"Обучение Правилам Дорожного Движения"
статья на тему

Зорина Мария Валерьевна

Краткое описание для чего обучаем детей ПДД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл обучение ПДД25.97 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение Правилам Дорожного Движения.

Причины дорожно – транспортных происшествий (ДТП).

            На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей детей.

Физиологические

1. Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки, которые ему интересны.

2.  Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка намного меньше. Внимание ещё плохо распределяется – дети часто смотрят лишь в одном направлении, особенно у маленьких. В 5-ти летнем возрасте ребёнок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценивать события в 10 – метровой зоне, что составляет примерно 1/10 часть поля зрения взрослого человека. Остальные машины слева и справа остаются за ним незамеченными. Он видит только то, что находится напротив.

3.  Поведение ребёнка не в последнюю очередь зависит от его природных данных. Многие психофизиологические особенности детей делают из поведение непредсказуемыми. Так. Ребёнок из состояния покоя может неожиданно ринуться вперёд или изменить направление своего движения на 180 градусов, совершить прыжок в сторону, чтобы, например, не попасть в лужу. В рассеянном состоянии ребёнок может непроизвольно посмотреть в сторону, а это, в свою очередь, может привести к непроизвольному изменению движения, что бывает чревато опасными последствиями.

4.  Реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми более замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8-1 секунд. Ребёнку требуется для этого для этого 3-4 секунды. Даже чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.

5.  Надёжная ориентация налево-направо приобретается на ранее, чем в семилетнем возрасте.

Психологические

1.  У дошкольников нет знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств (т.е. ребёнок убеждён, основываясь на аналогичных движениях из микромира игрушек, что реальные транспортные средства могут останавливать так же мгновенно, как и игрушечные). Разделение игровых и реальных условий происходит у ребёнка уже в школе, постепенно.

2.  Внимание ребёнка сосредоточено на том, что он делает. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребёнок может устремиться к ним, забыв обо всём на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону, или подобрать уже укатившийся мячик для ребёнка гораздо важнее, чем надвигающаяся машина.

3. Ребёнок не осознаёт ответственности за собственное поведение на дороге. Не прогнозирует, к каким последствиям приведёт его поступок.

Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем взрослые, переходят через дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части , уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате мозг ребёнка не успевает обработать информацию и дать правильную команду к действию. Причём готовность к риску мальчикам свойственна в большей степени, чем девочкам. В отличии от взрослых у детей снижено чувство собственной безопасности. Часто в ожидании возможности перейти через дорогу дети проявляют нетерпение.

Известно, что ребёнок ориентируется преимущественно на общую обстановку и , в меньшей мере, руководствуется правилами. Детям, впрочем, как взрослым, свойственна коллективная ориентация, доказано, что частота нарушений пешеходами в значительной мере зависит от провоцируемого попечения одного из пешеходов. Срабатывает так называемое стадное чувство – вести себя так же, как другие.

В экстремальной ситуации , и вообще в случаях, когда ребёнок поставлен перед срочным выбором – как поступить, он легко впадает в состояние безысходной опасности, незащищённости, он просто теряется.

В конечном счёте, причина ДТП – незнание правил дорожного движения и отсутствие необходимых навыков поведения на дороге!

Задачи.

Чтобы дорога была дружелюбна к вашим детям, изучайте с ними азбуку дорожной безопасности. Все понятия ребёнок усвоит быстрее и прочнее, если его знакомят с правилами дорожного движения систематически, ненавязчиво, не только в обыкновенной беседе, а и в близкой детям дорожной сказке, викторине, игре. Обучайте ребёнка безопасным навыкам всегда, когда для этого предоставляется возможность, и, в первую очередь, своим личным примером.

Ребёнок должен получить чёткие представления о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья, поэтому все обязаны их выполнять.

