Статья на тему:" Проблемы певческого воспитания в дошкольном возрасте"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Овчарова Янина Николаевна

статья на тему: "Проблема певческого воспитания  в дошкольном возрасте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodich_razr.doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад №62

 Красносельского района

Методическая разработка

Тема: Проблемы певческого воспитания

в дошкольном возрасте.

Выполнила: Я.Н.Карелина

Музыкальный руководитель

                                                    Санкт-Петербург

2014


Содержание

                                                                                                           стр.

1. Введение                                                                                     ....  3

2. Концепция деятельности                                                           ....  7

3. Теоретическая база                                                                   ....  14

4. Система работы                                                                         .... 16

5. Предъявление опыта деятельности                                         .... 20

6. Выводы                                                                                       .... 21


ВВЕДЕНИЕ

        Пение вообще и хоровое - в особенности является важнейшей основой для развития «музыкально – слуховых представлений», которые обусловливают развитие всех музыкальных способностей.

Правильное пение с детства успешно развивает и музыкальный слух, и певческий голос. Голос увеличивается в объеме, совершенствуется в подвижности, интонационной гибкости, тембровой красочности. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией!  

Что касается маленьких детей, то чаще всего они показывают не плохой слух, а плохую координацию слуха и голоса, то есть – неправильное голосообразование. Исправление голосообразования ведет к быстрому развитию музыкального слуха. Если ребенок не проявляет ярких музыкальных способностей, это не только не должно становиться основанием для отлучения его от занятий музыкой, но, напротив, именно таким детям музыкальные занятия – и в первую очередь занятия пением – более всего нужны и приносят пользу!

Исходная ситуация.

Однако в сегодняшней практике музыкального воспитания в детском саду педагоги не занимаются постановкой детских певческих голосов. Занятия с детьми по пению в большинстве случаев сводятся к разучиванию песен и работе над чистотой интонирования мелодии голосом. Родители же больше внимания отводят развитию речи детей, не понимая определенной связи между этими проблемами.

Посещая методические объединения нашего города среди детских садов, где проводились открытые занятия педагогами – музыкантами, я убедилась, что эта проблема касается и нашего района. На момент моего прихода в ДОУ и внедрения моей инновации в практику, я столкнулась с этой же проблемой: показатели певческо - вокальной работы с детьми были низкими, дети не заинтересованы.

Проблемы:

  • дети не владеют знаниями о музыкальной культуре;
  • дети не заинтересованы в развитии своих музыкальных способностей;
  • предлагаемый музыкальный материал не соответствует тисситурным  возможностям детей.

Причины неудовлетворительной вокально-хоровой работы с детьми кроются:

  • в неверных методических установках программы по пению для                                                                  дошкольников,
  • в издержках сложившейся практики музыкальных занятий,
  • в недостатках профессиональной подготовки музыкальных                                           руководителей детских садов и некоторых дополнительных трудностях в

          их работе.

        Последствиями такой работы является:

  • в настоящее время значительная часть детей приходит в школу из

детских садов практически непоющей;

  • дети не научены фальцетному голосообразованию, в результате чего

поют в основном в разговорной манере, в небольшом диапазоне,

фальшиво и напряженно,

  • не показывают необходимых навыков слухо-вокальной координации,

артикуляции, дикции, кантилены и т.д.,

  • исполнение песен проходит не на должном художественном уровне,
  • недостаточное развитие слухо – голосового аппарата влияет  и на

качество обучения в начальной школе.

        Особенно плохо обстоят дела с пением мальчиков. Во многих детских садах музыкальные работники относятся к мальчикам как к заведомо непоющему контингенту, часто даже не подозревая о том, что эти так называемые «гудошники» при правильном обучении показывают и прекрасные голоса, и хороший музыкальный слух.

        Ключевая проблема состоит в том, что многие музыкальные руководители отказываются от глубокой и целенаправленной работы по постановке голоса и слуха, испытывая большие затруднения в этой области музицирования, при наличии неверных, устаревших методик по пению и постановке голоса, неумению грамотно и правильно подобрать для этой работы музыкальный материал и, чувствуя незаинтересованное отношение родителей к развитию детей в этом направлении,

        Между тем именно в детских садах на музыкальных занятиях, в которых пение занимает до 50 – 70% всего времени, а само обучение длится 3 -4 года, дети к семи годам, то есть к первому классу школы, могут и должны быть научены достаточно грамотно и красиво петь! Подтверждением тому служит пение малолетних артистов во всевозможных телевизионных шоу, а также опыт работы с шестилетками в студиях, когда за год занятий все они развиваются в музыкально – певческом отношении заметно выше общего детсадовского уровня.

