой.
    • ·        Самомассаж стоп: растирание, поглаживание, пощипывание, поколачивание, надавливание. Закончить обязательно растиранием и поглаживанием.

                                                           

    Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи.

    Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно признано поддерживать жизнь в организме путём газообмена.

    Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе.

    Оно отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий,  а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. 

    Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмально-реберное дыхание.

    Регулярное занятие дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей.

    В дошкольном возрасте дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот.

    Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

    Использование различных тренажёров вызывают положительные эмоции, повышают интерес ребенка к дыхательной гимнастике, а так же развивают творческое воображение и фантазию.

    При занятиях необходимо соблюдать следующие правила:

     

    • Следует соблюдать последовательность упражнений (счет ведем про себя) вдох (носом) 1-3, пауза – 1, выдох (ртом) – 1-6.
    • Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным (щёки не надувать).
    • Во избежание головокружения продолжительность упражнения 3-4 раза.
    • Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке.
    • Заниматься до еды.
    • Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде.
    • Дозировать количество и темп проведения упражнений.
    • Вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно.
    • В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе.
    • После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 с.

    Игровые упражнения для дыхательной гимнастики

    • «Задуй упрямую свечу» - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».

     

    • «Паровоз» - ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух»  и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.

     

    • «Пастушок» - подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.

     

    • «Гуси летят» - медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (8-10 раз).

     

    • «Аист» - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).

            

    • Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. 
              
      Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки.
    • Сорока-белобока
      Кашку варила,
      Детишек кормила.
      Этому дала,
      Этому дала,
      Этому дала,
      Этому дала,
      Этому дала.

     При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по   ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.

    Можно использовать следующие стишки:

    • Этот пальчик дедушка,
      Этот пальчик бабушка,
      Этот пальчик папочка,
      Этот пальчик мамочка,
      Этот пальчик я.

    • "БЕЛОЧКА”
      (по мотивам народной песенки)
      Сидит белка на тележке,
      Продаёт свои орешки;
      Лисичке-сестричке,
      Воробью, синичке,
      Мишке косолапому,
      Заиньке усатому.

      (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого) 

                 

    Представленный комплекс гимнастики для глаз «Весёлая неделька» помогут не только запомнить дни недели, но и способствует профилактике глазных заболеваний, что немало важно для всех детей.

     

    Понедельник

                                                      Всю неделю по - порядку,
                       Глазки делают зарядку.
                       В понедельник, как проснутся,
                        Глазки солнцу улыбнутся,
                        Вниз посмотрят на траву
                        И обратно в высоту.

    Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

            Вторник

    • Во вторник часики глаза,
    • Водят взгляд туда – сюда,
      Ходят влево, ходят вправо
      Не устанут никогда.

    Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

    Среда

                                                                         В среду в жмурки мы играем,
                  Крепко глазки закрываем.
                  Раз, два, три, четыре, пять,
                  Будем глазки открывать.
                  Жмуримся и открываем
                  Так игру мы продолжаем.

    Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)

    Четверг

    По четвергам мы смотрим вдаль,

    На это времени не жаль,

    Что вблизи и что вдали

    Глазки рассмотреть должны.

     Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

    Пятница

                                      - В пятницу мы не зевали
                                 Глаза по кругу побежали.
                                 Остановка, и опять
                                 В другую сторону бежать.

    Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

    Суббота

    - Хоть в субботу выходной,
    Мы не ленимся с тобой.
    Ищем взглядом уголки,
    Чтобы бегали зрачки.

    Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

    Воскресенье

                                     - В воскресенье будем спать,
                                А потом пойдём гулять,
                                Чтобы глазки закалялись
                                Нужно воздухом дышать.

    Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

    Таким образом, проведение гимнастик является неотъемлемым  организующим моментом в режиме дня дошкольного учреждения и важной составной частью физкультурно – оздоровительной работы с дошкольниками.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация на тему "Современные требования к проведению утренней гимнастики в детском саду".

    Схема проведения нетрадиционной утренней гимнастики в детском саду для детей, начиная со второй младшей группы....

    Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики в детском саду

    Чтобы занятия артикуляционной гимнастикой были эффективными, необходимо соблюдать определенные правила. Грамотный подход к выполнению артикуляционных упражнений – залог скорейшего преодоления речевых ...

    Организация проведения утренней гимнастики в детском саду

    Утренняя гимнастика включается в режим с первой младшей группы. Она направлена главным образом на решение оздоровительных задач. Способствуя укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечно-сос...

    Консультация для воспитателей "Организация и методика проведения утренней гимнастики в детском саду"

    В консультации раскрыты основные особенности организации  утренней гимнастики во всех возрастных группах детского сада, представлена рекомендуемая СанПиН длительность и дозировка общеразвивающих ...

    Консультация "Проведение утренней гимнастики в детском саду"

    В консультации рассказывается о важности проведения утренней гимнастики, ее структуре и вариантах гимнастик....

    «Ритмическая гимнастика как форма проведения утренней гимнастики в детском саду».

    Презентация «Ритмическая гимнастика как форма проведения утренней гимнастики  в детском саду»....