Занятия с детьми по теме «ПДД: Правила Дружелюбной Дороги» помогут:

  • Знакомить детей с основными элементами дороги;
  • Закрепить знания о сигналах светофора, дорожных знаках, указателях, об их назначениях;
  • Упражнять детей в поведении на улице, в правилах перехода через дорогу;
  • Закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения ДТП;
  • Уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах дорожного движения, формировать привычки их соблюдения;
  • Формировать чувство ответственности за свои поступки;
  • Способствовать развитию осмотрительности и осторожности; развивать навыки общения в игре;
  • Развивать ловкость, внимание, сосредоточенности, смекалку, логическое мышление;
  • Воспитывать у детей потребность в заботе о совей безопасности; научить ориентироваться в проблемных ситуациях;
  • Знакомить детей профессией регулировщика, инспектора ДПС, воспитывать уважение к ним, желание подражать их поведению и поступкам (в сюжетно-ролевых  играх, общении, бытовых ситуациях.

Светофор.

У ребёнка следует выработать привычку и при зелёном сигнале светофора начинать переходить лишь после полной остановки транспорта. Растолкуйте, что может случится, если перейти дорогу на красный цвет. Особенно подчеркивайте правильные действия в «пограничных» ситуациях, например, - на исходе времени горения зелёного сигнала, когда пешеход может вернуться на тротуар или островок безопасности, не пытаясь перебегать дорогу перед машинами.

Познакомьте детей с различными видами светофоров и их работой. (трёхцветный и двухцветный). Движение пешеходов регулирует пешеходный светофор (двухцветный). Иногда на таких светофорах изображают пешехода. Желательно показать  детям вначале светофоры с кружочками, а затем – с цветными человечками. Дети должны усвоить, что цвета человечков соответствуют запретному и разрешительному сигналу.

Очень важно разъяснить :когда загорается зелёный для пешеходов , то для водителей в это время горит красный. И наоборот.

На больших перекрёстках можно увидеть светофор со стрелками. Что наезды бывают часто из-за того, что на зеленый сигнал одновременно поворачивают автомобили, и водители не всегда пропускает пешеходов, особенно детей, которых он не видят из-за маленького роста.

Светофоры с кнопками, которые включают сами пешеходы.

Бывают ещё светофоры со звуковым сигналом для людей с нарушением зрения.

Здесь важно, чтобы дети закрепили не только правила действия при различных световых сигналах, но и на движение машин.

Зебра.

Научите детей отыскивать для перехода улицы место, где дорога разлинована поперечными белыми полосками, которые носят смешное название – «зебра» (сказка про зебру). Поговорите о причине, по которой пешеходный переход так назвали. В местах переходов часто устанавливают знак, он показывает, где можно переходить улицу.

Бордюрный камень тротуара – граница, которую нужно научить замечать : замедлять движение, останавливаться, предварительно смотреть в обе стороны по очереди (влево, направо). При двустороннем движении по середины – влево, потом – направо. При одностороннем движении – смотреть в ту сторону откуда едут машины. Переходить проезжую часть нужно не наискосок, а прямо. Ребёнок должен понимать почему:

  • Чтобы легко было наблюдать за машинами;
  • Чтобы путь через дорогу был короче и быстрее;

            Не нужно спешить, переходить дорогу следует размерным шагом,     растолкуйте, почему: т.к.

  • Смотрит только прямо перед собой;
  • Повернуть голову не может;
  • Мгновенно остановиться тоже не может.

Дорожные знаки.

Они предупреждают об опасности, запрещают, разрешают информируют.

  • Указательные знаки бывают квадратными ил прямоугольными, но обязательного синего цвета.
  • Предупреждающие – это треугольники жёлтого цвета с красной каёмкой.
  • Запрещающие – самые строгие среди дорожных знаков. У них округлая форма и красный фон или красная кайма.

Регулировщик вместо светофора.

Расскажите детям, что если не горит (сломался) светофор, руководит движение регулировщик. Главный атрибут регулировщика – полосатый жезл, указаниям этого жезла подчинятся все участники движения. Если вы случайно увидите регулировщика – остановитесь, понаблюдайте за его действиями. Неплохо научиться узнавать его жесты.

Рука поднята вверх – запрещается движение пешеходов и всех транспортных средств.

