Адаптация детей старшего дошкольного возраста к условиям детского сада
консультация на тему

Страхова Наталья Николаевна

Алгоритм работы с детьми 5-6 лет для их успешной адаптации к детскому саду

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проблема адаптации детей старшего возраста к детскому саду».

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды. В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса: 

1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);

3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

В различных подходах к исследованию проблем адаптации принято выделять несколько уровней адаптационного процесса: психический, социально-психологический и психофизиологический. Тесная взаимосвязь и при этом относительная независимость каждого из них характеризуют очевидную сложность процесса адаптации. В общей адаптивной реакции у каждого из этих уровней своя задача: у психической адаптации - поддержание психического гомеостаза и сохранение психического здоровья, задачей социально-психологической адаптации является организация адекватного микросоциального взаимодействия, задачей психофизиологической адаптации - формирование оптимальных психофизиологических соотношений и сохранение физического здоровья. Таким образом, адаптационный процесс можно рассматривать на различных уровнях его протекания: в сфере межличностных отношений, индивидуального поведения, базовых психических функций, психофизиологической регуляции, физиологических механизмов обеспечения деятельности, функциональных резервов организма, здоровья.

Изучение адаптации у дошкольников, опирающееся на знания об общих закономерностях и механизмах адаптационных реакций, невозможно без учета возрастных особенностей функционирования организма и психики ребенка-дошкольника. Известно, что в период от 2-3 лет до 5-7 лет, наряду со снижением скорости роста, массы и размеров тела, происходит бурное развитие и совершенствование функциональных свойств организма. На протяжении периода с 4 до 7 лет значительно нарастает сила и подвижность нервных процессов. В целом, психическое и физическое развитие детей происходит гетерохронно; психические и физиологические функции находятся в процессе развития, формируются разными темпами, зависят в своем развитии, как от процессов созревания, так и от особенностей социальной среды, в условиях которой это созревание происходит

В отечественной психологии общепринятым является деление дошкольного возраста (3-7 лет) на младший (3-5 лет) и старший (5-7 лет) дошкольный возраст на основе подтверждаемых результатами исследований качественных изменений в психическом развитии детей 5-ти лет, выражающихся в возникновении новой ступени системной организации психических функций детей, высокой степени согласованности и стабильности в работе различных звеньев функциональных систем.

      Однако, до сих пор специально не изучалось, как происходит включение ребенка в новую действительность, какие психологические трудности он испытывает в процессе адаптации, каким образом можно оценить его эмоциональное состояние в этот период, каковы психологические критерии адаптационных возможностей ребенка и каковы способы установления контакта взрослого. Сегодня количество детей, имеющих отклонения в поведении (агрессивность, тревожность, гиперактивность и т.д.), невротические расстройства, продолжает расти. Таким детям труднее адаптироваться к новым социальным условиям. Следует отметить, что невротические расстройства — преходящие состояния, т.е. их отличает динамизм, они могут быстро возникать при стрессовых ситуациях и достаточно быстро исчезать, даже при небольшой помощи, устраняющей психогенные факторы. Особенно это касается невротических реакций, они являются начальной формой психической дезадаптации, т.е. поведенческой реакцией, неадекватной внешнему стимулу. При отсутствии своевременной помощи таким детям невротические реакции трансформируются в более стойкие расстройства — неврозы. При этом усиливаются вегетативные расстройства, нарушается регулирующая функция нервной системы, деятельность внутренних органов и могут возникать различные соматические заболевания. Доказано, что более половины хронических заболеваний (до 80%) — это психо- и нейросоматические болезни. Исходя из приведенного определения психического здоровья при его оценке не следует ограничиваться лишь выявлением невротических расстройств. У ребенка важно оценивать также показатели нервно-психического развития это, прежде всего, речевое, моторное развитие, эмоциональное состояние; 
Следовательно, во все возрастные периоды при оценке психического здоровья необходимо давать характеристику эмоционального состояния ребенка, его социальной адаптации.
Поступление ребенка в детский сад вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И не напрасно. Известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка усилий, вызывают появление стадии напряженной адаптации. От того, насколько ребенок в семье подготовлен к переходу в детское учреждение, зависят и течение адаптационного периода, который может продолжаться иногда в течение полугода, и дальнейшее развитие малыша. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников. Таким образом, его социальные связи оказываются нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно, экзальтированно: малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется его активность и по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, нарушает реактивность организма, приводит к частым болезням. 

Врачи и психологи различают три степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую. Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации поведения, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических реакций.

При легкой адаптации в течение месяца у ребенка нормализуется поведение по тем показателям, о которых мы говорили выше, он спокойно или радостно начинает относиться к новому детскому коллективу. Аппетит снижается, но не намного и к концу первой недели достигает обычного уровня, сон налаживается в течение одной-двух недель. К концу месяца у малыша восстанавливается речь, игра, интерес к окружающему миру. Отношения с близкими людьми при легкой адаптации у ребенка не нарушаются, он достаточно активен, но не возбужден. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу 2-3-й недели восстанавливается.       Острых заболеваний не возникает. 

Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче и длительнее. Сон и аппетит восстанавливаются только через 20-40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность: малыш становится плаксивым, малоподвижным, не стремится исследовать новое окружение, не пользуется приобретенными ранее навыками речи. Все эти изменения держатся до полутора месяцев. Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: это может быть функциональное нарушение стула, бледность, потливость, «тени» под глазами, «пылающие» щечки, могут усиливаться проявления экссудативного диатеза. Особенно ярко эти проявления отмечаются перед началом заболевания, которое, как правило, протекает в форме острой респираторной инфекции.

Особую тревогу вызывает состояние тяжелой адаптации. Ребенок начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль – не предохраняют организм от многочисленных инфекционных агентов, с которыми ему постоянно приходится сталкиваться. Это неблагоприятно сказывается на физическом и психическом развитии малыша. Другой вариант течения тяжелой адаптации: неадекватное поведение ребенка настолько тяжело выражено, что граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, у ребенка может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке его накормить. Ребенок плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами. Сон чуткий, короткий. Во время бодрствования ребенок подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или агрессивен по отношению к ним; постоянно плачущий или безучастный, ничем не интересующийся, судорожно сжимающий в кулачке свою любимую домашнюю игрушку или носовой платочек. Нам, взрослым, трудно осознать степень его страданий. Ребенок, бурно выражающий свой протест против новых условий криком, громким плачем, капризами, цепляющийся за маму, падающий в слезах на пол, неудобен и тревожен для родителей и воспитателей, но вызывает меньше беспокойства у детских психологов и психиатров, чем ребенок, впадающий в оцепенение, безразличный к тому, что с ним происходит, к еде, мокрым штанишкам, даже к холоду. Такая апатия является типичным проявлением детской депрессии. Страдает общее состояние организма: наблюдается потеря в весе, беззащитность перед инфекциями, появляются признаки детской экземы или нейродермита. Улучшение состояния происходит крайне медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы развития замедляются, появляется отставание в речи, игре, общении. Иногда на восстановление здоровья такого ребенка требуется несколько лет. Желательно ли привыкание к яслям такой ценой?

Установлен ряд факторов, определяющих, насколько успешно малыш справится с предстоящими ему изменениями в привычном образе жизни. Эти факторы связаны и с физическим, и с психологическим состоянием ребенка, они тесно переплетены и взаимно обусловлены.

Во-первых, это – состояние здоровья и уровень развития. 

Здоровый, развитый по возрасту малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он лучше справляется с трудностями. На состояние его здоровья влияет течение беременности и родов у матери, заболевания в период новорожденности и в первые месяцы жизни, частота заболеваемости в период перед поступлением в детское учреждение. Токсикозы, заболевания матери в период беременности вызывают неблагополучное созревание сложных систем организма ребенка, ведающих приспособлением к изменяющимся условиям внешней среды. Последующие заболевания неблагоприятно сказываются на иммунитете, могут затормозить психическое развитие. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводит к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние, и как следствие – заболевание.

Вторым фактором является возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. С ростом и развитием ребенка изменяется степень и форма его привязанности к постоянному взрослому. В первом полугодии жизни малыш привыкает к тому, кто его кормит, укладывает спать, ухаживает за ним, во втором полугодии усиливается потребность в активном познании окружающего мира, расширяются возможности – он уже может самостоятельно перемещаться в пространстве, свободнее действует руками. Но ребенок еще очень сильно зависит от взрослого, который ухаживает за ним, у малыша возникает сильная эмоциональная привязанность к человеку, постоянно находящемуся рядом, обычно к маме. В возрасте от девяти-десяти месяцев до полутора лет эта привязанность выражена наиболее сильно. После у ребенка появляется возможность речевого общения, свободного перемещения в пространстве, он активно стремится ко всему новому, и зависимость от взрослого постепенно ослабляется. Но малыш по-прежнему остро нуждается в чувстве защищенности, опоры, которое дает ему близкий человек. Потребность в безопасности у маленького ребенка так же велика, как в еде, сне, теплой одежде.

Третьим фактором, сугубо психологическим, является степень сформированности у ребенка общения с окружающими и предметной деятельности. 

В раннем возрасте на смену ситуативно-личностному общению приходит ситуативно-деловое, в центре которого становится овладение ребенком совместно со взрослым миром предметов, назначение которых сам малыш открыть не в состоянии. Взрослый становится для него образцом для подражания, человеком, который может оценить его действия, прийти на помощь. Что нового привносит сформированный тип общения и предметной деятельности в область социальных взаимоотношений ребенка с другими людьми? Как эти приобретения могут сказаться на поведении детей в новых условиях детских яслей? В ходе делового общения формируются особые связи с окружающими людьми. Чем отличается эмоциональный контакт от делового, практического? Прежде всего тем, что эмоциональные отношения – это отношения избирательные. Они строятся на основе опыта личностного общения с самыми близкими людьми. Если младенец первых месяцев жизни одинаково доброжелательно относится к любому взрослому, ему достаточно самых простых знаков внимания со стороны последнего для того, чтобы отозваться на них радостной улыбкой, гулением, протягиванием ручек, то уже со второго полугодия жизни малыши начинают четко различать своих и чужих. Примерно в восемь месяцев у всех детей возникает страх или неудовольствие при виде незнакомых людей. Ребенок сторонится их, прижимается к матери, иногда плачет. Расставание с матерью, которое до этого возраста могло происходить безболезненно, вдруг начинает приводить малыша в отчаяние, он отказывается от общения с другими людьми, от игрушек, теряет аппетит, сон. Взрослые должны серьезно отнестись к появлению этих симптомов. Если ребенок зациклится на одном только личностном общении с матерью, это создаст трудности в установлении контактов с другими людьми. По сравнению с эмоциональным общением, имеющим интимную, личностную основу, практическое взаимодействие более безлично, менее опосредовано привычкой к взаимодействию с определенным человеком. В таком взаимодействии между двумя партнерами появляется новое звено – предмет, который отвлекает малыша от того человека, с которым он общается по поводу этого предмета. Конечно, ребенок скорее предпочтет игру с близким человеком, чем с незнакомым, но, если у него имеются средства налаживать контакты деловые, он быстро привыкает к чужому, включая его в новую систему отношений, не требующих особой эмоциональной близости. Переход к новой форме общения необходим. Только он может быть залогом успешного вхождения ребенка в более широкий социальный контекст и благополучного самочувствия в нем. Этот путь не всегда прост и требует определенного времени и внимания со стороны взрослых. Установлено, что дети, которые испытывают трудности в привыкании к детскому учреждению, чаще всего имеют у себя дома тесные эмоциональные контакты со взрослыми. С ними играют мало, а если играют, то не слишком активизируют инициативу, самостоятельность малышей. Среди таких детей много избалованных и заласканных. В яслях, где воспитатели не могут уделять им такого внимания, как в семье, они чувствуют себя неуютно, одиноко. У них снижен уровень игровой деятельности: она находится на стадии преимущественно манипуляций с игрушками. Общение протекает на эмоциональном уровне, а игра разворачивается в основном индивидуально. Необходимого для этого возраста сотрудничества со взрослым не складывается. А отсутствие навыков вступать в практическое взаимодействие со взрослым, сниженная игровая инициатива при повышенной потребности в общении приводят к сложностям во взаимоотношениях ребенка с разными взрослыми. Накопление неудач такого рода вызывает у детей постоянную робость, опасение. Таким образом, причиной трудного привыкания к яслям может служить рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения ребенка со взрослым и становлением новой ведущей деятельности с предметами, требующей другой формы общения – сотрудничества со взрослым. Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к яслям. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в ясли, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Для них это – привычное занятие. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому. Они любят вместе со взрослым решать предметные задачи: собрать пирамидку, конструктор. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет средствами, необходимыми для этого.
Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к яслям, является слабая сформированность действий с предметами, они не умеют сосредоточиваться на игре, малоинициативны в выборе игрушек, не любознательны. Любая трудность расстраивает их деятельность, вызывает капризы, слезы. Такие дети не умеют налаживать деловые контакты со взрослыми, предпочитают эмоциональное общение. 

Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение с ровесниками. Неумение обращаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода. Таким образом, состояние здоровья ребенка, умение общаться со взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности – основные критерии, по которым можно судить о степени его готовности к поступлению в детский сад и благополучного пребывания в них.

  1. Основные методы диагностики и решения подобных проблем.

Традиционно методы исследования подразделяют на основные и вспомогательные. Это деление не случайно. Только основные методы –наблюдение и эксперимент –способны дать достоверную информацию о специфике детского развития. Вспомогательные методы исследования – тестирование, опрос, анализ продуктов деятельности –дают информацию иллюстрированного плана. На основе полученных данных в этом случае можно лишь построить гипотезы и предположения. Диагностический этап должен включать в себя работу и с родителями, и с ребенком, и с педагогами.

Обычно при диагностике ребенка с проблемами в адаптации к детскому саду используются следующие методы:

Работа с ребенком:

Наблюдение во время обучения и свободной деятельности, а также в общении с взрослыми и сверстниками.

Наблюдение — один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменении в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан.  Наблюдение –специально организованное восприятие в соответствии с задачами деятельности. Наблюдение должно отвечать ряду требований.

  • До начала наблюдения должна быть четко сформулирована его цель: требуется определить, какие именно стороны поведения, деятельности и психики ребенка необходимо наблюдать.
  • Наблюдение должно быть объективным. В ходе наблюдения необходимо фиксировать лишь наличие того или иного процесса, но ни как не подменять его «необоснованным толкованием субъективных состояний ребенка».
  • Наблюдение должно проводиться систематически, без больших перерывов. Именно так, по словам Д.Б. Эльконина, можно получить данные, характеризующие действительный процесс развития, а не отдельные состояния ребенка.
  • Наблюдение должно проводиться таким образом, что бы ребенок о нем не знал.
  • Исследователь должен обладать техникой достаточно быстрой записи наблюдаемых фактов.

Различают:

1). Наблюдение внутреннее, внешнее, включенное;

2). Наблюдение стандартизированное и свободное;

3). Наблюдение сплошное и выборочное.

В практике детского психолога наблюдение может выступать как ориентационный метод (данные наблюдения предваряют и направляют тестирование) и как сопроводительный

(вспомогательный)  метод  (данные наблюдения подтверждают либо опровергают результаты тестирования).

Методика «Рисунок семьи».

Методика «Рисунок семьи» доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью  с точки зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции межличностных отношений, так как дает представление о  субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно выразить словами. То есть язык рисунка более  открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык.

Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно применение рисунка семьи в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализировать свои переживания, от его способности к интроспекции, от способности «вжиться» в воображаемую ситуацию, то есть от  тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике.

Методика «Лесенка».

Данная методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребёнком с использованием определённой шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.

Ребёнку дают листок с нарисованной на нём лестницей из семи ступенек, на верхней ступеньке есть площадка, и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребёнок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Детский тест тревожности разработан американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен.

Тест оценивает тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. При этом сама тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Они заключаются, в частности, в торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность сопровождается обычно высокоразвитой потребностью избегания неудач, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов. Повышенный уровень личностной тревожности свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной приспособленности, адаптированости ребенка к жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство.

Психодиагностический материал представлен серией рисунков, которые представляют собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию, которая может вызывать у детей повышенную тревожность.

Определение уровня адаптированности детей к дошкольному учреждению.

Методика представлена в виде таблицы, в которой выделены пять психологических критериев адаптированности ребенка к дошкольному учреждению:

  • Общий эмоциональный фон поведения.
  • Познавательная и игровая деятельность
  • Взаимоотношения со взрослыми
  • Взаимоотношения с детьми
  • Реакция на изменение привычной ситуации.

 

Работа с родителями.

  1. Анкетирование и сбор первичного анамнеза.
  2. Цикл бесед и консультаций по теме адаптации ребенка к детскому саду.

Работа с педагогами.

  1. Беседы с воспитателями группы, направленные на уточнение результатов диагностики, выявление индивидуально-психологических особенностей, проявляющихся в процессе пребывания ребенка в группе детского сада.

Работа с ребенком.

Наблюдение.

Данный метод является неизменимым при первичной ориентировке в реальности детских отношений, позволяет описать жизнь ребенка в естественных для него условиях.

Наблюдение было направлено на выявление следующих особенностей ребенка: преобладающий эмоциональный фон, реакция на изменение привычных условий, взаимодействие с детьми и взрослыми, взаимодействие с родителями.

Методика «Рисунок семьи».

Цель методики- уточнить проблемы ребенка, дополнить данные о внутрисемейном общении.

Качественная интерпретация особенностей изображения на рисунке может быть выполнена разных оценочных критериев. В качестве оценки теста Г.Т. Хоментаускасом. В ней автор выделяет пять симптокомплексов:

1-благоприятная семейная ситуация.

2- тревожность.

3- конфликтность в семье.

4- чувство неполноценности в семейной ситуацию

5-враждебность в семейной ситуации.

Методика «Лесенка». 

Цель методики, определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди, сопоставление результатов методики с оценкой данного ребенка со стороны семьи и воспитателей.

Самооценка зарождается и развивается в контексте общения с другими людьми. От того, насколько позитивным был опыт общения с окружающими, будет зависеть степень благополучия отношений ребенка к себе и другим. Гармоничная и адекватная самооценка  может служить твердым и позитивным фундаментом для развития отношение со сверстниками.

Детский тест тревожности разработан американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. направлен на выявление уровня тревожности ребенка дошкольного возраста и представляет собой комплект из 14 сюжетных картинок, где лицо ребенка не прорисовано художником. Испытуемому предлагалось выбрать лицо на рисунке - «грустное» или «веселое». Картинки делились по половому признаку : для девочек-картинки с девочкой, для мальчиков-с мальчиком.

Тест проводился индивидуально, результаты заносились в протокол. На основе  полученных данных проводился количественный анализ и  по формуле вычислялся индекс тревожности (ИТ) ребенка, который равен процентному отношению количества негативных выборов к их общему количеству. На ряду с количественным предусматривался и качественный анализ тревожности. Анализируется каждый ответ ребенка, после чего делается вывод относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (или подобной) ситуации. Высокая информативность методики, достоверность, а так же сравнительно небольшие затраты времени на диагностику делают ее доступной для качественного и количественного анализа результатов.

Определение уровня адаптированности детей к дошкольному учреждению.

Оценка данной методики осуществляется по 5 критериям. Каждый из критериев имеет три параметра оценки: высокий (3 балла), средний (2 балла), низкий (1 балл).  На основе полученных результатов проводится количественный анализ полученных результатов. Баллы, набранные ребенком, суммируются. Данная сумма делится на 5 (количество критериев). Число, полученное в результате деления, соотносится со следующими показателями и делается заключение об уровне адаптированности детей.

2,6 – 3 балла – высокий уровень адаптированности. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние. Он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируется к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

1,6 – 2,5 баллов – средний уровень адаптированности. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно: новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче адаптируется к новой ситуации.

1 – 1,5 баллов – низкий уровень адаптированности. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия), активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик), либо отсутствует активность, инициативность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, отказ от активных движений, отсутствие попыток  к сопротивлению, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).

