Проект "Патриотическое воспитание дошкольников путем приобщения к культуре кадетства"
проект (старшая группа) на тему

Кольцова Екатерина Николаевна

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.Ведущая идея опыта состоит в выявлении, теоретическом и экспериментальном обосновании педагогических условий эффективности гражданско-патриотического воспитания школьников; в целенаправленности и системности работы учителя и воспитателя, повышающего уровень патриотического и духовно-нравственного развития личности, обеспечивающего целостность всего воспитательного процесса и знакомству воспитанников детского сада  с  интересами и общественной жизнью кадетской школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx233.47 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Юные друзья кадетов»


C:\Users\максим\Desktop\кадетство\фото.jpg

 «Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину»


Д.С. Лихачев

Актуальность проекта:

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социо-культурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Государственная и общественная потребность в гражданско-патриотическом воспитании зафиксирована и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». В ней патриотическое воспитание определяется как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Исходя из выявленных противоречий в современной теории и практике гражданско-патриотического воспитания, определена следующая проблема: создание непрерывного педагогического процесса по гражданско-патриотическому воспитанию в рамках преемственности детского сада и кадетской школы.

Кадеты – это люди чести, которые защищают Родину, могут постоять за себя, за честь семьи. Это люди с большим будущим. Основы кадетского воспитания могут быть заложены еще в раннем детстве посредством игровой деятельности, именно поэтому наш проект рассчитан на детей дошкольного возраста. В этом возрасте дети наиболее восприимчивы, способны сформировать любовь к Родине, Отчизне, своему краю, традициям, обычаям путем различных бесед, экскурсий, военно-патриотических игр. Поэтому именно в этом возрасте и надо начинать работу в этом направлении.

C:\Users\максим\Desktop\кадетство\кадеты.jpg

Сегодня, к сожалению, материальные ценности доминируют над духовными. Наша страна находится на  стадии переходного периода и это не должно стать причиной приостановки патриотического воспитания подрастающего поколения. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.

Ведущая идея опыта состоит в выявлении, теоретическом и экспериментальном обосновании педагогических условий эффективности гражданско-патриотического воспитания школьников; в целенаправленности и системности работы учителя и воспитателя, повышающего уровень патриотического и духовно-нравственного развития личности, обеспечивающего целостность всего воспитательного процесса и знакомству воспитанников детского сада  с  интересами и общественной жизнью кадетской школы.

Теоретическая база. Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения всегда волновали выдающихся педагогов и общественных деятелей прошлого: В.Г.Белинского,  Н.М. Карамзина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского. Они заостряли внимание на том, как важно воспитать сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих свое Отечество. Их идеи нашли свое отражение в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения таких авторов как М.Д.Маханёва, Г.А.Ковалева, Н.В.Алёшина, М.Ю.Новицкая, Е.В.Бондаревской, В.А.Караковского, В.В.Серикова, Н.Е. Щурковой. Анализ научной литературы по теме опыта показывает, что в настоящее время в этой области ведутся исследования по многим направлениям.

Новизна опыта заключается в создании содружества и взаимодействия детского сада и кадетской школы с учетом содержания воспитательной системы кадетской школы и согласованной деятельности партнеров в ходе совместных мероприятий, способствующих повышению уровня сформированности патриотизма и гражданственности.

Цель проекта:

- формирование патриотизма, гражданственности как качества личности у детей старшего дошкольного возраста путем приобщения к культуре кадетства.

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=f608eaa8eae639d5e7886892294f7b25-106-144&n=21

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и умение отражать все это в продуктивной деятельности, формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Обучение основам труда и формирование представлений о социальных проблемах поселка, воспитание духовно-нравственных чувств ребенка, воспитание уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям.

Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием Чувашии. Знакомясь с родной  Республикой, ее достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Главной целью детского сада в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Напомним, что в раннем детстве ребенок освоил широкий круг предметных действий, «открыл» способы употребления предметов. Это «открытие» неизбежно привело его ко взрослому как к носителю общественного способа выполнения действий, как к образцу, с которым надо себя сравнивать. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.

Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне занятий. Знакомство с материалом не требует дополнительных занятий, а включается в разные виды деятельности, предусмотренные общеобразовательной программой (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную и т.д.). На занятия выносятся темы сложные, требующие объяснения, толкования. Знания, полученные на занятиях, закрепляются в различных формах работы вне занятий. И в течение всего года считаю целесообразным возвращаться к тем темам, которые мы с детьми изучили ранее. Работа вне занятий включает различные виды деятельности: наблюдения, беседы, игры, труд, изобразительную деятельность, общие или групповые мероприятия, экскурсии, походы.

C:\Users\максим\Desktop\кадетство\i.jpg

Задачи проекта:

создание условий для развития социально-активной личности, обладающей чувством гордости и ответственности за судьбу Отечества  и свое будущее;

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским и чувашским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России, Чувашии, знакомство детей с символами государства, республики (герб, флаг, гимн);

 — воспитывать уважение к Российской Армии, чувство гордости за мужество и героизм наших воинов, чтить память погибших в Великой Отечественной войне;

 содействие осознанию ценностей культуры, традиций, норм и правил кадетской школы, формирование идеалов на основе мировой и отечественной культуры; способности осознания себя, как члена кадетского братства; 

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, параллельно с беседами, рассматриванием картин, чтением художественных произведений планируется изобразительная деятельность по краеведению («Родной дом», «Национальные узоры», «Прогулка по городу»). Активизация и  развитие воображения детей посредством применения обще-дидактических методов и приемов. Приобщая детей к русской и чувашской культуре, рассказывая русские и чувашские народные сказки. Прослушивания в аудиозаписи русские, чувашские народные песни, заучивание  потешек,  знакомство детей с предметами народно-прикладного искусства. Просмотр мультфильмов на двух языках. Особое место отводится знакомству с пословицами и поговорками.

 Именно такие методы работы  воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. 

C:\Users\максим\Desktop\кадетство\Kadeti - 250000.jpg

Срок реализации проекта :

сентябрь 2014 года – май 2016 года.

Участники проекта:

дошкольники старшей группы МБДОУ «Детский сад № 130 «Улап» г. Чебоксары  Чувашской Республики.


Основные направления реализации проекта:

№ п/п

Название и содержание деятельности

Сроки реализации

Ответствен-ные

1.

Проектировочный этап. Основная деятельность – социальное проектирование

1.1.  Определение темы и актуальности

Май-август

2014 г.

1.2.  Определение круга социальных партнеров и получение их согласия

Сентябрь- октябрь

2014 г.

1.3.  Определение ресурсного потенциала

Сентябрь- октябрь

2014 г.

1.4.  Нормативно-правое обеспечение (договоры с родителями на выезд детей, на участие в мероприятиях, письменное согласие родителей или лиц, их заменяющих, приказы по МБДОУ)

Сентябрь- октябрь

2014 г.

2.

 Практический этап. Основная деятельность – социальное участие

2.1. Взаимодействие с партнерами – Кадетской школой № 14 г.Чебоксары. Экскурсия в Кадетскую школу ( на торжественное построение, на присвоение знаков отличия и т.д.)

Системати-чески

2014 г.

Родители, воспитатели

2.2. Создание символики кадетской группы ( гимн, вымпел, форма)

Ноябрь- декабрь

2014 г.

Родители, воспитатели

2.3. Проведение праздника «Посвящение в кадеты»

Январь 2015 г.

Воспитатели, музыкальный руководитель

2.4. Проведение интегрированных занятий по патриотическому воспитанию. Проведение занятий с использованием ИКТ (Изучение символики, быта, традиций, костюма, народов, населяющих наш край)

еженедельно

воспитатели

2.5. Проведение экскурсий по памятным местам (Монумент Славы, Памятник Ю.А.Гагарину и т.д.)

ежемесячно

Родители, воспитатели

2.6. Проведение занятий по Градоведению :

1. «Мы славим город свой » — Цели: расширять представления детей о родном городе, воспитывать чувство ответственности, бережное отношение к природе.

