Кружок "Волшебные палочки"
материал на тему

 Ирина Геннадьевна Афанасьева

 

Цель: Формировать математическое ,  логическое  и пространственное мышление; развивать творческое воображение,  речь и мелкую моторику; воспитывать настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx74.04 КБ
Файл prilozhenie_k_programme.docx2.21 МБ
Файл oblozhka_kruzhka.docx463.92 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Волшебные палочки».

Пояснительная записка.

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение и дают  им  возможность   использовать  новые  формы  его организации, при которых  они могут интегрировать   элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Каждый  ребёнок  – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача педагога  состоит в том, чтобы помочь ребенку сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.

Окружающий мир сегодня переполнен условными знаками и символами. Такие педагоги и психологи   как Л.А. Венгер, М.В. Крулехт, Л.А. Парамонова, О.В. Дыбина и др.  доказала,  что чем более развита символическая функция сознания ребенка, тем богаче для осмысления и познания становится окружающий мир.  Человеку сегодня,  для активного участия в жизни общества, осуществления себя как личности необходимо постоянно проявлять свою творческую активность, обнаруживать и развивать свои индивидуальные способности, непрерывно самосовершенствоваться.

Дошкольное воспитание строится на личностно-ориентированной модели, основанной на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Следовательно, обучение должно носить индивидуально – дифференцированный характер. В настоящее время чаще стали использовать нестандартный дидактический материал: счетные палочки, палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша.  

Широко известные всем счетные палочки оказываются не только счетным материалом. С их помощью можно в доступной пониманию ребенка форме познакомить его с началами геометрии, с понятием «симметрия»; развивать пространственное воображение. Головоломки со счетными палочками воспитывают интерес к математике, желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме, а так же развивают логику   мыслей, рассуждений и действий.

В обучении дошкольников нестандартная задача, целенаправленно и к месту использованная, выступает в роли проблемной. Здесь налицо поиск хода решения с выдвижением гипотезы, проверкой ее, опровержением неправильного направления поиска, нахождением способов доказательства верного решения.

Но прежде чем научить детей решать логические задачи необходимо проводить с ними подготовительные упражнения. Это могут быть задания на выкладывание различных геометрических фигур из счетных палочек. Обязательно с ребенком нужно проводить анализ построенных фигур по следующему плану: сравните и скажите, чем отличаются и чем похожи фигуры; докажите, что фигура составлена правильно.

Игры – занятия со счётными  палочками помогут ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

На практике эти задачи реализуются мной через организацию деятельности кружка «Волшебные палочки». В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре с палочками. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Цель: Формировать математическое ,  логическое  и пространственное мышление; развивать творческое воображение,  речь и мелкую моторику; воспитывать настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.

Задачи кружка:

- Вызвать интерес к игре со счётными  палочками  и желание действовать с ними.

- Способствовать формированию элементарных математических и пространственных представлений.

- Создавать условия для сенсорного развития, развития логического мышления, внимания, памяти и речи.

- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

- Воспитывать эмоционально – положительное отношение к сверстникам в игре.

Методическое обеспечение.

Нетрадиционные техники:

  • Выкладывание фигур из счётных палочек.  

Организация занятий кружка.

Работа кружка рассчитана на два года для детей  5-7 лет

         Кружок работает с октября по май месяц включительно.

Количество занятий в неделю -1.

Длительность занятия – 20  -  35 минут ( в зависимости от возраста и увлечённости детей)

Материал:

  •  Счётные палочки

Ожидаемый результат работы кружка:

Организация ежемесячных фотовыставок детских работ для родителей.

Тематические фотовыставки в ДОУ.

Критерии оценки уровня усвоения программного материала

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок активно взаимодействует со взрослым, самостоятельно выделяет и называет цвет, форму, размер палочек, группирует и соотносит их по выделенным свойствам. Определяет количественные отношения. Ребенок проявляет активный интерес к играм с палочками Кюизенера. Правильно отвечает на поставленные вопросы. Умеет пользоваться речью как средством коммуникативного общения, инициативен, активен. С удовольствием слушает художественную литературу, рассматривает иллюстрации. Ребенок свободно ориентируется в предметном окружении. Проявляет заботливое отношения к близким людям, животным, растениям.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок повторяет за взрослым названия формы, размера предметов, не совсем точно называет цвета палочек. Объединяет их одинакового цвета, размера, формы; показывает большие и маленькие, длинные и короткие. Активный словарь ребёнка менее 1000 слов. Ребёнок отвечает на поставленные вопросы с небольшой помощью педагога. По необходимости пользуется речью как средством общения. Ребенок с незначительной помощью взрослого свободно ориентируется в предметном окружении.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок не проявляет явного интереса к играм с палочками. Ребенок воспринимает различия палочек по цвету, количеству, размерные отношения лишь в совместной со взрослым игре. Ребёнок понимает обращенную к нему речь, но его речь невнятна, однообразна, бедна по содержанию. Ребёнок с трудом отвечает на поставленные вопросы, чаще всего прибегает к помощи педагога, к жестам. Редко пользуется речью как средством общения. Ребенок с незначительной помощью взрослого свободно ориентируется в предметном окружении.