        Однако и в хоровых студиях, и в школах педагоги вынуждены практически заново начинать обучение шести – семи леток правильному академическому пению.

        Актуальность 

Вокальная, в том числе и хоровая музыка представляют собой синтез музыки и речи. Отмеченные ранние проблемы певческого воспитания дошкольников говорят о необходимости специальных занятий с детьми дошкольного возраста, связанных с постановкой певческого голоса, о влиянии этих занятий на здоровье ребенка, на его общее музыкальное развитие. Критические замечания многих авторов в адрес традиционной методики обучения пению в детских садах говорят о значительных недостатках профессиональной подготовки музыкальных руководителей в этой области и необходимости давать им в учебных заведениях больший объём сведений по теории и методике вокальной работы с детьми.

 Работа над формированием певческо-голосового аппарата, создание методической базы и выбор исполнительского репертуара, художественное воплощение его  в пении, необходимая работа по культуре речи – всё это объективные условия для накопления новых знаний, формирования высокого уровня развития умственных способностей, развития художественного вкуса детей.


2. КОНЦЕПЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        Состояние всех областей современной системы образования и воспитания побуждает педагогов самых разных специальностей вести поиск новых методов, новых подходов и концепций обучения. Не является исключением и все, что связано с голосом: профессиональный вокал, хоровая работа в самодеятельности, сценическая речь, вокально-хоровое обучение детей.

        Голос у человека появляется с момента рождения (врожденный безусловный рефлекс). На базе этого рефлекса путем образования ценных, условно рефлекторных реакций, возникает разговорный и певческий голос. В этом ему помогают и слух, и зрение, и артикуляционный аппарат. Воспитание вокально-хоровых навыков требует от детей постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия.

Гипотеза

Я предполагаю, что уже в дошкольном возрасте в результате целенаправленной работы у ребенка могут быть правильно сформированы слух, речь, голосовые данные, вокально-хоровые навыки. Современные методики, подготовленные  педагоги в области вокала, помогут правильно организовать работу по постановке голоса в дошкольных учреждениях, когда голос, как и все развивающие навыки, должен быть сформирован у детей к семи годам.

        Для этого нужно:

 - отказаться от штампов;

 - определить интересы детей и значение пения в развитии эстетических,   нравственных, личностных качеств;

 - определить физиологические особенности и особенности деятельности каждого ребенка;

- создать эмоционально – развивающую среду;

- разработать систему и этапность формирования голоса по принципу «от простого к сложному»;

- определить и выбрать тот музыкальный материал, который доступен ребенку на данном этапе обучения.

Главная цель моей работы – повысить уровень преподавания вокально-музыкального воспитания в детском саду, чтобы к семи годам – новому, школьному этапу своей жизни дети подошли с подготовленным голосообразованием, хорошим музыкальным слухом и заложенными основами художественно – эстетического вкуса.

Конкретная цель моей работы

  • Создать атмосферу для раскрытия творческого потенциала детей.
  • Развивать интерес к различным способам и этапам развития голоса (в том числе и игровым);
  • Развивать музыкальный слух, дыхательную систему ребенка, оказывающую влияние на оздоровление организма;
  • Развивать привычку к длительному сосредоточению внимания.
  • Вызвать чувство эстетического удовольствия при пении;
  • Исполнять песни на должном художественном уровне.

Стремясь реализовать основную цель, я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Изучить все существующие на сегодняшний день методические разработки в области развития и охраны детского голоса.
  2. Исправлять голосообразование детей для более быстрого развития музыкального слуха;
  3. Дать возможность детям исследовать и изучать на практике возможности своего голосового аппарата.
  4. Сформировать в сознании детей представление о неразрывной связи звука (музыки) и движения.
  5. Добиваться свободного, ненапряженного мягкого звукоизвлечения.
  6. Привлечь родителей к формированию у детей интереса к музицированию, эмоциональной отзывчивости, и овладению природным музыкальным инструментом – голосом.

В своей работе я учитываю следующие педагогические принципы:

1. Принцип перспективности – в основе его последовательность и фундаментальность, через интерес и игру очень бережно формировать детский певческий аппарат.

