конспект исследовательской деятельности "Вулкан"
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Коногорова Анжела Витальевна

 

-познакомить детей с природным явлением

- вулканом, причиной его извержения;
-развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов;
- поощрять детей за самостоятельное проведение опыта по извержению вулкана  с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
- развивать аккуратность, взаимопомощь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия11.79 КБ

Предварительный просмотр:


"Вулкан"

Конспект занятия по исследовательской деятельности  

Цель
-познакомить детей с природным явлением - вулканом, причиной его извержения;
-развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов;
- поощрять детей за самостоятельное проведение опыта по извержению вулкана  с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
- развивать аккуратность, взаимопомощь.
Материал
-картинки с изображением вулканов;

- конверты с вопросами;
- уксус;
- пищевой краситель;

 -сода;
- моющая жидкость;
-деревянные палочки;    

  -пластмассовая лопаточка;

 -большая ,маленькая баночка;
- пипетка;

-салфетки;

 -макет горы
Предварительная работа:
-изготовление макета гор.
Ход занятия:
Ребята, к нам в гости прилетела самая мудрая птица. Как зовут эту птицу? Конечно, это сова. Поздоровайтесь с ней. Сова,очень умная, потому что много знает. Я рассказала сове, что мы изучаем вулканы и попросила сову поделиться с нами знаниями о вулканах.

Воспитатель: Сова,посмотри какие у нас горы. И дети хотели бы узнать ,как выглядит действующий вулкан. Может ты нам подскажешь?

Сова: 
-Да, конечно, я знаю что такое вулкан и даже могу научить вас несложному опыту с извержением вулкана.Но у меня одно условие,вы должны ответить на мои вопросы.Согласны? Я передала Анжеле Витальевне конверты с заданиями.

А.В.-Ну что ребята попробуем. Открываем первый конверт:вопросы

1.Что такое вулкан?(Вулкан это отверстие в земной коре,через которое на поверхность выбрасывается лава).Какой формы вулкан?(Конусообразной ,треугольной) Из скольких частей состоит вулкан?(Вулкан состоит из трех частей). Назовите эти части(Верхняя часть называется кратер,жерло это канал по которому поднимается лава,Нижняя часть называется очаг магмы).Вспомните названия вулканов?(Фудзияма,пик Сарычева,Елостоу,этна,Везувий,Ключевская)Что такое лава?(лава это огненая жидкость)На что похожа лава?(лава похожа на горящую реку,на взрывы бомбочек,на салют) Из чего состоит лава?(лава состоит из газов,камней,пепла,земли и песка)Как называют ученых,которые изучают вулканы?(вулканологи)

 2.Открываем второй конверт.Здесь тоже вопрос и картины :какие вулканы бывают по активнисти? Вулканы бывают потухшие,спящие,просыпающие и действующие. Давайте, ребята, рассмотрим с вами картинки с изображением вулканов. Покажите,где какие вулканы изображены и почему?  Это на вид обычная гора называется она спящий вулкан, а это та же самая гора только с извергающейся из нее лавой, огнем, дымом - это действующий вулкан;этот вулкан потухший;просыпающий вулкан-это вулкан ,который может стать действующим.

3.Мудрая сова попросила нас показать вулкан.Покажем. Становитесь в круг. (Показать руками гору,раздается гул,топание ногами,показ руками лавы и вытекание лавы).

4.Открываем четвертый конверт. Наша Сова хотела бы узнать: почему вулканы называются вулканами? На этот вопрос отвечу я.
"Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. "Вулкан работает", - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами."Но существуют и другие легенды, кто хочет рассказать?                                                                                

Ну, что Сова много наши дети знают? Но теперь покажешь нам извержение?

Сова: В этом конверте записан опыт проведения извержения вулкана.
Да, здесь все записано.Попробуем ребята. Садитесь за столы. Внимательно посмотрите, что у вас на столах и расскажите об этом.(Большая баночка с содой, маленькая баночка с моющим раствором, бутылочка с пищевым красителем, мерная ложка, пипетка, деревянная палочка, пластмассовая лопаточка )

 Мне Сова дала формулу ее приготовления.  Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в банку 4 чайных ложек соды, 5 капель красного красителя и 20 мл. моющего средства. И все это тщательно размешиваю. Что же у меня получилось? Запаха нет.Хотите попробовать повторить этот опыт сами? 
Дети сами готовят состав лаву .

Ребята я хочу вас познакомить с еще одним пищевым материалом: уксусом. Но предупреждаю уксус, хоть пищевой продукт ,но обращаться надо осторожно, можно обжечь руки и глаза. Уксус прозрачный, бесцветный, имеет резкий неприятный запах. Так что наливать уксус буду я сама.  

Ну, что понравилось. Что интересного вы узнали? Вулкан можно назвать стихийным бедствием? Что же делать, если началось  извержение?(Быть спокойным, трезво оценивать ситуацию, не подаваться панике, найти транспорт и уехать)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект исследовательской деятельности по теме "Вода"

Иследовательская деятельносить .тема "Вода"...

Конспект исследовательски – экспериментальной деятельности «Вода. Свойства воды»

Конспект  исследовательски – экспериментальной  деятельности «Вода. Свойства воды» Составила: Воспитатель средней группы Мухаметова Н.Н.Дети средней группы (4-5лет) Цель...

Конспект исследовательской деятельности "Лаборатория Почемучек. Исследуем растения. "

Цели:В результате опытов и наблюдений показать детям: как растения могут впитывать и сохранять влагу, использоваться как красители, применяться в приготовлении косметических средств.Учить детей самост...

Конспект исследовательской деятельности во второй младшей группе «Поможем кукле Кате»

В гости к детям приходит куклы Катя. Воспитатель обращает внимание, что Катя испачкалась. Кукла рассказывает педагогу о том, что когда она шла на день рождения к своему другу Мишке, она упала в лужу и...

конспект исследовательской деятельности с детьми старшего возраста

конспект исследовательской деятельности направлен на формирование элементарных представлений детей старшего дошкольного возраста о невидимых чернилах посредством активного включения в экспериментально...

План-конспект исследовательской НОД "Моя малая родина-Таганрог"

В конспекте представлены методы и приемы организации исследовательской деятельности со старшими дошкольниками....

Конспект исследовательской деятельности «Необычный кусочек мела» для старшего дошкольного возраста.

Обогатить и расширить имеющиеся у детей представления о меле. Опыты с мелом....