2. «История происхождения городов чувашских» — Цели: знакомство детей с происхождением и бытом городов Республики: Алатырь, Цивильск и др..

3. «Москва! Как много в этом звуке…» —

Цели: знакомство детей с происхождением и героическим прошлым столицы нашей Родины..

4. «Город  Санкт-Петербург» —

Цели: знакомство детей с происхождением города, вызвать интерес к русским городам, к их историческому прошлому.

5.«Быт и традиции городов русских» —

Цели: формировать у детей интерес к жизни русских городов в историческом прошлом, а так же и в современное время; учить детей находить параллель прошлого с настоящим.

6. «Символика города» —

Цели: знакомить детей с символикой городов чувашских; объяснить, что означает каждый символ; приобщить к культуре своего народа.

Еженедельно по плану НОД

Воспитатели

2.7.Работу по патриотическому воспитанию осуществляется по следующим разделам, с целью выполнения поставленных задач.

1. «Край родной Чувашский» – Цели: формировать интерес детей к жизни наших предков, обогащая новыми знаниями об исторических событиях, конкретных личностях.

2. «Быт и традиции» — Цели: знакомство детей с жилищем русских людей; расширять знания об устройстве русской избы; пробуждать интерес к русскому национальному костюму; формировать представление о христианских праздниках.

3. «Флаг, герб и гимн Российского государства» — Цели: знакомство детей с государственной символикой России.

4. «Моя дружная семья» — Цели: воспитывать чувство любви к близким родственникам;

5. «Великой Победе посвящается» — Цели: воспитывать чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызвать желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.

6. «Как чуден наш родной язык» — Цели: приобщать детей к неистощимым богатствам русской литературы, произведениям местных авторов.

Еженедельно по плану НОД

Воспитатели

2.8.Проведение музыкально-игровых праздников , связанных с историческим календарем( Масленица, Пасха, Старый Новый год и т.д.); знакомство с народным фольклором русского и чувашского народа

В преддверии праздников

Музыкальный руководитель, воспитатели

2.9. Взаимодействие с родителями (составление генеалогического древа своей семьи, герба, книжек-малышек о своей семье)

ежемесячно

Родители, воспитатели

2.10. Проведение спортивных мероприятий (ко Дню Защитника Отечества – соревнования вместе с папами, День памяти, посвященное Дню Победы), конкурс чтецов на военную тематику

В преддверии праздника

Воспитатели,

родители

2.11. Создание выставочных композиций «Они сражались за Родину», которое пополнит Музей Славы ДОУ.

ежемесячно

Воспитатели,

родители

2.12. Проведение благотворительных акций: «Шоколад к Новому году», «Мой подарок ветерану».

периодически

Родительский комитет

2.13. Встречи с ветеранами ВОВ, воинами-афганцами, героями чеченской войны)

В преддверии праздников

воспитатели

2.14. Выпуск газет, конкурсы рисунков, поделок, плакатов

ежемесячно

Родители, воспитатели

2.15. Проведение военно-патриотической игры «Зарница»

май

воспитатели

2.16. Заложение основ религиозной культуры (посещение Храма, беседа с Батюшкой)

ежемесячно

Воспитатели, родители

2.17. Введение этикета в повседневную жизнь дошкольников (правила поведения за столом, в транспорте, на улице и т.д.)

повседневно

Воспитатели, младший воспитатель

2.18. Посещение секции карате, созданной  на базе группы

2 раза в неделю

тренер

2.19. Изучение основ строевой подготовки

2 раза в неделю

Воспитатели, тренер

2.20. Проведение тренировок на свежем воздухе.

