Роль развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством творческих игр в период адаптации к ДОУ.
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)

Дурманова Наталья Александровна

Помочь детям быстрее адаптироваться к условиям ДОУ, раскрепоститься и социализироваться помогают сказки, творческие игры. Понятие «творчество» - объясняется в литературе достаточно многосторонне. Очень часто  творчество подразумевается, как деятельность, а результат – создание духовных ценностей, отличающихся неповторимостью, уникальностью. И творческий процесс – является постоянным спутником детского развития. Непосредственно в дошкольном возрасте закладываются те основы в развитии ребенка, которые ему помогают в формировании способностей к замыслу, в умении реализовывать свои познания, представления о чем-либо, умении передавать свои эмоции и чувства. Известный деятель искусства, а именно, режиссёр К.С. Станиславский, считал, что  своим актёрам необходимо учиться у детей, игру которых всегда отличает искренность и правда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rol_tvorcheskih_igr_v_period_adaptatsii.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Роль развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством творческих игр в период адаптации к ДОУ.

Помочь детям быстрее адаптироваться к условиям ДОУ, раскрепоститься и социализироваться помогают сказки, творческие игры. Понятие «творчество» - объясняется в литературе достаточно многосторонне. Очень часто  творчество подразумевается, как деятельность, а результат – создание духовных ценностей, отличающихся неповторимостью, уникальностью. И творческий процесс – является постоянным спутником детского развития. Непосредственно в дошкольном возрасте закладываются те основы в развитии ребенка, которые ему помогают в формировании способностей к замыслу, в умении реализовывать свои познания, представления о чем-либо, умении передавать свои эмоции и чувства. Известный деятель искусства, а именно, режиссёр К.С. Станиславский, считал, что  своим актёрам необходимо учиться у детей, игру которых всегда отличает искренность и правда.

Очень хорошо, когда выявление и развитие творческих способностей детей начинается уже с раннего детства. Один из путей, по которому развивается детское творчество,  и который очень хорошо знают все педагоги - это  детская игра. Именно игра – самый доступный и интересный для каждого ребенка  способ переработки и выражения своих впечатлений, приобретенных знаний и эмоций. Существуют самые различные виды игр для ДОУ. Некоторые из них развивают память и мышление, другие силу и ловкость, и даже конструкторские навыки. Но есть игры, направленные на развитие творческих способностей у детей, где есть возможность  проявить свою выдумку, самостоятельность, собственную инициативу. Одним из видов творческих игр является театрализованная игра или игра-драматизация. Игра - драматизация, именно она является одним из наиболее эффективных средств социализации дошкольника, основанная на  понимании и анализе поведения сказочного героя. Также в игре-драматизации непосредственно осуществляется эмоциональное развитие детей: они  знакомятся с чувствами персонажей, поведением героев, переживают вместе с ними и, конечно же, учатся на их ошибках, соответственно, учатся делать свои первые жизненные выводы. Кроме того игра-драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, ведь здесь сбывается мечта ребенка – он может превратиться в прекрасную принцессу и танцевать на балу или в образе сказочной феи помогать детям исполнять их заветные мечты… Именно здесь он приобретает не только информацию о находящемся вокруг обществе, но пытается правильно создавать собственные взаимоотношения и, возможно, уже оценивать свои творческие возможности.

Игра-драматизация –это своебразный мост, который помогает детям не только получать информацию об окружающем мире, его законах, норме человеческих отношений, но и учит жить в мире, правильно выстраивая свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. А это те основы социализации ребенка, которые необходимы ему в его будущей жизни (школьной, студенческой, взрослой). Это тот небольшой кусочек  из мира игры и искусства, который наиболее полно способствует творческому развитию личности младшего дошкольника.

Воспитательные возможности этой деятельности очень широки. В процессе работы над текстом слов сказочных персонажей и собственных высказываний незаметно, но постоянно и регулярно, развивается словарь ребенка, мышление, воображение, память.Соответственно, можно сделать выводы, что игра-драматизация  является источником развития чувств детей, его глубоких переживаний и открытий, приобщает его к духовным ценностям и сотрудничеству. Это — конкретный, зримый результат.

Малыши с большим удовольствием изображают различных животных, им интересно перевоплощаются в котят, собачек, маленьких козлят и т.д. В играх – драматизациях ребенок – артист самостоятельно создает образ с помощью специальных средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), он сам пытается организовать и творчески оформить собственные действия исполнения роли. В игре – драматизации ребенок использует какой–либо сюжет сказки или рассказа, сценарий которого он уже заранее знает, но этот сюжет не является жестким правилом, а служит основной канвой, или образцом, в пределах которой развивается импровизация. Игра – драматизация – это уже маленький спектакль и, в то же время, он является переходной форма от игры к искусству. Именно эта максимальная близость  к игре как ведущему виду деятельности ребенка, это перевоплощение в героя, характерное для игры,  в любимый сказочный образ того или иного героя,  помогают,  чтобы этот вид деятельности стал самым любимым детьми. Сказка репетируется не сразу, а в нескольких частях, всегда учитываются интересы и возможности ребенку, а самое главное, его желание. Эти игры очень творческие, они способны развивать даже в стеснительном ребенке самые различные способности.

Во время проведения праздников и досугов, а так же во время проведения творческих игр и игр-драматизаций дети принимают самое активное участие. Они очень эмоциональны, активны, с удовольствием исполняют песни, рассказывают свой текст, выражают свое настроение и даже свое отношение к происходящему. Дети тренируют свою память, изучая роль, во время импровизации у детей развивается мышление,  и воображение, так как иногда приходится самим решать как поступить в определенной ситуации.  В этом возрасте двигательная сфера ребёнка среднего дошкольного возраста характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Восприятие становится более развитым. Игры-драматизации оказывают большое и разностороннее влияние на личность ребёнка, позволяют использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, так как сам ребенок испытывает при этом настоящее удовольствие, радость за то, что он умеет выполнять различные элементы этюда или роль. Здесь воспитательные возможности очень широки тем, что их тематика практически неограниченна и постоянно идет развитие ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт: "Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством художественного труда"

         В работе раскрываются организационные и содержательные подходы к организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способн...

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством тестопластики

"Истоки способностей и дарований  детей - на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше маст...

«Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством овладения нетрадиционными техниками рисования»

Представила свой педагогический опыт по ознакомлению детей с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности....

План самообразования воспитателя «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии»

Проблемы развития творческих способностей дошкольников находитсясегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающихв сфере образования. В соответствии с новыми Федеральными Требова...

АПО "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ПАНТЕЛЕЕВА Г.Н. «ДЕТСКИЙ ДИЗАЙН»"

В современных условиях заметно возрастает эстетическая значимость предметной среды, которая оказывает влияние на формирование эстетического вкуса и мировоззрение человека в целом.На ранних этапах разв...

Статья "Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования"

В статье отражен опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию их творческих способностей  посредством использования нетрадиционных техник рисования....

Опыт работы "Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности"

Опыт работы посвящен проблеме развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. Гармоническое формирование личности ребенка невозмо...