"Наш веселый хоровод" Консультация для воспитателей по использованию фольклорного материала в форме народных песен, игр и хороводов.
консультация по музыке на тему

Прокопенко Елена Владимировна

Консультация для воспитателей по использованию фольклорного материала в форме народных песен, игр и хороводов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     «НАШ   ВЕСЕЛЫЙ   ХОРОВОД»

(консультация для воспитателей)

Музыкальный руководитель Прокопенко Елена Владимировна

ГБОУ СОШ № 236 СП 9 Детский сад № 2246

        «Народное искусство – это глубокий, незамутненный источник художественных образов, доступных пониманию детей», - отмечает известный педагог и теоретик по проблемам дошкольного воспитания Т.С. Комарова. Действительно, умелое использование народного искусства является важным средством для пробуждения интереса детей к народным обычаям, традициям, культуре, искусству, к истории родного края. Решению этой задачи способствуют беседы, посещение музеев народного творчества, специальные занятия и, конечно, праздники.

         Праздники – особая, яркая, живая сторона народной культуры, отражающая древние традиции, обряды, исторический опыт народа. Этот опыт в его творческом развитии должен войти в жизнь детей всех возрастов. Дети не только знакомятся с народными традициями, но и вносят полученные знания, опыт в свою повседневную жизнь. Мудрость народной культуры делает и их более осведомленными в бытовых ситуациях, эмоционально и нравственно воспитывает, готовит их к будущей жизни.

        В дошкольном возрасте – это только первые встречи, первое знакомство детей с истоками отечественной культуры, которое должно осуществляться в доступной эмоционально-игровой форме. Важно без натаскиваний и муштры, естественно и непринужденно обеспечивая положительные эмоции, создавать интерес, духовно развивать ребенка, раскрывать его творческие возможности, добиваться полной гармонии с природой.

        Праздники и развлечения на фольклорном материале несут радость и духовную красоту в жизнь ребенка, воспитывают в нем любовь к родной природе, уважение к культурному наследию народа, формируют гражданские проявления: любовь к Родине, к своему народу. Хотелось бы, чтобы не только дети, но и сами взрослые могли осознать удивительную народную мудрость и наблюдательность, прониклись народным мировоззрением, поняли жизненный уклад народа, его традиции, особенности языка, искусство ремесла, что формировалось веками.

        Большинство народных песен, игр, хороводов легко исполняются. Фольклорный материал лучше звучит и воспринимается естественней с голоса. Однако далеко не каждый взрослый знает мелодию той или иной песни, и приведенные нотные примеры помогут ему справиться с этой трудностью. Но кроме пения a capella желательно использовать народные инструменты (баян, балалайка) или фонограмму с записью народных инструментов.

        Играя и танцуя, дети испытывают эстетическое наслаждение, переживают светлые, радостные настроения. Каждая игра (пляска, хоровод) имеет четкую педагогическую направленность, является средством, при помощи которого педагог учит ребенка воспринимать музыку и передавать в движении ее содержание и особенности. Музыкальные игры  – основной путь раскрытия музыкального образа через движение: внимание детей направляется на содержание произведения, на его характер и средства музыкальной выразительности. Хороводы при самостоятельном исполнении их в группе, на прогулке, дома дают возможность детям проявлять свою активность в коллективе. Содержание (характер) и структура музыки  определяют собой образы, действия и построения игр, хороводов. Содержание музыки находит свое  суммарное выражение в ее характере, который и передается движением.

        Уже в первой младшей группе необходимо внимательно следить за тем, чтобы движения детей в играх и хороводах всегда были осмысленными, содержательными и отвечали музыке.  Каждое движение должно возбуждать в детях чувства и мысли, созвучные музыкальным образам и содержанию игры; нельзя допускать механического выполнения ими движений. Искренность и содержательность детских движений и их соответствие общему характеру музыки – вот то, что может вполне удовлетворить педагога младшей группы.

        Постепенно в средней и старшей группах требования к выразительности движений повышаются и уточняются. Возрастающий музыкальный опыт детей требует все более детального и четкого отражения  в их движениях содержания и особенностей музыки. Для этого надо воспитывать и развивать движения детей.

        Знакомство детей с новыми движениями должно быть всегда соединено с музыкой, либо с напеванием ее мелодии, предварительно прослушанного детьми. Разучивание движений в отрыве от музыки, «под счет» - ни в коем случае не допускается. Показывая новое движение, педагог должен исполнять его правильно, выразительно, ярко, чтобы донести до детей характер и смысл движения и музыки. Словесные пояснения, сопровождающие показ, должны быть краткими, образными, четкими; они должны направлять внимание детей как на правильное выполнение движения, так и на связь его с музыкой.

        Прежде чем начать разучивать с детьми новую игру, хоровод, педагог должен сам хорошо ее освоить: разобраться в воспитательном значении, в содержании (в целом и в деталях), определить характер музыки и ведущие средства выразительности, а также проверить на себе движения.

        Одновременно педагог продумывает вопросы методики разучивания нового материала с детьми. Каждая игра, хоровод требует особых методических приемов, чтобы ее содержание и все задания были детям понятны и убедительны.