Регулировщик стоит к нам грудью или спиной (руки опущены или вытянуты в стороны) – путь пешеходам закрыт.

Регулировщик стоит с нам боком – путь пешеходам открыт слева и справа от него по пешеходным дорожкам через проезжую  часть.

Правая рука регулировщика вытянута вперёд – нам разрешен проход только за его спиной, а спереди путь закрыт.

Взаимодействие с родителями.

И как правило все эти задачи нам не решить без взаимопомощи родителей.

Взаимодействие  ДОУ с семьёй требует таких форм работы педагога с родителями, которые им позволят прийти к пониманию того, что для содействия развитию ребёнка, взрослым необходимо начать прежде всего с самих себя, с собственного самоизменения и самовоспитания(привести пример неправильного перехода через дорогу родителя ребёнка). В таком содружестве педагогов и родителей объединяет одна цель: помочь детям приобрести полноценный жизненный опыт. Для этого нужно расширять сферу участия родителей в организации жизни ДОУ; устанавливать партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника. Принцип деятельности  заключается во взаимодействии с родителями, не только как со сторонним наблюдателем, но и активно включенным  совместно с ДОУ воспитательно-образовательный процесс. У родителей должно быть сформировано обобщённое, целостное представление о единстве целей и задач ДОУ и семьи. Родителей можно и нужно вовлекать как на экскурсии, викторины, в постановке сказки и т.д.; также привлекать их в изготовлении атрибутов для игр, дидактических игр и т.д; давать советы по чтению литературы, как правильно провести с ребёнком беседу; выставлять информацию в раздевалке, памятки т.д.

Социальные партнёры.

По данной теме самый лучший социальный партнёр, я считаю, является инспектор ГИДД, а если он будет ещё и на машине, то… Представьте  только, к вам в гости в ДОУ пригласить инспектора в форме с жезлом и провести мероприятие по правилам ПДД (ведь им может являться так же один из родителей).  Можно с ним так же пойти на экскурсию по улице, прийти к дороге и инспектор продемонстрирует работу с жезлом и т.д.  Ведь сколько у детей будет восторга, и ребёнок с гордостью будет рассказывать о правилах и применять их, и даже видеть нарушение правил, а возможно и говорить правонарушителям: «Ай-ай!»

Социальными партнёрами так же могут быть и наши детские библиотеки, ведь они никогда не откажут в приёме детей, и более того сами могут подготовить беседу, мероприятие, сказку на ту тему которая вам нужна.

Работа с детьми.

Ведь решить эти задачи с детьми можно и это не так уж трудно:

  • Проводить наблюдения и отображать это в рисунках;
  • Сюжетно-ролевые , как в группе, так и на прогулке (очень хорошо если в саду на дорожках изображена проезжая дорога, тротуары и т.д.);
  • Играть в игры, викторины;
  • Экскурсии;
  • Читать сказки, а так же сделать с детьми постановку сказок;
  • Показывать иллюстрации и проводить беседы;
  • Совместно изготавливать атрибуты и т.д.

Ведь нет ничего главнее безопасности наших деток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие в средней группе по обучению правилам дорожного движения «Дорожная азбука»

Данное занятие формирует знания о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства у детей дошкольного возраста.С помощью ролевой игры "Патрульная служба"...

«ДОРОЖНАЯ АЗБУКА» Программа обучения правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге

Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах городов и сел....

Интегрированное занятие по математике и обучению правилам дорожного движения в старшей группе «На помощь к дорожным знакам»

Интегрированное занятие по математике и обучению правилам дорожного движения в старшей группе «На помощь к дорожным знакам»...

Рабочая программа кружка дополнительного образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Дорожная Азбука»

Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах.Статистические данные  об участии детей в ДТП, а также отсутствие качест...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ к ПРОГРАММЕ по обучению правилам дорожного движения: "Азбука дорожного движения" (для детей от 2 до 7 лет).

 Данное методическое пособие послужит справочным материалом для педагогов ДОО, родителей (законных представителей), позволяющим доступно разъяснять детям правила безопасного движения....