Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на воздушном шаре»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Конспект  занятия по развитию эмоционально-волевой сферы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия  для детей старшего дошкольного возраста

«Путешествие на воздушном шаре»

Цель: развивать эмоционально-волевую сферу у детей, научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.

Задачи:

-закрепить у детей знания об основных эмоциях: радость, удивление, гнев, страх, горе;

-учить распознавать эмоциональные проявления (свои и других людей) по различным признакам: мимика, пантомимика;

-развитие коммуникативных навыков;

-развивать мышление, творческие способности и воображение в процессе игрового общения;

-развивать эмпатию, выразительность речи и движений;

- снятие психоэмоционального напряжения.

Оборудование: клубок ниток; мольберт, на котором изображены домики, на крыше которых прикреплены пиктограммы с изображением основных эмоций и изображения людей, испытывающих различные чувства; стебелек с сердцевиной цветка и разноцветные клеящиеся лепестки; фотоальбом с изображениями мульт-героев, передающими различные настроения; маски с изображениями пиктограмм эмоций; листы разноцветной бумаги для салюта; воздушные шары с нарисованными улыбками.

Предварительная работа:

- занятия по ознакомлению с различными чувствами и их значение в жизни каждого человека;

- рассматривание ситуаций, связанных с выражением различных чувств;

- игры и упражнения на эмоционально-личностное развитие;

- ознакомление со способами, с помощью которых можно выражать эмоции (мимика, пантомимика, с помощью цвета).

 

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Ритуал приветствия (Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми).

- Здравствуйте, ребята!

- Я предлагаю вам сесть в круг. И как всегда мы начинаем наше занятие с помощью игры «Ты мне нравишься». Мы сейчас все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Когда мы будем ее плести, то каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим сверстникам. Итак, обмотайте два раза свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из ребят, сопровождая свое движение словами: «Лера (Саша, Ярик)! Ты мне нравишься, потому что… (с тобой очень весело играть в разные игры)».

Лера, выслушав обращенные к ней слова, обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутинка» была более-менее натянута. После этого Лера должна подумать и решить, кому передать клубок дальше. Передавая его Саше, она тоже произносит добрые слова: «Саша! Ты мне нравишься, потому что ты помог мне найти мой бантик, который я вчера потеряла». И так игра продолжается, пока мы все не будем опутаны «паутиной». Затем мы все вместе любуемся получившимся узором из ниток, спускаем ниточку с руки и я сматываю клубок.

  1. Основная часть

1. Этюд «Солнечный зайчик», элементы психогимнастики  (упражнение на саморегуляцию, снятие телесного напряжения и напряжения мышц лица).

- Я предлагаю совершить путешествие на воздушном шаре. Сейчас мы сплетем большую корзину (дети становятся в круг, кладут руки на плечи друг другу). Посмотрите, какой огромный шар сейчас нас поднимет в воздух. Закройте глаза и держитесь крепче. Делаем глубокий вдох-выдох, шар взлетел. Вдох-выдох, вокруг нас белые пушистые облака, лучи солнца согревают щечки. Один лучик солнца заглянул в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживайте его аккуратно. Он забрался на живот – погладьте животик. Отлично! Мы подружились с солнечным зайчиком. Посмотрите, как высоко мы взлетели! Стало прохладно, сожмитесь, обнимите свои плечи, потрите их ручками. Почувствуйте как сразу стало теплее. Делаем вдох-выдох и наш воздушный шар снижается.

- Смотрите, какая необычная полянка! Стоят необычные домики. Давайте пойдем и познакомимся с жителями этой деревни.

2.Упражнение «Цветок настроения» (цель: умение передавать свое настроение с помощью цвета, понимать настроение других, развитие ассоциативного мышления.)

- Но не идти же туда с пустыми руками! Давайте подарим жителям необычный цветок. На столе разложены лепестки разных цветов, а у меня есть сердцевинка и стебелек. Посмотрите на разноцветные лепестки и выберите тот, который лучше всего подходит к вашему настроению сейчас. Вы же знаете, что настроение можно передать при помощи цвета или музыки. Как вы считаете, ребята, какой цвет передает радость? (Лепестки прикрепляются к сердцевинке со стебельком при помощи двустороннего скотча, уже наклеенного на концы лепестков).

3. Задание «Домики» (цель: развивать способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям, описывать мимику окружающих при изображении эмоций).

