Организация зоны продуктивной деятельности детей дошкольного возраста в разных возрастных группах
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Степанова Надежда Витальевна

Создание условий для художественно – творческого развития дошкольников.

Целью уголка изобразительной деятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

    Уголок изобразительной деятельности мы рассматриваем как своеобразно-художественно-творческий комплекс. Создание предметной среды дошкольного образовательного учреждения предполагает организацию художественно-творческого комплекса уголка изобразительной деятельности, который включает взаимодействие искусств и разных видов художественной деятельности, активизирующих самостоятельную деятельность дошкольников.

                                 Организация зоны продуктивной деятельности детей дошкольного возраста в разных возрастных группах

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_usloviy_dlya_khudozhestvenno.docx29.64 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для художественно – творческого развития дошкольников.

Целью уголка изобразительной деятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

    Уголок изобразительной деятельности мы рассматриваем как своеобразно-художественно-творческий комплекс. Создание предметной среды дошкольного образовательного учреждения предполагает организацию художественно-творческого комплекса уголка изобразительной деятельности, который включает взаимодействие искусств и разных видов художественной деятельности, активизирующих самостоятельную деятельность дошкольников.

     Г.Г. Григорьева на основе положения «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» В.А. Петровского, раскрыла основные принципы построения предметно-развивающей среды для самостоятельной изобразительной деятельности.

1. Принцип дистанции и сближения позиции в общении взрослого и ребенка, детей между собой с целью установления контакта. То есть предметная среда должна сближать взрослого и детей, способствовать доверительному общению.

В то же время размещение, оформление предметной среды должно удовлетворять возможные желания детей уединиться в творчестве.

2. Принцип стимулирования активности, самостоятельности, творчества.

В размещении оборудования необходима вариативность. В младших группах необходимо организовать рисование на длинной полосе бумаги (типа обоев), размещенной на вертикальной плоскости. В старшей группе столы нужно разместить так, чтобы одним делом (рисованием), объединялось несколько детей.

3. Принцип стабильности - динамичности развивающей среды. Применительно к изобразительной деятельности данный принцип реализуется в разумной смене и обогащении предметного содержания, его рациональном расположении, позволяющем реализовать замыслы в любое время и по возможности в различной обстановке. Для самостоятельных занятий изобразительной деятельностью. Г.Г. Григорьева предлагала выделять хорошо освещенное место. Для размещения изобразительного материала необходимы шкафы или полки, к которым дети имеют свободный доступ. В распоряжении ребят должна быть бумага разного цвета и формата, цветные карандаши, фломастеры, цветные восковые мелки, уголь, сангина, мел, краски, природный и «бросовый» материал, глина, пластилин. Качество и количество материалов меняются в зависимости от возрастной группы. В группе должно быть место для демонстрации детских работ.

4. Принцип комплексного и гибкого зонирования, то есть определенность места и расположение материала по изобразительной деятельности.

    Таким образом, уголок изобразительной деятельности - это зона, максимальной свободы и выражения детей дошкольного возраста.

    Организация уголка изобразительной деятельности моделируется на принципах предметно - развивающей среды.

1. Принцип дистанции и сближения позиции в общении взрослого и ребенка, детей между собой с целью установления контакта.

2. Принцип стимулирования активности, самостоятельности, творчества.

3. Принцип стабильности и динамичности развивающей среды.

4. Принцип комплексного и гибкого зонирования.

    Организация уголка изобразительной деятельности должна соответствовать требованиям предметно - развивающей среды: гибкость, непрерывность, вариативность, открытость, интегрированность, эстетичность.

    Психологические требования к предметно-развивающий организации уголка изобразительной деятельности рекомендовала С.Л. Новоселова .

- должна быть современной, отвечающей основным положениям эргономики, удобной для детской деятельности;

- должна обеспечивать достижение нового, перспективного уровня в развитии детской деятельности;

- базисные компоненты среды должны быть сомасштабны и соотносимы с макро- и микропространством деятельности детей и взрослых;

- должна удовлетворять потребностям актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, развития творческих способностей на основе амплификации предметной основы конкретных видов деятельности;

- должна учитывать возрастные особенности детей детского сада.

    Следующее психологическое требование к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности предлагала Н.А. Ветлугина. Красивый внешний вид: это значит, что все предметы должны быть сделаны из красивых, ярких, современных материалов, в отделке их возможно использование национального колорита.

     Несколько другое психологическое требование к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности рекомендовала Н.А. Рыжова. Среда должна быть целесообразна и информативна, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром.

    Последующие психологические требования к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности предлагала Т.С. Комарова. Среда должна выступать не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества педагога.

    Другое психологическое требование к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности рекомендовала Т.М. Бабунова. Среда должна быть неисчерпаема, информативна, удовлетворять потребность ребенка в новизне, преобразовании, экспериментировании.

    Последующие психологические требования к организации пространства уголка изобразительной деятельности предлагали М.Н. Поляков .

    Работая по программе «Детство» М.Н. Поляков утверждал, что стремление к самостоятельной деятельности формируется у младшего дошкольного возраста в сотрудничестве с  взрослыми, в совместной деятельности с ними. С учетом этого пространство организуется так, чтобы одновременно могли действовать двое-трое детей и взрослый.

    В среднем дошкольном возрасте предметно - пространственная среда организуется по принципу полузамкнутых микропространств, для того, чтобы избежать скученности детей (небольшие подгруппы 2-4 ребенка).

    В старшем дошкольном возрасте важно развивать любые проявления «самости» дошкольников: самостоятельность, самоорганизацию, самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение. Поэтому уголок изобразительной деятельности организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединиться в подгруппы по интересам.

     В последующие работе необходимо рассмотреть гигиенические требования к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности.

Н.А. Ветлугина  предлагала следующие гигиенические требования:

- соответствие оборудования возрастным особенностям детей (учет требований антропометрии, психо-физиология восприятия цвета, формы, величины);

- отсутствие острых и режущих углов и граней, вращающихся деталей и зажимов, учет климатических условий, в которых используется оборудование.

    Организация уголка изобразительной деятельности детей должна быть оборудована в специальном месте, утверждала Т.Н. Доронова . Оно должно быть хорошо освещено и быть относительно спокойным.

    В организации уголка изобразительной деятельности, утверждала М. Степанова, высота столов и стульев должна соответствовать росту детей и размещены так, чтобы при работе за ними было левостороннее освещение или, в крайнем случае, свет падал спереди.

    Рабочие поверхности столов должны иметь матовое покрытие светлого тона. Материалы, используемые для облицовки столов и стульев, должны обладать низкой теплопроводностью, быть стойкими к воздействию теплой воды.

    В.Н. Касаткин  предлагал, что для детей 2-4 лет высота стола должна быть 43 см, высота стула 24 см, с 4 до 6 лет высота стола 48 см, высота стула 28 см, с 6 до 7 лет высота стола 54 см, высота стула 32 см. М. Степанова утверждала, что расстояние от столов до светонесущей стены должно быть один метр.

Размер настенной доски составляет 0,75-1,5 метра, высота нижнего края настенной доски над полом 0,7-0,8 метра.

Учебные доски, не обладающие собственным свечением, должны быть обеспечены равномерным искусственным освещением.

Меловые доски должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адизию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый или коричневый цвет, иметь антибликовое или матовое покрытие.

    Т.Н. Доронова  рекомендовала размещать полки на стене, на уровне глаз ребенка.

    Педагогические требования к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности рекомендовала организации уголка изобразительной деятельности рекомендовали Г.Г. Григорьева, Е.И. Булкова, З.А. Боброва :

- наличие уголка изобразительной деятельности, его правильное расположение;

- оформление уголка, его привлекательность для детей;

- оборудование, его соответствие виду деятельности, возрасту детей;

- наличие разнообразных художественных материалов, их сменяемость, дополнение, качество, внешний вид;

- доступность материала для детей, удобное расположение.

    Следующие педагогические требования к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности предлагал М. Поляков :

- комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно-гигиенических норм;

- соответствие развивающей среды образовательной программе, реализующейся в детском саду;

- учет всех направлений развития ребенка;

- обеспечение богатства сенсорных впечатлений;

- обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;

- обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования;

- доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей;

- создание условий для изменения среды.

    Несколько другие педагогические требования к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности рекомендовала Е. Смирнова - единый стиль в оформлении;

- наличие соответствующих декоративных моментов.

- обеспечивать ребенку ощущения постоянства, устойчивости;

- создавать эмоциональное благополучие ребенка и взрослого; учитывать возрастные и половые особенности детей, как в содержательном характере материалов, так и организации пространства.

- количественный состав предметов и материалов (наличие и число соответствующих предметов сопоставляется с нормативом);

- соответствие данного материала возрасту детей в группе.