2. Принцип саморегуляции голособразующей системы: создание оптимальных условий функционирования природной автоматики через точные действия управляемой части голосового аппарата, использование некоторых явлений голосообразования в качестве пусковых механизмов певческой саморегуляции.

3. Принцип повторяемости: многократное повторение одинаковых операций, вызывающие оптимизацию деятельности всей системы в направлении биологической целесообразности и энергетической экономичности.

4. Принцип наблюдаемости – визуальный и осязательный.

5. Принцип самоимитации - повторение не чужого звука, воспринимаемого только слухом, а своего со всем комплексом вокально-телесных ощущений.

Критерии оценки ожидаемых результатов.

  • Подбор системы и методов развития голоса и слуха, а также песенного репертуара.
  • Планирование учебно-методической деятельности по хоровому музицированию.
  • Оздоровление связочно-голосового аппарата детей, снижение заболеваемости.
  • Активное участие детей в сольном, хоровом, концертном исполнении.
  • Повышение собственной профессиональной компетенции, как педагога – музыканта, педагога – хормейстера, обобщение опыта по теме.

Ожидаемые результаты:

  • Создание условий, способствующих правильной оценке и развития голоса детей.
  • Создание целостной системы по хоровому музицированию.
  • Оздоровление и укрепление певческого аппарата детей.
  • Выступление на концертах, не только в творческом плане детского сада, но и в рамках городских фестивалей.


Модель деятельности

Считаю, что система по воспитанию певческой культуры должна выглядеть так

                                                               +

Способы оценки результатов.

  • Анализ диагностики голосовых данных детей.
  • Наблюдение за развитием артикуляции, голоса и слуха.
  • Анализ эстетической, познавательной и функции общения.
  • Медико-педагогический контроль.
  • Анализ планирования.
  • Анализ формирования личностных качеств ребенка.
  • Проведение концертов, мероприятий с родителями, специалистами.

График выполнения работ.

        Анализ диагностики эстетической, познавательной функции общения, развития артикуляционной и слуховой функции детей проводится как на первом этапе обучения, так и отслеживается в течение всего курса обучения, который рассчитан на два года: первый  и второй курс обучения для детей пяти-шести лет, третий и четвертый курс – для детей шести-семи лет. В течение этого же времени проводится медико-педагогический контроль и анализ планирования.

        Выступления детей, посещающих хоровую студию, проходят в рамках детского сада ежемесячно – это праздничные даты, родительские собрания, конкурсы, концерты, а в конце учебного года (март, апрель) – выступления на городских фестивалях: «Мир глазами детей», «Конаковские звездочки».

Целевые группы

Опыт работы будет интересен музыкальным руководителям, педагогам

хормейстерам, родителям и всем тем, кто занимается проблемой развития голоса и профессионального хорового пения.

Ресурсное обеспечение

  1. Концептуальное
  • Наличие педагогических методов, идей и разработок по основам вокальной методики.
  • Соответствие их приоритетам ряду известных ученых и заслуженных педагогов.
  1. Кадровое
  • Повышение профессиональной компетентности и педагогического мастерства (самообразование, курсовая переподготовка, участие в работе творческой группы ДОУ, МО музыкальных руководителей города и района).
  • Поддержка со стороны администрации ДОУ.
  1. Материальное
  • Наличие методической базы, исторической литературы по музыкальному образованию.
  • Наличие музыкально-дидактических игр, музыкально-технической базы.
  • Наличие детских музыкальных инструментов.

Факторы, способствующие реализации данного опыта.

  • Использование программ и технологий нового поколения.
  • Высокая квалификация педагога.
  • Благоприятные условия для раскрытия творческих способностей.
  • Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми.

Факторы, препятствующие реализации данного опыта.

  • Слабая заинтересованность родителей. Невидение музыкальных способностей и творческого потенциала своих детей.
  • Некоторые неверные методические установки программ по пению для дошкольников, издержки сложившейся практики музыкальных занятий.
  • Предлагаемый музыкальный материал не соответствующий возрастным голосовым данным детей.

3. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА

        О необходимости раннего обучения правильной вокализации говорил ещё А.Е.Варламов, замечательный композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы. Он считал, что если ребенка учить петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях), его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом.

