Современные технологии обучения
консультация по теме

Пастух Валентина Александровна

Понятие и структура педагогической технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sovremennye_tekhnologii_obucheniya.ppt508.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные образовательные технологии: понятие и структура

Слайд 2

ПЛАН 1.Понятие и структура педагогической технологии. 2.Проектирование технологии обучения. 3. Классификация технологий обучения. 4. Метод проектов как педагогическая технология.

Слайд 3

Педагогическая технология Педагогическая технология - это систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. (В.П. Беспалько) Методика отвечает на вопрос, как учить, а технология, - как учить эффективно. (Н.В. Бордовская)

Слайд 4

Методологические подходы Процессуальный подход рассматривает педагогическую технологию как системный способ построения педагогического процесса в определенной последовательности действий, операций, обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата. Инструментальный подход определяет педагогическую технологию как совокупность методов, приемов, средств обучения и воспитания. Личностный подход рассматривает педагогическую технологию как компонент педагогического мастерства преподавателя: умение проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс как систему педагогических действий. Системный подход определяет педагогическую технологию как целостный образовательный процесс в учебном учреждении: совокупность целей, содержания, средств и методов обучения и воспитания (педагогическая система).

Слайд 5

Основные признаки технологии системность (системный способ мышления и организации деятельности); воспроизводимость (она может быть воспроизведена другими педагогами); результативность (адекватность результатов педагогического процесса поставленным целям).

Слайд 6

Проектирование технологии диагностика (изучение и анализ) педагогической ситуации обучающей или воспитывающей; постановка целей (целеполагание) и их конкретизация в системе задач; выбор соответствующего содержания, форм и методов, создание условий педагогического взаимодействия; организация педагогического взаимодействия; обратная связь, оценка текущих результатов деятельности и их коррекция; итоговая диагностика, установление уровня усвоения учебного материала; постановка новых целей и задач, исходя из итоговой диагностики.

Слайд 7

Диагностика Изучение уровня подготовки данной аудитории и определения последующих действий по проектированию содержания и выбору формы педагогической технологии. Определение уровня взаимоотношений в группе.

Слайд 8

Цель должна быть: - реальна, достижима (указывать на конкретные результаты обучения); -инструментальна, технологична (определять конкретные действия по ее достижению, алгоритмизация действий); диагностична (поддаваться определению соответствия ее результатам учебной деятельности).

Слайд 9

Содержания обучения Содержание обучения определяется Государственным стандартом (ФГОС). Интегративный подход к обучению (образовательные области). Деятельностный подход к обучению.

Слайд 10

Методы обучения Репродуктивные (объяснительно-иллюстративный, образно-ассоциативный, повествовательного изложения, демонстрационный, иллюстративный, лабораторно-практический, упражнение) Продуктивные (проблемное изложение, диалогическое изложение, персонифицированное изложение, эвристический диалог, мозговой шторм, метод проектов, деловая игра)

Слайд 11

Выбор метода зависти от цели обучения; принципов обучения; наличия или отсутствия у учащихся мотивации к учению; содержания изучаемого материала, его объема и степени сложности; уровня развития учащихся и их подготовленности к восприятию нового; сформированности общеучебных умений и навыков; временных рамок процесса обучения; методов, использованных на предыдущих занятиях; конкретных материально-технических условий; доминирующего стиля организации деятельности преподавателя; уровня профессионального мастерства преподавателя.

Слайд 12

Формы обучения Традиционные (лекционно-семинарская форма, урок, занятие) Нетрадиционные (лекция пресс-конференция, лекция вдвоем, семинар в форме круглого стола, проект, деловая игра, интегрированное занятие)

Слайд 13

Педагогическое взаимодействие Взаимодействие – это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками педагогического процесса значимой для них проблемы или задачи, характерной чертой которой является индивидуализация и ориентация на личность обучаемого. Педагогическое взаимодействие подразумевает взаимное развитие качеств педагога и обучающегося на основе партнерства в совместной деятельности. В отличие от педагогического воздействия, педагогическое взаимодействие предполагает активное включение учащегося в процесс обучения, его самостоятельную деятельность в достижении целей.

Слайд 14

Обратная связь Организация учебного процесса в условиях педагогической технологии предполагает установление обратной связи и оценки текущих результатов деятельности с тем, чтобы в процессе обучения проводить их коррекцию. Установление обратной связи дает преподавателю возможность непрерывно сверять то, что намечалось достигнуть в обучении при постановке цели и что реально достигнуто, а на основе этого вносить необходимые коррективы в процесс обучения. Система обратной связи позволяет обучать в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся, своевременно оказывая необходимую профессиональную помощь тем учащимся, которые в ней нуждаются.

