Образовательный проект «Мойдодыр друг малышей»
проект (младшая группа) на тему

Непеляк Мария Ивановна

Цель: формировать культурно-гигиенические навыков у детей младшего дошкольного возраста (2-3 лет) в повседневной жизни в детском саду и в семье.

Задачи:

способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены;
познакомить с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков;
приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;
формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;
формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nash_drug_moydodyr.docx59.17 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей №4 «Родничок» города Радужный Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Образовательный проект

«Мойдодыр друг малышей»

Непеляк Мария Ивановна,

воспитатель

Актуальность образовательного проекта

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

Кроме того, воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Цели и задачи образовательного проекта

Цель: формировать культурно-гигиенические навыков у детей младшего дошкольного возраста (2-3 лет) в повседневной жизни в детском саду и в семье.

Задачи:

  • способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены;
  • познакомить с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков;
  • приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;
  • формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
  • создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;
  • формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома.

Планируемые результаты образовательного проекта:

Дети при освоении образовательной области «Физическая культура» в разделе «Воспитание культурно-гигиенических навыков», у ребёнка 2-3 лет должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки согласно его возрасту:

  • ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома;
  • самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;
  • имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;
  • умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
  • ребёнок с желанием и интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.

Родители

  • родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;
  • принимают активное, живое участие в жизни группы;
  • проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному процессу;
  • высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности воспитательного процесса;
  • проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков;
  • осознают особенности организации образовательного процесса и их влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.

Объём и содержание культурно-гигиенических навыков в возрасте  от 2-х до 3-х лет.

  • Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
  • Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
  • Во время еды учить детей правильно держать ложку.
  • Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.

Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:

  • прямое обучение;
  • показ;
  • упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
  • систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.

Методы и средства реализации образовательного проекта

  • личный пример работников детского сада, родителей;
  • использование художественной литературы, фольклора;
  • схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);
  • полоскание полости рта после приема пищи с целью профилактики кариеса;
  • обеспечение чистоты среды;
  • соблюдение правил этикета;
  • психологическая культура взаимоотношений.

Способы и формы оценки результатов образовательного проекта

  • Цель: обеспечить комплексный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов освоения рабочей программы для изучения оценки динамики достижений детей по освоению образовательной области «Физическое развитие» (воспитание культурно-гигиенических навыков).
  • Методы изучения результативности: наблюдение за детьми, анкетирование родителей, беседы.
  • Объект мониторинга - достижения детей.
  • Способы фиксации данных обследования: протоколы наблюдений.
  • Способы обработки результатов: обобщение результатов в таблицы.
  • Периодичность мониторинга: 2 раза в года (на начало и конец года).

Способы и формы оценки результатов образовательного проекта

Навыки опрятной еды включают умение:

  • Правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой;
  • Не крошить хлеб;
  • Пережевывать пищу с закрытым ртом;
  • Не разговаривать с полным ртом;
  • Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
  • Благодарить;
  • Пользоваться только своим прибором.

Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:

  • Расстегнуть пуговицы;
  • Снять одежду;
  • Аккуратно повесить или сложить;
  • Снять и одеть обувь;
  • Надеть в обратной последовательности.

Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:

  • Мыть лицо, руки;
  • Закатать рукава;
  • Смочить руки;
  • Взять мыло, намыливать до появления пены;
  • Смыть мыло;
  • Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
  • Пользоваться расческой.
  • Умение пользоваться горшком.

Критерии оценки:

  • 3 балла - правильно выполненное действие;
  • 2 балла - действие выполненное с небольшими неточностями;
  • 1 балл - неумение выполнять действие.

Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков

  • Высокий уровень (84-63 балла) - все навыки сформированы прочно;
  • Средний уровень (62-40 баллов) - один и более навыков, находятся в стадии становления;
  • Ниже среднего (39-28 баллов) - один и более навыков не сформированы.

План реализации образовательного проекта

Период

Непосредственно образовательная деятельность

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Работа с родителями

Сентябрь

 

Познавательное развитие. Тема «Наша группа». Цель: познакомить детей с групповой комнатой (раздевалка, групповая, умывальная); их предназначением;  учить детей ориентироваться в групповом пространстве; развивать чувство любви и гордости за свою группу; - побуждать детей бережно относиться к своей одежде; познакомить со схемами алгоритмов действия в раздевалке, в умывальной комнате.

Дидактические игры: «Что ты можешь о них сказать?» Цель: познакомиться с предметами гигиены и их использованием. Игра-упражнение «Кукла Таня простудилась». Цель: показать способы правильного пользования носовым платком. Празднование дней рождения в группе.

 

Игровые ситуации для сюжетной игры: - кукла Таня у нас в гостях; Ситуации для обсуждения: - как шапка поссорилась с курткой в шкафу.

 

Анкетирование родителей

 

Октябрь

 

Познавательное развитие. Тема «Доброе утро, расчёска!»

Цель: формирование навыков пользования расчёской и ухода за ней.

Дидактические игры: «Перемешанные картинки». Цель: закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки. Празднование дней рождения в группе (регулярно).

 

Сюжетно-ролевая игра «Дела семейные»: - внесение игровой ситуации (куклы Таня и Маша собираются на праздник).

 

Консультации: «Как научить малыша мыть руки (одеваться) и т.д.?»; «Что должен уметь ребёнок?»

 

Ноябрь

 

Познавательное развитие. Тема «Как мы кормим Хрюшу и Степашку»

 Цель:

- формировать умение сервировать стол, умение действовать по алгоритму; - воспитывать культуру поведения за столом.

Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе». Просмотр м/ф «Федорино горе». Инсценировка сюжета из сказки «Федорино горе».

 

Сюжетно-ролевая игра «Угостим куклу».

 

Родительское собрание «Единство требований в воспитании детей со стороны взрослых».

 

Декабрь

Познавательное развитие. Тема «Умывание каждый день» Цель: закрепить навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и их назначении; - воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным, уважительно относится к своему телу.

Чтение стихотворений К.И. Чуковского «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая», просмотр м/ф «Мойдодыр», инсценировка «Как Мойдодыр подарил Ване мыло». Дидактическая игра «Это нужно нам зачем?» (с предметами туалета).

Сюжетно-ролевая игра «Дела семейные»: - внесение игровой ситуации «К нам пришла Замарашка». Игры-забавы с водой в Центре воды и песка: купание кукол, рыб, уточек.

Оформление уголка «Советы родителям». Тема «Советы для маленьких упрямцев!»

Январь

 

Познавательное развитие. Тема «Купаться любят все» Цель: вызвать интерес к выполнению к.г.н., побуждать детей к постоянному их соблюдению.

Обсуждение ситуации «Опять Хрюша заболел».

 

 

Консультация «Как увлечь ребенка ежедневной гигиеной зубов?»

 

Февраль

 

Познавательное развитие. Тема «Приглашаем куклу на чай» Цель: формировать умение элементарно сервировать стол, навыки поведения за столом.

Дидактическая игра «Чистоплотные дети». Цель: проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.

 

Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: - внесение игровой ситуации «Идём друг к другу в гости».

 

Оформление фотовыставки «Мы - чистюли!»

 

Март

 

Познавательно развитие. Тема «Вместе с куклой на прогулку» Цель: закрепить выполнение алгоритма одевания одежды; - формировать потребность в соблюдении опрятности в саду и на улице.

 

Дидактическая игра «Научим куклу одеваться/раздеваться»; «Одень куклу»; с предметными картинками на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Рассматривание сюжетных картинок «дети на прогулке» (в разные времена года).

 

Коллективная практическая деятельность детей «Поможем кукле Тане сложить вещи на место».

Мастер-класс для родителей «Баю-башки-баю… (знакомимся с русской народной убаюкивающей потешкой, песенкой, приговорами). Обмен опытом между родителями «Как я укладываю своего ребёнка спать».

Апрель

 

Познавательное развитие. Тема «Баю-баюшки-баю, куклу спать я уложу…» Цель: развивать умения свободно пользоваться предметами постельного белья, применять их по назначению, называть правильно; - формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены перед сном (умывание, аккуратно складывать одежду).

Дидактическая игра «Что нужно кукле!» Цель: упражнять культурно-гигиенические навыки.

Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: - внесение игровой ситуации «Кукла Катя хочет спать».

 

Мастер-класс для родителей «Изготовление народной куклы, которую кладут ребёнку в кроватку, чтобы он лучше засыпал».

Май

 

Познавательное развитие. Тема «Водичка, водичка…». Цель: закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки.

Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».

 

Сюжетно-ролевые игры: «Дела семейные» - внесение игровой ситуации «Кукла Маша у нас в гостях»

 

Совместный праздник с родителями «В гостях у Мойдодыра».

 


Результаты мониторинга реализации образовательного проекта за 2013-2014 учебный год

сентябрь

май

Список используемой литературы

  1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста: Практическое пособие для воспитателей детских садов. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.
  2. Меремьянина О.Р. Вместе с куклой я расту: методическое пособие. - Барнаул: АКИПКРО, 2008.
  3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный образовательный проект «Коза – друг человека?»

Семейный образовательный проект «Коза – друг человека?»...

Образовательный проект "Собака - друг человека"

С помощью данного проекта дети учатся правильному обращению с животными, воспитывается бережное отношение к природе...

Образовательный проект «Книга – друг моей семьи»

Чтение играет важную роль в формировании личности человека. Благодаря чтению развивается смысловое восприятие, внимание, память, мышление и воображение ребенка.Не секрет, что в наше время чтение все б...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков у детей

Вид проекта: групповой.Продолжительность: краткосрочный - 1 неделяПо характеру продукта: познавательно – игровой.Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.По проф...

Образовательный проект "Мойдодыр"

Формирование культурно-гиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста....

Мойдодыр -друг малышей

Воспитание культурно-гигиегических навыков у младщих дошкольников...