Перспективный план работы кружка

 «Волшебные палочки»

в старшей  группе.

Месяц

№ занятия

Тема занятия

Программное содержание

Октябрь

1

Какие геометрические фигуры мы знаем

Учить выкладывать геометрические фигуры и находить их в окружающей обстановке.

2

Гриб и ёлка

Учить выкладывать разнообразные фигурки  из счетных палочек; развивать мелкую моторику пальцев, внимание, воображение, фантазию.

3

Дом

4.

Дом с забором

Ноябрь

1

Кувшин

2

Лодка

3

Рыбка

4

Солнышко

Декабрь

1

Ёлочки

2

Золотой ключик

3

Санки

4

Качели

Январь

1

Башня

2

Ежик

Февраль

1

Грузовик

2

Танк

3

Самолёт

4

Часы

Март

1

Рак

2

Тюльпан

3

Одуванчик

4

Бант

Апрель

1

Кораблик

2

Ракета

3

Песочные часы

4

Телевизор

Май

1

Морковка

2

Бабочка

3

Жираф

4

Очки

Перспективный план работы кружка

«Волшебные палочки»

в  подготовительной  группе.

 Месяц

№ занятия

 Тема занятия

Программное содержание

Октябрь

1

Грибок

Учить собирать фигуры  по графическому изображению.

Учить действовать по представлению; продолжать формировать более тонкие дифференцировки при осуществлении подбора, соотнесения; развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев.

Развивать мелкую моторику  рук.

2

Зонтик

3

Весы

4

Лампа

Ноябрь

1

Мороженное

2

Бумажный змей

3

Собака

4

Рожица

Декабрь

1

Верблюд

2

Олень

3

Жираф

4

Черепаха

Январь

1

Корова

2

Рыбка

Февраль

1

Краб

2

Вертолёт

3

Парусник

4

Корабль

Март

1

Это дом

2

Дом и котёнок

3

Мельница

4

Гусь

Апрель

1

Мышка

2

Танк

3

Цапля"

4

Песочница

Май

1

Бабочка

2

Стрекоза

3

Цветы

4

Деревня


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Александра\Desktop\Публикация1.gif

Программа кружка  «Волшебные палочки»

Руководитель кружка:

Афанасьева Ирина

 Геннадьевна

2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с старшей группе по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера "Простая геометрия с цветными палочками"

Закрепить знания детей о числовом значении палочек Кюизенера в пределах 10; упражнять в количественном и порядковом счёте; активизировать знания о геометрических фигурах; закрепить знания цифр, числов...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ЦВЕТНЫМИ СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ЦВЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ – МОГУТ БЫТЬ ЦИФРАМИ»

Цель:Ø Развитие логического мышления.Задачи:Ø учить пересчитывать в различных направлениях, пользуясь порядковыми числителями мужского и женского рода, употреблять порядковые и количественные числител...

Палочки Кюизенера. Игры и упражнения для детей с ОВЗ младшего дошкольного возраста по развитию логико –математических способностей с использованием дидактического материала «Палочки Кюизенера»

Сентябрь:Знакомство с палочками Кюизенера.Игровая деятельность «Волшебный сундучок» Цель: развивать познавательную деятельность, закреплять сенсорные навыки; развивать интерес к палоч...

Палочки Кюизенера. Методическая разработка по развитию логико – математических способностей с использованием дидактического материала «Палочки Кюизенера» для детей с ОВЗ 5-6 лет.

Сентябрь:Игровая деятельность по схеме №1 Цель: учить правильно, подбирать по длине палочки, развивать зрительный контроль, развивать умение правильно называть цвет и соответствующее число.Упражн...

Проект по художественно – эстетическому развитию в первой младшей группе Раздел: рисование (нетрадиционная техника рисования - ватными палочками) «Вместо кисточки - ватные палочки»

Способность и стремление к творчеству - одна из составляющих гармоничной личности. Поэтому с самого раннего возраста, ребенка необходимо приобщать к изобразительному искусству. Воспитатель педлагает н...

ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ВОЛШЕБНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ВОЛШЕБНЫМИ ПАЛОЧКАМИ 1. Знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины....