Развитие творческих способностей у детей.
статья на тему

В течении долгого времени вопрос развития творческих способностей детей привлекает к себе пристальное внимание представителей самых разных научных областей - филасофии, педагогики,психологии, лингвистики и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vvedenie.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

В течение очень долгого времени вопрос развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных научных областей - философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в личностях с активной жизненной позицией, способных ставить новые проблемы, критически смотреть на вещи, находить качественно новые и адекватные решения в условиях неопределенности, кризисных ситуаций, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний. В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью, фантастическими темпами развиваются технологии, и все это требует быстроты мышления и оперативности в принятии грамотных решений. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и работать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к трансформациям и эволюционному процессу, сохраняя при этом свою индивидуальность.

В современной литературе, посвященной вопросам психологии и педагогики (А.В. Хуторской, О.В. Морозова, В.Д. Шадриков, П.И. Пидкасистый, О.М. Дьяченко и др.) особое внимание уделяется определению средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся, организации их совместной творческой деятельности, рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций, развития методологической культуры школьников в процессе выполнения творческих заданий.

Развитие творческого потенциала учащихся - одна из основных задач современного образования. Для этого необходимы специальные образовательные технологии и методики, которые бы позволяли развивать индивидуальный творческий потенциал каждого ученика, помогая ему реализовать свои самые сильные стороны, но сохраняя при этом массовость образования. Такую технологию обеспечивает подход, связанный с развитием творческой одаренности учащихся.

Одним из основных принципов обновления образовательных методов сегодня становится личностная ориентация, предполагающая развитие творческих способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты, способности и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов и амбиций. Эти позиции соответствуют гуманистическим тенденциям развития отечественного образования, для которого характерна ориентация педагогов на личностные качества и возможности учащихся. При этом на первый план выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются лишь как средства для их достижения.

По мнению А.В. Хуторского, «приоритет личностного развития ученика, провозглашенный на уровне государственной политики в области образования пока далёк от реального воплощения на практике»[1]. Многие образовательные институты продолжают разрабатывать и определять внешние установки, почти не учитывающие индивидуальных особенностей, созидательных возможностей и целей учащихся. Стереотип понимания образования как передачи ученику первоначально отчужденного от него «ничейного» знания всё ещё доминирует в нормативных документах, программах и методиках.

Преобладание внешних штампов в целях, содержании и технологии образования приводит к ослаблению внутренней мотивации учеников, абсолютной невостребованности их личного творческого потенциала, нежеланию детей учиться, гиперболизации у них формальных ценностей образования (получение отметки, сдача экзаменов в ВУЗ и т.п.) Растет отчуждение ученика от организуемого для него образования, обусловленное несоответствием традиционных целей и форм образования меняющимся жизненным потребностям учащихся.

То есть, заданные сейчас системой стандарты ущемляют и ограничивают личность учащегося, не дают ему самореализоваться. Очевидно, что система обучения, которая приблизит смысл и цели обучения к индивидуальным творческим возможностям учеников, а также включит в свое содержание проблематику сегодняшнего и будущего времени, существенно увеличит шансы личности в стремительно изменяющемся мире.

Проблема заключается в отыскании педагогических оснований, условий и технологий, при которых возможно сочетание индивидуальной творческой самореализации учащихся с одновременным освоением ими культурно-исторических достижений человечества, в том числе и образовательных стандартов.

Как мы отметили чуть выше, социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.  

Именно по этой причине важную роль играет и вопрос развития творческого воображения детей. Этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует развитию личности. Но массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. В связи с этим и перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.

Воображение,  фантазия  являются  высшей  и  необходимейшей  способностью  человека.  Вместе  с  тем  именно  эта  способность  нуждается  в  особой  заботе  в  плане  поддержки  и  развития  в  детском  и  подростковом  возрасте.  И  если  в  этот  период  воображение  специально  не  развивать,  в  последующем  может  наступить  быстрое  снижение  активности  этой  функции.  Вместе  с  уменьшением  способности  фантазировать  у  человека  обедняется  личность,  снижаются  возможности  творческого  мышления,  гаснет  интерес  к  искусству  и  науке.[2] 


[1] Хуторской А. В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика, 1999. № 7. С. 15.

[2] Морозова О.В. Творческое воображение в младшем школьном возрасте // Инновации в науке: материалы XХ международной заочной научно-практической конференции. Новосибирск, 2013. С. 72.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством художественной деятельности

Приобретенные в период дошкольного детства знания и практические умения определяют ход и интенсивность всех сторон развития ребенка. Несмотря на то, что педагогическое сообщество определенно заин...

Консультация «Развитие творческих способностей у детей. Одаренные дети»

    Психологами доказано, что умственная работа, выполняемая не из-за чувства долга, не для получения высокой отметки и не для того, чтобы победить на олимпиаде или в конкурсе, а пото...

Роль развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством творческих игр в период адаптации к ДОУ.

Помочь детям быстрее адаптироваться к условиям ДОУ, раскрепоститься и социализироваться помогают сказки, творческие игры. Понятие «творчество» - объясняется в литературе достаточно многост...

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования для детей с ОВЗ.

Доступность  использования   нетрадиционных   техник  определяется  возрастными  особенностями  дошкольников. Самыми  простыми  и  доступным...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Художественно – эстетическое развитие.Образовательная ситуация «Путешествие в Радужную страну»

Разработка с использованием книги Т.С. Комаровой «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников»...

Творческий отчет по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта» (А. Б. Брушлинск...

Программа по выявлению и развитию творческих способностей у детей второй младшей группы «Творческая мастерская»

Современному обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэ...