Программа дополнительного образования «Творенье детских рук» для детей 5-7 лет.
рабочая программа на тему

Елена Валериевна Шкредова

Дополнительная образовательная программа «Творенье детских рук» имеет художественно-эстетическую направленность, разработана с учётом методических рекомендаций авторской Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, с учетом интеграции образовательных областей: «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_alenushka.docx42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района –

детский сад «Алёнушка»

Утверждаю:

Заведующий ДОУ «Алёнушка»

_______________ Л.А. Абросимова                                                                                        

Программа дополнительного образования  

«Творенье детских рук»

для детей   5-7 лет.

 

Составитель: Шкредова Е.В., воспитатель,

 первая квалификационная категория

г. Куйбышев, 2012

Актуальность.

        Начавшийся в начале 90-х годов процесс обновления начального образования выдвинул на первый план новые приоритеты целей и задач дошкольного образования. Одной из таких целей является: повышение качества дошкольного образования через предметы эстетического цикла.         Одной из задач художественно - эстетического воспитания детей в детском саду является развитие   воображения. Воображение способствует становлению такого важного процесса, как творчество. Дошкольный возраст многие определяют, как самый сензетивный для педагогического воздействия в период: когда у ребёнка ещё не сформировано критическое отношение ко всему, что вокруг них происходит, зато степень принятия, «впитывания» окружающих впечатлений чрезвычайно высока.  

        Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение. В настоящее время существует множество видов нетрадиционной техники изобразительной деятельности, позволяющие развивать творческие способности детей. Применяя и комбинируя разные способы изображения, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.  Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.  Опыт работы показывает, что именно нетрадиционные техники изобразительной деятельности в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения.

Дополнительная образовательная программа «Творенье детских рук» (далее Программа) имеет художественно-эстетическую направленность, разработана с учётом методических рекомендаций авторской Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, с учетом интеграции образовательных областей: «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество».

Цель программы:

         Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

         Задачи программы:

  1. Создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
  2. Научить детей технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы изобразительной деятельности;
  3. Развить мелкую моторику рук у дошкольников, используя нетрадиционные техники изобразительной деятельности.
  4. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
  5. Формировать навыки сотрудничества.

          Задачи     для детей 5-6 лет.

  1. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.
  2. Создать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками.

         Задачи   для детей 6-7 лет.

  1. Научить различать реальный и фантазийный мир в произведениях изобразительного искусства и переносить это понимание в собственную художественную деятельность.
  2. Инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов, композиций, а также материалов, инструментов, способов и приёмов реализации замысла.
  3. Учить ребёнка самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы.

Организация образовательного процесса

                Дополнительная образовательная программа «Творенье детских рук» разработана для детей дошкольного возраста (с 5 - 7 лет).  Совместная деятельность проводится в двух возрастных группах старшая и подготовительная группа. Предполагается проведение совместной деятельности по подгруппам.

          Количество учебных часов в году 18 – в каждой возрастной группе (одно занятие в 2 недели).

Возраст детей

Продолжит.

занятия

Периодичность  

Кол-во часов в год

Старшая гр.

20- 25 мин.

1 раз в 2 недели

18  часов

Подготов. гр.

20-25 мин.

1 раз в 2 недели

18 часов

Ожидаемые результаты .

Освоение программы дополнительного образования «Творенье детских рук» у детей   дошкольного возраста будет способствовать:

  • развитию мелкой моторики рук;
  • развитию интегративных качеств, таких как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость;
  • умению планировать свои действия;
  • повышению уровня развития творческих способностей и воображения.

 Дети научатся работать с разнообразным материалом, применять полученные знания о нетрадиционной технике рисования в практических работах.

Способы проверки ожидаемых результатов.

        Контроль за эффективностью реализации Программы ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада, открытых просмотров НОД, как для родителей, так и педагогов. А так же участие в творческих конкурсах различного уровня. В конце года проводится диагностика для выявления уровня развития мелкой моторики. В основу диагностики положены задания, предложенные в следующих изданиях:

  1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Г.,Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008.
  2. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Методика «Полоски»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно». (На выполнение задания отводится 1 минута).

Примечание: для этого задания мы использовали тетрадный лист с разлиновкой «широкая строка».

Оценка:
3 балла – ребенок заполнил 10 строк и более при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).

2 балла – ребенок заполнил 6 – 9 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).

1 балл – ребенок заполнил 5 и менее строк или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).

0 баллов – с заданием не справился.

Методика «Дорожки»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги».

Оценка:

3 балла – без ошибок.

2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии.

1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии.

0 баллов – с заданием не справился.

Методика «Мячики»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги».

Оценка:
3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю.

2 балла – 1–2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю).

1 балл – 3 и более ошибок.