        Та же мысль неоднократно подчеркивалась и в работах исследователей (И.И.Левидова, В.А.Багадурова, Е.А.Аркина, Е.И.Алмазова и др.), посвященных детскому певческому голосу. Ученые считали, что правильное развитие певческого голоса уже в дошкольном возрасте воспитывает у ребенка любовь к музыке, оберегает от крика, от напряжения голосовых связок, которые должны быть здоровы.

        О необходимости проведения специальной работы по постановке певческого голоса на занятиях в детском саду писали в разные годы и педагоги – практики Н.А.Метлов, Е.С.Маркова, Е.П.Иова, Е.М.Дубянская, Р.Краснобродская и др., предполагая очень интересные приемы, способствующие формированию певческого звукообразования, дыхания, чистоты интонирования, дикции.

        Проблему развития детского голоса исследовали многие педагоги и ведущие музыканты мира. Последние разработки и достижения в вокальной педагогике большое внимание уделяют качественному развитию детского голоса.

        Неоднократно проблему постановки детского певческого голоса на страницах журнала «Музыкальный руководитель» поднимала К.В.Тарасова – ведущий специалист по музыкальному образованию дошкольников, доктор психологических наук.

        Книга Г.П.Стуловой «Хоровой класс» даёт современное научное обоснование и рекомендации для вокально-хоровой работы с детьми любого возраста.

        Известный музыкант – хормейстер, руководитель концертных хоров девочек и мальчиков, организатор муниципальной вокально-хоровой школы «Мечта», заслуженный работник культуры России В.А.Шереметьев более тридцати лет работает с хоровыми коллективами. Огромный опыт работы с детьми разных возрастов привел автора к желанию поделиться накопленными знаниями и методами работы по певческо – хоровому воспитанию детей. Результатом явилась книга «Пение и воспитание детей в хоре», получившая широкое признание в среде педагогов – хормейстеров разных городов России. «Хоровое пение в детском саду» - вторая книга В.А.Шереметьева.

        Д.Е.Огороднов является одним из основателей и методическим лидером особого направления детского вокально-музыкального воспитания. «Дети, воспитанные в рамках его методики, любят петь, поют музыкально, эмоционально переживают музыку, процесс интонирования». Таково мнение известного ученого исследователя В.В.Емельянова.         

Продолжая традиции Д.Е.Огороднова, В.В.Емельянов создал «фонопедический метод развития голоса», который получил широкое распространение.

«Фонопедия» - комплекс педагогических воздействий, направленных на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани с помощью специальных упражнений, коррекцию дыхания, а так же коррекцию самой личности обучающегося.


  1. СИСТЕМА РАБОТЫ

Свою деятельность я строю с использованием различных музыкальных методик ведущих педагогов музыкантов. Певческий аппарат есть дыхательный аппарат со сложной системой мышц,  обладающий высокой чувствительностью и пластичностью, богатой нервной организацией. Поэтому для меня, как для педагога музыканта, хормейстера, проблема развития голоса очень значима.

        Каждый педагог-музыкант в своей профессиональной деятельности сталкивается с проблемой правильной диагностики и развития голосового аппарата. Я стараюсь перенять полезный опыт и в этом направлении для достижения лучшего результата в своей работе.

 Я решила начать с диагностики детей и родителей, так как знания в формировании русского музыкального наследия, музыкальных традиций, народной и академической манеры исполнения необходимы для формирования любви к музыке, к хоровому пению и исполнительству.

        Опираясь на результаты диагностики, провела анкетирование родителей. В результате чего, оказалось, что они плохо знают музыкальную историю нашего народа, не говоря о западной классической музыке, не знают о развитии хорового искусства в нашей стране и за рубежом.

        Родители редко вовремя заботятся о развитии музыкальности. И даже наиболее внимательные и состоятельные из них не могут дать своим детям при самом тщательном обучении музыке, коллективное воспитание, являющейся огромной помощью на начальном этапе музицирования. Родители не расширяют детский музыкальный кругозор, основным источником музыкальных впечатлений являются музыкальные занятия в ДОУ.

        78% родителей не считают нужным посещать музыкальные мероприятия (концерты, музыкальные спектакли, музыкальные гостиные). Выходные дни дети и родители чаще всего проводили дома.

        Музыкальное воспитание детей 67% родителей основывали на использовании своего бедного музыкального опыта, радио и телевидения.

