Статья на тему: Проблемы современных родителей дошкольников.
статья по теме

Миносян Алена Юрьевна

 Изучение литературы по данной проблематике. Краткое описание современных исследований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_sovremennykh_roditeley_doshkolnikov.docx_statya.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы современных родителей дошкольников.

    Современная ситуация характеризуется усилением внимания к семье, как к объекту исследования. Алексеевой Е.Е. вывела следующие психологические проблемы родителей дошкольников, проводя свои исследования :

        Семейные отношения, семейное взаимодействие, взаимоотношения ребенка и членов семьи.

Портрет матерей имеет следующие особенности:

  1. Матери не требовательны к ребенку (уровень требовательности у 80% матерей имеет низкие и средние показатели);
  2.  Большинство (62,5%) матерей проявляют достаточную строгость и контроль во взаимоотношениях с ребенком;
  3. В подавляющем большинстве (70%) матери  эмоционально близки со своим ребенком ;
  4.  Сотрудничество, которое является следствием включенности ребенка во взаимодействие и отражает партнерство в отношениях родителей и детей, у большей части матерей развито хорошо;
  5. Тревожность за ребенка выражена почти у каждой третьей матери;
  6. Матери ощущают достаточно сильную конфронтацию в семье по вопросам воспитания и недостаточно удовлетворены отношениями с ребенком.

 Портрет современных отцов отличается следующими особенностями: 1.Требовательность во взаимодействии с ребенком выражена еще слабее, чему матерей.

2. Отцы не проявляют тревожности за своего ребенка, сотрудничество с ребенком слабо выражено.

3. Не ощущают конфронтацию в семье по вопросам воспитания и удовлетворены своими отношениями с ребенком.

 Для большей части родителей при взаимодействии с детьми характерны низкий уровень требовательности и одновременно строгость и контроль. При этом у отцов можно отметить отсутствие сотрудничества с детьми и эмоциональную дистанцию.

        Поведенческие нарушения  детей волновали 18% родителей. АлексееваЕ.Е. приводит не полный перечень жалоб на поведение ребенка:

-грызет ногти

-агрессивное поведение

-непослушание

-воровство

-сосет палец…

Поведенческие нарушения были представлены психоматорными нарушениями (энурез, энкопрез, заикание), невротическими реакциями и патологическими привычками.

        Проблемы в эмоционально-волевой сфере волновали 16% родителей, прежде всего это: -страхи (при засыпании, воды, крови, остаться одному, незнакомые ситуации)

-плач по поводу и без повода

-неуверенность

-капризы

-робость, боязливость

-депрессивное состояние после смерти бабушки

-обидчивость

-истерики

-беззащитность…

    Алексеева Е.Е. ,Вискова Ю.А. ,проводя исследования в 2006 году, обследовали 33 ребенка 5-6 лет и их родителей и  получили следующие данные: наиболее часто встречающиеся социальные страхи у детей – это страх умереть, страх незнакомых людей, смерти родителей, войны, и страх сделать что-нибудь не правильно . У девочек социальные страхи оказались более выражены, чем у мальчиков. У родителей был выявлены следующие социальные страхи: страх потери своих родителей, страх смерти, войны, нападения, заболеть и заразиться, страшных снов, ситуаций неуспеха. В детско-родительских отношениях в семьях детей с социальными страхами наиболее выражены были следующие нарушения  в семейном воспитании: гиперпротекция, недостаточность требований-обязанностей, неуверенность родителей в правильности воспитания.

         Проблемы адаптации составляли 15% от всех заявленных родителями проблем . Проблемы адаптации ребенка в детском саду тесно связаны с проблемами адаптации родителей и всей семьи к дошкольному образовательному учреждению. Адаптация ребенка к детскому саду- это и процесс и результат согласования не только ребенка,  а так же семьи с окружающим его   миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к новой обстановке, к структуре отношений как с педагогами, так и со сверстниками, установление соответствия поведения принятым в группе детского сада нормам и правилам.

         Взаимоотношения со сверстниками в группе- эти проблемы были обозначены в 6 % случаев обращения родителей за психологической помощью. Родителей волновало то, что ребенок не может дать сдачи и др.

    Наиболее характерные нарушения семейного воспитания детей, имеющих проблемы во взаимоотношениях со сверстниками: 25% матерей предпочитали у сыновей проявления женских качеств, что свидетельствует о неосознанном непринятии мальчиков. У 38% мальчиков родители ( в основном матери) предпочитали женские качества, воспитывая их по типу «эмоциональное отвержение». То, что матери предпочитают женские качества у мальчиков, вызывает нарушения в их социальном поведении и является одной из причин нарушений взаимоотношений со сверстниками.      Каждый второй родитель видел в ребенке черты характера, которые чувствовал, но не признавал в самом себе, то есть, проецируя на ребенка собственные нежелательные качества. Половина родителей проявляли воспитательную неуверенность и пониженный уровень требований по отношению к детям, что может объясниться неблагополучным нервным состоянием родителей ( у 32%матерей был выявлен высокий уровень невротизации). Каждый третий отец имел низкий уровень общительности, что затрудняло воспитание у мальчиков умения устанавливать положительные взаимоотношения.

         Проблемы в развитии обучении (перегрузка детей интеллектуальными занятиями, стремление родителей к раннему обучению детей)- эти проблемы составляли 5 % . Родители беспокоились по поводу задержки в  развитии речи, выраженной леворукости у ребенка, по поводу дозировки  нагрузки в музыкальной школе, задержки интеллектуального развития и др..

Важно учитывать что опережение развития ребенка всегда осуществляется за счет каких то других компонентов психики, нанося ущерб гармоничному развитию ребенка.

        Взаимоотношения между педагогом и ребенком- эти проблемы волновали 4% родителей . Оказалось, что эмоциональное отношение матери к ребенку оказывает значительное влияние на характер его взаимодействия с педагогами.  

Алексеева Е.Е выделяет следующие критерии психологического здоровья семьи ребенка дошкольного возраста:

1.Позитивное психологическое  пространство семьи, которое складывается из психологической компетентности членов семьи и качества их взаимоотношений. Социально-психологический климат семьи, как социальной группы, во многом определяется умением разрешать проблемы в сфере взаимоотношений между  ее членами. Позитивное психологическое пространство семьи представляется как адекватная степень эмоциональной связи между членами семьи при отсутствии таких  видов негармоничного семейного воспитания, как, например, потворствующая или доминирующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение и др.

2. Адаптация семейной системы к поступлению ребенка в детский сад. Под социально-психологической адаптацией понимается овладение личностью ролью при вхождении в новую социальную группу. При этом важным является не только достижение цели, но и сохранение благоприятного психофизиологического и эмоционального состояния. Адаптация   это процесс взаимодействия не только ребенка,  но и  всей его семьи с социальным окружение в детском саду предполагает соотнесение целей, ценностных ориентаций ,норм и традиций всеми участниками взаимодействия. Поэтому проблему дезадаптации следует рассматривать как проблему социально-психологической адаптации семьи к детскому саду. Поступление ребенка в детский сад, являясь нормативным стрессом семьи, условно разделяет все семьи на функционально (здоровые) и дисфункциональные (нездоровые). Если ребенок не справляется с проблемами адаптации, это означает, что семья не решила поставленные перед ней внутренние и внешние задачи и может считаться дисфункциональной.

3. Адекватное взаимодействие семьи и детского сада. Взаимодействие как процесс характеризуют: совокупная деятельность, информационная связь, взаимовлияние, взаимоотношения и взаимопонимание( последние три составляющие взаимодействия зависят от внутреннего состояния участников). Взаимоотношения определяются и задаются личными качествами людей, структурой их личности, формирующейся в процессе воспитания. Нарушения во взаимоотношениях детей со сверстниками и с педагогами связаны с нарушениями в семейном воспитании и могут быть зафиксированы по результатам социологического обследования в неблагополучном социомертическом статусе ребенка.

    Психологическое здоровье семьи, оказывает значимое влияние на формирование здоровья дошкольника, складывается из психологической компетентности членов семьи и качества их взаимоотношений. Одной из основных составляющих психологической компетентности ребенка дошкольного возраста является знакомство со способами гармонизации эмоционально-волевой сферы. Умение регулировать свои эмоциональные процессы чрезвычайно важно для дошкольника, поскольку именно оно помогает ребенку найти адекватные способы снятия напряжения.

Вывод: современные родители обращают внимание на поведение детей, на семейные взаимоотношения, проблемы адаптации и взаимоотношения в группе. Одним из факторов который будет влиять на детско-родительские отношения- это психологическое здоровье семьи дошкольника, как  к ребенку относятся в семье и принимают его  и учитывают его индивидуальные особенности и как родителями выполняется воспитательная функция.

 В данной статье была использована следующая литература:

  1. Аккерман Н. «Роль семьи в появлении расстройств у детей. Семейная психотерапия.» - СПб.: Издательство «Питер», 2000
  2. Алексеева Е.Е. « Что делать, если ребенок..» Спб, Речь 2008
  3. Костина Л.М  Игровая терапия с тревожными детьми  Речь, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая статья на тему "Проблема формирования "образа матери" у старших дошкольников"

Статья содержит в себе материал, который касается проблемы формирования понятия "образ матери" у старших дошкольников. Для создания статьи было изучено большое количество литературы, которая затрагива...

Статья на тему:" Проблемы певческого воспитания в дошкольном возрасте"

статья на тему: "Проблема певческого воспитания  в дошкольном возрасте"...

Статья на тему " Проблема творчества детей во взглядах педагогов и психологов"

В истории  дошкольной педагогике проблема творчества всегда была одной из актуальных. Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие детей во всех видах деятельности, и в первую очере...

Ребенок не ест овощи - проблема современных родителей.

   Приучить детей кушать фрукты обычно не составляет особого труда, ведь малыш с первых дней жизни привыкает к пище, содержащей большое количество сахара (грудное молоко или моло...

Статья по теме: "Проблемы освоения современными дошкольниками сюжетно-ролевых игр."

Игра- деятельность ,которая доставляет удовольствие ребенку.Сюжетно- ролевая игра- ведущая деятельность дошкольного возраста.Современные дошкольники ограничены в присвоении социальных ролей.Жизнь взро...

статья на тему "Проблемы воспитания личности дошкольника в современных условиях"

Проблемы воспитания личности дошкольника в современных условиях Современных детей называют по разному и все определения имеют под собой основу. Например: «Дети нового тысячелетия» – юные существа, об...

Консультация для родителей "Три главные проблемы современных родителей"

Материал можно использовать в родительском уголке...