На мольберте рисунок полянки с домиками (на каждом домике изображены пиктограммы различных эмоций).

- Ребята, посмотрите, домики почему-то пустые, люди наверное перепутали, кто где живет и не могут разобраться. Давайте поможем героям расселиться по домам?

-Саша, посмотри на первого героя (изображение веселого человека), какое у него настроение? Как ты это понял? В какой дом его нужно поселить?

Далее дети описывают героев и расселяют их по домам.

4. Упражнение «Фотоальбом» (цель:  продолжать закреплять умение распознавать эмоциональное состояние другого по его мимике, развитие логического мышления, речи).

- Ребята, какие вы молодцы! Мы помогли героям, и они хотят сделать нам подарок. Посмотрите, какой красивый альбом с фотографиями. Ой, это же любимые мультяшные герои! Смотрите! Только мне кажется, что фотографии расположены немного неправильно.

Далее дети рассматривают альбом и по очереди убирают отличающееся по настроению от других изображение (на каждой странице расположены лица, передающие одно эмоциональное состояние, а среди них одно изображает другое эмоциональное состояние).

5. Игра-загадка «Маски» (цель: закрепление умения определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям, распознавать эмоциональное состояние другого человека по его мимике, выразительным движениям, развитие коммуникативных навыков).

- А еще жители этой деревни большие шутники и очень любят играть в игру «Маски», хотите научиться в нее играть? Для того, чтобы в нее поиграть нам потребуются «маски», изображающие различное настроение. Кто хочет быть водящим?

 Далее на одного из детей, который встает перед остальными на голову одевается маска (пиктограмма) с настроением, а остальные дети должны изобразить это настроение с помощью мимики и выразительных движений, а также привести пример, когда у человека возникает такое настроение. При этом сам водящий не знает, какая эмоция изображена у него на маске. Когда настроение будет угадано, водящим становится другой ребенок.

6. Игра-упражнение «Салют» (цель: создавать у детей положительный настрой; развивать навыки группового взаимодействия; способствовать снятию мышечных зажимов).

- Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте на прощание устроим салют! Радость похожа на салют? Выберем цвет салюта. На какой цвет похожа радость?

Дети выбирают из предложенных листов цветной бумаги необходимые, рвут их на маленькие кусочки.

-Вставайте в кружок, и по моей команде запускаем салют.

Раз! Два! Три!

Салют радости – лети!

Дети пускают салют.

-А теперь садимся опять в воздушный шар и полетели домой, там нас уже ждут родители и воспитатели (дети снова становятся в круг, кладут руки на плечи друг другу, присаживаются). Вдох-выдох, вдох-выдох, медленно поднимаемся, почувствуйте тепло друг друга, вспомните свои ощущения, которые вы испытывали, делая салют, вдох-выдох, попробуйте поделиться ими друг с другом через объятия. Медленно делаем еще раз вдох и выдох и приземляемся.

III.Итог занятия

- Итак, ребята, давайте по очереди назовем все эмоции? (дети называют).

- А какие эмоции вызвало у вас наше сегодняшнее занятие? (дети отвечают).

-Дети чтобы у вас как можно дольше сохранились положительные эмоции, я вам дарю частичку радости! (детям раздаются воздушные шары с изображением улыбки).

-До свидания, ребята!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...

Индивидуальное коррекционно – развивающее занятие с ребенком старшего дошкольного возраста «Путешествие на воздушном шаре»

Цель:   создать условия для развития произвольности  и способности к саморегуляции.Задачи: обучать навыкам самоконтроля при выполнении дыхательных упражнений; развивать вниман...

Конспект занятиядля детей старшего дошкольного возраста "Школа вежливых наук"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста "День рождения воздушного шарика"

Предлагаю Вашему вниманию конспект  развлечения для детей старшего дошкольного возраста "День рождения воздушного щарика"" на площадке ДОУ. Проведение подобных мероприятий способст...

Конспект занятия по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста «В стране веселых шаров и мячей»

Великая ценность каждого человека – здоровье. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений ...

Конспект занятиядля детей старшего дошкольного возраста "Листая страницы Красной книги"

Конспект заняти в старшей группеЦель: Формирование начальных представлений детей о Красной книге.Задачи:-расширить  представления детей о многообразии животного мира;- способствовать развитию поз...