    Последующее педагогическое требование к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности предлагала Н.А. Ветлугина :

- педагогическая целесообразность (соответствие назначению и задачам эстетического воспитания);

- комплектность в решении архитектурно-художественных и конструктивных задач, то есть единство стиля, цвета, формы, конструкции, материала в комплектах оборудования.

    Другие педагогические требования к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности рекомендовали Г.Г. Григорьева, Т.С. Комарова, М.Г. Смирнова.

   Г.Г. Григорьева  предлагала в группе иметь удобные, стационарные рабочие места для рисования и лепки; все пособия и оборудования должны храниться в удобном для детей месте, так как каждый ребенок должен сам осуществлять их подготовку для свободной самостоятельной деятельности; постоянно следить за состоянием пособий и своевременно затачивает карандаши, подготавливает краску и так далее.

    Все материалы, используемые в уголке изобразительной деятельности, рекомендовала М.Г. Смирнова  вносить в уголок по мере прохождения программы, постоянно обновляются, варьируются.

    Т.С. Комарова дополнила, что материалы и оборудование в уголке изобразительной деятельности педагог время от времени должен менять, дополнять, пересматривать.

    Для детей младшего и среднего дошкольного возраста М.Н. Поляков предлагал материал и оборудование в уголке изобразительной деятельности размещать на открытых полках. Для детей старшего дошкольного возраста М.Н. Поляков рекомендовал большую часть оборудования и изобразительных материалов хранить в коробках с картинками и надписью.

    Материально - технические особенности педагогических требований в каждой возрастной группе имеют специфические особенности, обусловленные возрастом детей, программными требованиями.

    Н.А. Ветлугина  рекомендовала организовывать уголок изобразительной деятельности специальной мебелью и оборудованием, пособием и материалами. Прежде всего это различные столы общего и функционального назначения (четырех - или двух местные, трапецевидные, подоконно-ленточные), шкафы для хранения пособий и материалов, витрины, полочки и стенды для выставок детских работ; доски и планшеты, мольберты и подставки, ширмы, и экспозиционные стойки, фланеграфы и магнитные доски, ванночки для красок и другой раздаточный материала. Кроме того, к оборудованию занятий по изобразительной деятельности относятся и специальные пособия, активизирующие восприятие произведений изобразительного искусства: картины и таблицы, натуральные предметы, модели и макеты.

    Т.С. Комарова  предлагала несколько советов, как организовать уголок изобразительной деятельности. Для этого необходимо выделить место для его развертывания (особенно удобен ленточный стол), шкаф для хранения материалов.

    Необходимо иметь произведения изобразительного искусства, а также изделия декоративно-прикладного искусства: городецкая роспись, хохлома, дымковские игрушки. Эти произведения могут оформить уголок изобразительной деятельности.

    В уголке изобразительной деятельности должны быть коробки с природным материалом и наглядные пособия, которые дети творчески используют в своих работах.

    Т.С. Комарова в проекте организации уголка изобразительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении рекомендовала воспитателю организовать выставки в комнате или зале. Все репродукции с картин, вставляются под стекло или картинные паспарту и красиво размещаются на стенах.

    Другая выставка может быть посвящена декоративно-прикладному искусству: размещается на столах городецкая роспись, хохлома, дымковская игрушка. Возможно выставка, составленная из работ детей. На некоторое время подобные выставки могут оставаться в групповой комнате.

    Г.Н. Пантелеев утверждал, что для детей среднего дошкольного возраста нужно внести конструкцию - «домик художника»: напольный односторонний мольберт с линолеумом для рисования цветными мелками. С противоположной стороны мольберта устроены полки различной ширины, где располагается необходимый материал, а также нужно поместить низкий ленточный стол, за которым дети могут самостоятельно заниматься различными видами работ. Дополнить уголок по изобразительной деятельности можно экспозиционным стендом для демонстрации демонстративных, иллюстративных пособий, изделий народных мастеров и работ детей - рисунков, лепки, аппликации.

    В старшей группе уголок изобразительной деятельности может быть организован в виде приставного ленточного стола с полками хохломской росписи для изделий народного искусства, художественно-дидактических пособий к демонстрационным стендам для иллюстративных пособий и рисунков детей. В ассортимент доступно размещенных материалов входит бумага различного формата, размера и цвета, краски (гуашь), карандаши, пластилин, а также керамическая глина и цветные фломастеры.

    Г.Н Пантелеев рекомендовал уголок изобразительной деятельности для детей младшего дошкольного возраста оборудовать самостирающимися или восковыми досками с полочками для рисования. Уголок для детей старшего дошкольного возраста необходимо оборудовать наклонным мольбертом.

    Г.Г. Григорьева считала, что для размещения изобразительного материала в каждой возрастной группе нужны шкафы и полки, к которым дети имеют свободный доступ, а также должно быть место для демонстрации детских работ. Нужно иметь  рамки, в которые оформляются детские работы и используются для украшения интерьеров, спален, прихожих. Целесообразно иметь тематические и индивидуальные папки с рисунками одного ребенка. В каждой возрастной группе можно использовать дидактический материал (альбомы, папки с репродукциями картин известных художников: предметных и малосюжетных рисунков.

    В программе «Детство» Т.Н. Доронова рекомендовала, что для самостоятельной изобразительной деятельности детей в группе должно быть отведено и оборудовано специальное место. Оно должно быть хорошо освещено и быть относительно спокойным. Рабочих мест должно быть столько, сколько детей в группе. Для этой цели предлагала использовать столы для приема пищи, создавая в группе обстановку «мастерской». Столы нужно составить полукругом, или в виде буквы «П», в этой обстановке ребенок сам выбирает себе рабочее место и вправе расположиться рядом со своим другом. По ее мнению, после полдника, или ужина столы нужно покрывать клеенкой, на них необходимо расположить все изобразительные материалы, имеющиеся в группе, а также коробки с природным материалом (средняя, старшая и подготовительная группа).

    Т.Н. Доронова  утверждала, что изобразительные материалы должны храниться в удобном и безопасном месте. Это может быть нижняя полка шкафа для пособий или двух-трех-ярусные полочки на колесиках. Необходимо поместить произведения народного изобразительного творчества.

    Р.С. Буре, Л.Ф. Островская  предлагали в специальном шкафу на полках хранить материалы для рисования, лепки, аппликации. На верхней полке необходимо расставить работы детей.

    Несколько другие педагогические требования к эстетике оформления уголка изобразительной деятельности рекомендовали М.Н. Поляков . Он утверждал, что в группе необходимо отвести место для демонстрации детских работ (их можно крепить на стенах, подвешивать к потолку).

    Для систематической работы пол знакомству детей с произведениями изобразительного искусства, считала Т.Н. Доронова  , целесообразно отвести в группе специальное место. Для этого подойдет хорошо освещенное и относительно спокойное место. На стене необходимо разместить деревянную полочку «Красоты». Под ней расставляются стол и стулья.

    Для рисования идеальным рабочим местом является мольберт и специальный пюпитр. В сложенном виде пюпитр занимает очень мало места. Для индивидуальной работы с детьми достаточно иметь в группе 2-3 мольберта или пюпитра. Хороший эффект дают обычные школьные доски, на которых дети рисуют мелом. Для лепки самым удобным приспособлением является станок с поворным кругом. Станки должны храниться в доступном для детей месте, чтобы по мере возникновения желания что-то вылепить малыши могли самостоятельно пользоваться ими.

    Следующая особенность педагогических требований - эстетическое оформление уголка изобразительной деятельности. Эстетическое оформление уголка изобразительной деятельности в разных возрастных группах имеет специфические особенности, обусловленные возрастом детей, программными требованиями и эстетическими представлениями педагога.

     Эстетическая насыщенность уголка изобразительной деятельности, утверждала Т.С. Комарова заключается в хорошо продуманном содержании, подлежащим усвоению. Оно должно быть интересным, доступным детям, логически построенным, вызывать положительные эмоции, творческую активность.

     В эстетическую оформления уголка изобразительной деятельности входят и изобразительные материалы. Все это должно быть красивым, вызывать у детей не только эстетические чувства, но и воспитывать эстетический вкус, желание заниматься, бережно относиться к тому, что их окружает, создавать красивые изображения. Выставки произведений изобразительной деятельности детей могут быть расположены в групповом помещении детского сада. Они должны быть эстетически оформлены.

     Уголок изобразительной деятельности рекомендуется оформлять произведениями изобразительного искусства включая и народное искусство во всех его видах. Произведения искусства: живопись, графика, скульптура, народное декоративно-прикладное искусство.

Организация зоны продуктивной деятельности детей дошкольного возраста.

Вторая младшая группа

- изобразительные материалы: гуашь, цветные карандаши, краски, фломастеры, кисти, бумага;

- народные игрушки (дымковская, филимоновская, матрешки);

- произведения, иллюстрации с фольклорными произведениями (Ю.Васнецова);

- шаблоны, трафареты, силуэты народных игрушек и разных предметов;

- скульптуры малых форм;

- глина, пластилин, тесто, ватные полочки, дощечки для лепки.

