Памятка "Адаптация ребенка к детскому саду"
материал (младшая группа) на тему

Поступление ребенка в ясли не напрасно вызывает серьезную тревогу у взрослых. Изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей. Особенно уязвим для адаптации ран­ний возраст, поскольку именно в этот период детства ребенок менее все­го приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. В этом возра­сте привыкание к детскому учреждению проходит дольше и труднее, ча­ще сопровождается болезнями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_k_detskomu_sadu.docx286.29 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ

Поступление ребенка в ясли не напрасно вызывает серьезную тревогу у взрослых. Изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей. Особенно уязвим для адаптации ранний возраст, поскольку именно в этот период детства ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. В этом возрасте привыкание к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями.

Особую тревогу родителей и воспитателей вызывает тяжелая адаптация, когда ребенок начинает длительно и тяжело болеть, снижается аппетит, ребенок плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне. Днем малыш подавлен, избегает других детей или ведет себя агрессивно. Тихо плачущий и безучастный, равнодушный к еде, к мокрым штанишкам, постоянно прижимающий к себе свою любимую домашнюю игрушку, равнодушный к воспитателям и сверстникам или, наоборот, бурно выражающий свой протест против новых условий криком, капризами, истериками, разбрасывающий предлагаемые ему игрушки - таким может быть ребенок в период тяжелой адаптации. Его состояние улучшается очень медленно, в течение нескольких месяцев, а развитие замедляется по всем направлениям.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ АДАПТИРОВАТЬСЯ К ЯСЛЯМ?

Прежде всего, нужно хорошо осознать необходимость совместной работы воспитателей и родителей, которая должна начаться еще до прихода ребенка в ясли. Знание индивидуальных особенностей детей, их темперамента, предпочтений и вкусов в еде, играх и игрушках поможет воспитателю с первых дней лучше наладить взаимодействие с ребенком. Мама может в течение нескольких недель провожать ребенка на детскую площадку в то время, когда на ней играют дети, познакомить его с воспитателем, помочь организовать совместную игру. Такое посещение должно быть достаточно регулярным, но не длительным. Главное - заинтересовать малыша новой для него ситуацией, вызвать у него желание еще раз прийти в ясли.

С воспитателем предварительно следует обсудить следующие вопросы:

  • Каков распорядок дня ребенка, как в семье проводятся режимные процедуры.
  • Как ребенок пользуется туалетом, как он засыпает и просыпается, в какое время лучше спит, умеет ли он есть сам, какую пищу предпочитает.
  • Насколько ребенок самостоятелен в бытовых вопросах и в игре, как он относится к посторонним людям и к сверстникам.

Важно также уточнить, какой тип общения предпочитает малыш (эмоциональное, игровое или познавательное), стремится ли ребенок к самостоятельности в игре.

Если ребенок постоянно ждет инициативы взрослого и не умеет сам себя занять, на это нужно обратить особое внимание. Организуя совместные игры, родители должны стимулировать самостоятельную игру ребенка. Например, собирая вместе с ним пирамидку, можно предложить ему самому закончить сборку, а играя с малышом в кормление куклы, - попросить его от имени куклы причесать или искупать ее в ванночке. Периоды совместной игры должны чередоваться с периодами самостоятельных занятий ребенка.

Если он привык к тому, что все за него делают взрослые, нужно поощрять любое стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, поддерживать его желание самому есть, одеваться и пр. Для адаптации к детскому учреждению очень важно отношение ребенка к посторонним взрослым. Если малыш пугается их, плачет, пытается спрятаться за маму, отказывается от общения с ними, можно посоветовать расширить круг общения ребенка. Следует задуматься, не слишком ли замкнутой жизнью живет семья. Может быть, родители специально ограждают своего малыша от контактов с посторонними людьми? Если это так, то ребенку будет трудно включиться в новую для него социальную ситуацию. Лучше подготовить его к ней заранее: приглашать в гости знакомых, ненадолго водить ребенка к своим друзьям. Расширение круга общения в домашней обстановке будет воспитывать доверчивость к людям, открытость, умение ладить с ними. Если малыш испытывает трудности в отношениях со сверстниками, родителям следует чаще водить его на детские площадки, приглашать в гости его сверстников, играть с ними в игры-забавы, организовывать несложные игры с предметами, помогая налаживать совместную игру и улаживая конфликты.

КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

Самый трудный момент для ребенка и мамы - расставание в первые дни посещения яслей. Если мама не может остаться с малышом, его переход в группу в любом случае должен быть постепенным. Воспитатель ласково разговаривает с ребенком в присутствии мамы, помогает переодеться, предлагает ему интересную игрушку, убеждает маму немножко поиграть с малышом, сам играет вместе с ними. После того как ребенок успокоится, мама говорит ему, что ненадолго уйдет, но обязательно скоро вернется.

Для маленького ребенка очень важно постоянство среды. Он чувствует себя спокойнее, когда его окружают знакомые ему вещи. Облегчить переживание одиночества, уменьшить страх разлуки с родителями помогут любимая игрушка, какая-нибудь вещь, принадлежащая маме или папе (например, записная книжка или платочек), небольшой семейный альбом. Эти вещи ребенок может хранить на своей кроватке и играть с ними тогда, когда захочет, засыпать рядом с ними. Можно принести из дома одеяльце ребенка, застелить им его кроватку. Можно также прикрепить к спинке кроватки фотографию мамы.

УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА

Даже в том случае, когда ребенок не испытывает особых затруднений при переходе из семьи в дошкольное учреждение, родителям или близким малыша не следует сразу же разлучаться с ним на целый день. Иногда ребенок не сразу понимает, что мама надолго оставляет его одного в незнакомой или малознакомой обстановке. Переживание одиночества может быть отсроченным, оно может возникнуть через несколько дней после первого посещения яслей. Для того чтобы ребенок постепенно привык к новым условиям жизни, следует постепенно формировать у него привычку и желание ходить в ясли. Наилучшим образом адаптация может проходить с участием мамы ребенка.

Однако не каждая мама понимает необходимость такого участия. Она не представляет, как должна вести себя в период, когда ребенок не хочет отпускать ее от себя, плачет, отказывается играть и общаться с воспитателем и сверстниками.

Есть дети, которые без особых проблем включаются в коллективную жизнь. В таком случае вы можете сами ввести ребенка в групповую комнату, побыть с ним немного, а затем попрощаться и уйти, пообещав скоро вернуться. В любом случае, в первые дни лучше забирать ребенка пораньше, поскольку он может переутомиться в новой обстановке.

Однако большинство малышей остро нуждаются в близости с мамой в первое время в детском саду. Степень близости к маме и ее участие в жизни ребенка постепенно сокращаются. Сначала вы держите его на руках, потом за руку, потом играете с ним, затем играете вместе со всеми детьми, после этого просто присутствуете в группе, находясь в другом конце помещения или помогая по хозяйству.

Наконец, наступает день, когда малыш соглашается остаться в группе один и спокойно отпускает маму. Время от времени он будет вспоминать о ней, но теперь уже воспитатель должна поддерживать в нем уверенность, что мама обязательно за ним придет после того, как он поспит и покушает.

Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам.

Елена Олеговна СМИРНОВА,

профессор, д-р психологических наук,

заведующая, лабораторией психического

развития дошкольников Психологического

института РАО;

Людмила Николаевна ГАЛИГУЗОВА,

канд. психологических наук,

старший научный сотрудник лаборатории

раннего возраста, доцент кафедры

«Дошкольная педагогика и психология»

«Психология образования» МГППУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание для родителей будущих воспитанников детского сада на тему "Адаптация ребенка к детскому саду"

Собрание для родителей будущих воспитанников детского садана тему «Адаптация ребенка к детскому саду»  Поступление ребенка в детский сад кардинально меняет привычные условия его жизни и важ...

Адаптация к детскому саду. Как подготовить ребенка в детскому саду.

Презентация на тему "Подготовка детей к ДОУ"...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...

Консультация для родителей детского сада «Адаптация ребенка к детскому саду»

Консультация для родителей детского сада «Адаптация ребенка к детскому саду»...

Консультация для родителей детского сада «Адаптация ребенка к детскому саду»

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложивш...

Консультация для родителей детского сада «Адаптация ребенка к детскому саду»

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся ж...