0 баллов – с заданием не справился.

Методика «Лес»

Инструкция: «Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги».

Оценка:

3 балла – 1–2 раза сошел с линии.

2 балла – 3–4 раза сошел с линии.

1 балл – 5 и более раз сошел с линии.

0 баллов – с заданием не справился.

Методика «Узоры»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги».

Оценка:
3 балла – без ошибок.

2 балла – с ошибками.

1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.

0 баллов – с заданием не справился.

Методика «Узоры по клеточкам»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам».

Оценка:

3 балла – без ошибок.

2 балла – с ошибками.

1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.

0 баллов – с заданием не справился.

Методика «Линии»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно».

Оценка:
3 балла – без ошибок.

2 балла – 1 ошибка.

1 балл – 2 ошибки и более.

0 баллов – с заданием не справился.

Методика «Цветок»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам».

Оценка:

3 балла – без ошибок.

2 балла – 1- ошибки.

1 балл – 3 ошибки и более.

0 баллов – с заданием не справился.

Методика «Домик»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам».

Оценка:

3 балла – без ошибок.

2 балла – 1 – 2 ошибки.

1 балл – 3 ошибки и более.

0 баллов – с заданием не справился.

Методика «Фигуры»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и нарисуй рядом точно такую же фигурку».

Оценка:

3 балла – без ошибок.

2 балла – ошибки в 1 фигуре.

1 балл – ошибки в 2 фигурах.

0 баллов – с заданием не справился.

Методика «Письмо»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и скопируй фразу точно по образцу».

Оценка:

3 балла – скопировал правильно.

2 балла – скопировал с 1 – 2 ошибками.

1 балл – допустил 2 и более ошибки.

0 баллов – не смог скопировать фразу.

Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:

Высокий уровень: Общий результат 27 и более баллов свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности). Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками, необходимыми в учебной деятельности.

Средний уровень: Общий результат от 17 до 26 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.

Низкий уровень: Общий результат 16 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также о низком развитии произвольной регуляции и контроля  за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.

Календарно-тематический план

программы «Творенье детских рук»

для детей  дошкольного возраста

Старшая группа

МЕСЯЦ

ТЕМА

ЗАДАЧИ

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

СЕНТЯБРЬ

«Растения в нашей группе»

Учить прижимать поролон и наносить оттиск на бумагу.

Рисование

(оттиск поролоном)

«Мячик»

Учить рисованию ватной палочкой методом тычка; 

Рисование ватной палочкой

ОКТЯБРЬ

«Дары осени»

Работа с техникой зеркально симметричных изображений акварельными красками.

Рисование

(монотипия)

«Мое любимое дерево осенью»

Познакомить детей с новым приемом рисования – кляксография трубочкой.

Рисование

(кляксография)

НОЯБРЬ

«Завтрак куклы»

Освоение способа обрывной аппликации (мозаики); планирование работы, осуществление замысла.

Аппликация

(обрывная)

«Платок для бабушки»

Учить выполнять несложный орнамент с помощью печати

Рисование (оттиск печатками)

ДЕКАБРЬ

«Первый снег»

Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками.

Рисование

(монотипия, пальцами)

«Елочка нарядная»

Закрепить умение изображать елочные игрушки.

Рисование пальцами

ЯНВАРЬ

 «Морозный узор»

Знакомить детей с новой техникой рисования

Рисование

(восковые мелки+акварель)

«Зимний лес»

Научить рисовать ладошками

Рисование ладонью

ФЕВРАЛЬ

«Зимние напевы»

Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». 

Рисование (набрызг)

«Галстук для папы»

Аппликация

(обрывная)

Аппликация

(обрывная)

МАРТ

«Открытка для мамы»

Знакомство с новой техникой, учить последовательности выполнения работы.

Аппликация

(мятая салфетки)

«Разные дома»

Упражнять в расположении изображения на листе

Рисование

(тиснение)

АПРЕЛЬ

«Ранняя весна»

Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. 

Рисование

(монотипия)

«Космический пейзаж»

Знакомство с новой техникой, приемами графического изображения.

Рисование (граттаж)

МАЙ

«Салют»

Закреплять свойства разных материалов

Рисование

(мелки+

акварель)

«Веселое солнышко»

Аппликация

(обрывная)

Аппликация

(обрывная)

Подготовительная к школе группа.

МЕСЯЦ

ТЕМА

ЗАДАЧИ

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

СЕНТЯБРЬ

«Кораблик»

Продолжать формировать практические навыки работы с природным материалом.

Аппликация

(природный материал)

«Осенний пейзаж»

Ознакомление детей с техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений.

Рисование

(монотипия)

ОКТЯБРЬ

«Строим дом»

Освоение способа обрывной аппликации (мозаики); планирование работы, осуществление замысла.