        Лишь 12% обращались к специальной педагогической литературе. Музыкальные традиции семьи ограничивались прослушиванием музыкальных кассет и дисков с песнями для детей.

        В процессе диагностики детей выявлены такие показатели.

        24% плохо интонирующих детей страдало тем или другим дефектом органов слуха, и оказалось с «немузыкальным слухом».

        У 11% детей пение вызывало отрицательную эмоцию, так как, кто-то из взрослых, когда-то сказал, что у них нет слуха.

        У 13% детей идет раскоординация системы звукообразования,  и возникло явление «гудошничества».

        Оказалось, что никакими знаниями о песенном наследии и о возможностях своего голоса дети не обладают, многие не имеют любимых детских песен.

        Основываясь на полученных денных, начала работу по развитию голосовых данных. Как на музыкальных занятиях, так и в специально отведенное время занятия хоровой студии. Пение не только должно доставлять поющему ребенку удовольствие, но так же и развивать его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой. Следовательно, ребенок невольно занимается дыхательной гимнастикой, укрепляет свое здоровье.  Хорошее пение как искусство является результатом продолжительной работы. Составила планирование по развитию голосовых данных детей. Работу начала с артикуляционной гимнастики, интонационно-фонетических упражнений, с голосовыми сигналами доречевой коммуникации.

        В условиях индивидуальных занятий на первом этапе работа направлялась на овладение натуральными регистрами голоса, к которому проявляются склонности ребенка от природы.

        На втором этапе формируется навык сознательного использования регистров в соответствующем диапазоне.

        На третьем этапе наряду с произвольным переключением, скачком с одного регистра на другой, необходимо формировать умение постепенно и плавно переходить от фальцетного регистра к грудному, через микстовый или постепенном тембральном обогащении  его.

        На четвертом этапе следует закреплять и совершенствовать способность ученика произвольно пользоваться голосовыми регистрами при пении.        Продолжительность каждого этапа всякий раз определяется по-разному, в зависимости от того, как часто будут проводиться занятия, от педагогического воздействия, восприимчивости детей, их музыкальных способностей.

        Хочу отметить, что для ребенка дошкольника характерны кратковременность интересов, неустойчивость внимания, утомляемость. Поэтому темп моих занятий высок, но я неоднократно, из урока в урок, возвращаюсь к одним и тем же упражнениям, что способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к предлагаемому мной материалу.

        Поскольку ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте игра, я использую много игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности, так и для создания эмоциональной атмосферы.

        Большой интерес у детей вызывают игры, построенные на артикуляционной гимнастике и интонационно-фонетических упражнениях. Это позволяет, развивая слух,  пользоваться различными тембрами своего голоса и укреплять мышцы лица и языка.

        Особую роль в звукообразовании играет певческое дыхание. В зависимости от возраста дыхание видоизменяется, но в любом возрасте оно должно быть естественное, глубокое и ровное. Момент образования звука – это атака. Атака бывает трех видов: твердая, мягкая и придыхательная. Твердая атака: связки смыкаются плотно, звук получается энергичный, твердый. Мягкая атака: связки смыкаются менее плотно, звук получается мягкий. Придыхательная атака: связки смыкаются не полностью.

        В своей практике работы с голосом и хорового рения я добиваюсь у детей смыкания связок, используя мягкую и твердую атаку, но своеобразной проверкой правильного певческого дыхания служит цепное дыхание. В этом случае ребенок сам контролирует свое дыхание, следит за дыханием товарищей, без толчка заканчивает пение, и вновь берет дыхание, повторяя тот же звук.

        Очень эмоционально дети реагируют на правильно подобранный мною музыкальный материал. Это яркие, характерные песенки, соответствующие возрасту и музыкальным возможностям детей на данных этапах. Звуковые образы накапливаются в кладовых слуховой памяти еще до их использования в речи или в пении. В этом отношении правильное и понятное для детей исполнение педагогом имеет огромное значение. Особенно для детей с плохо выраженной интонацией и для детей с так называемым «немузыкальным»  слухом – «гудошников». Если диагностировать ребенка верно, и понять, что в основе такого звучания лежит проблема слуха, то, помогая ребенку справиться с его проблемой эмоционально и физиологически, можно развить его слух и музыкальность. Все дети способны чисто интонировать, но для каждого время овладевания техникой постановки голоса различно.

