Статья "Актуальные вопросы гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
статья (старшая группа) на тему

Колонтаева Татьяна Николаевна

Актуальные вопросы гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Актуальные вопросы гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Т.Н. Колонтаева

МБДОУ «ДСКВ №116» города Братска

«Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,

 так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»

(В.А. Сухомлинский)

В процессе экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, возникла важная проблема – гражданско – патриотическое воспитание.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является гражданско - патриотическое воспитание детей.

Ученые доказали, что предпосылки будущих нравственных представлений складываются у ребенка в возрасте 3-5 лет. В этот период малыши особенно доверчивы ко всему, что происходит вокруг них. Они незаметно для себя и родителей могут сделать неожиданные выводы о том, как взрослые относятся к другой стране, нации или событию.

В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации.

Необходимость целенаправленной работы по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения отмечена в ряде нормативных и правовых документов:  Национальной доктрине образования Российской Федерации, Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 года.». Так, в Национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

В процессе образовательной работы в дошкольных образовательных учреждениях у детей формируются предпосылки таких качеств как патриотизм — любовь к, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству.

Воспитание гражданских и патриотических чувств у дошкольников начинается с воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родной улице, к любимому городу и, наконец, к родной Стране. Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. И именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.

Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально - действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности.

В младшем дошкольном возрасте чувство Родины воспитывается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

В старшем дошкольном возрасте это чувство проявляется по отношении к малой Родине, своей стране.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Педагог должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям.

В ходе разных видов детской деятельности педагог решает следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через разнообразные формы взаимодействия с детьми.

Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с умственным, трудовым, экологическим, эстетическим воспитанием.

Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему необходимо помочь осознать свое собственное Я, свои корни.

В этом педагогу помогают произведения устного народного творчества, которые не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «...воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции.

Гражданская позиция дошкольников начинает формироваться как в детском саду, так и в семье.

Важным условием нравственно – патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям семьи, сохранению  семейных связей.

Дедушкам и бабушкам наших детей мы предлагаем рассказать воспитанникам детского сада о прошлом нашего города, об участии их в защите нашей страны во время Великой Отечественной Войны. Мамам  и папам – рассказать о названии улиц нашего города.

Можно использовать следующие формы работы взаимодействия детского сада и родителей по патриотическому воспитанию: анкетирование родителей: «Воспитать патриота и гражданина», «Быть патриотом»; поддержание групповых традиций совместным участием в них родителей; фото-отчёты родителей «Мой любимый город», «Самое красивое место в нашем городе», «Мой любимый домашний питомец», «Мой папа служил в Армии», «Праздники и развлечения в детском саду»; совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций); совместное создание детско - родительских проектов;; родительский клуб «Мы ВМЕСТЕ»; «Встреча с интересными людьми»; оформление «Центра народного творчества», мини – музеев «Летопись нашего города», «Москва – столица России»; создание газет: «Моя спортивная семья», «Наш легендарный город»; знакомство детей с семейными реликвиями; выставка плакатов – проектов: «Каким я хотел бы видеть наш город», «Земля – планета, на которой мы живем».

Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием понимается  процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. - М., 1985

2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. - М., 2007.

3. Иванова Т.В. «Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Подготовительная группа» - Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

4. М.Ю.Новицкой «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду». М.:Линка-Пресс,2003. – 200 с.

5. Маханева М.Д. Нравственно патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы», М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные вопросы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях

   Вопросы социально-нравственного воспитания детей в современных условиях являются одной из актуальных проблем и рассматриваются отечественной педагогикой как приоритетное напр...

Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста (6-7 лет)

Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста (6-7 лет)Тема: «День народного единства»Описание материала: познавательное занятие по о...

Роль музейной педагогики в воспитании гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к истории малой родины»

Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли различные музейно – образовательные программы для воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Музейная педагогика, как научная дисцип...

Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста Тема: «Во имя жизни на земле».

Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возрастаТема: «Во имя жизни на земле».Цель: Обогащение духовного мира детей через обращение к ге...

Конспект занятия с использованием ИКТ по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста

Продолжать обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны, продолжать воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к родине, ко всем кто з...

Конспект ООД по формированию основ гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к истории родного города в средней возрастной группе

Тема: «Мой родной город».Цель:воспитание у детей чувств любви к малой Родине, родному городу.Задачи:1. Уточнить представления детей о родном городе, продолжать знакомить с некоторыми его д...