В Дымковской слободе
проект (подготовительная группа) на тему

Исаева Людмила Александровна

 Если в работе с дошкольниками для развития познавательно  – творческих способностей использовать декоративно – прикладное искусство, то это будет способствовать повышения уровня развития эстетического вкуса у детей, а также воспитанию патриотических чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_isaeva_l.a.docx51.46 КБ

Предварительный просмотр:

         Московский Государственный Областной Университет

                                    ГРУППА № 8

 

«Организация изобразительной деятельности в условиях

            ФГОС дошкольного образования»

 

                                        Проект

Тема:              «В Дымковской слободе»

 

                                                                 Составила воспитатель МАДОУ  

                                                                 Большеалексеевского д/с  

                                                                 комбинированного вида «Калинка»

                                                                 Исаева Л.А.

                                                                 Руководитель курсов

                                                                 Серебрякова Л.Г.

                                     

                                                  Москва

                                                    2015

Тип проекта: познавательно – творческий

Вид проекта:  групповой

Направление:  познавательно – речевое, художественно - эстетическое.

Участники  проекта:

Воспитатели, дети подготовительной к школе группы, музыкальный руководитель, родители.

Продолжительность проекта: две недели  

Актуальность:

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями.  Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре.

Гипотеза: если в работе с дошкольниками для развития познавательно  – творческих способностей использовать декоративно – прикладное искусство, то это будет способствовать повышения уровня развития эстетического вкуса у детей, а также воспитанию патриотических чувств.

Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности. 

Задачи:

  • Познакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки.
  • Вызвать интерес у детей к народному творчеству.
  • Создать предметно – развивающую среду в группе по ДПИ.
  • Приобщать родителей к совместному с детьми творчеству.

Итогом проекта будет создание макета деревни с дымковскими игрушками «Деревня Дымково».

Интеграция образовательных областей:

Художественно – эстетическое развитие:

- Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи. Ориентируясь на подлинники, вызвать у детей желание расписать любые игрушки.

- Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги

-Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.

- развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию.

Познавательно – речевое развитие:

- способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа;

- развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми по поводу, процессу и результатам продуктивной деятельности;

- продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Социально – коммуникативное развитие:

- воспитание у дошкольников доброжелательного отношения к окружающим, формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности.

 

Физическое развитие:

- знакомить детей с русскими народными играми, забавами;

- развивать двигательную активность.

Планируемые результаты:

На уровне педагога:

- создание предметно – развивающей среды в группе;

- создание макета деревни с дымковскими игрушками.

На уровне детей:

- повышение интереса у детей к декоративно – прикладному искусству;

- применение полученных знаний и умений в практической деятельности. 

На уровне родителей:

- повышение интереса у родителей к декоративно – прикладному искусству;

- развитие интереса к совместному с детьми творчеству.

                             

                                    Этапы реализации проекта

Этапы проекта

  Виды деятельности

Литература

1 этап подготовительный

Консультация для родителей, на тему: «Знаете ли вы русские праздники,  обычаи, традиции, промыслы?»

Индивидуальные беседы с детьми с целью выяснения их знаний о  народном творчестве.

Подбор литературы и демонстрационного материала

Вместе с родителями интереснее. Презентация «Дымка»

http://www.maam.ru/detskijsad/rekomendaci-dlja-roditelei-radost-sotvorchestva-dymkovskaja-igrushka.html

Альбомы по декоративному творчеству

http://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2013/06/13/prezentatsiya-dymkovskaya-igrushka

2 этап

основной

Игровая деятельность:

дидактические игры «Собери целое» , «Угадай – ка»  «Парные картинки», «Лото»

Игры на координацию речи с движением:

«Водопой», «Лошадки» Русская народная игра «Барашек»

Познавательно – речевое развитие:

Рассказывание произведения «Дымковские игрушки»

 Беседа: «Игрушки не простые – глиняные, расписные»  

Беседа «Из чего делают дымковские игрушки?»

художественно – эстетическое развитие

Представление «Дымковская сказка»

Исполнение частушек

«Игрушкины частушки»

Рисование элементов дымковской росписи

 

Роспись шаблонов: «Козлик»

«Лошадка»

«Птица»

«Барышня»

Лепка «Дымковская барышня», «Лошадка», «Корова», «Индюк»

«Барышня»  

 

Роспись игрушек «Барышня»  

«Лошадка», «Корова», «Индюк»

Деятельность родителей и детей

Мастер – класс «Русская изба»  изготовление деревенских домиков.

 

Т. Куликовская «Познаем окружающий мир»

Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе» Детство Пресс С-П, 2007

 

В. Крупина «В дымковской слободе».

 Т.А. Мавриной

Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в д/с»

Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим»

Наталья Тимошкина «Дымковская сказка»

П. Синявский.