        Так, например, хороводную песню следует разучить с детьми заранее, чтобы они хорошо освоили мелодию, содержание всех куплетов, и потом уже показать им композицию хоровода. Игры с песней носят иной характер: музыка, действия и построения игры в них очень просты, нетрудны для запоминания. Поэтому можно знакомить детей с песней непосредственно в процессе игры. Но, если в игре есть «солисты», поющие какой-нибудь куплет самостоятельно, без хора, то такую песню дети должны выучить заранее.

        Педагог должен предусмотреть, какие затруднения могут встретить дети в новой игре, какие движения, перестроения, образы будут для них новыми.

        До того как разучивать игру, хоровод, педагог, конечно, постарается заинтересовать детей ее содержанием, образами; он возобновит в памяти детей нужные сведения, представления, дополнит их новыми. После такой подготовительной работы педагог познакомит детей с музыкой, движениями и перестроениями новой игры, хоровода, стремясь к тому, чтобы дети представляли ее себе в целом, поняли связь содержания игры и движений с музыкой. Дети сначала исполняют игру, хоровод, не детализируя движений и не стремясь к четкости перестроений. Постепенно исполнение уточняется и совершенствуется.

        Не следует гнаться за большим количеством новых игр, хороводов; важно, чтобы дети постепенно вникали в музыку, сюжет и образы небольшого их количества, учились понимать, любить их, стремились лучше их исполнять. В каждой игре, хороводе (особенно в средней и старшей группах) педагог может ставить перед детьми все новые задачи, последовательно раскрывая смысл и характер каждой фигуры пляски, вносить новые детали в образы, направляя внимание детей на менее заметные особенности музыки и повышая требования к исполнению движений, перестроений. При такой работе игра, хоровод долго остается интересным, живым, увлекательным; у них накапливается репертуар любимых произведений, к которым они с удовольствием возвращаются в течение всего года, получая от них радость впечатления.

        Предлагается материал для приобщения детей к народной культуре через песенно-игровые традиции – календарно-обрядовые праздники.

Осенины: «Рябинник» - сентябрь, «Свадебник» - октябрь, «Кузьминки» - ноябрь (игра «Бояре», песня-игра «Дуня-тонкопряха»).

«Зимние святки»: «Солнцеворот» или «Предновогодье» - декабрь, «Просинец» или «Колядки» - январь, «Бокогрей» или «Масленница» - февраль (хоровод «Метелица», игра «Горелки» «Гори, гори ясно»).

«Веснянки»: «Протальник» или «Сороки» - март, «Снегогон» или «Благовещенье» - апрель, «Травень» - май (игровая песня «Дрёма»).

А также: игра «Огуречик», игра «Каравай», хоровод «Где был Иванушка?», хоровод «Во кузнице», хоровод «Как у наших у ворот», хоровод «А я по лугу», хоровод «Тень-тень» и др. (см. приложения).

СПИСОК   ИСПОЛЬЗУЕМОЙ   ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. «Музыкальные игры и пляски в детском саду». Пособие для музыкальных руководителей детских садов. Сост.: Е.Е. Каява, Л.Н. Кондрашова, С.Д. Руднева. Ленинград.1963г.
  2. М.А. Михайлова «А у наших у ворот развесёлый хоровод».Народные праздники, игры и развлечения. Ярославль. Академия развития. Академия, К. академия Холдинг. 2001 г.
  3. С.И. Мерзлякова, Т.П. Мерзлякова. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников «Наш веселый хоровод». Выпуск 1. Москва. Владос.2002 г.
  4. Праздники в детском саду» Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль. Академия развития. Академия, К. академия Холдинг. 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-игровое занятие с использованием фольклорных текстов, народных игр и песен

Игровое занятие.  Программное содержание: Знакомить детей с кубанскими народными песнями, поговорками, с народными танцевальными движениями. Цель занятия: Посредством музыки, песен, пословиц, п...

Конспект НОД «Использование фольклорного материала на НОД по «Художественному творчеству» в средней группе»

Методическая разработка. Конспект НОД   «Использование фольклорного материала на НОД по «Художественному творчеству» в средней группе»...

Собственная методическая разработка воспитателя ГБДОУ детский сад №81 Выборгского района, Фендик Ольги Кирилловны. «ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАРОДНЫХ ПЕСЕН»

Собственная методическая разработка воспитателя ГБДОУ детский сад №81 Выборгского район, Фендик Ольги Кирилловна на тему: «ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАРОДНЫХ ПЕСЕ...

Консультация для педагогов «Методические рекомендации по использованию фольклорного материала на занятиях по математике»

Консультация для педагогов«Методические рекомендации по использованию фольклорного материала на занятиях по математике»...

Опыт работы "Игровая форма работы в развитии речи дошкольников с использованием фольклорного материала"

Одним из недостаточно изученных вопросов педагогики является фольклорное творчество, которое в прошлом нашего общества имело большое значение. Педагоги и психологи отмечают, что ребенок усваивает родн...

Заюшкина избушка (сценарий спектакля для детей старшего дошкольного возраста с использованием фольклорного материала)

Сценарий спектакля по мотивам р.н. сказки Заюшкина избушка, разработан с использованием фольклорного материала. Сюжетная канва сказки разворачивается как непосредственная игра "деревенских" ...

Картотека народных песен и хороводов

Народные песни и хороводы...


 

Комментарии

Нарежная  Елена Николаевна

спасибо