ежедневно

Тренер, воспитатели

Ресурсы, задействованные при реализации проекта

Ресурс

Целевое использование

Административный

Нормативно-правовая база, ресурсная база ДОУ,  взаимодействие с партнерами уровня администрации

Общественный

Управление взаимодействием дошкольников и родителей, родителей и родителей, организация благотворительных акций, транспорт, сопровождение детей

Ресурсы партнеров

Помещения, партнерство воспитанников, воспитателей, организационные вопросы, вопросы охраны жизни и здоровья детей

Материальные ресурсы

Информационно-компьютерная база, расходные материалы (канцтовары и пр.), транспорт

Интеллектуально-творческие

Опыт проектной деятельности автора проекта и дошкольников, творческие возможности детей

Ожидаемые результаты:

Дошкольники имеют представления:

  • о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
  • о духовных и нравственных ценностях;
  • о ценностном отношении к здоровому образу жизни, труду, к окружающему их миру;
  • знакомы с историей и культурой своей страны, традициями и промыслами;
  • умеют беречь и поддерживать красоту;
  • проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;
  • верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины; развитие физической активности;
  • возможность пополнения радов кадетского братства из дошкольников МБДОУ «Детский сад №130», группы №4.

 

Заключение.

Сотрудничество кадетской школы и детского сада характеризуется согласованной деятельностью партнёров, активной помощью друг другу, способствующей достижению целей каждого и общих целей совместной деятельности. В данном сотрудничестве возникают общая содержательная основа взаимодействия, эмоциональное единство, осуществляется обмен идеями, мыслями, взглядами, информацией. Всё это позволяет нам согласовывать, объединять, координировать общие усилия для достижения цели – воспитание гражданско-патриотических  чувств у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в рамках преемственности школы и детского сада.

Такое сотрудничество позволяет нам применять и распространять опыт позитивного, созидательного взаимодействия воспитанников детского сада «Улап» и учащихся Кадетской школы № 14. Оно даёт возможность детям строить взаимодействие на основе общечеловеческих ценностях, ориентируясь на различные грани понимания и принятия себя как человека и гражданина – настоящего патриота своей страны.


Список литературы:

1. Абрамян Л. А. О возможностях игры для развития и коррекции социальных эмоций дошкольников. — Таллин, 1984. – 80 с.

2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ.2005 – 256 с.
3. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 1995.
4. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4. – С. 33-35.
5. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей // Дошкольное воспитание. – 2003. – №2. – С. 25-27.
6. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1982.- т. 4. – 386 с.
7. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка.- СПб.: Речь, 2004.- 272 с.
8. Денисенко Н.Г. Ваш ребёнок познаёт мир // Дошкольное воспитание. – 2000. — №1. – с. 100.
9. Диалоги о воспитании: (Книга для родителей). Ваш ребёнок. Педагогика семейных отношений. Когда наступает зрелость / Под ред. В.Н. Столетова, О.Г. Свердлова. – М.: Педагогика, 1980.- 320 с.
10. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста // Под общ. ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: Детский центр Венгера, 1996. – 60 с.
11. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. – Минск: Харвест, 2001. – 576 с.
12. Дошкольная педагогика: методика и организация воспитания в детском саду / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1991. – 288с .

13.Г.А.Ковалева Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников . – 2-е изд., испр.и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 80 с. (Развитие и воспитание дошкольника)

14.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Росиии/ А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Российская академия образования. – М.: «Просвещение», 2009. (Стандарты второго поколения)

15.Новицкая М.Ю. Наследие Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2003. – 200с.

16. Программа «Кадетское образование без границ» МБОУ КСОШ № 13 на 2011 – 2015 г. Г.Новый Уренгой

17. Программа «Патриотическое воспитание граждан ЯНАО на 2011 – 2015 годы». Распоряжение Правительства ЯНАО от 2012.02.27 № 35-Р

18. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Педагогическое общество России, 1998. – 48с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этнокультурное воспитание дошкольников путем приобщения к народным обычаям и традициям и культуре.

Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа....

педсовет "Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям края, города"

сценарий педсовета с целью повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам  приобщения дошкольников к историческим и культурным ценностям края, города,  систематизация  зна...

Презентация "Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям края, хутора"

патриотическое чувство не возникает само по себе, а является результатом длительного целенаправленного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»

Семинар предназначен для педагогов ДОУ. Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам приобщения дошкольников к историческим и культурным ценностям народа»...

Проект «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»

В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, так как наследование нравственных, патриотических...

Семинар для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»

Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказ...