ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков у детей
проект (младшая группа) на тему

Глазова Ирина Николаевна

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный - 1 неделя

По характеру продукта: познавательно – игровой.

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.

По профилю знаний: интеграция всех образовательных областей.

Возраст детей: 3-4 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_gigiena.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-

детский сад № 9 г. Вязьма Смоленская обл.

                                                                             

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

 «Мойдодыр»

по формированию

культурно-гигиенических навыков у детей

во 2 младшей группе №3

Воспитатель: Глазова И. Н.

.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный - 1 неделя

По характеру продукта: познавательно – игровой.

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.

По профилю знаний: интеграция всех образовательных областей.

Возраст детей: 3-4 года.

Введение.

Культурно-гигиенические навыки — важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.

Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. 

Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. « Одна из важнейших задач детского сада, — писала Н.К.Крупская – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее». 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ тоже уделяет внимание данной проблеме, где говорится, что педагог должен уделять внимание формированию основ культуры гигиены:

«становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др».

Актуальность проекта:

Основой полноценного физического развития ребенка младшего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.

Однако, сталкиваясь с задачей воспитания культурно-гигиенических навыков у дошкольников, воспитатель не всегда может определить направления, последовательность своей работы, четко представить результат процесса воспитания, обозначить наиболее приемлемые формы и методы воздействия, поэтому я считаю рассматриваемую тему актуальной.

Проблема:

Я заметила, что дети неосознанно, небрежно подходят к выполнению культурно-гигиенических навыков, поэтому необходимо развивать у детей желание как можно больше узнать о здоровом образе жизни через приобщение к культуре гигиены.

Цель:

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста в детском саду и в семье.

Задачи:

Образовательные:

Способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены.

Познакомить с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков.

Приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.

Развивающие:

Развитие эмоциональных качеств.

Развитие внимательности, наблюдательности и творческого воображения.


Воспитательные:

Воспитывать желание у детей выглядеть чистыми и опрятными.

Формировать простейшие навыки поведения за столом.

Создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома.

Приобщать детей к здоровому образу жизни.

Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения через сказку.

                          Ожидаемые результаты:

•Дети умеют самостоятельно или при небольшой помощи взрослых

одеваться и раздеваться в определенной последовательности;

•Проявляют навыки опрятности (замечают непорядок в одежде, устраняют

его при небольшой помощи взрослых);

•При небольшой помощи взрослого пользуются индивидуальными

предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой);

•Умеют самостоятельно есть;

•Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают

элементарные правила поведения во время еды, умывания;

•Самостоятельно или при небольшой помощи взрослого выполняют

доступные возрасту гигиенические процедуры, владеют доступными

возрасту навыками самообслуживания.

Этапы реализации проекта

Этапы

Содержание работы

I Подготовительный
(сбор информации по проблеме)

 

   1.     Донести до участников проекта важность данной проблемы.

  2.     Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме.

   3.     Продумывание творческих заданий для детей и родителей.

  4.      Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности.

 5.Изготовить дидактические игры по теме.

II Основной           (практический)

 

 

1. Организация совместной деятельности с детьми.

2.Перспективный план реализации проекта.

3. Подготовка готовых моделей к выставке.

4. Просмотр видеоматериалов. 

III  Заключительный этап (аналитический)

1. Анализ полученных результатов и обобщение опыта.

2. Выставка плакатов, книжек малышек.

Сетевая паутина проекта

Формы организации работы.

 С детьми

С  родителями

  • Чтение художественной литературы, художественное слово.
  • Образовательная деятельность.
  • Беседы, общение, индивидуальные беседы.
  • Рассматривание иллюстраций, плакатов.
  • Использование мнемотаблиц.
  • Д/игры и упражнения.
  • Сюжетно ролевые игры и упражнения.

Консультации.

Выставка плакатов  и  книжек самоделок, художественной литературы.

Стендовая информация.

Индивидуальные беседы.

Составление алгоритмов.

Перспективный план работы по реализации проекта

Дата проведения

Тема, цель

Работа с детьми

Понедельник

утро

Познавательное развитие (ознакомление с окружающим) «Научим куклу Дашу умываться» Цель: учить детей пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены.

Заучивание потешки «Водичка, водичка…»

 Рассматривание картинок: «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная».

Беседа «Перед едой моем руки с мылом»

Подвижная игра: «Зайка белый умывается». Цель: активизировать двигательную активность детей.

Сюжетно-ролевая игра «Купание куклы».

Пальчиковая игра «Моем руки».

вечер

Чтение художественной литературы С. Бячковская «Юля-чистюля»

Дидактическая игра «Мыльные перчатки»

Подвижная игра: «Все котятки мыли лапки». Цель: активизировать двигательную активность детей.

Сюжетно-ролевая игра «Стирка кукольного белья».

Вторник

Утро

вечер

Игровые ситуации: «Расскажем Хрюше, как надо правильно кушать, « Поможем зверюшкам накрыть стол к обеду».

Беседа: «Как вести себя за столом». Цель формирование столового этикета.

Сюжетно-ролевая игра «Семья» (мама кормит дочку).

Чтение потешки  «Уж я Танюшечке пирог испеку».

Словесная игра: «Полезно - вредно». Цель: дать представление, что вредно, а что полезно для здоровья.

Игровые ситуации: «Как Мишка учился кушать вилкой»

«Мишка пригласил в гости зайку и ежика».

Дидактические игры « Кому что нужно», «Разложи картинки по порядку»

Игра-этюд «Вкусная каша».