Работа с родителями

  1. Беседа для выявления:
  • изучение индивидуальных эмоционально личностных особенностей ребенка (поведение дома, взаимодействие с близкими взрослыми, взаимодействие с чужими людьми).
  •  взаимоотношения со сверстниками вне детского сада.
  • предыдущий опыт  посещения детского сада.
  • предыдущий опыт расставания с родителями.
  1. Анкетирование с целью сбора анамнеза, общих сведений о ребенке и составе семьи. Об особенностях воспитания ребенка в семье, его интересах, проблемах, а так же знакомство с особенностями эмоционального развития ребенка. Его привязанностями.

Работа с педагогами

Беседа с воспитателями, направленная на уточнение и сопоставление данных, полученных в ходе наблюдения за ребенком. Особенностями его поведения и межличностного взаимодействия в повседневной жизни, во время учебной деятельности и в проблемных ситуациях.

Рекомендации родителям, направленные на успешную адаптацию ребенка к детскому саду.

  1.  Больше обращать внимания на обстановку, которая складывается дома и в детском саду: тёплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми.
  2. Создание благоприятного образа детского сада.
  3. Расширить круг общения своего ребёнка: чаще приглашать к себе его друзей, брать в гости к знакомым, гулять по различным маршрутам и при этом учить, спокойно воспринимать новые места.
  4. Чаще использовать телесный контакт, упражнения на релаксацию.
  5. Придерживаться единой стратегии с воспитателями группы, принимать активное участие в жизни детского сада.

6. Быть последовательной в воспитании ребенка.

Рекомендации воспитателям группы.

  1. Фон общения с детьми должен быть спокойным и доброжелательным.
  2. Стараться быть терпеливыми и тактичными.
  3. Быть внимательными к ребёнку.
  4. Включать ребенка в различные игры в группе,  развивать коммуникативные навыки.
  5. Вовлекать Пашу в подвижные игры и постановку спектаклей для развития коммуникативных навыков.
  6. Привлекать к участию в играх «Комплименты», «Я дарю тебе...» и т.п.

  1. Учить делиться своими проблемами и проигрывать проблемные ситуации.
  2. Делать как можно меньше замечаний.
  3. Использовать телесный контакт.

13.        Использовать невербальные средства общения, жесты открытости и
доверия.

  1. Ребёнок должен быть уверен, что взрослые получают удовольствие как от общения с ним, так и от общения с другими людьми.
  2. Не допускать насмешек над ребёнком.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Велиева С «Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста»; Изд.: Речь 2007

2.Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. Вмире детских эмоций. - М., 2004

3.Заводчикова О.Г.«Адаптация ребенка в детском саду: Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: Пособие для воспитателей»; изд.: Просвещение, 2007.

4.Ильина И.С Адаптация ребенка к детскому саду»;Академия развития 2008

5.Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. - СПб., 2005.

6.Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. - СПб., 2005.

7.Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций: дети 5-7 лет. - Ярославль, 2001.

8.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. - СПб., 2002.

9.Макеева Т.Г.: «Тестируем детей»; Изд.: Феникс,2009

10.Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В.Лаврентьевой. - М., 2004.

11.Остроухова А.. «Как измерить адаптацию»; Обруч, №3, 2000 г

12.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М.,2002.

13. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. - Ростов-на-Дону, 2004.

14.Широкова Галина «Детская психология: словарь-справочник»;Изд.: Феникс, 2009

15.Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. - Ростов-на-Дону, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада"

   В начале каждого учебного года проблема адаптации детей к ДОУ становится одной из главных в работе воспитателей и родителей. Адаптационный период является серьёзным испытанием для ...

Презентация "Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада"

Не секрет что некоторые мамы переживают период адаптации к детскому саду так же тяжело как и их дети, а некоторые наоборот, стремятся как можно раньше оставить своего ребёнка на целый день в детском с...

МИРЗОЯН Ж.М. ПРОЕКТ Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада Мой любимый детский сад!

              В жизни каждого ребёнка наступает период, когда ему, хоть  и ненадолго, но придётся отлучаться от родителей. Мы, конечно же, говорим о необ...

Психолого-педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Методический материал содержит практические рекомендации педагогическим работникам по адаптации детей к условиям детского дошкольного образовательного учреждения...

Консультация для родителей "Адаптация детей старшего дошкольного возраста к условиям детского сада"

В консультации представлены факторы, приводящие к нарушению социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста и рекомендации родителям для легкой адаптации детей в группе....