Т.Я. Шпикалова, Г.А. Величко «Дымковская игрушка»

Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в д/с»

Швайко Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в д/с» Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности»

Халезова Н.Б. «Народная пластика и декоративная лепка в д/с»                                               Г.Н. Давыдова «Детский дизайн»Пластилинография  Скрипторий, 2003

Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности»

 «Бумажное зодчество»  

Н.Е. Белякова Крона – Принт, 1999

3 этап

заключительный

Макет «Дымковская слобода»

Создание деревенской улицы, сценки деревенского быта с дымковскими игрушками.

Доронина Г. Использование дымковской игрушки в работе с детьми  Дошкольное воспитание. - 1990. - № 12.

http://nach-school.ru/master-klass-dlya-pedagogov-dou-dymkovskaya-baryshnya.html

Результативность

У детей появился интерес к изучению русской народной культуры, к народным промыслам.

Сформировался необходимый минимум знаний и умений о элементах росписи.

Пополнились знания о декоративно – прикладном искусстве России.

Расширились знания о традициях русского народа.

Возросло желание детей изучать фольклор русского народа во время свободного досуга.

Повысилась заинтересованность родителей в совместном с детьми творчестве.

Вывод:

Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Глоссарий:  

Барышня - девушка из барской семьи или вообще из интеллигентной среды

Геометрические фигуры: кольцо, кружки,  точки, ромбы Дымково — посёлок в Вологодской области 

Дымково — посёлок в Вологодской области

Роспись - Художественная роспись —  искусство декорирования красками и кистью какой-либо поверхности Слобода́ (Слобожа) — вид поселения или района города в истории России

Коромысло с ведрами – приспособления для переноса ведер на плече.

Линии - Черта на плоскости (полоски, решётки, волны

                                 

                                             Литература

1.        Г. Блинов. «Чудо-Кони, чудо – птицы»  Рассказы о русской Москва  - Детская литература, 1977 г

2.        Воспитание и обучение в подготовительной группе детского сада: программа и методические рекомендации / сост. Т.С.Комарова.-М.: Мозаика-Синтез, 2006.

3.        ВеличкинаГ., ШпикаловаТ. Дымковская игрушка. Рабочая

4.        тетрадь по основам народного искусства -  Мозаика-Синтез  2009

5.        Величкина Г.А. «Дымковская игрушка» издательство  - Мозаика – Синтез 2009г

6.        В. С. Горичева. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. - «Академия развития», 1998 г.

7.        Доронина Г. Использование дымковской игрушки в работе с детьми -Дошкольное воспитание. - 1990. - № 12.

8.        Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность: Методические рекомендации. - М.: Просвещение, 1999

9.        Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир: программа и метод. рекомендкции. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.

10.        В. Крупнин «В дымковской слободе» - Малыш Год: 1989

11.        И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в д/с»  - Карапуз дидактика, 2009

12.        И.А. Лыкова «Дымковские игрушки»   - Цветной мир, 2012

13.        Наглядное - дидактическое пособие из серии «Мир в картинках. Дымковская игрушка».  -  Мозаика-Синтез Год издания: 2012.

14.        Наглядно-методическое пособие. Дымковская игрушка. Под  редакцией А. Дорофеева. -  Москва «Детская литература» 1977 г

15.        Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе» - Детство Пресс С-П, 2007

16.        От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. –М.: Мозаика – Синтез, 2010.

17.        Мартынова А.Н. Потешки, считалки, небылицы. – М.: Современник, 1989.

18.        Н. Шайдурова «Картотека предметных картинок» вып.№12  - Детство – Пресс, 2010

19.        Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная группа: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошкол. Учрежд. - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008.

1.        http://vospitatel.com.ua/category/proekty.html

2.        http://mistergid.ru/

3.        http://dimkovo.ru/

4.        http://moy-institut.ucoz.ru/index/dymkovskaja_igrushka/0-86

http://doshvozrast.ru/

     5.http://www.maam.ru/detskijsad/rekomendaci-dlja-roditelei-radost-sotvorchestva-dymkovskaja-igrushka.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Путешествие в Дымковскую слободу"

Интегрированная образовательная деятельность в средней группе...

"Путешествие в Дымковскую слободу" комплексное занятие в подготовительной группе

Образовательные области "Познание" (познавательно - исследовательская деятельность), "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка"...

ОО " Художественно- эстетическое развитие" Рисование на тему:"Дымковская слобода"

Закреплять знания о дымковских игрушках,о дымковский росписи;эмоционально положительное отношение к народному , декоративному искусству.  Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета и композ...

Конспект занятия "Дымковская слобода"

Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Дымковская слобода"...

Занятие по изобразительной деятельности в старшей группе "Дымковская слобода"

Это  занятие является лишь одним из цикла по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей,  традициями и особенностями народных промыслов России. Стать мастером, применить на ...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему "Дымковская слобода (Дымковская деревня)". Коллективная работа.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему "Дымковская слобода (Дымковская деревня)". Коллективная работа....