Среда

Утро

вечер

Речевое развитие (развитие речи)

«Оденем куклу на прогулку» Цель: закреплять последовательность одевания на прогулку.

Игровые упражнения: «Научим Мишку складывать вещи в шкафчике», «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном».  

Чтение: И. Муравейка «Я сама».

Н. Павлова «Чьи башмачки»

Беседа: «Кто опрятен - тот приятен»;

Цель: закрепить культурно гигиенические навыки, воспитывать желание быть опрятными;

Дидактическая игра «Кукла идет на прогулку»

Чтение потешек: «Наша мама маленька», «А. Барто « Башмачки»

(разучивание одной из них)

Четверг

Утро

вечер

Художественно-эстетическое развитие (аппликация)

«Платочки для белочки».Цель: закреплять назначение принадлежностей ухода за собой.

Игровое упражнение « Посмотрим на себя в зеркало, какие мы красивые и аккуратные».

Чтение Демьянов «Замарашка».

Игровое упражнение: «Делаем причёску». 

Цель: учить пользоваться расчёской как индивидуальным предметом.

Дидактическая игра: «Чем я с другом поделюсь». Цель: закрепить названия принадлежностей ухода за собой; дать понятие «личные вещи»;

Беседа «Помоги зайке сберечь свое здоровье»

Рассматривание предметов гигиены.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие с доктором Айболитом».

Пятница

Утро

вечер

Художественно-эстетическое развитие ( рисование)

«Платье для куклы Наташи»

Сюжетно – ролевая игра: «Больница». Цель: познакомить с профессией врача; учить брать на себя роль в соответствии с сюжетом игры;

Беседа: «С утра до вечера». Цель: познакомить с распорядком дня; показать важность соблюдения режима в укреплении здоровья каждого человека;

Подвижная игра: «Вот носик, вот ротик». Цель: развитие двигательной активности детей;

Дидактическая игра: «Подбери предметы личной гигиены». Цель: учить детей находить предметы по просьбе воспитателя;

Художественное творчество: рисование по трафарету овощей и фруктов.

Цель: дать понятие, что фрукты и овощи полезны для здоровья; развитие навыков рисования карандашами.

Работа с родителями:

Познакомить родителей с темой проекта

Привлечь родителей:

  • к совместной работе с детьми и воспитателем.
  • к оформлению книжек самоделок «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий»
  • Плакаты «Чистота залог здоровья»


Демонстрационный материал для родителей (папка – передвижка)


Мастер-класс для родителей "Как сделать книжку малышку?»

Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество.

Консультации в информационный уголок:

«Правила личной гигиены»

 «Потешки для режимных моментов»

 «Как правильно одеть ребенка» «Учимся мыть руки вместе»

Итоги проекта.

В процессе работы дети самостоятельно научились мыть руки, умываться,

насухо вытирать руки личным полотенцем. Большинство детей научились

держать ложку правильно, есть самостоятельно или при небольшой помощи

взрослых. Также постепенно дети учатся самостоятельно пользоваться

предметами личной гигиены – носовым платком, полотенцем, туалетом.

Дети постепенно усваивают порядок одевания и раздевания. Повысилась

заинтересованность родителей в вопросах воспитания у детей культурно –

гигиенических навыков.


Продукты проекта.

  1. Оформление выставки плакатов «Чистота-залог здоровья».

2.Создание с родителями книжек самоделок «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий».

3.Лэпбук «Культурно-гигиенические навыки».

4.Картотека потешек режимных моментов.

5.Создание папок передвижек для родителей.

Используемая литература:

  1. Основная общеобразовательной программой дошкольного образования ООП «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
  2.  «Конспекты комплексно-тематических занятий. Вторая младшая группа». Голицина Н.С.
  3.  «Метод проектов в дошкольном образовании». Методическое пособие. Кочкина Н.А.


1.   Конина Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей.

      Игровой комплект. Айрист-пресс, 2007г.

2.   Лихачева А. А. Встреча с Мойдодыром. Дошкольное воспитание №9

      2004г.

3.   Расту культурным. Полиграф-Проект-Москва. 2011г.

4.   Доскин В. А. Растем здоровыми. Пособие для воспитателей, родителей,

      инспектаров физкультуры. Просвещение 2002г.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная образовательная деятельность по теме: «Развитие певческих навыков у детей младшего возраста»

Интегрированное  музыкальное занятие "Серенькая кошечка" с энергосберегающими  приемами позволяет активизировать голосовой аппарат детей второй младшей группы....

Образовательный проект «Мойдодыр друг малышей»

Цель: формировать культурно-гигиенические навыков у детей младшего дошкольного возраста (2-3 лет) в повседневной жизни в детском саду и в семье.Задачи:способствовать осмыслению детьми и родителями нео...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по привитию культурно-гигиенических навыков у детей в подготовительной к школе группе «Путешествие в город Личной гигиены».

в данном материале разработан  Конспект непосредственно-образовательной деятельности по привитию культурно-гигиенических навыков у детей в подготовительной к школе группе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по воспитанию культурно- гигиенических навыков у детей в первой младшей группе

Цель данного занятия: формирование позитивного отношения детей к культурно- гигиеническим навыкам...

Образовательный проект "Мойдодыр"

Формирование культурно-гиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста....

Конспект образовательной деятельности по формированию культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста «Чистота – залог здоровья»

Тема: «Чистота- залог здоровья»Основная цель: формировать знания детей о здоровом образе жизниЗадачи:Образовательные:1)познакомить детей с правилами гигиены, гигиеническими предметами;2) у...