Слайд 15

Итоговая диагностика Итоговая диагностика – установление уровня усвоения учебного материала, анализ которого позволяет ставить новые цели и задачи, исходя из ее результатов.

Слайд 16

Уровни усвоения Узнавание объектов, свойств, процессов при повторном восприятии информации о них или действий с ними (знания-знакомства). Репродуктивное действие путем самостоятельного воспроизведения по памяти информации, например, решение типовых задач (знания-копии). Продуктивное действие на основе самостоятельной трансформации известной информации или типового действия и построение на ее основе субъективно новой информации для нетипового действия (эвристический). Продуктивное действие, выполняемое путем самостоятельного конструирования объективно новой информации, в процессе которого добываются объективно новые знания (творческий). (В.П. Беспалько)

Слайд 17

Классификация технологий Технологии обучения Личностно ориентированные технологии Предметно ориентированные технологии Ценностно ориентирующие технологии (социально-психологический тренинг, дискуссия, деловая и ролевая игра) Адаптивные технологии (технологии индивидуализации и дифференциации обучения, модульное обучения) Технологии творческого развития личности (технология учебного проектирования – метод проектов, технология обучения как исследования, технология творческих мастерских)

Слайд 18

Метод проектов Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (в результате проекта должен получиться материальный продукт). Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов.

Слайд 19

Типы проектов монопредметные проекты, осуществляемые в рамках одной учебной дисциплины; межпредметные проекты, реализуемые также в процессе изучения определенного курса, но на основе активного использования материалов других; надпредметные проекты, не только не связанные с конкретной дисциплиной, но и, как правило, реализуемые вне рамок конкретной учебной дисциплины.

Слайд 20

Типы проектов краткосрочные, разрабатываемые на нескольких занятиях или в процессе самостоятельной работы учащихся; среднесрочные — разрабатываемые от недели до месяца; долгосрочные — разрабатываемые от одного до нескольких месяцев.

Слайд 21

Этапы подготовки к проектной деятельности Этап 1-й, поиск или формулирование проблемы Источниками проблемы могут быть: экскурсия на предприятие и анализ его деятельности, определение нерешенных проблем; изложение преподавателем конкретной социальной, производственной ситуации, в которой выявляется проблема; конкретная задача совершенствования учебного процесса (разработка методических и дидактических средств, пособий, рекомендаций, материалов для самостоятельной работы студентов, видеофильмов по отдельным вопросам и темам курса); заказ производственного предприятия на разработку определенной проблемы; недостаточная разработанность определенной научной проблемы, необходимой для решения практических задач.

Слайд 22

Этапы подготовки к проектной деятельности Этап 2-й, организация творческих групп для работы над проектом Создаются творческие группы разного характера в зависимости от вида проекта (творческие лаборатории, творческие мастерские, конструкторские бюро и т.д.).

Слайд 23

Этапы подготовки к проектной деятельности Этап 3-й, планирование работы над проектом . Определяются возможные источники информации; способы сбора и анализа информации; способы представления результатов (отчет, конкретный продукт и т.д.); критерии оценки продукта; обязанности участников творческой группы.

Слайд 24

Этапы подготовки к проектной деятельности Этап 4-й, поиск и сбор информации Исследовательская деятельность учащихся в соответствии с планом. Основное требование — наличие разнообразных источников информации, использование различных методов ее получения (изучение литературы, анкеты, интервью, опросы, наблюдения, чтение и анализ средств массовой информации, эксперимент и т.д.).

Слайд 25

Этапы подготовки к проектной деятельности Этап 5-й, оформление и представление проекта Способы оформления результатов проектирования зависят от его вида и могут быть разными: макет, видеофильм, электронная книга, альбом, выставка, техническое устройство и т.д. Отчет о работе представляется на занятии в группе, может быть также устроена открытая защита проекта с приглашением гостей, специалистов-практиков, заказчиков и.т.д.

Слайд 26

Этапы подготовки к проектной деятельности Этап 6-й, анализ и оценка результатов работы над проектом групповая рефлексия авторов проекта, самоанализ процесса и результата своей деятельности; анализ и оценка качества проекта другими учащимися, экспертами, преподавателем.

Слайд 27

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников

 Тематика сюжетно-ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться как реальные, так и фантастические события. ...

Консультация для педагогов ДОУ "Современные технологии обучения дошкольников""

В содержании консультации перечислены некоторые современные технологии обучения дошкольников, позволяющие организовать процесс дошкольного воспитания и обучения в соответствии с федеральными государст...

Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников

Тематика сюжетно-ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться как реальные, так и фантастические события. Развитие спос...

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Современные технологии обучения

Дрклад на тему: "Современные технологииобучения"...