        В условиях коллективного обучения трудно создать наилучшие условия для развития голосов всех видов. По-видимому, и при коллективном обучении пению целесообразнее будет использовать все виды регистрового звучания. Задача развития детского голоса при коллективном обучении пению усложняется тем, что кроме вокальных навыков необходимо заботится и о хоровых, которые формируются параллельно с первыми и оказывают влияние друг на друга.

 Своеобразие голосообразования у детей открывает перспективу дальнейшей разработки системы развития у них певческого голоса в различном возрасте с учетом индивидуальных особенностей.


5. ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 В течение года я рассказывала и показывала проводимую работу родителям своих воспитанников, педагогическому коллективу ДОУ,  выступала на педсоветах с темой: «О проблемах певческого воспитания». Как итог на определенном этапе работы проводились концерты для других детей и родителей, которые были незаинтересованы данной темой. Обменивалась опытом работы с педагогами хоровых школ г. Конакова и г. Дубны по теме певческого голосообразования.

        Мои дети дважды становились дипломантами городского конкурса «Мир глазами детей» в 2006, 2007 г. Наше выступления были отмечены в акции «Маленькие граждане большой России», организованной благотворительным фондом «Помнить всё» Конаковского отделения партии  «Единая Россия».

        Моя работа педагога-хормейстера хоровой школы мальчиков и юношей представлялась на различных конкурсах и фестивалях г. Конакова, г. Дубны, г. Красногорска, г. Твери. Мои воспитанники становились лауреатами и дипломантами районных и областных конкурсов.


6. ВЫВОДЫ

Моя работа не завершена. Разрабатывается целостная система по воспитанию певческих навыков у дошкольников. Хорошее пение как искусство является результатом продолжительной деятельности. В детском саду она строится до конца пребывания детей в дошкольном учреждении. В процессе работы многие дети параллельно посещают мои занятия в хоровой школе мальчиков, где их обучение  пройдет все этапы постановки голоса (от детского до юношеского).

        По ходу обучения дети получают элементарные сведения о музыке, средствах музыкальной выразительности; при разборе содержания текста песен  знакомятся с основными терминами, определяющими характер произведения, темп, динамику. Исполнение упражнений или вокальных приемов должно быть осознанным детьми с точки зрения механизма звукообразования и целесообразности их использования.

        Моя гипотеза подтвердилась.         Используя современные методики ведущих специалистов и свой практический опыт, я  правильно спланировала и организовала работу по постановке голоса и слуха детей дошкольного возраста.

        С поставленными задачами я успешно справляюсь. Мои воспитанники открывают для себя возможности своего певческого аппарата, что вызывает у них чувство удовольствия и собственной значимости своего голоса. Родители же, наблюдая за развитием детских голосов, пришли к выводу, что их дети стали более музыкально образованнее, духовно богаче; увидели, как расширился певческий диапазон голосовых возможностей их ребенка; отметили уменьшение заболеваемости верхних дыхательных путей детей.

        Безусловно, результаты моей работы укрепляют интересы родителей и развивают творческие способности детей.

        Моя работа является частью всего музыкального воспитания детей в ДОУ, но она самая главная. Через постановку голоса и слуха дети овладевают и другими видами музыкальной деятельности (слушание, движение).

        Моя работа как педагога-хормейстера является частью работы хоровой школы мальчиков и юношей г. Конаково, единственной школы такого уровня в Тверской области.

        Результаты моей деятельности будут интересны музыкальным руководителям, педагогам-хормейстерам и всем тем, кто занимается проблемой развития голоса, слуха и профессионального хоров

                                                   ПРИЛОЖЕНИЕ  

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Тема статьи: «Роль драматургии в нравственном воспитании детей дошкольного возраста».

Аннотация:  Статья посвящена роли драматургии  при соприкосновении детей с искусством (театром, литературой ое произведение, детская драматургия,  формирование нравственных чувств, ...

Статья на тему: "Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста"

Формирование эмоционального интеллекта и семейных ценностей по средствам народных традиций....

Статья "Актуальные вопросы гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

Актуальные вопросы гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста...

Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательног...

Обобщение педагогического опыта по теме: «Проблема развития игровой деятельности в дошкольном возрасте»

Обобщение педагогического опыта по теме: «Проблема развития игровой деятельности в дошкольном возрасте» воспитателя первой категории ГБДОУ №41 Пушкинского районаг. Санкт- Петербурга....