Средняя группа

- изобразительные материалы и оборудование: гуашь, цветные карандаши, акварель, цветные мелки, фломастеры, кисти (мягкие круглые, плоские клеевые), сангина, угольный и простой (графитный) карандаш, баночки для воды, салфетки, бумага белая и тонированная; цветная бумага разного вида (гофрированная, бархатная и др.)

-ножницы, баночки –непроливайки, баночки для клея, клеёнки.

- произведения искусства  

а) книжная графика,

б) народно-прикладное искусство (дымковские, филимоновские игрушки, городецкая роспись),

в) репродукции произведений живописи,

г) скульптура малой формы;

- шаблоны, трафареты, силуэты, штампы;

- книги раскрасок;

- пластилин, глина, тесто, стеки, дощечки для лепки.

-сыпучий и природный материал

-ящик для творчества с бросовым материалом.

-схемы для изготовления поделок.

-вырезки из журналов.

-полочка красоты, стенд  и полочка для детских работ.

Старшая группа

- изобразительные материалы и оборудование: цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, фломастеры, сангина, угольный карандаш, фломастеры, простой (графитный) карандаш, разнообразные кисти, баночки для воды, бумага белая и тонированная, салфетки; цветная бумага разного вида(гофрированная, бархатная и др.)

-дидактические игры «Волшебный лоскуток», «Расколдуй картинку» и др.

- произведения изобразительного искусства:

а) книжная графика,

б) народное декоративно-прикладное искусство (Городец, Полхов-Майдан, Гжель; матрешки, бирюльки, богородская игрушка; фарфоровые и керамические изделия),

в) репродукции произведений живописи,

г) скульптура малой формы;

- шаблоны, трафареты, силуэты, штампы, линейки;

- книги раскрасок;

- художественные альбомы;

- альбомы – тетради;

- пластилин, глина,тесто, дощечки для лепки, стеки, станок.

-сыпучий и природный материал

-ящик для творчества с бросовым материалом.

-схемы для изготовления поделок.

-вырезки из журналов.

-полочка красоты, стенд  и полочка для детских работ.

Подготовительная группа

- изобразительные материалы и оборудование: гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, гелевая ручка, угольный карандаш, сангина, цветные мелки, фломастеры,цветные карандаши, простой (графитный) карандаш, разнообразные кисти, баночки для воды, салфетки, белая и тонированная бумага; цветная бумага разного вида(гофрированная, бархатная и др.)

- произведения изобразительного искусства:

а) книжные иллюстрации,

б) народное декоративно-прикладное искусство (хохломская, жостовская, мезенская, гжельская, городецкая росписи),

в) репродукции произведений живописи,

г) скульптуры малой формы;

- художественные альбомы;

- таблицы со схематическим изображением предметов;

- альбомы – тетради;

- слайды, художественные фотографии;

- шаблоны, линейки, трафареты, силуэты;

- книги раскрасок;

- дидактические игры («Дорисуй», «Найди такой же», «Какого цвета?», «Радуга»); «Волшебный лоскуток», «Расколдуй картинку» и др.

- пластилин, глина, тесто, стеки, дощечки для лепки, станок.

-сыпучий и природный материал

-ящик для творчества с бросовым материалом.

-схемы для изготовления поделок.

-вырезки из журналов.

-полочка красоты, стенд  и полочка для детских работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация продуктивной деятельности детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей детского сада по организации продуктивной деятельности детей, использование методов и приёмов....

Методика физического развития и воспитания детей дошкольного возраста ( в разных возрастных группах).

Проблема поиска эф­фективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллекту...

Перечень изобразительных материалов и инструментов для организации зоны продуктивной деятельности детей дошкольного возраста.

Что должно быть в изо уголке для самостоятельной деятельности детей в каждой возрастной группе....

Особенности развития речи детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах

Особенности развития речи детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах по теории Леонтьева...

Особенности развития речи детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах

Презентация, дающая наиболее полное представление, раскрывающее теорию Леонтьева об особенностях развития речи детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах...

Методическая разработка воспитателя Бахиревой Ольги Олеговны на тему: Картотека дидактических игр по обогащению словаря детей дошкольного возраста в разных возрастных группах ДОО по теме "Мебель".

Расширение представлений о  мебели, ее видах, особенностях и назначении.Формирование умения согласовывать части речи,составлять предложения....