Аппликация (обрывная)

«Радуга»

Освоение способа  соединения акварельной краски и влажного листа бумаги.

Рисование

по мокрому

НОЯБРЬ

«Лягушка-царевна»

Продолжать знакомить детей с техникой оригами, учить совмещать с традиционной аппликацией.

Аппликация  

(оригами)

«Кудрявый барашек»

Освоение нового способа рисование, передача характерных особенностей внешнего вида.

Рисование

(оттиск поролоном)

ДЕКАБРЬ

«Игрушки на елку»

Знакомство с новой техникой, воспитание аккуратности.

Аппликация

(квиллинг )

«Вьюга»

Ознакомление с новой волшебной техникой рисования.

Рисование

свечой

ЯНВАРЬ

«Снеговик»

Знакомство с новой техникой, учить последовательности выполнения работы.

Аппликация (мятые салфетки)

«Зоопарк»

Познакомить детей с техникой рисования ладонью, учить самостоятельно придумывать композицию рисунка.

Рисование

ладошками

ФЕВРАЛЬ

«Ночь и горы»

Создание композиции в техники бумажной пластики. Применение обрывной аппликации.

Аппликация

(мятая бумага)

«Звездное небо»

Продолжать знакомить с техникой, приемами графического изображения.

Рисование (граттаж)

МАРТ

«Ветка мимозы»

Знакомство с новой техникой, учить последовательности выполнения работы.

Аппликация из поролона

«Небылицы»

Ознакомление детей с новой техникой рисования воздухом.

Рисование (кляксография)

АПРЕЛЬ

«Веселые зверюшки»

Знакомство с новой техникой, учить последовательности выполнения работы.

Аппликация из отпечатков ладоней

«Ночной пейзаж»

Работа с техникой зеркально симметричных изображений акварельными красками.

Рисование

(монотипия)

МАЙ

«Ваза с цветами»

Ознакомление с новой техникой выкладывания контурных изображений с помощью нити.

Аппликация (ниткография)

«Салют»

Закрепление приемов графического изображения.

Рисование (граттаж)

Список используемой литературы:

  1. Аллаярова И.Е. “Симфония красок” М.:”Издательство ГНОМ и Д”, 2007.
  2. Вдовиченко.С. “Дети светлой краской красят мир”, М.: Чистые пруды, 2009 г.
  3. Журнал”Справочник старшего воспитателя ДОУ ”,№2 2012. Стр.52. статья “Использование нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с детьми” , автор: Лобурец Т.А.
  4. Журнал “Детский сад от А до Я”, №4 2009. Стр.144. Статья “Нетрадиционный способ рисования как способ приобщения дошкольников к искусству”, авторы: Романюк В.В., Мельник Л.А.
  5. Журнал “Дошкольное воспитание”, №11/95, стр.14 статья “Рисуйте в нетрадиционной технике”, автор: Шклярова М.
  6. Ковалицкая Л.М. “Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ”,М.: Аркти, 2008.
  7. Казакова Р.Г. “Занятия по рисованию с дошкольниками ”, М.: ТЦ Сфера, 2009.
  8. Крылова Н.О., Самсонова Л.Ю. “Развитие творческих способностей” М.: Издательство “Экзамен”, 2009.
  9. Лыкова И.А. “Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа”, М.: Карапуз-Дидактика,  2009.
  10. Никологорская О.А. “Волшебные краски”, М.: АСТ-Пресс, 1997 г.

  1. Субботина Л.Ю.”Детские фантазии: Развитие воображения детей”, Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
  2. Топалова Е.П “Художники с пеленок”, М.: Айрис пресс, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по музыкальному развитию для детей от 3 до 7 лет "ТАНЦУЮ, ИГРАЮ - СЕБЯ ОТКРЫВАЮ"!. Реализация программы сроком на 4 года.

1. Пояснительная записка       Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гар...

Программа дополнительного образования по музыкальному развитию для детей от 3 до 7 лет "ТАНЦУЮ, ИГРАЮ - СЕБЯ ОТКРЫВАЮ"!. Реализация программы сроком на 4 года.

1. Пояснительная записка       Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гар...

«ЭРУДИТ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе парциальной программы «Одарённый ребёнок» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко

Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование логического мышления детей  через использование занимательного математического материала. Занятия проводятся в игровой  зан...

Детская ритмика Программа дополнительного образования по музыкально-ритмической деятельности детей 4-7 лет в соответствии с ФГОС ДО

В настоящее время ритмическое воспитание приобретает все большее значение, так как является массовым и доступным для всех. За последние годы созданы и изданы многочисленные методические пособия по муз...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Картинная галерея в детском саду» Для детей 4 – 7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Картинная галерея в детском саду»Для детей 4 – 7 лет...